Дидактический материал к урокам литературы
учебно-методический материал по литературе на тему
дидактический материала к урокам литературы в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_k_urokam_literatury.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».
План к рассказу «Интересно и весело проведённый день в лесу».
План | Аналитическое чтение | Выпишите художественные детали |
1. По дороге к увалу. | 1) какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? 2) как ведут себя по дороге соседские ребята? 3) какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению? | |
2. Сбор земляники. | 4) как противопоставлены герои в сборе ягод? | |
3. Драка левонтьевских ребятишек. 4. Решение идти к Малой речке. | 5) как герой оказался в зависимости от Саньки? 6) какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему его учила бабушка? | |
5. Развлечения на берегу Малой речки. 6. Приключения Саньки в пещере. | 7) как жестоко развлекались ребята? | |
7. Весёлое возвращение домой. 8. Ожидание рассказчиком кары за «содеянное злодейство». | 8) как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам? 9) почему герой решил обмануть бабушку? 10) только ли страх перед бабушкой мучит героя? 11) как герой меняется в ходе своих размышлений? |
В.Г.Распутин «Уроки французского».
Самостоятельная работа с текстом.
Отрывок | Вопросы в помощь. | Сходства | Различия |
Со слов «Федька повёл меня за огороды…» до слов «Мы подошли…» Со слов «За мной кинулся было Птаха…» до слов «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня» | 1. Как выглядит поляна? 2. Что изменилось? 3. Как два описания передают различные внутренние состояния героя? 4.Как пейзажная зарисовка помогает охарактеризовать героя? |
Домашнее задание.
Работа с лексикой.
- Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?
- В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Что это значит – самостоятельная?
- Какие испытания ожидали его?
- Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые?
Анализ эпизода «Разговор с учительницей после уроков».
- Что испытывает мальчик, ожидая этот нелёгкий для него разговор?
- Как начала разговор Лидия Михайловна? (Обратите внимание на интонацию её вопросов). Какую цель она преследует?
- Что неожиданного для вас в этом разговоре?
- Что необычного в этом эпизоде? (Что присутствует внутри диалога).
Н.А.Заболоцкий. Стихотворения.
I. «Меркнут знаки Зодиака».
Комментированное чтение.
1) Как вы думаете, почему слова: Собака, Камбала, Паук, Корова, Муха (в дальнейшем в стихотворении к ним присоединится растение Картошка!) пишутся у Заболоцкого с большой буквы?
2) О какой «плошке опрокинутой воды» говорится в стихотворении? Как называется это средство выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора)?
3) Докажите, что Заболоцкий в стихотворении стремится показать великое и малое, реальность и сказку, которые одинаково необходимы для существования гармонии (порядка) в мире.
II. «Журавли».
Аналитическое чтение.
1) Прочитайте первое и второе четверостишия.
Какая картина возникает перед нами в первом и втором четверостишиях? Каким настроением она проникнута?
2) Какое слово впервые вселяет тревогу, предупреждает об опасности?
3) Прочитайте третье и четвёртое четверостишия.
Как вы думаете, какими звуками наполнена первая часть стихотворения (первое - четвертое четверостишия)? Какая строфа самая тихая?
4) Прочитайте стихотворение до конца.
Как вы понимаете слова: «…В искупленье собственного зла им природа снова возвратила…»? О каком зле природы по отношению к журавлям идёт речь?
5) В связи с чем в стихотворении звучит обращение к молодым? Какие человеческие ценности напоминает поэту гордый полёт журавлей?
6) Объясните смысл следующих перекличек в тексте стихотворения:
серебряные крылья – в рубашке из металла
вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод – два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну
утопая в небе – погружался медленно на дно
7) Чем необычно сочетание слов в строках: «И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно…» ?
8) Прочитайте стихотворение целиком.
Домашнее задание.
- В чём трагедия картины, нарисованной Н.А.Заболоцким в стихотворении «Журавли»? Только ли гибель птицы создаёт ощущение непоправимости происходящего?
- Словарная работа:
а) Какие слова помогают понять, что рушится чья-то жизнь и гармония мироздания (докажите строками стихотворения)?
б) Как состав слова «мироздание» помогает понять его значение?
3. Как вы думаете, почему не назван в стихотворении человек – виновник трагедии (мы видим лишь «чёрное» (символика мрака, смерти) «зияющее» (символика пустоты) дуло)?
III. «Одинокий дуб».
Письменный анализ стихотворения по плану.
1. Опишите дуб.
В чём поэт видит контраст между внешним и внутренним его содержанием?
2. Докажите, что стихотворение является рассказом о человеческой судьбе.
3. Как пунктуационная организация стихотворения помогает понять его смысл?
4. Какую известную поговорку использует поэт в последнем четверостишии?
Почему он спорит с поговоркой?
5. Нарисуйте одинокий дуб (используйте приём олицетворения).
IV. «Не позволяй душе лениться».
1. Найдите в тексте стихотворения и объясните фразеологизмы, пословицы, поговорки.
ДЛЯ СПРАВОК:
Воду в ступе толочь (перен.) – заниматься пустыми разговорами, бесполезным делом (разг.)
Снимать … последнюю рубашку (перен.) - доводить до нищенского состояния (разг., неодобр.)
Держать в чёрном теле – сурово, строго обращаться с кем-либо.
2. Слово «душа» имеет ряд лексических значений:
1) внутренний, психический мир человека, его сознание.
2) то или иное свойство характера (добрая душа).
3) в религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к уроку литературы в 11 классе "Тест по творчеству А.А.Ахматовой"
Цель: проверить уровень знаний учениками фактов жизни и творчества А.А.Ахматовой, степень понимания мотивов лирики поэта, тем, идей, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтическог...
Дидактический материал к урокам литературы в 6 классе по теме "Стихосложение".
Материал представляет собой задания для контроля знаний по теме "Стихосложение", а также для тренировки умений определять размер и способ рифмовки стихотворений....
Дидактический материал к урокам литературы
Дидактический материал к урокам литературы(8-10 класс) и внеклассным занятиям по литературе: викторины по творчеству писателей и их произведениям. Данный материал поможет учителю словеснику, преподающ...
Дидактический материал к уроку литературы в 9 классе по повести А.Лиханова "Высшая мера"
Работа выполнена в виде карты. Помогает обучающимся в подготовке к уроку при опережающем обучении....
Дидактический материал к урокам литературы. 10 класс.
Схемы, таблицы, алгоритмы, разноуровневые задания, тесты....
Дидактический материал к уроки литературы по повести Н.В. Гоголя "Шинель
Дидактический материал представлен в виде таблицы с ключевыми вопросами по произведению и направлен на иследовательскую деятельность учащихся на уроке...
Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе "Сочиняем былину"
Данный материал будет полезен педагогам, которые хотят выйти за пределы школьного учебника и научить детей самим сочинять былины....