Рабочая программа по литературе для 7 класса ФГОС 68-ч.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12. 2012 года №273 – ФЗ;

2. Приказа Министерства образования и науки в Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.» Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Введен в действие с 1 февраля 2011 г.;

3.Учебного  плана  на 2017-2018 учебный год  ГБОУ СОШ №545

            4.программы для 5 — 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Сухих;

            5.УМК по литературе под редакцией И.Н.Сухи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 7 а класса составлена на основе: Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12. 2012 года №273 – ФЗ;

2. Приказа Министерства образования и науки в Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.» Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Введен в действие с 1 февраля 2011 г.;

3.Учебного  плана  на 2017-2018 учебный год  ГБОУ СОШ №545

            4.программы для 5 — 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Сухих;

            5.УМК по литературе под редакцией И.Н.Сухи

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
  • формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Место предмета в учебном плане

Учебный предмет федерального компонента. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68ч (2 ч в неделю, 34 недели) для обязательного изучения литературы на базовом уровне в 7 классе.

Учебно-методический комплекс

Литература: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций: основное общее образование: в 2 ч. / Ю. В. Малкова, И. Н. Гуйс, Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих; под ред. И. Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

                                                                                             

   Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы в 7классе ученик должен овладеть следующими предметными умениями:

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
  • использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
  • определять авторскую позицию писателя;
  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
  • пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
  • использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;
  • осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;
  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  • обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Содержание учебного предмета  (Тематическое планирование)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе

Проверочных работ

Самостоятельных работ

Чтение наизусть

Тестовых работ

Сочинений

Творческих работ

1.

Введение

1

-

-

-

-

-

-

2.

Тема 1: Героизм и патриотизм

13

2

1

-

1

1

-

3.

Тема 2: Мир литературных героев

23

3

2

1

1

-

-

4.

Тема 3: Герой и нравственный выбор

22

3

-

1

2

2

2

5.

Тема 4: "Странный человек" в движении времени

9

2

1

-

1

-

-

Итого:

68

10

4

2

5

3

2


№№

пп

дата

Тема  раздела/

урока

Кол-во

часов

Тип/

форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Примеча-ния

   По плану

По

факту

Освоение предметных знаний

                          УУД

                                         Вводный урок (1ч.)               

1

02.09

Мифологические и исторические герои.

1

Комбиниро-ванный урок

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства; термины «герой», «литературный герой», «эпопея»; жанры и особенности героического эпоса Уметь: ориентироваться в учебнике.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Беседа,фронтальный опрос

Тема 1 Героизм и патриотизм

2

05.09

Героический эпос в мировой литературе. Гомер «Илиада».

Урок открытия новых знаний

Знать термин «гекзаметр», особенности эпоса Гомера. Уметь давать характеристику Ахиллеса; понимать авторскую позицию

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Опрос в парах

3

09.09

Эпический герой Гомера. Образы  героев-воинов – Ахилл и Гектор.

1

Урок открытия новых знаний

Осознавать народное представление о героическом, отраженное в мифе, фольклоре и литературе. Эпический герой у разных народов.

Регулятивные: уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Коммуникативные:  уметь  самостоятельно организовывать собственную деятельность ,

уметь  договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы,

Познавательные: уметь  самостоятельно работать с разными  источниками информации.

Комментиро-ванное  чтение

4

12.09

«Одиссея»- поэма об испыта-ниях и стран-ствиях героев.

1

Урок открытия новых знаний

Знать содержание изучаемых глав.
Уметь пересказывать худ. Текст; анализировать поступки героев и отношение автора к ним

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

 Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

 Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности

Пересказ

5

16.09

Р.р. Образ Пенелопы как верной и любящей жены.

1

Урок рефлексии

Знать содержание изучаемых глав.
Уметь пересказывать худ. Текст; анализировать поступки героев и отношение автора к ним

Познавательные: уметь  самостоятельно работать с разными  источниками информации.

Регулятивные: уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Коммуникативные:  уметь  самостоятельно организовывать собственную деятельность

и  договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы.

Характеристи-ка героя

6

19.09

Поэма "Калевала".

1

Изучения новых знаний

Знать сведения о собирателе народных песен-рун для фольклорной публикации «Калевалы» -Элиасе Ленротте.

