Элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста»
элективный курс по литературе (10 класс)
Элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_mihaylova_e.a.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Элективный курс
«Лингвистический анализ художественного текста»
Михайлова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Высокогорская СОШ №2»
Пояснительная записка
Одной из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и особенно поэтического текста.
Предметом элективного курса, адресованного учащимся 10-11 классов, является практика лингвистического анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений). Курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка и литературы.
Содержание курса сочетает два вида анализа текстов. Первый вид анализа - это анализ, не выходящий за пределы материала данного произведения. Цель такого подхода - исследование художественной структуры произведения через язык, когда последовательно выделяются особенности языка на всех уровнях (идеи и эмоции, образы и мотивы, поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство, метрика, ритмика, строфика и звукопись). Второй вид анализа выявляет подтекст, позволяет расширить границы произведения, связать его с многообразием других литературных текстов, с мифологией, символикой, культурологией, историей, философией. Возможны также отсылки к черновым вариантам произведений, к комментариям автора, биографическому фону и даже откликам современников. Цель такого анализа - сравнение данного произведения с предшествующей традицией.
С учетом избранных методик анализ текста осуществляется по пути концентрического расширения «круга понимания», перехода от внешних, формальных, элементов произведения к его содержательно-смысловой и символической стороне.
Основные задачи курса: углубление и систематизация знаний по теории литературы, совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей, обучение учащихся анализу художественного текста, развитие речевой культуры, расширение культурного кругозора, развитие литературно-творческих способностей, подготовка к экзаменационному сочинению.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:
- определение жанра произведения;
- определение тропов и стилистических фигур;
- знание их функций в поэтической речи;
- освоение литературоведческой терминологии;
- знание основных стихотворных размеров.
Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:
- узнавание тропов и стилистических фигур в тексте,
- выявление их функции в художественном произведении;
- определение особенностей художественной формы;
- самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;
- определение композиционных особенностей текста;
- анализ лексического строя произведения;
- определение ведущих мотивов произведения;
- анализ синтаксических конструкций.
Содержание курса включает опыт целостного анализа, основанного на единстве лингвистического, литературоведческого и культурологического аспектов.
Программа рассчитана на 35 часов.
Содержание программы
Анализ поэтического текста.
- М.Ю.Лермонтов «Молитва».
- Н.А.Некрасов «Тройка».
- И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака».
- А.К.Толстой «Средь шумного бала».
- И.А.Бунин « В Альпах» (сонет на льдине).
- И.А.Бунин «Вечер».
- И.А.Бунин «Последний шмель».
- А.А.Блок «Русь».
- С.А.Есенин «Мы теперь уходим понемногу...».
- С.А.Есенин «Заметался пожар голубой...».
- С.А.Есенин «Пускай ты выпита другим...».
- С.А.Есенин «Русь».
- Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги...».
- В.Я.Брюсов «Сонет в форме».
- А.А.Ахматова «Мне ни к чему одические рати...».
- Б.Пастернак «Любить иных – тяжелый крест...».
- В.В.Маяковский «Скрипка и немножко нервно».
- В.В.Маяковский «Лиличка!».
- В.В.Маяковский «Сергею Есенину».
- А.Т.Твардовский «Вся суть – в одном-единственном завете».
Анализ произведений малой формы.
- И.А.Бунин «Антоновские яблоки».
- И.А.Бунин «Холодная осень».
- И.А.Бунин «Качели».
- В.В.Набоков «Тяжелый дым».
Анализ эпизода художественного произведения.
- А.С.Пушкин. Сон Татьяны (V глава романа «Евгений Онегин»).
- И.А.Гончаров. Сон Обломова ( IX глава романа «Обломов»).
- Л.Н.Толстой. Совет в Филях ( из романа «Война и мир»6 т.3, ч.3, гл.4).
- И.С.Тургенев. Сцена дуэли в романе «Отцы и дети».
- М.Булгаков. Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (13 глава романа «мастер и Маргарита»).
- М.Булгаков. Допрос во дворце царя Ирода (2 гл. «Мастер и Маргарита»)
- М.Горький. Легенда о Ларре (из рассказа «Старуха Изергиль»).
- М.Шолохов. Кошевой в доме Мелеховых («Тихий Дон»: т.4, ч.8, гл.18)
- М.Шолохов. Возвращение Григория на хутор («Тихий Дон»: т.4,ч.8,гл.18).
Тематическое планирование
- Введение (1час)
Художественный текст как объект лингвистического анализа.
2.Анализ поэтического текста (18часов)
Жанровое разнообразие поэтических произведений.
3. Основные виды тропов и их роль в поэтической речи.
4. Метафоры в поэтическом тексте.
5. Разновидности метафор. В.Брюсов «Сонет к форме».
6. Метонимия, синекдоха, перифраз.
7. Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности.
8. Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом тексте.
9. Узнавание стилистических фигур в произведении.
