"Петербург Некрасова"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Зернова Наталья Викторовна

Конспект урока по литературе 10 класс. 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_nekrasov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИКЛЫ СТИХОТВОРЕНИЙ «НА УЛИЦЕ» И «О ПОГОДЕ».

НЕКРАСОВСКИЙ ПЕТЕРБУРГ. КОНТРАСТЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА.

Цели:  познакомиться с произведениями Н.А.Некрасова, описывающими Петербург

Задачи:  углубить понятия лирический герой,

продолжить работу с изобразительно-выразительными средствами языка;

 развивать навык анализа поэтического текста.

Город нашел в Некрасове своего жреца и свою жертву, своего поэта и своего прозаика...

Ю. Айхенвалъд

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.

Мы с вами живем в удивительном городе – Санкт – Петербурге.

И у каждого город свой, особый.

- Какой он, ваш Петербург?

- Напишите небольшую миниатюру  о нашем городе  и назовите ее «Мой Петербург»  5 минут 

Слайд 1

Чтение миниатюр

Слайд 2,3

  1. Слово учителя. 

Слайд 4

 Сегодня мы попытаемся заглянуть в город Некрасова, узнаем, что видел он в городе, что волновало его.

Еще в первые годы пребывания в Петербурге Некрасова поразили контрасты этого города. Он с горечью наблюдал, как на непосильной работе надрывались ради куска хлеба бедняки, в каких ужасных условиях они жили, сколько страданий выпадало на их долю. А рядом он видел праздную жизнь богатых бездельников.

Слайд 5

С горечью восклицал поэт:

О город, город роковой!..

Душа болит. Не в залах бальных,

Где торжествует суета,

В приютах нищеты печальных

Блуждает грустная мечта...

(Поэма «Несчастные»)

III. Вспомните прочитанные дома стихотворения из цикла «На улице»: «Вор», «Проводы», «Гробок», «Ванька» и цикла «О погоде» 

 Каждое стихотворение представляет собой жанровую сценку.

Слайд  6

Беседа по вопросам:

Прочитайте стихотворение из цикла «На улице»

  1. На чьей стороне симпатии автора в стихотворениях ? 

  1. Какие идеи, темы и мотивы объединяют стихотворения цикла «На улице»?

Слайд 7

3.  Почему Некрасов говорит: «Мерещится мне всюду драма»?

Слайд 8

  IV Цикл «О погоде» был создан в 60-е годы. 

 На первый взгляд он представляет собой целый калейдоскоп разрозненных случаев, звучат разнообразные голоса.

5.  Найдите строчки, рисующие ослепительно яркий город, обладающий только ему присущей красотой.

Слайд  9

 (В серебре лошадиные гривы, Шапки, бороды, брови людей, И, как бабочек крылья, красивы Ореолы вокруг фонарей!

Или

Все свежо, все эффектно: зимой, Словно весь посеребренный, пышен Петербург самобытной красой!

Или

Невский полн: эстампы и книги, Бриллианты из окон глядят...)

  1. Но у Петербурга есть и другое лицо. Волшебная зимняя сказка — всего лишь фасад, а подлинное лицо города уродливо, страшно, болезненно. Найдите строчки, в которых звучит мотив больного, гнилого города.

Слайд  10

(Ветер что-то удушлив не в меру, В нем зловещая нота звучит, Все холеру — холеру — холеру, Тиф и всякую немочь сулит!)

Слайд  11

  1. Как изображен труд городского человека в цикле «О погоде»?

Слайд  12

(Этот труд лишен красоты и гармонии, он грязен, способен только измотать силы человека, но не приносит ни радости, ни результата, ни удовлетворения.)

Слайд  13, 14

  1. Прочитайте эпизод избиения лошади («До сумерек».) Как удается автору передать ощущение боли?

Слайд 15

(Повторением глагола «бил», противопоставлением жестокости человека плачущим кротким глазам измученного животного. Эта сцена символизирует страдания.)

Слово учителя

Слайд  16

Вывод: Слайд 17

Итак, жизнь городского жителя состоит из происшествий, сенсаций, она лишена последовательности и спокойствия. Мы видим чередование внешне не связанных между собой сцен, однако в цикле есть композиционно-смысловая симметрия — все времена плохи для человека, бедняки умирают от одного, богачи — от другого, кому-то холодно, кому-то в это время жарко. Все это создает ощущение безнадежности, невозможности найти хоть какую-то душевную опору.

  1. По этому ужасному городу бродит лирический герой, его образ объединяет разрозненный материал, лежащий в основе стихотворений.

- Кто он, каковы его интересы, его отношение к происходящему?

Прочитайте отрывки

 (Он литератор, об этом говорит эпизод встречи с редакционным курьером, знавшим Пушкина, Жуковского, Николая Алексеича [Некрасова?].

Он боролся за выживание в этом жестоком городе, как и другие, поэтому его трудно чем-либо удивить.

Бесполезна и безнадежна его прогулка; этот цикл по своей форме и композиции может тянуться бесконечно во времени и пространстве, но лирический герой не найдет ничего светлого, ничего обнадеживающего.

 

Слайд   18

«Петербург — это внутренний мир автора, образ хаоса и дисгармонии... Потому, оставаясь в нем, нельзя дойти ни до чего лучшего. Чтобы увидеть свет, надо заглянуть в иное миропонимание, стоящее ближе к гармонии с бытием. Конечно, для Некрасова этим драгоценным свойством обладает крестьянство, единый крестьянский мир»1.)

Слайд  19

Слайд  20

IV. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение и устный анализ одного стихотворения, раскрывающего тему: «Народ в лирике Некрасова». (На выбор.)

примерный план анализа:

1.  Когда было написано выбранное стихотворение? С каким периодом русской истории и творчества Н.А. Некрасова оно связано?

2.  Есть ли сюжет в данном стихотворении, можно ли его пересказать?

3.  Кто является героем стихотворения? Что говорит о нем автор? Какие особенности его характера, речи выявляются в тексте стихотворения?

4.  Кто является рассказчиком? Какими чертами характера он обладает?

5.  Каково отношение рассказчика к событиям, о которых идет речь?

6.   Какие стороны русской действительности  изображены в стихотворении?

7.  Как лексика, синтаксический строй речи выявляют авторское отношение? (Художественные приемы, ритм, рифма.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В презентации представлена таблица, где   по-разному описывают  Петербург  Пушкин,  Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....

Презентация "Отголоски" Древнего Египта в Петербурге.для 5 класса. Предмет - история Петербурга.

Презентация посвящена обелискам Петербурга. Предмет - история и культура Петербурга....

методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.

Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.Задачи:Обобщить знания о петербургском наследии XVIII...

Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».

Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;  раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....