Уметь характеризовать героев, оценивать отраженные в произведении подлинные исторические события и народные идеалы.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации

Ответы на вопросы

Раздел 2 Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси

7

23.09

Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси.

Урок открытия новых знаний

Составить словарь устаревших слов и религиозных понятий. Провести сопоставительный анализ: «Поучение» Мономаха и «Поучение» митрополита Даниила (XVI век), наставления Мономаха и фольклор (русские пословицы).

Познавательные:  уметь самостоятельно работать с разными  источниками информации

Регулятивные:  уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

 Коммуникативные:   уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность уметь договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы.

Индивидуаль-ный опрос.

Анализ произведения.

8

26.09

«Поучение» Владимира Мономаха.

Изучения новых знаний.

Знать  особенности поучения как жанра литературы.
Понимать  смысл поучения Владимира Мономаха. Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием
Регулятивные: уметь анализировать текст поучения, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт
Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Развернутый ответ на вопрос.

Выразитель-ное чтение текста

Раздел 3   Героический характер и подвиг в новой русской литературе

9

30.09

 «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Урок общеметодологической направленности

Знать  факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя. Понимать  роль исторического фона в повествовании.

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

 Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Пр.р. Развернутый ответ на вопрос.

10

03.10

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика.

Урок открытия новых знаний

Знать  содержание повести;

понимать   разницу между героями (их образами, поступками, поведением); уметь: сравнивать образы героев.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные   уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Составление сравните-льной характеристики.

11

07.10

Р.р. Авторское отношение к героям и событиям. Идея

Урок открытия новых знаний

Знать  основное содержание,  

понимать характеры героев, отношение автора к героям; уметь: оценивать их поступки.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Развернутый ответ на вопрос.

12

10.10

М. Горький. Старуха Изергиль».

Урок открытия новых знаний

Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произ- ведения. Понимать: идею легенды о Ларре, образ героя индивидуалиста.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст).                                                                          Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно .
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Беседа

13

14.10

"Песня о Соколе".

Изучения новых знаний

Знать: содержание и художественное своеобразие «Песни о Соколе», понятие «романтический герой». Уметь: истолковывать афоризмы из «Песни…»

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Заучивание на изусть.

14

17.10

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».

Урок развивающего контроля .

Знать  содержание и художественное своеобразие поэмы.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Отрывок наизусть.

Комментиро-ванное чтение

15

21.10

Образ русской женщины.  Образ природы.

Урок развивающего контроля .

Продемонстрировать полученные знания и умения. Проводить самооценку и рефлексию.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Практикум

16

24.10

Р.р. Сочинение-миниатюра «Счастье крестьянки по поэме Н.А.Некрасова.

Урок рефлексии

Знать  особенности композиции сочинения-рассуждения.                     Уметь  выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты, составлять связный текст.

Познавательные: уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции Регулятивные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность Коммуникативные : уметь договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы

Сочинение

Раздел 4 Мир литературных героев

"Маленький человек" в русской литературе.

17

04.11

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель».

Изучения новых знаний

Понимать идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина;

уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.)

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Анализ эпизода.

18

07.11

Образ Дуни.

Идейный смысл  Притчи о блудном сыне.  

Изучения новых знаний

Понимать идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести.

 Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.)

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Характеристика героя.

19

11.11

Авторское отношение  к героям.

Изучения новых знаний

Понимать идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина;

уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.)

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

 Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения .

Развернутый ответ на вопрос.

20

14.11

Н. В. Гоголь. «Шинель».

Изучения новых знаний

Знать: содержание повести «Шинель», историю создания и особенности цикла «Петербургские повести». Понимать: тему и идею произведения.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

 Анализ произведения.

21

18.11

"Шинель". Чтение и анализ.

Изучения новых знаний

Знать: Понимать: особенности Петербурга Н.В. Гоголя.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Комментиро-ванное чтение.

22

21.11

Образ Петербурга .

Изучения новых знаний

Знать: Понимать: особенности Петербурга Н.В. Гоголя.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Развернутый ответ на вопрос.

23

25.11

Р.р.Гуманистический смысл повести .

Урок рефлексии

Знать  особенности композиции сочинения-рассуждения.

Уметь  выбирать  жанр сочинения, составлять план, определять  идею, подобрать цитаты, составлять связный текст.

