"Мой Пушкин" (литературно-музыкальная композиция)
методическая разработка по литературе (9 класс)
Очень часто в школе не хватает программного времени для более глубокого погружения в творчество того или иного автора. Литературно-музыкальная композиция является одной из форм учебно-воспитательного процесса, которая позволяет развивать у учащихся самостоятельность, инициативность, творческие способности, социальные навыки, активизировать познавательную деятельность. Литературно-музыкальная композиция "Мой Пушкин" посвящена творчеству двух больших поэтов - А.С. Пушкина и М.И. Цветаевой. В основе сценария - эссе М.И. Цветаевой "Мой Пушкин", стихотворения поэтов, музыка Моцарта, Г.Свиридова, А. Шнитке, В. Гуцеленко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pushkin.docx | 32.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мой Пушкин
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству А.С. Пушкина и М.И. Цветаевой
На экране - портрет Пушкина (слайд №1) Музыка
Выходит молодой человек. Читает стихотворение А.С. Пушкина «Что в имени тебе моём?..».
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Девушка:
Я тебя отвоюю у всех земель, у небес,
Оттого, что лес – моя колыбель и могила – лес.
Оттого, что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.
На экране портреты А.С. Пушкина и М.И. Цветаевой (слайд №2)
1ведущий:
- «Бывают странные сближенья…» Хотя что же странного в том, что один большой поэт – Марина Ивановна Цветаева - отводит в своей жизни особую роль и особое место другому большому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину?
2 ведущий:
- В центре существования Марины Цветаевой была поэзия, и в ней – непреходящая величина – Пушкин.
1ведущий:
- «Мой Пушкин». Так назвала Цветаева одно из своих эссе-воспоминаний. Такое название показалось многим современникам вызывающим, было воспринято, как нескромное притязание на единоличное владение и единственно верное толкование.
2 ведущий:
- Между тем Цветаева преследовала совсем иную цель: она не отнимала Пушкина у остальных, ей просто хотелось, чтобы они (и мы) увидели поэта её глазами – «глазами любящих».
1ведущий:
- Сегодня мы с вами увидим А.С. Пушкина глазами маленькой, не умеющей читать девочки Марины, Муси, как называли её в семье. И эта попытка воскресит и воспроизвести детское восприятие пушкинского творчества, которое – при всей наивности этого восприятия – оказалось первой, на всю жизнь неизгладимой школой не только поэтических впечатлений, но и нравственных понятий.
2 ведущий:
- Мы увидим Пушкина глазами необычного, страстного, мятежного поэта. И мы обязательно увидим своего Пушкина. Может быть, это произойдет сегодня, может быть, позже. Но произойдёт обязательно.
На экране – портрет Пушкина. Звучит «Вальс» А. Шнитке. Выходят девушки (постарше и маленькие). Рассаживаются в кресла, на стулья. Остаются две. Читают стихотворение М. Цветаевой «Встреча с Пушкиным»:
1 девушка (постарше):
Я подымаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, крутой.
Не устают мои легкие ноги
Выситься над высотой.
Слева – крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна – окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.
Вижу его на дороге и в гроте…
Смуглую руку у лба… —
Точно стеклянная, на повороте
Продребезжала арба… —
Запах – из детства – какого-то дыма
Или каких-то племен…
Очарование прежнего Крыма
Пушкинских милых времен.
2 девушка (моложе)
Пушкин! – Ты знал бы по первому слову,
Кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти.
Не опираясь на смуглую руку,
Я говорила б, идя,
Как глубоко презираю науку
И отвергаю вождя,
Как я люблю имена и знамена,
Волосы и голоса,
Старые вина и старые троны, —
Каждого встречного пса!
1 девушка:
Кончено. – Я бы уж не говорила,
Я посмотрела бы вниз…
Вы бы молчали, так грустно, так мило
Тонкий обняв кипарис.
Мы помолчали бы оба – не так ли? —
Глядя, как где-то у ног,
В милой какой-нибудь маленькой сакле
Первый блеснул огонек.
И – потому что от худшей печали
Шаг – и не больше! – к игре,
Мы рассмеялись бы и побежали
За руку вниз по горе.
Звучит «Пушкинский вальс №2» Сергея Прокофьева. На экране репродукция картины А. Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом»
3 девушка:
- В красной комнате был тайный шкаф.
Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери – «Дуэль».
Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистных деревец, убил.
Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и об этом животе поэта, пеклась не меньше, чем о его душе..
4 девушка:
- Нас этим выстрелом всех в живот ранили…
Черная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, черное с белым окно: снег и прутья тех деревец, черная и белая картина «Дуэль», где на белизне снега совершается черное дело: вечное черное дело убийства поэта – чернью.
Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.
5 девушка
- Немножко позже – мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год – в музыкальной школе был публичный вечер – рождественский.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова Дети танцуют. Музыка смолкает. Девушка продолжает:
- Давали сцену из «Русалки», потом «Рогнеду» – и:
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним.
Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, что это – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и все время говорит, а она не говорит ни слова.
Сцена из романа «Евгений Онегин».
Девушка отходит в сторону и заворожённо смотрит на сцену.
Онегин:
Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочел
Души доверчивой признанья,
Любви невинной излиянья;
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу
Признаньем также без искусства;
Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю.
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единой,—
То, верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив… сколько мог
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою:
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».
(уходят).
Выходит девушка, исполняющая роль матери Марины Цветаевой
Диалог с матерью.
М.:– Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?
– Татьяна и Онегин.
М.:– Что? Не «Русалка», где мельница, и князь, и леший? Не «Рогнеда»?
– Татьяна и Онегин.
М.:– Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла? Ну, что ты там могла понять?
Молчу.
