9 класс_Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Подготовка к сочинению.
план-конспект урока по литературе (9 класс)
9 класс_Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Подготовка к сочинению.
Цель урока: создать условия для самовыражения учащихся в форме сочинения.
Задачи: проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; развивать эмоциональную сферу, способствовать развитию речи, творческих способностей, учиться самостоятельно работать с материалом.
Предполагаемый результат: создание законченного речевого высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karamzin_nravstvennye_problemy_v_povesti_n.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс_Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Белякова Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №9»
Цель урока: создать условия для самовыражения учащихся в форме сочинения.
Задачи: проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; развивать эмоциональную сферу, способствовать развитию речи, творческих способностей, учиться самостоятельно работать с материалом.
Предполагаемый результат: создание законченного речевого высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Ход урока.
1. Орг.момент
2. Проверка домашнего задания
– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
– Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»?
– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
– Как проявляются в повести черты сентиментализма?
– Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
– В чем смысл заглавия?
3. Вызов. Аналитическая беседа с учащимися.
Сегодня мы подготовимся к сочинению. Посмотрите на тему урока.
Давайте вместе проанализируем каждое слово в этом предложении.
Как вы понимаете слово «проблема»? Дайте определение.
ПРОБЛЕМА - (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Проблема - (от греч. problema - задача) – задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или осмысление уже сформировавшейся позиции ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Что такое нравственность?
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
1.Внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.
А как вы понимаете данное сочетание слов: «нравственные проблемы»?
Проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности - определенных правил поведения; совершение безнравственных (злых) поступков или поступков, противоречащих морали и совести.
Вывод: Художественная литература всех времен и народов всегда ориентируется на нравственные проблемы, поднимает вечные вопросы добра и зла, справедливости, человеческого достоинства и совести, чести и добродетели, ответственности и добра.
Какие нравственные проблемы вы выделите в повести Карамзина?
- проблема ответственности человека за свои поступки
- проблема уважительного отношения к чувствам других людей
- проблема сословного эгоизма, превосходства
- проблема сострадания и т.д.
Но ведь автор никогда не создает произведение просто так, без цели, согласны? Для чего автор обращается к такой нравственной проблематике?
Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в своем произведении?
- урок доброты и сострадания
- урок ответственности за свои поступки
- урок бережного отношения к чувствам других людей
- урок равенства людей вне зависимости от их социального положения
- урок осторожности, предусмотрительности и т.д.
4. Физминутка
Определите тему этого произведения?
В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство. Тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев.
Определите идею этого произведения?
«И крестьянки любит умеют»
Можно ли назвать темы, поднятые Карамзиным, актуальными в наши дни? Почему?
Вывод: Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.
5. Составление плана сочинения.
Коллективное обсуждение, разъяснение пунктов плана, примеры, аргументы.
Вступление
1) Что такое нравственность? (по словарю)
2) Нравственность в моем понимании.
Основная часть
3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении и как раскрывает?
4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок, поведение, человек)
Заключение
1) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему?
Какие нравственные уроки дает нам автор?
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание
Сочинение: Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)
Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....
Тема урока: Сентиментализм как литературное направление (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). 8 класс
Урок с использованием проблемно-диалогического обучения....
«Обобщающий урок по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
урок литературы...
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....
Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)
Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...
План сочинения "Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" (8 кл)
Просто план сочинения...
Планы сочинений по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"
Данный список поможет подготовиться к сочинению по повести "Бедная Лиза"...