Познавательные: уметь систематизировать и структурировать знания

Регулятивные: выполнять учебные действия в письменной форме

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями письменной речи

Сочинение

24

28.11

А.П Чехов. "Смерть чиновника".

Изучения новых знаний

Знать  содержание рассказа.

Понимать позицию автора, изменение отношения к «маленькому человеку». Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Фронтальный опрос.

25

02.12

Рассказ «Тоска» А.П.Чехова.

Изучения новых знаний

Знать содержание рассказа, позицию автора.

 Уметь  определять авторское отношение к персонажу

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Комплексный анализ текста

Герой в лирике и прозе

26

05.12

М.Ю. Лермонтов . «Парус» .

Изучения новых знаний

Знать  тексты стихотворений, понятия «романтический», «байронический». Понимать  суть романтического конфликта.                           Уметь  определять средства выразительности.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Анализ стихотворения,

наизусть

27

09.12

М. Ю. Лермонтов. «Тучи».

Изучения новых знаний

Знать  тексты стихотворений, понятия «романтический», «байронический». Понимать  суть романтического конфликта.                           Уметь  определять средства выразительности.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Анализ стихотворения.

28

12.12

В.В.Маяковский «Послушайте!».

Изучения новых знаний

Знать текст стихотворения, особенности стихосложения.

Понимать идею произведения, своеобразие лирики Маяковского.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Наизусть,

анализ стихотварения

29

16.12

"Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".

Изучения новых знаний

Знать  текст стихотворения, особенности стихосложения.

Понимать  идею произведения, своеобразие лирики Маяковского

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст).

 Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Развернутый ответ на вопрос.

30

19.12

Иван Сергеевич Тургенев. «Бирюк».

Изучения новых знаний

Знать факты жизни и творчества писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк».

Уметь  определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст).

 Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Беседа

31

23.12

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе .

Изучения новых знаний

Знать  определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности. Понимать  нравственный смысл стихотворений в прозе.                                      Уметь  определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

 Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Наизусть

Герой в сатире

32

26.12

М.Е. Салтыков-Щедрин .«Сказки для детей изрядного возраста».

Изучения новых знаний

Знать  сведения о жизни и творчестве писателя, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий «гротеск», «гипербола», «аллегория», «фантастика».

Уметь  анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

.

Анализ текста

33

13.01

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

Изучения новых знаний

Знать  сведения о жизни и творчестве писателя, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий «гротеск», «гипербола», «аллегория», «фантастика».

Уметь  анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

.

Развернутый ответ на вопрос.

34

16.01

М.Е.  Салтыков-Щедрин.  «Прему-дрый пискарь».

Изучения новых знаний

Знать  сведения о жизни и творчестве писателя, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий «гротеск», «гипербола», «аллегория», «фантастика».

Уметь  анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Характеристика героя

Раздел 5 Герой и нравственный выбор

35

20.01

Л.Н.Толстой. «Детство».

Изучения новых знаний

Знать  отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение».              Уметь  анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Беседа

36

23.01

Тема детской открытости миру.

Комбинированный

Понимать взаимоотношения взрослых и детей.

Уметь  анализировать отдельные эпизоды, передавая сложность чувств и переживаний героя.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием.

 Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Пересказ

37

27.01

Анализ глав повести «Детство»,

Комбинированный

Знать  нравственную проблематику повести. Уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст).

 Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Анализ  эпизода

38

30.01

Автобиографическая повесть М.Горького "Детство".

Изучения новых знаний

Знать автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев;

уметь  делать художественный пересказ частей сюжета.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

 Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Анализ эпизода.

39

03.02

Изложение с элемен-тами рассуждения «Бабушка Акулина».

Урок развивающе-го контроля

Знать  особенности композиции изложения.

Уметь  составлять план, определять  идею, подбирать цитаты, составлять связный текст.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

 Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Изложение

40

06.02

Ф. Искандер. "Чик и Пушкин".

Урок развивающе-го контроля

Знать: содержание произведения

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Фронтальный опрос.

41

10.02

Идея рассказа, смысл названия.

Урок развивающе-го контроля

Знать: содержание произведения

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Развернутый ответ на вопрос.

Испытание героев любовью.

42

13.02

"Повесть о Петре и Февронии".

Изучения новых знаний

Знать  содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои. Уметь  воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения .

