Интегрированный урок музыки и литературы «Погружаясь в вальс метели…»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogruzhayas_v_vals_meteli_tk_.docx40.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Погружаясь в вальс метели...»

Учитель музыки: Захарян И.Н.

Учитель русского языка и литературы: Бязрова Е.А.

Класс: 6

Цели урока: 

  • расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей;
  • формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки;
  • расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.

Задачи урока:

образовательные:

  • реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино;
  • разработать формы реализации исследовательских, познавательных и творческих интересов учащихся.

развивающие:

  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков индивидуальной самостоятельной работы;
  • развитие навыков контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • развитие навыков рефлексии собственной деятельности;
  • развитие умений выделять главное, обобщать;
  • развитие навыков речевого общения.

воспитательные:

  • формирование индивидуальной культуры и потребности в приобретении новых знаний;
  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание целеустремленности, упорства в достижении цели;
  • воспитание чувства ответственности за сделанную работу.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование урока:

  1. кинофрагменты из фильма В.Басова « Метель»;
  2. «Музыкальные иллюстрации» Г.В.Свиридова;
  3. презентация к уроку;
  4. проекты учащихся на тему повести Пушкина « Метель»;
  5. видео приложение к уроку.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать: некоторые образцы литературы, музыки, живописи, кино.

Понимать: творчество русских классиков.

Уметь: делать сравнительный комплексный анализ художественного произведения. 

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.

Приемы саморегуляции.

Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Умение структурировать знания.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение формулировать

собственное мнение и позицию.

Осознанное построение

речевых высказываний.

Планирование

учебного сотрудничества

с учителем

и сверстниками – определение цели,

функций участников,

способов взаимодействия.

Восприятие выступлений учащихся.

Участие в обсуждении содержания материала.

Рефлексия собственной

деятельности.

Установление учащимися

связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность.


Примерная структура урока

Типовые этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Положительный настрой на урок.

Приветствует учащихся и присутствующих гостей, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Вхождение в тему урока и  создание условий для осознанного восприятия нового материала

Мотивация учебной деятельности.

Ученик:

«Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокий...

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы.

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы...»

В.А.Жуковский

Учитель музыки

Добрый день ребята, уважаемые гости, нашу встречу в Музыкальной гостиной я предлагаю открыть произведением П.И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь», пьеса имеет второе название - очень романтичное - «У камелька». Камелек - старинное русское слово, т.е. камин - печь для обогрева. Давайте представим, что на улице мороз 40 градусов, а мы с вами сидим около теплого камина, где горят и потрескивают дровишки, нам уютно, тепло, спокойно.

«У камелька». Исполнение на фортепиано.

Учитель литературы:

Наш сегодняшний урок посвящен одному из самых интересных произведений Александра Сергеевича Пушкина

Учитель музыки:

и музыке композитора Георгия Свиридова - «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

Слушают, анализируют.

Определение темы, цели и задач урока.

Учитель литературы:

Наш сегодняшний урок посвящен одному из самых интересных произведений Александра Сергеевича Пушкина

Учитель музыки:

и музыке композитора Георгия Свиридова - «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

Определяют тему урока.

Вводят новую тему урока.

Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности.

Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока

Организация  и  самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению  и получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание»

Она была написана А. С. Пушкиным в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, историю жизни провинциальной семнадцатилетней девицы, Марьи Гавриловны, которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником. Метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

Видеофрагмент 1

Учитель литературы:

1) Задание: запишите слово «метель» подберите к нему слова - ассоциации.

Можно и нарисовать, только быстро. Писать можно вдоль, поперек, по диагонали - как захочется.

  • прочитайте свои слова - ассоциации к слову «метель»;
  • обменяйтесь словами в группе и выделите одинаковые слова.

(большинство слов оказалось подчёркнуто);

  • сделайте вывод. Таким образом, у большинства людей одинаковое восприятие метели как природного явления, и связано оно со словами: снег, ветер, вихри, метёт, холодно, замёрз.

2) А теперь давайте дополним свои метельные ассоциации пушкинскими.

Перед вами тексты из известных стихотворений А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы».

(стихотворения распределены по 3 группам).

  • Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений.
  • Выпишите слова и словосочетания, которые характеризуют метель, бурю, вьюгу.

Учащиеся выполняют задания.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания».

