Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе "Сочиняем былину"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Посыпкина Елена Юрьевна

Данный материал будет полезен педагогам, которые хотят выйти за пределы школьного учебника и научить детей самим сочинять былины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinyaem_bylinu_v_7_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к уроку «Создание собственной былины» (7 кл.)

  1. Речевая разминка.

Речевая разминка.

Соскочили ребятушки со добрых коней,

А схватилися плотным боем рукопашкою,

А еще борются удаленьки добры молодцы,

А еще борются ребятушки двое суточки,

А и борются ребятушки трое суточки,

По колен они в землю да утопталися,

Не которой один друга не переборет.

  1. Рабочий лист урока.

Лист № 1.

Части былинного сюжета:

  1. Зачин
  2. Основная часть.
  1. Завязка действия;
  2. Развитие действия;
  3. Кульминация (самая напряженная часть действия);
  4. Развязка действия.

     III. Концовка.

События, составляющие содержание этих частей:

  1. В этой части поверженный враг или его войско заклинаются, или наказывается больше не творить зло, или же они сами обещают никогда больше этого не делать.
  2. Богатырю славу поют.
  3. Описание битвы богатыря со злым героем (врагом) или его войском, происходит окончательная победа над злом.
  4. Часто события происходят на княжеском пиру, где главный герой ведет себя так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Богатырю сообщают о враге всего народа и о том зле, которое совершается.
  5. Описание хода событий, включающее в себя встречу богатыря с врагом или его войском, сражения, разговоры с другими героями.
  6. Указывается, откуда выезжает богатырь, место действия или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы.

Лист № 2.

Памятка сказителя:

  1. Желаете ли вы описать своего богатыря сильным в бою?

Если да, то переходите к 2.

Если нет, то переходите к 3 (или к 5).

  1. Воспользуйтесь поэтической формулой:

Где … (имя богатыря) ни пройдет, тут улица,

Где ни повернется, тут проулочек,

Где … (имя богатыря) ни станет, тут площадь.

-- или сочините свое описание.

3. Может быть, вы предпочитаете былину о богатыре красивом?

Если да, то переходите к 4.

Если нет, то переходите к 5.

4.Используйте поэтическую формулу:

А глаза – то были ясна сокола,

А и брови – то черна соболя.

Если это описание вас не устраивает, сочините своё.

5. А может, ваш богатырь гордится тяжелым снаряжением?

Если да, то переходите к 6.

Если нет, то переходите к 7.

6.Вам поможет поэтическая формула:

Как у … (имя богатыря) лук во двенадцать пуд,

А поигрывает … (имя) палицей во три тыщи пуд.

В колчане у него полтораста стрел.

    Если эта формула не устраивает, придумайте своё описание.

7.Вы хотите видеть своего богатыря богатым?

Если да, то переходите к 8.

Если нет, то переходите к 9.

8.     А кольчуги цена сорок тысячей,

       А шелому цена да три тысячи,

       А стрелы в колчане по пяти рублев,

       А коню – то сметы нет.

9. Если все предложенные формулы описания богатыря вам не подходят, пробуйте свои силы в описании его коня:

По целой версты конь поскакивал,

По колен он в землюшку угрязывал,

Он с землюшки ножи выхватывал,

По сенной копне он земелики вывертывал,

За три выстрелы камешки откидывал.

Лист № 3.

Эпитеты, предлагаемые для использования в былине:

Чистый, добрый, синее, сырой, белая, сильный, могучий, поганый, неверный, булатный, каленая, вострая, святая, стольный, белокаменные, почестен, солнышко, разбойник, собака, богатырская, лютый, удалой (-енький), дородный, почетный, красная, прямоезжая, лукавый, тугой.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку литературы в 11 классе "Тест по творчеству А.А.Ахматовой"

Цель: проверить уровень знаний учениками  фактов жизни и творчества А.А.Ахматовой, степень понимания мотивов лирики поэта, тем, идей, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтическог...

Дидактический материал к урокам литературы в 6 классе по теме "Стихосложение".

Материал представляет собой задания для контроля знаний по теме "Стихосложение", а также для тренировки умений определять размер и способ рифмовки стихотворений....

Дидактический материал к урокам литературы

Дидактический материал к урокам литературы(8-10 класс) и внеклассным занятиям по литературе: викторины по творчеству писателей и их произведениям. Данный материал поможет учителю словеснику, преподающ...

Дидактический материал к уроку литературы в 9 классе по повести А.Лиханова "Высшая мера"

Работа выполнена в виде карты. Помогает обучающимся в подготовке к уроку при опережающем обучении....

Дидактический материал к урокам литературы

дидактический материала к урокам литературы в 5-6 классах...

Дидактический материал к урокам литературы. 10 класс.

Схемы, таблицы, алгоритмы, разноуровневые задания, тесты....

Дидактический материал к уроки литературы по повести Н.В. Гоголя "Шинель

Дидактический материал представлен в виде таблицы с ключевыми вопросами по произведению и направлен на иследовательскую деятельность учащихся на уроке...