Мифопоэтика названия пьесы А. Н. Островского «Лес»
статья по литературе
В данной статье рассматриваются особенности реализации названия пьесы А.Н. Островского "Лес" в тексте произведения с точки зрения мифопоэтического функционирования образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_ostrovskiy.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мифопоэтика названия пьесы А. Н. Островского «Лес»
Комедия А. Н. Островского «Лес» была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения. В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. Кроме того, эта пьеса принадлежит к числу тех, в которых рассказывается о судьбе провинциальных актеров, нищих, бездомных.
Для читателя заглавие является основным источником информации о следующем за ним тексте. Из названия «Лес» мы узнаем место действия, его статику. «Именно заглавие более всего формирует у читателя предпонимание текста, становится первым шагом к его интерпретации» [Чернец, 2004:107].
В нашем случае заглавие рисует перед нами не только место действия, но и пейзаж. Таким образом, название пьесы хронотопично.
Лес оказался и необходимой декорацией действия — на скрещении двух лесных дорог встречаются пешие путешественники, провинциальные актеры Счастливцев и Несчастливцев. Лес это и источник развития действия — деньги от продажи леса должны пойти в приданое Аксюше, и разговор об этом ведется уже в первом явлении первого акта; продажа леса — знак упадка помещичьего хозяйства.
Но с другой стороны, лес символизирует глухую провинциальную жизнь и одновременно душевную непросветленность, грубые чувства и поступки обитателей усадьбы. Эта символика ясно проявляется в последнем монологе Несчастливцева: «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов?» [Островский, 1973: 151].
Из данного монолога следует, что жители усадьбы – это совы и филины, т.е. типичные обитатели леса.
Глухоту нравов подчеркивает и Карп в действии третьем, явлении четвертом: «Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью» [Островский, 1973: 104]. Тут мы слышим голос самого Островского, который в ранний период своего творчества был связан со славянофильством. Ко времени написания пьесы «Лес», его отношение к славянофильству стало более критичным, о чем свидетельствует и указанная реплика. Из слов Карпа перед нами открывается мифологический, языческий обряд поклонения идолам (пням), что интерпретируется как примета отсталости и отказ от развития.
Таким образом, с мифологической точки зрения, жители усадьбы не просто «лесные» (глухие, отрешенные от мира), но и являются типичными представителями потусторонних сил. Они находятся вне общества, остановились в своем нравственном развитии, отгородились от мира лесом.
Образ леса тесно связан с развитием сюжета пьесы.
Усадьба Гурмыжской называется Пеньки. Это символично, потому что она распродает свой лес, который собираются вырубить. Т.е. с самого начала указывается, что от ее владений останутся только пеньки, она останется ни с чем. Название усадьбы метафорично переплетается с характером самой хозяйки. Гурмыжская только представляется переживающей и добродетельной, так и ее имение только кажется идиллией. Но эта лживая идиллия, воплощенная в характере Гурмыжской, раскрывается, как и ее лес, существующий почти что на вырубке. Эту же функцию несут и названия пустошей Горелой, Паленой и Пылаевой. Т.е. лес, как таковой, в сюжете не изображается, а предстает только то, что от него осталось: пеньки да огарки. Усадьба Гурмыжской символизирует смену общественного строя, деградацию российского общества.
Лес становится «свахой» Петра и Аксюши. Именно из-за деловых отношений, из-за покупки Восмибратовым леса у Гурмыжской, они приезжают в Пеньки, где и встречаются Петр и Аксюша.
Петр хочет совершить самоубийство именно в лесу, повеситься на дереве. Он то и дело высматривает нужный крепкий сук.
Интересна интерпретация леса в словах Восмибратова: «ведь с лесом, сударыня, поверите ли, только грех один; крестьянишки воруют – судись с ними. Лес подле города, всякий беглый, всякий бродяга пристанище имеет, ну и для прислуги тоже, для женского пола… Потому как у них грибной интерес и насчет ягоды, а выходит совсем напротив» [Островский, 1973: 83]. Лес в его представлении – место совершения всех грехов.
Второе действие начинается с лесных декораций. Тут стоить заметить роль деревьев. На дереве прячется мальчик Теренька, наблюдавший за безопасностью влюбленных. Т.е. дерево и в данном контексте помогает скрыться. В действиях Тереньки раскрывается суть его «говорящего» имени – он тетерев, который сидит на дереве. Даже Петр говорит: «кто-нибудь застрелит вместо тетерева» [Островский, 1973:89].
Но в пьесе встречаются и образы конкретных деревьев. Милонов, говоря тост в честь молодоженов, сравнивает их с деревьями: «Суровый гранит и меланхолический плющ, несокрушимый дуб и нежную повилику» [Островский, 1973: 146]. В образе дуба и гранита предстает Гурмыжская только в силу ее возраста. В данных словах слышится ирония, насмешка. Здесь мужское и женское поменялось местами.
Также интересен самый конец пьесы. Именно там раскрывается истинная роль Несчастливцева. Он цитирует героическую пьесу Шиллера «Разбойники». Действие в данном произведении происходит в лесу, т.е. Несчастливцев выступает как справедливый разбойник, вернув деньги Гурмыжской и сделав счастливой Аксюшу.
Образ леса приобретает аллегорический характер, символизируя дикость нравов внешне благовоспитанных, но глубоко развращенных дворян.
Список литературы
- Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 680 с.
- Островский А.Н. Бесприданница. – Лес. Волки и овцы. – Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1973. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...
Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"
Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...
Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"
Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...
Зачёт по пьесе А. Н. Островского "Гроза"
Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса....
Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.
Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...
Урок - аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...
Символический смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза». Типология образов.
Конспект урока по пьесе А.Н. Островского "Гроза"...