1 группа - стихотворение «Зимнее утро»: вьюга злилась, мгла носилась, мутное небо; луна, как бледное пятно, желтела; тучи мрачные, и ты печальная сидела.

2 группа - стихотворение «Зимний вечер»: буря мглою небо кроет, вихри снежные, она завоет как зверь, она заплачет как дитя; завыванье бури.

3 группа - стихотворение «Бесы»: мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна, странно поневоле, вьюга слипает очи, все дороги занесло, следа не видно, в поле бес водит, вьюга злится, вьюга плачет.

Задание выполняется под музыку «Пастораль» Г. Свиридова из фильма «Метель»

Прочитайте пушкинские ассоциации.

Вывод: лексика А.С.Пушкина более выразительная, богатая, эмоциональная, и нам легче представить картину метели. Вот вы и погрузились в стихию метели, а в этом вам помог не только А.С.Пушкин,

(учитель музыки) но и Георгий Свиридов, мелодия которого прозвучала во время вашей работы над стихотворениями. Он сочинил её как музыкальную иллюстрацию к повести «Метель».

Учитель музыки:

Более 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, романсы. Пушкинский сюжет вдохновил великого русского композитора Г.В.Свиридова на создание музыкальных иллюстраций к повести «Метель».

Музыка была написана к фильму режиссера В. Басова «Метель» в 1964 году. Фильму уже 48 лет!

Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и заодно прослушаем первое произведение Г. Свиридова - «Тройка». Название очень символично, тройка лошадей - это поэтический символ России, символ доброй воли.

Слушание «Тройка» видеофрагмент 2

Учитель музыки:

Произведение «Метель - Тройка» рисует еще один образ, образ Владимира, послушайте, как развивается мелодическая тема.

Слушание «Тройка - Метель» видеофрагмент 3

  • Сколько образов нам нарисовала музыка?

Учитель музыки: правильно.

Вы запомнили, как звучали темы ? А теперь задание - выберите верное, на ваш взгляд, определение из словаря эстетических эмоций.

  1. группа работает над первой темой - «Тройка»;
  2. группа - «Зимняя дорога»;
  3. группа - роковая тема, можно назвать ее «Судьба».

Какое значение имеют три музыкальных образа в сюжете фильма?

Учитель музыки: Какие выразительные средства использует композитор для создания музыкальных образов?

Одинаковая ли музыка по характеру?

Звучат в унисон духовые инструменты оркестра.

Учитель музыки: из словарика эмоций, которые вы подобрали для музыкальных тем, составьте мини-сочинение из 2-3 предложений.

Учитель литературы:

Давайте же рассмотрим, каково в метельных завихрениях пушкинским героям? Что происходит с героями во время метели?

1 гр. - Маша, 2 гр. - Владимир, 3 гр. - Бурмин.

- найдите в тексте и прочитайте, каково состояние героев во время метели, сделайте вывод о взаимодействиях героев и метели.

Вывод: Машу метель пытается остановить, но потом всё - таки позволяет ей отправиться в путь и добраться до церкви.

Владимира стихия кружит и запутывает совсем, так что он безнадёжно опаздывает и приезжает в Шадрино уже под утро, никакого там не застав. Бурмина какая - то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводит в ту же самую церковь.

5) Так что же такое, по - вашему мнению, метель в повести у Пушкина? Только ли плохая погода?

Метель закружила героев, «подменила» женихов и переплела судьбы трёх героев. Человек оказался игрушкой в руках неведомых сил природы. Метель и есть воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, а могут неожиданно принести счастье и удачу. Судьба снова подшутила над героями, но на этот раз по-доброму...

Давайте вспомним, что произошло с героями после их ночного путешествия?

Как сложится дальнейшая судьба Марии Гавриловны и удастся ли ей найти своё счастье?

Учитель музыки: В повести Пушкина нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать «Вальс», но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься

«Вальс» Г.Свиридова вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал...

Видеофрагмент 5. Исполнение, Танец «Вальс»

Учитель музыки: Какие чувства передаются через вальс?

Учитель литературы: Повесть Пушкина вдохновила на создание удивительных произведений многих русских художников, среди них Алексей Венецианов, Дементий Шмаринов, Светлана Сивец, Владимир Пресняков.

Перед вами работы художников, написанные как иллюстрации к произведению Пушкина. Давайте их рассмотрим! Можем ли с их помощью узнать сюжет повести?

Задание

Пронумеруйте иллюстрации в нужном порядке.