Беседа

43

17.02

У.Шекспир. Трагедия "Ромео и Джульетта".

Изучения новых знаний

Знать  основные сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; содержание трагедии; особенности жанра.

Уметь  кратко пересказывать сюжет выделять сюжетные линии, давать характеристику персонажам.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

 Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Пересказ, Характеристика персонажей

44

20.02

Сюжет и композиция трагедии.

Изучения новых знаний

Знать  основные сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; содержание трагедии; особенности жанра.

Уметь  кратко пересказывать сюжет, выделять сюжетные линии, давать характеристику персонажам.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

 Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Развернутый ответ на вопрос

45

24.02

Смысл финала трагедии.

Комбиниро-ванный

Знать  содержание актов, по которым ведется работа.

Понимать  особенности эпохи Возрождения и отражение их в литературе; характеры героев и причины их поступков. Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, давать характеристику персонажам.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

 Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Анализ эпизода.

46

27.02

А. С. Пушкин. "Барышня-крестьянка".

Изучения новых знаний

Знать  историю создания и особенности последовательности «Повестей Белкина»; содержание повести «Барышня-крестьянка».

Уметь  выделять значимые композиционные элементы, кратко пересказывать сюжет.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

 

Пересказ

47

02.03

Тема любви в повести.

Изучения новых знаний

Понимать термин «любовь».

Познавательные:  уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Регулятивные:  уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность

Коммуникативные: уметь договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы ,

уметь самостоятельно работать с разными  источниками информации .

Развернутый ответ на вопрос

48

05.03

Роман "Дубровский".

Изучения новых знаний

Знать  историю создания и содержание романа «Дубровский»;

Понимать  тематику и проблематику произведения.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель .

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Развернутый ответ на вопрос

49

09.03

Любовная линия в романе.

Урок открытия новых знаний

Сопоставлять  сюжет  романа, образы главных героев с сюжетом и героями трагедии «Ромео и Джульетта»

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

 Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Сопоставительный анализ.

50

12.03

Нравственная проблематика произведения.

Комбинированный

Знать нравственную проблематику произведения.

 Понимать  основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. Уметь: составлять характеристику литературного героя, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Развернутый ответ на вопрос

51

16.03

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

Проверка знаний

Знать  тексты изученных произведений, их особенности, идейно-художественное своеобразие.

Уметь  применять знания на практике

Познавательные: уметь систематизировать и структурировать знания

Регулятивные: выполнять учебные действия в письменной форме

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями письменной речи

Контрольная работа

Личность и власть. Вечное противостояние.

52

19.03

М. Ю. Лермонтов»Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Изучения новых знаний

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу.
Понимать: содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе. Уметь: отмечать в ней фольклорные элементы, находить исторические детали и объяснять их художественную роль.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

 Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть мнениями диалогической речи .

Фронтальный опрос.

53

30.03

Нравственный выбор героев.

Комбинированный

Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни…». Понимать  основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.                 Уметь  составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, оценивать морали и поведения героев.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

 Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Отрывок наизусть.

54

02.04

А.К. Толстой. "Князь Серебря-ный".

Урок открытия новых знаний

Понимать значение термина «герой»,            Знать разницу  между героем историческим и литературным.

Регулятивные:  уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Коммуникативные: самостоятельно организовывать собственную деятельность,

договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы.

Познавательные: уметь самостоятельно работать с разными  источниками информации

Анализ произведения.

55

06.04

Нравствен-ная проблемат-ика произведе-ния.

Урок открытия новых знаний

Понимать значение термина «герой»,            Знать разницу  между героем историческим и литературным.

Регулятивные:  уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции .

Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность,

 договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы.

Познавательные: уметь самостоятельно работать с разными  источниками информации

Беседа

Человек и война.

56

09.04

Поэты-фронтовики.

Изучения новых знаний

Знать содержание поэмы, исторические события .положенные в основу произведения; Понимать: собирательный характер образа главного героя. Уметь  формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; давать характеристику героев.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст).

 Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Наизусть

57

13.04

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщи-ны…»

Урок рефлексии

Понимать значение термина «герой»,                                       Знать разницу  между героем историческим и литературным.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

 Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Анализ стихотворения

58

16.04

М.А.Шолохов. "Судьба человека".

