Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе

Проклова Ирина Юрьевна

Цели урока:

  1. Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом; 
  2. Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; 
  3. Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.36 КБ
Office presentation icon pril1.ppt455 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра по роману

А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

  1. Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом; 
  2. Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; 
  3. Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения. 

Правила игры:

  1. Все учащиеся делятся на две команды. (количество учащихся в команде – любое). 
  2. Организация пространства: количество игровых столов – 2 + стол для жюри. 
  3. Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана. 
  4. Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. В случае неверного ответа второй команды вопрос разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы учащемуся, давшему верный ответ. 
  5. Каждый правильный ответ – 1 балл. 
  6. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся. 

Ход урока:

  1. Оргмомент. Объявление темы урока. 
  2. Правила игры 
  3. Литературная игра 

Задание №1. Композиция романа.
Вопрос эрудитам: 

  1. Что такое композиция художественного произведения? 
  2. В чём особенности композиции романа «Дубровский» 
    Команды работают с карточкой №1. (0,5 б. за правильный ответ)

    http://kazzam.ru/umot/literaturnaya-igra-po-romanu-a-s-pushkina-dubrovskij/1.png 
    Задание №2. Назовите эпизоды из романа, которым сопутствуют представленные иллюстрации:

Слайд 3 На псарне у Троекурова.

Слайд 4 Сцена в суде.

Слайд 5 «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева».

Слайд 6 Пожар.

Слайд 7Дефорж и медведь.

Слайд 8Нападение на свадебный поезд.

Задание №3. О каких сценах, событиях идёт речь?

  1. «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца) 
  2. «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью) 
  3. Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (прогнал его) 
  4. Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова воровали лес) 
  5. «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод. (Дубровский в суде после провозглашения приговора) 
  6. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (проучил прутьями) 
  7. По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника) 
  8. Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (собирал ягоды) 
  9. С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить) 

Задание №4. Исторические реалии. Особенности лексики

  1. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга) 
  2. Чем занимается гувернёр? (воспитатель) 
  3. Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным делам) 
  4. «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (в христианской церкви) 
  5. Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество) 
  6. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (кондитер) 
  7. «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»? 
  8. «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом человеке; обух – тупая сторона острого орудия) 
  9. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (льстивость, угодливость) 
  10. «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (хвалились, кичились) 

Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:

  1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский) 
  2. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский) 
  3. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский) 
  4. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? (Троекуров) 
  5. Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин) 
  6. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать.» (князь Верейский) 
  7. Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж) 
  8. Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын). 
  9. Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. (Андрей Гаврилович Дубровский) 

Задание №6. Звания героев

  1. В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? (корнет) 
  2. Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского (отставной поручик гвардии) 
  3. В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? (генерал-аншеф, высший генеральский чин) 
  4. Назовите титул героя по фамилии Верейский (князь) 

Задание №7. Второстепенные и эпизодические персонажи. (слайд №9)


http://kazzam.ru/umot/literaturnaya-igra-po-romanu-a-s-pushkina-dubrovskij/2.png 

Задание №8. Дворянские усадьбы

  1. Как называется деревня Троекурова? (Покровское) 
  2. Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка) 
  3. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово) 
  4. «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (Покровское) 

Задание №9. «Дубровский» в цифрах

  1. Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70) 
  2. Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна) 
  3. Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.) 
  4. Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи) 
  5. Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23) 
  6. Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи) 

Задание №10. Творческие задания

  1. Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского (до 5 баллов) 
  2. Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский» (до 5 баллов) 

Подведение итогов игры, определение команды–победителя и самого эрудированного игрока.

30.10.12.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский» Автор – составитель: Проклова И.Ю., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Восстановите последовательность эпизодов в романе: Троекуровы в гостях у князя Верейского Ссора Дубровского и Троекурова Похороны Андрея Гавриловича Дубровского Письмо Маши князю Верейскому Обед у Троекурова Дубровский останавливает карету князя Верейского Суд Саша прячет кольцо в дупле Пожар Первое свидание Маши и Дубровского Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку

Слайд 9

Второстепенные персонажи Камердинер Дубровского Штаб-лекарь в лазарете больных собак Троекурова Крепостная няня, ухаживавшая за Дубровским и написавшая письмо Владимиру Кузнец Псарь Троекурова Повар, единственный кистенёвский грамотей Кучер Дубровского Птичница Парамошка Гриша Харитон Орина Егоровна Бузырёва Тимошка Архип Антон Агафья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок проводится в форме игры "Умники и умницы"...

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»Цели урока:...

Урок-игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Действие романа происходит  в 1820-е годы, то есть в годы молодости самого А. С. Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.Прообразами поместий, изображённых в романе, стали у...

Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Литературная игра посвящена подведению итогов изучения романа А.С. Пушкина "Дубровский". Среди конкурсов представлены задания, связанные с фактическим знанием материала, с опознаванием основных литера...

Урок-игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

В игре требуется восстановить последовательность эпизодов в романе....

Литературная игра по роману А.С .Пушкина "Дубровский"

Командная игра, котую целесообразно проводить после изучения романа. Игра включает элементы театрализации и викторину....

Литературная игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, ...