Проверка выполнения задания. Мы знаем, что готовясь к сегодняшнему уроку, вы тоже выполнили иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»

Учитель литературы. Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви,

Учитель музыки: самая романтичная музыкальная иллюстрация - это «Романс».

Просмотр. Видеофрагмент «Романс»

Учитель музыки: О чем же эта музыкальная иллюстрация?

Учитель музыки: Почему композитор доверил скрипке мелодию лирического романса?

Учитель музыки: Почему именно через романс композитор рисует образ Марьи Гавриловны?

Учитель музыки: в нашем романсе нет слов, но иногда музыка не нуждается в словах. Это романс без слов, но содержание музыки понятно: в музыке словно сошлись вместе чувства трех героев повести.

Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова.

Учитель музыки: Завершает музыкальные иллюстрации пьеса «Зимняя дорога». Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее. Эта история закончилась, но жизнь - это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи...

Просмотр. Видео фрагмент «Зимняя дорога»

Учитель литературы на фоне клипа :

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска

Учитель литературы. Современные композиторы тоже обращаются к творчеству Пушкина, и сейчас прозвучит романс Владимира Быстрякова «Дорога к Пушкину»

Ученики выполняют задания.

Ученики:

здесь прослеживаются 3 темы. Первая тема рисует образ тройки лошадей, несущейся по зимней дороге, вторая тема - образ зимней дороги, третья тема - эта рок, трагедия, которая меняет судьбы людей.

Выполняют задания.

  1. Образ тройки имеет глубокое значение, это как бы рок, который разъединяет две судьбы. Метель, пурга, как бы, врываются в жизнь человека и полностью ее меняют.
  2. Образ зимней дороги ассоциируется с образом Марьи Гавриловны - натуры мечтательной и романтичной, ее смятение, неуверенность.
  3. Тема «Судьба» имеет философское значение. Судьба может жестоко подшутить над человеком, а может наоборот, принести счастье и удачу.

Тема «Судьба» у нас ассоциируется с темой «Владимира».

  1. В теме «Тройка» музыка звучит на форте, под звон дорожных колокольчиков. Темп быстрый, в ритме быстрого марша. Мажорный лад подчеркивает силу, мощь «Тройки», которая ассоциируется с «Метелью».
  2. Главное выразительное средство в музыке - эта мелодия. Мелодия «Зимней дороги», напевная, певучая, мечтательная. Это передается через минорный лад, спокойную динамику, медленный темп. Мелодия «Зимней дороги», ассоциируется с Марьей Гавриловной, звучит на пиано, скрипки солируют, ведут печальную, очень русскую песенную мелодию. Темп спокойный, постепенно мелодия стихает, рисуя нам удаляющуюся тройку лошадей.

Тема «Владимира» звучит на форте, как рок Судьбы, темп очень сильно замедляется, тема звучит тяжело, трагически, тем самым, подчеркивая всю тяжесть положения.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Метель - полноправный герой повести, она живое существо со своим характером и целями. И в отношении к каждому герою она преследует свои цели, изменив их жизненные планы, изменив их судьбы. Поэтому Пушкин именно так и назвал свою повесть

Марья Гавриловна лежала в бреду, Владимир собрался на войну, где погиб

Ответы учащихся

Музыка Вальса - это музыка о счастье героев

Выполняют задание.

Презентация и защита художественных работ (Домашнее задание)

Наверное, музыка «Романса» рисует мечты Марьи Гавриловны, ожидание, печаль, тоску, одиночество.

Скрипки - самые напевные и певучие инструменты.

Романс - лирический жанр в музыке, романсы обычно поют под гитару или рояль, обычно исполняет романсы солист и чаще всего романсы звучат в миноре. В романсе передается вся глубина человеческих чувств, переживаний человека, а Марья Гавриловна - поэтическая натура, мечтательная и романтичная.

Подведение итогов.

Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества  деятельности учащихся на уроке.

Организовывает подведение итогов.

Учитель музыки: Как вы думаете, что можно узнать о повести Пушкина, прослушав «Музыкальные иллюстрации» Г. В.Свиридова?

Даёт оценку качества работы класса как коллектива, так и отдельных учащихся.

Можно многое узнать о пушкинской эпохе. О том, какая тогда звучала музыка, какие были танцы, что любили петь.

-Романтический характер героев, их душевные порывы рисует музыка Свиридова.

-Музыка рисует русский пейзаж, передает картину зимней метели, зимней дороги.

-Представить чувства героев.

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова - не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»

Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...