А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ». ИСТОКИ РОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ СИЛ.
методическая разработка по литературе (5 класс)
План открытого урока по знаменитой сказке замечательного поэта А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушкина | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок – 11.11.2015
Тема:
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ
ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ». ИСТОКИ
РОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРЫХ
И ЗЛЫХ СИЛ.
Цели деятельности учителя: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Знакомство.
Введение в тему:
Нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение и покажите смайлики. (Учитель выражает свое мнение по поводу настроения детей).
У всех хорошее настроение, думаю: урок пройдет на «ура».
Показываю портреты Пушкина, его книги, далее просмотр отрывка из мультфильма – дети с помощью учителя формулируют тему урока, называют цели.
Запись темы урока
В конце вы выполните небольшую самостоятельную работу, в которой отразите положительные и отрицательные черты мачехи и царевны. Эти понятия обычно связываем со словами «добро» и «зло».
Работа со словарем – словари лежат перед детьми – читают о понятиях «Добро» и «Зло».
Вопросы:
1. С каким настроением осталась у окна царица? С помощью каких слов вы бы охарактеризовали ее состояние? ( Тоска, уныние, грусть).
2. С помощью каких слов подчеркивает Пушкин это настроение? Поработаем с текстом.
С. 95,0
Ответы: употреблением глаголов: «ждет-пождет»; (очи) «разболелись, глядючи»; «не видать» (друга); «вьется» (вьюга); (снег) «валится»; (девять месяцев) «проходят»; (глаз) «не сводит»? – находим в тексте.
Ф.Г.
Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица.
Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета?
Ответы:
Пушкину нужно событие, с помощью которого можно продолжить развитие действия – элемент композиции (заострить внимание)
Ф.Г.
Расскажите, какими вам представляются царь и царица?
Ответы:
Царь – с добрым лицом, сильный,
Царица – красивая, милая, добрая, душевная.
Показывать иллюстрации
Ф.Г.
Вы в рассказах, когда даете характеристику образам героев, употребляете прилагательные. Многие из них являются эпитетами. А что такое эпитет? (ученики отвечают)
Эпитет – это красочное определение, которое помогает образно представить тот или иной предмет или явление.
Найти эпитеты в строках – с.96. 1 Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?
Желанный – ожидаемый
Жданный – рассчитывать на появление кого-чего-нибудь
Работа со словарем на уроке, словари перед детьми – 2 чел. задействовать – на доске записаны эти слова.
Значит, в их семье царил мир и покой. Между ними светлое чувство – любовь.
6. С какой интонацией нужно читать? Как нужно читать? – С радостью.
ЦАРИЦА-МАЧЕХА (обязателен рисунок)
Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.
С. 96, 2
…Молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Охарактеризуйте интонацию: какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице. Вторая царица красива, но холодна, бездушна.
А какой у нее был друг? Зеркало. С. 96. 3
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Это необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?
Зеркальце сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме собственной пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?
Учитель читает текст и показывает движения.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Физминутка – с зеркальцем (сама показываю, потом повтор детей)
- Слышали ли вы такие слова когда – нибудь: «Твой друг – твое отражение» – воспит.минутка – нужно уметь выбирать друзей.
Пословица: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ
Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе.
Читаем строки – с. 97, 4
Почему же зеркальце разбито?
Оно вдруг сказало правду! Царевна «всех милее, всех румяней и белее», «тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого…» (иллюстрация царевны)
Единственное, что теперь беспокоит мачеху,– красота падчерицы. Как мачеха относится к красоте царевны – завистливость. Легко ли ей по жизни жить с этим чувством? – беседа с детьми.
По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она вторая.
Что же замышляет царица? С.99, 5
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей…
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Как эти строки характеризуют царицу?
Царица – злобная, коварная
На иллюстрации отражен эпизод, когда царевна ошеломлена просьбой семерых братьев. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может:
-Кто на немножно хочет превратиться в героиню – царевну (выраз.чт. детей - девочек) венец девочкам во время чтения.
С.103, 6
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, …
Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места,
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
- Можно сразу попросить оценить классный коллектив.
Богатыри не обиделись отказу царевны. Они уважают ее решение. Ведь царевна осталась верна данному слову.
- Следует обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой, царевна – бабушкой. С какой целью это сделано?
Окунемся в мир русского языка. Обратим внимание на суффиксы – ум.-ласк. Пушкин хотел показать и свое отношение, и отношение царевны к Чернавке. Ведь она действует так подло только по приказу коварной мачехи. Значит, опять мы с вами отмечаем подлость, коварство мачехи.
Вспомните эпизод, когда Чернавка подает ядовитое яблоко царевне. Она отгоняет пса.
С.104, 7
- Понаблюдайте, как часто повторяется звук «о».
Отгоняя пса: «Постой,
Бабушка, постой немножко», – Ей кричит она в окошко.
О – ой, ох и т.д.
(Чтобы создать завывающие, тревожные звуки, этим поэт настораживает читателя; хочется подсказать царевне о надвигающейся беде.)
Запись в тетради:
Ассонанс – повтор одинаковых гласных звуков для создания различных ассоциаций.
Держу яблоко в руке
ЯБЛОЧКО
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Как не съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось. Царевна мертва.
Но зло восторжествовало ли?
Ответы детей о добром конце сказки.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Диагностика:
Выполнение работы на карточке.
Взаимопроверка
Рефлексия:
- Что нового узнали вы на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы чувствовали себя на уроке? Какое у вас настроение сейчас? Покажите смайлики.
Домашнее задание:
- Всем: выучить наизусть одно из обращений королевича Елисея.
(к солнцу, к месяцу, к ветру).
- Инд.: нарисовать царевну и царицу.
Добро-это то, что хорошо,
полезно, нужно человеку,
с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Из школьного философского словаря.
Зло всегда имеет отрицательный смысл
и обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье.
Из школьного философского словаря.
Царица | Царевна | |
Внешность | Высока | Белолица Молодая |
Поведение, характер | Горда | Красавица-душа |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый |
Царица | Царевна | |
Внешность | ||
Поведение, характер | ||
Цветовая гамма |
Высока,белый, красный, стройна, бела, белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, черны (зависть), горда, ломлива, своенравна, румяный, ревнива, злая.
Царица | Царевна | |
Внешность | ||
Поведение, характер | ||
Цветовая гамма |
Высока, белый, красный, стройна, бела, белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, черны (зависть), горда, ломлива, своенравна, румяный, ревнива, злая.
Желанный – ожидаемый
Жданный – рассчитывать на появление кого-чего-нибудь
(по толковому словарю Ожегова-Шведовой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...
Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе....
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" в 5 классе
Проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С.Пушкина....
Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....