- Фоника и мелодика стихотворения.
- Интонационная канва стихотворения.
- Словесно-образная организация поэтического текста.
- Морфологический анализ текста.
- Интерпретация поэтического произведения. Содержательно-смысловой характер произведения.
- Анализ образной структуры текста. А.Ахматова «Мне ни к чему...».
- Стихотворения в прозе.
- Сравнительный анализ поэтических текстов.
- Индивидуальные особенности поэтического стиля.
- Практикум: С.Есенин «Запели тесаные дроги»; А.Блок «Россия».
- Анализ эпизодов и художественных произведений малой формы (15 часов)
Художественное произведение как система.
- Жанровые и композиционные особенности текста.
- Словарная работа; практикум: М.Горький «Старуха Изергиль».
- Стилевое единство художественного текста.
- Тропы и стилистические фигуры.
- Работа с текстом: И.Бунин «Качели», «Тишина».
- Анализ эпизода художественного текста. (Дуэль в «Отцах и детях»).
- Пространственно-временная организация текста.
- Типологические разновидности художественного пространства.
- Практикум: И.Бунин «Холодная осень», «Антоновские яблоки».
- Пространственно-временные отношения (в текстах по выбору).
- Культурологический аспект анализа художественного текста.
- Культурологический анализ музыкальных фрагментов в «Дворянском гнезде».
- Текстовые доминанты художественного произведения.
- Комплексный анализ текста. В.Набоков «Музыка», «Тяжелый дым».
- Обобщение изученного(1час).
Алгоритм лингвистического анализа текста:
- определение стилевой принадлежности текста;
- анализ семантического пространства;
- выявление ключевых слов;
- анализ художественного времени и способов его текстового воплощения;
- анализ художественного пространства;
- выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение);
- своеобразие лексических единиц;
- особенности синтаксических структур;
- использование образных средств и стилистических приемов; обобщение результатов лингвистического анализа.
Тематическое планирование
№ п/п | тема | Дата по плану | дата фактически | примечание |
1 | Введение. Художественный текст как объект лингвистического анализа (20 час.) | |||
2 | Анализ поэтического текста. Жанровое разнообразие поэтических произведений | |||
3 | Основные виды тропов и их роль в поэтической речи | |||
4 | Метафоры в поэтическом тексте. | |||
5 | Разновидности метафор. В.Брюсов «Сонет к форме» | |||
6 | Метонимия, синекдоха, перифраз. | |||
7 | Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности | |||
8 | Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом тексте | |||
9 | Узнавание стилистических фигур в произведении | |||
10 | Фоника и мелодика стихотворения | |||
11 | Интонационная канва стихотворения. | |||
12 | Словесно-образная организация поэтического текста | |||
13 | Морфологический анализ текста. | |||
14 | Интерпретация поэтического произведения. Содержательно-смысловой характер произведения. | |||
15 | Анализ образной структуры текста. А.Ахматова «Мне ни к чему...» | |||
16 | Стихотворения в прозе | |||
17 | Сравнительный анализ поэтических текстов | |||
18 | Индивидуальные особенности поэтического стиля | |||
19 | Практикум: С.Есенин «Запели тесаные дроги»; А.Блок «Россия» | |||
20 | Анализ эпизодов и художественных произведений малой формы (15 часов) Художественное произведение как система | |||
21 | Жанровые и композиционные особенности текста | |||
22 | Словарная работа; практикум: М.Горький «Старуха Изергиль» | |||
23 | Стилевое единство художественного текста. | |||
24 | Тропы и стилистические фигуры | |||
25 | Работа с текстом: И.Бунин «Качели», «Тишина» | |||
26 | Анализ эпизода художественного текста. (Дуэль в «Отцах и детях»). | |||
27 | Пространственно-временная организация текста. | |||
28 | Типологические разновидности художественного пространства. | |||
29 | Практикум: И.Бунин «Холодная осень», «Антоновские яблоки». | |||
30 | Пространственно-временные отношения (в текстах по выбору). | |||
31 | Культурологический аспект анализа художественного текста. | |||
32 | Культурологический анализ музыкальных фрагментов в «Дворянском гнезде». | |||
33 | Текстовые доминанты художественного произведения. | |||
34 | Комплексный анализ текста. В.Набоков «Музыка», «Тяжелый дым». | |||
35 | Обобщение изученного(1час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Факультативный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
Адаптированная программа факультативного курса. Данный курс рассчитан на учащихся X, XI классов, поскольку основан на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематическ...
Элекстивный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
Программа элективного курса для 10 класса "Лингвистический анализ художественного текста". Курс рассчитан на 34 часа. Цель - помочь учащимся в овладении искусством исследования художественного текста,...
Рабочая программа элективного курса "Стилистика.Анализ художественного текста"
Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса. Он подготавливает учащихся к итоговой аттестации. Курс совмещает практическую и теоретическую часть. В результате изучения учашиеся научатся ...