Мать, торжествующе:
– Ага, ни слова не поняла, как я и думала. В шесть лет! Но что же тебе там могло понравиться?
– Татьяна и Онегин.
М.:– Ты совершенная дура и упрямее десяти ослов! Я ее знаю, теперь будет всю дорогу на извозчике на все мои вопросы повторять: «Татьяна и Онегин!» Прямо не рада, что взяла. Ни одному ребенку мира из всего виденного бы не понравилось «Татьяна и Онегин», все бы предпочли «Русалку», потому что – сказка, понятное. Прямо не знаю, что мне с ней делать!!!
– Но почему, Мусенька, «Татьяна и Онегин»? – с большой добротой директор.
-«Потому что – любовь».
М.: - Шести лет – влюбилась в Онегина! (мать уходит)
- Мать ошиблась. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее – немножко больше), не в них двух, а в их любовь. В любовь.
Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда – когда расставались. Никогда – когда садились, всегда – расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и не сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушел, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно. Татьяна на той скамейке сидит вечно.
6 девушка:
- Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
7 девушка:
- У кого из народов – такая любовная героиня: смелая – и достойная, влюбленная – и непреклонная, ясновидящая – и любящая.
Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому-то Онегин и стоит «как громом пораженный».
Все козыри были у нее в руках, чтобы отмстить и свести его с ума, все козыри – чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сравнять с паркетом той залы, она все это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, – к чему лукавить?».
К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать – к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны – внятного, и опять она стоит, в зачарованном кругу залы, как тогда – в зачарованном кругу сада, – в зачарованном кругу своего любовного одиночества, тогда – непонадобившаяся, сейчас – вожделенная, и тогда и ныне – любящая и любимой быть не могущая.
Все козыри были у нее в руках, но она – не играла.
6 девушка
- Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почетных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее!
Звучит музыка
- Ненавижу неточность, обожаю легенды… Монологи Сальери не дают мне покоя… Монологи Сальери, в которых он будто бы взывает к небу, - это скорее диалоги с его же собственным духом, совестью. Это даже не диалоги - это стройные дуэты, в которых с риторической изощренностью утверждается собственная "правота" - в противовес "правде", которой "нет - и выше". Сальери заводит нас в самые дебри добра и зла в то место дебрей, где они неразрывно скручены…
На сцену выходит ученик, исполняющий роль Моцарта. Он садится к роялю, играет. Выходит Сальери. Какое-то время слушает.
Сальери
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой....
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
Вот яд, последний дар моей Изоры (достаёт флакон с «ядом»)
Осьмнадцать лет ношу его с собою —
И часто жизнь казалась мне с тех пор
Несносной раной, и сидел я часто
С врагом беспечным за одной трапезой,
И никогда на шепот искушенья
Не преклонился я, хоть я не трус,
Хотя обиду чувствую глубоко,
Хоть мало жизнь люблю. Все медлил я.
Как жажда смерти мучила меня,
Что умирать? я мнил: быть может, жизнь
Мне принесет внезапные дары;
Быть может, посетит меня восторг
И творческая ночь и вдохновенье;
Быть может, новый Гайден сотворит
Великое — и наслажуся им...
Как пировал я с гостем ненавистным,
Быть может, мнил я, злейшего врага
Найду; быть может, злейшая обида
В меня с надменной грянет высоты —
Тогда не пропадешь ты, дар Изоры.
И я был прав! и наконец нашел
Я моего врага, и новый Гайден
Меня восторгом дивно упоил!
Теперь — пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы.
Добавляет «яд» в бокал с «вином», подносит его Моцарту. Вместе уходят со сцены.
Звучит «Реквием» Моцарта.
1ведущий:
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен —
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного — он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?
2 ведущий
К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесем:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?!
1ведущий:
В своих стихах М.И. Цветаева осудила неискреннее, глянцевое почитание поэта. Очень хочется, чтобы мы услышали её предостережение. Он разный, Пушкин. И у каждого свой.
Звучит романс В. Гуцеленко «Над пушкинской строкой» в исполнении Н. Караченцова.
Опять расцвел июнь сиреневой удачей.
Опять в ночных садах очнулись соловьи.
И в роднике души прозрачно обозначен
единственный подтекст надежды и любви.
И торжествует жизнь на этом свете белом,
покуда в нас самих, как радостная весть,
живут наперекор случающимся бедам
надежда и любовь,
достоинство и честь.
Иные времена, в гостях другая мода,
но все-таки в крови волнуется опять
проросшая сквозь нас свободная природа:
листва шумит в душе – попробуй-ка унять!
Смотрю, несет вода кораблик мой бумажный
а что там, на борту, – размокло, не прочесть.
Вновь учат жить меня открыто и отважно
надежда и любовь,
достоинство и честь.
А если можно жить с оглядкою, иначе,
заботясь лишь о том, чтоб дать душе покой, –
скажите, отчего украдкою мы плачем
над пушкинской строкой,
над пушкинской строкой?
Все участники спектакля поднимаются на сцену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рождение ассоциативной композиции. Урок рисования (композиции).
Одна из задач уроков рисования (композиции) - развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учи...
"Я вас любил" (по любовной лирике А. С. Пушкина) литературно музыкальный вечер для учащихся 9 - 11 классов
«Я ВАС ЛЮБИЛ...»(по любовной лирике А. С. Пушкина) Литературно-музыкальный вечер для учащихся 9-11 классовЗвучит «Вальс» Свиридов (из кинофильма «Метель»).Чтец. На ...
Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция
1. знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...
План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».
Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.
Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...
Растительная орнаментальная композиция как инструмент в овладении основ стилизации в декоративной композиции
В статье представлен опыт преподавания основ стилизации в создании декоративной композиции на примере поэтапной разработки растительной орнаментальной композиции. Данный материал будет полезен п...