« Инсценирование как средство формирования УУД обучающихся»
статья по литературе

ШСП   Русский язык и литература. Тема " Проблемы развития УУД на занятиях внеурочной деятельностью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инсценирование как средство формирования универсальных учебных действий

Актуальность.

Слайд 2

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.

Слайд 3

Стратегия государства в области образования  заложена в Стандартах второго поколения. 

Слайд 4

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта  актуальной  задачей становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Слайд 5

Возникает противоречие :

  • возросшие требования  федеральных государственных образовательных стандартов к универсальным учебным  действиям обучающихся           низкий уровень сформированности универсальных учебных действий;
  • обеспечение равных возможностей получения качественного образования          разный уровень  подготовки .

Слайд 6

Проблема

Появилась потребность в создании определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность.

Тема

Слайд 7

   Я стремлюсь постоянно культивировать интерес к предмету, уроку. Этому способствуют  нетрадиционные формы организации учебного процесса. К таковым относятся уроки с применением элементов театральной педагогики.

 Словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую только «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой.

Слайд 8

Цель: создать  условия  для формирования универсальных учебных действий средствами театрализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

Задачи:

  • Формировать универсальные учебные действия через театральную игру.
  • Актуализировать коммуникативный опыт в условиях игровой деятельности, формировать умение выстраивать социальное поведения в заданных условиях.
  • Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД.

Слайд 9

Поставленной цели соответствует модель ожидаемого результата:

раскрепощенный, общительный, успешный человек, владеющий словом, готовый к творческой деятельности в любой области, умеющий видеть прекрасное в окружающей жизни.

Слайд 10

На занятиях стремлюсь формировать  универсальные учебные действия, которые настраивают учащихся на «умение учиться» , а не только приобретать конкретные предметные знания и навыки.

Слайд 11

Личностные универсальные действия позволяют сделать учение осмысленным.

Слайд 12

  Познавательные универсальные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации.

Слайд 13

   Коммуникативные  универсальные учебные действия способствуют развитию умения слышать, слушать и понимать партнера. 

Слайд 14

Регулятивные   универсальные учебные действия формируют умение учащихся организовать свою учебную деятельность

Слайд 15

Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Изучением ее занимались многие виднейшие педагоги и методисты. Не теряет она свою актуальность и сегодня, поскольку именно игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания (новые ФГОС).

  Средний школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки литературы и внеурочная деятельность могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

   Эффективным средством формирования и развития  коммуникативных универсальных учебных действий является использование  театральной деятельности.

Ценность приёма театрализации определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Слайд 16

Метод театрализации включает в себе разнообразные приемы. Я остановлюсь на инсценировании.

Определяемся с учениками, что такое инсценирование.

Инсценирование- это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:

Слайд 17

1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;

2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;

3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;

4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.

Слайд 18

Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы и во внеурочной деятельности. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть.

Слайд 19

Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его. Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Время от времени я считаю целесообразным давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, чтобы они почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.

Слайд 20

Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком - это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.

В процессе обучения у школьников я формирую  и развиваю такие коммуникативные умения, как

- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения  другого;
- умение работать сообща для  достижения общей цели.

Слайд 21

В этом возрасте так же  характерны такие коммуникативные умения как умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.

Слайд 22-27

Отследить формирование УУД можно с помощью Диагностической  карты.

Вот так она выглядит.

Слайд 28       

 Чем раньше педагог начнёт привлекать ребят к подготовке театрализованных, игровых  фрагментов урока, тем раскованнее и увереннее будут чувствовать себя  самодеятельные актёры.

         Благодаря  приобщению к художественной литературе  происходит  развитие речи школьников: обогащение  активного и пассивного словарного запаса, формирование  навыков использования правильного литературного языка, развитие долгосрочной памяти, осознанного внимания,  раскрепощение и приобретение опыта  публичного выступления.

         Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики позволяет целостно развивать личность, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство формирования у обучающихся целостного представления о мире

В данной работе представлен личный опыт по теме "Интеграция"...

Эпосы финно-угорских народов как средство формирования УУД обучающихся

Высокообразованный, культурный человек, творческая личность, ответственная за состояние окружающей среды – это наше настоящее и будущее. Поэтому глобальной задачей современной школы является воспитать...

Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...

Методическая разработка «Учебные ситуации как средство формирования у обучающихся умения планировать деятельность через уроки информатики»

Данная методическая разработка содержит теоретический материал по теме, банк учебных ситуаций, конструктор учебной ситуации, а также диагностики для отслеживания результата...

Технология кейс –стади как средство формирования компетенций обучающихся

Описание использования технология кейс –стади (2013 год)...