Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Цели урока:
- Познавательный аспект: формировать у
учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении,
к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного
произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом; - Развивающий аспект: развивать
мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически
верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих
способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; - Воспитательный аспект: развитие
системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного
отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову,
формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств:
музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного
общения.
Правила игры:
- Все учащиеся делятся на две команды.
- Количество учащихся в команде – любое.
- Организация пространства: количество игровых столов – 2 + стол для
жюри. - Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и
выбирают капитана. - Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить
один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа
имеет команда соперников. В случае неверного ответа второй команды
вопрос разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы
учащемуся, давшему верный ответ. - Каждый правильный ответ – 1 балл.
- В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.
Оборудование: авторский цифровой ресурс в
виде слайдовой презентации
Приложение1, компьютер, проектор, карточки с заданиями, ордена
эрудитов.
Ход урока:
- Оргмомент. Объявление темы урока. Слайд 1
- Правила игры
- Литературная игра
Задание №1. Композиция романа.
Вопрос эрудитам:
- Что такое композиция художественного произведения?
- В чём особенности композиции романа «Дубровский»
Команды работают с карточкой №1.
Проверьте себя. Слайд 2
Задание№2. Роман «Дубровский» в иллюстрациях
Вопрос эрудитам: Назовите художников,
которые иллюстрировали роман (Д.Шмаринов, Б.Кустодиев, Б.Косульнико,
Е.Лансере, А.Пахомов, Б.Бойма ) – по 1 баллу за фамилию
Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные
иллюстрации:
- Слайд 3. На псарне у Троекурова
- Слайд 4. Сцена в суде Д.Шмаринов
- Слайд 5. «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева»
Б.Косульников - Слайд 6. Пожар Б.Кустодиев
- Слайд 7. Дефорж и медведь
- Слайд 8. Нападение на свадебный поезд
Задание №3. О каких сценах, событиях идёт речь?
- «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его,
ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое
идёт речь? В какой момент он так изображается?
(Владимир Дубровский после похорон отца) - «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец
заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил
невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский,
когда увидел Троекурова перед смертью) - Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и
поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского?
(прогнал его) - Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова,
известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…»
На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова
воровали лес) - «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою,
оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и
эпизод. (Дубровский в суде после провозглашения
приговора) - Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него
лес? (проучил прутьями) - По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после
которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича?
(церковного праздника) - Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его
собственным словам? (собирал ягоды) - Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую
записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах) - С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова?
(отомстить)
Задание №4. Исторические реалии. Особенности лексики
- «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти
часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга,
ухаживающий за лошадью барина) - «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего
холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга) - Чем занимается гувернёр? (воспитатель)
- Кто такой стряпчий? Где он работает?
(стряпчий – ходатай по служебным делам) - «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты:
полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где
служит пономарь? (в христианской церкви) - Что такое купчая? (документ на приобретённое,
купленное имущество) - Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз?
(кондитер) - -Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет
- И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник
у него на посылках» Кто такой исправник?
(начальник местной полиции) - «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей
Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу;
даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»? - «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно
батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что
значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о
твердолобом человеке; обух – тупая сторона острого орудия) - «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские
чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки
подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие?
(льстивость, угодливость) - «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза
два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С
крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они
тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит
тщеславились? (хвалились, кичились)
Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:
- «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста,
бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей
Гаврилович Дубровский) - Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был
привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»
(Владимир Дубровский) - «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные
прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»
(Владимир Дубровский) - Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык
давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно
ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с
крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ?
(Троекуров) - Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из
телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель
Шабашкин) - Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее.
Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою
неизгладимую печать.» (князь Верейский) - Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех,
все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.
(Дефорж) - Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским
решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен.
(Спицын).
Задание №6. Значение имени.
- Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин,
владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень
(Кирилла Петрович) - Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный,
храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского – сильный муж или
крепость. О ком идёт речь? (Андрей Гаврилович
Дубровский).
Задание №7. Звания героев
- В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский?
(корнет) - Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского
(отставной поручик гвардии) - В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров?
(генерал-аншеф, высший генеральский чин) - Назовите титул героя по фамилии Верейский
(князь)
Задание №8. Второстепенные и эпизодические персонажи.
Проверьте себя. Слайд 9
Задание №9. Дворянские усадьбы
- Как называется деревня Троекурова?
(Покровское) - Как называется деревня Дубровского?
(Кистенёвка) - Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)
- «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали
извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи
возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на
другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение.
(Покровское)
Задание №10. «Дубровский» в цифрах
- Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)
- Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна)
- Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10
тыс.) - Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи)
- Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию?
(23) - Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи)
Задание №11. Музыкальные вопросы
Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»? (Э.Ф.Направник)
Вопросы командам:
- Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? («Гром победы
раздавайся…») - На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна?
(фортепиано)
Задание №12. Творческие задания
- Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе,
и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского
(до 5 баллов) - Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский»
(до 5 баллов)
Подведение итогов игры, определение команды–победителя и самого
эрудированного игрока.
Список использованной литературы:
- Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе.
– 1998. - №7. – С. 91-99 - Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В
2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В.П.Полухина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005 - Школьная библиотека в формате А4 для старшеклассников, учителей
словесности и абитуриентов (иллюстрации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"
Урок проводится в форме игры "Умники и умницы"...
Урок-игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"
Действие романа происходит в 1820-е годы, то есть в годы молодости самого А. С. Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.Прообразами поместий, изображённых в романе, стали у...
Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский"
Литературная игра посвящена подведению итогов изучения романа А.С. Пушкина "Дубровский". Среди конкурсов представлены задания, связанные с фактическим знанием материала, с опознаванием основных литера...
Урок-игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
В игре требуется восстановить последовательность эпизодов в романе....
Литературная игра по роману А.С .Пушкина "Дубровский"
Командная игра, котую целесообразно проводить после изучения романа. Игра включает элементы театрализации и викторину....
Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Цели урока:Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произвед...
Литературная игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"
Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, ...