Изучения новых знаний

Знать  основные сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова; содержание рассказа. Понимать  тематику и проблематику произведения. Уметь: определять основные композиционные элементы.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием.

 Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Составление плана  рассказа

59

20.04

Р.р. Образ Андрея Соколова.

Комбиниров-анный

Знать  способы создания характера.                         Понимать  смысл названия рассказа и значение финального эпизода. Уметь: давать характеристику героям.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст).

 Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Характеристика героя

60

23.04

В.В.Быков.  Повесть «Обелиск».

Комбиниров-анный урок

Знать  способы создания характера

Понимать термин «герой», разницу между героем мифологическим, реальным  и  литературным

Регулятивные: уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность ,

 договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы.

Познавательные: уметь самостоятельно работать с разными  источниками информации

Развернутый ответ на вопрос

61

27.04

Мигель де Сервантес Сааведра. " Дон Кихот Ламанчский. "

Урок изучения нового материала

Знать: роман как эпический жанр. Рыцарский роман. Пародия; отличие пародии от стилизации. Фабула. Конфликт. Способы создания характера (поступки героя, речь). Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Второстепенные персонажи.
Понимать: тема и художественная идея.

Регулятивные: уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность ,

 договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы.

Познавательные: уметь самостоятельно работать с разными  источниками информации

Беседа.

62

30.04

Проблема выбора и жизненного идеала .

Урок рефлексии

Понимать  проблему

выбора  жизненного идеала .

Знать: сравнительно-сопоставительная характеристика образов Дон Кихота и Санчо Пансы

Регулятивные: уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность ,

 договариваться в совместной деятельности, задавать вопросы.

Познавательные: уметь самостоятельно работать с разными  источниками информации.

Рассуждение на тему современного рыцарства с подбором примеров из жизни.

63

07.05

В.М.Гаршин "Красный цветок".

Изучения новых знаний

Знать содержание произведения.   Понимать  причины поступков героя, идею самоотверженного противления злу.

Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст.

 Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Развернутый ответ на вопрос

64

11.05

А. Платонов. "Юшка".

Изучения новых знаний

Знать  сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.                        Уметь  анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст).

 Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Анализ эпизода.

65

14.05

Отношение к Юшке персонажей рассказа .

Урок рефлексии

Знать:  Рассказ. Конфликт. Портрет. Деталь. Способы создания характера. Авторское отношение к героям.
Понимать: Идея произведения. Анализ эпизода.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст).

 Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

 Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Характери-стика героя

66

18.05

В.М. Шукшин. "Чудик".

Комбиниров-анный

Знать  особенности шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей. Понимать  тематику и проблематику рассказа. Уметь: давать характеристику героев.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

 Регулятивные: использовать речь для регуляции действий, устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Развернутый ответ на вопрос

67

21.05

Рэй Бредбери. «Всё лето в один день.».

Комбиниро-ванный урок

Знать: Фантастический рассказ.

Понимать проблему сохранения человеческих ценностей земного мира и проблеме детской жестокости и агрессии.

Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Комплексный анализ текста.

68

25.05

Итоговая контрольная работа

Проверка  знаний

Знать: основные термины литературоведения, роды, жанры литературы, размеры стиха, средства выразительности. Уметь: проводить анализ произведения.

Познавательные: уметь систематизировать и структурировать знания Регулятивные: выполнять учебные действия в письменной форме Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями письменной речи

Контрольная работа

Список литературы

  1. И.Н. Сухих. «Литература. Программа для 5-9 классов (базовый уровень)». – М.: Академия. Филологический факультет СПбГУ, 2015).
  2. Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыго. – М.: Эксмо, 2015.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии и нормативы оценки сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность и логичность изложения;
  5. правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.




Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Отметка

Содержание и речь

Грамотность

5

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускаются:


1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

4

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

3

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.


3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и


4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических, а также 4 грамматических ошибки

2

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических ошибок

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м классе - 0,5-1, в 6-м классе -1-1,5, в 7-м классе -1,5 - 2,0 в 8-м классе - 2,0-3,0, в 9-м классе - 3,0-4,0, в 10-м классе - 4,0-5,0, в 11-м классе 5,0—6,0 страниц.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе ФГОС...

Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учре...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе соответствует требованиям стандарта Второго поколения....