Рабочая программа курса по литературе для 5 класса ФГОС
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Описание места предмета «Литература» в учебном плане
Учебный предмет «Литература» входит в обязательную часть учебного плана предметной области «Русский язык и Литература». Программой предусмотрено изучение литературы в 5 классе в объеме 102 часа (3 часа в неделю). Программа составлена с учетом возможной корректировки.
Описание учебно-методического комплекса:
- Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.К. Костюхина, Г.Л. Вирина, И.Р. Николаева; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl.doc | 381.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 545 Курортного района Санкт-Петербурга
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)
Принято. «Утверждаю».
Педагогический совет Приказ от 30.08.2019г. № 72/4-ОД
Протокол от «30» 08. 2019 г. № 10 Директор школы _______ Е.Б. Лагутина
Рабочая программа курса
по литературе
для 5 класса
Штейнбах Маргарита Августовна
Санкт-Петербург
(наименование города)
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V–IXклассов образовательных организаций);
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
- Учебного плана основного общего образования(выписка из основной образовательной программы основного общего образования)Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 545 Курортного района Санкт-Петербурга на 2019/ 2020 учебный год
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. В основе курса литературы 5 класса лежит проблемно-тематический принцип, к которому добавляется принцип литературоведческий. Последовательность изучения произведений в 5 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия мира ребенком. Поэтому курс литературы 5 класса называется «Открытие мира», литературоведческий аспект курса – «Образ мира в фольклоре и литературе»
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и эмоционального восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи:
- формировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем важнейшее место в духовной жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этический и эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
- использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Описание места предмета «Литература» в учебном плане
Учебный предмет «Литература» входит в обязательную часть учебного плана предметной области «Русский язык и Литература». Программой предусмотрено изучение литературы в 5 классе в объеме 102 часа (3 часа в неделю). Программа составлена с учетом возможной корректировки.
Описание учебно-методического комплекса:
- Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.К. Костюхина, Г.Л. Вирина, И.Р. Николаева; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Достижение поставленных целей предполагает включение учащихся в литературно-художественную и творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении ими новых качеств личности:
- потребности в чтении и расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений словесного искусства;
- умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою читательскую позицию, аргументировать ее, опираясь на текст произведения;
- интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.
Особенности организации учебного процесса по предмету:виды деятельности учащихся, используемые формы, методы, средства обучения
А. Виды деятельности учащихся:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Б. Формы обучения:
- фронтальная (коллективная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
- дифференцированная.
В. Методы и приёмы обучения:
Традиционные
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
- метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);
- метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.)
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).
Инновационные
- ИКТ – технологии
- тест – технологии
- технология поэтапного формирования умственных действий
- дифференцированное обучение
- игровые технологии
- технология «Творческих мастерских».
Г. Средства обучения:
- для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер, Интернет – ресурсы, ЭОР(CD, DVD – диски.
Используемые формы и виды контроля
Формы контроля: вводный, текущий, индивидуальный, тематический, итоговый, административный.
Виды контроля: устный опрос, фронтальный опрос, беседа, пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям, терминологический (литературоведческий) диктант, проверочная, самостоятельная работа, тестирование (в т. ч. компьютерное), творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация), нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.), исследовательская, проектная работа, презентация
Содержание учебного предмета (Тематическое планирование)
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе | |||||
Проверочных работ | Самостоятельных работ | Чтение наизусть | Тестовых работ | Уроков развития речи | Творческих работ | |||
1. | Введение | 1 | ||||||
2. | Тема 1: Мир человека и его изображение в фольклоре | 11 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
3. | Тема 2: МОЙ ДОМ-МОЙ МИР | 7 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
4. | Тема 3: Природа – мир, окружающий дом | 28 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | |
5 | Тема 4. Дорог к счастью | 22 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 |
6 | Тема 5. Мир – сообщество людей | 34 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Итого: | 102 | 7 | 8 | 6 | 12 | 9 | 9 |
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | Дата | Тема раздела | Кол-во часов | Тип/форма урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Примечание | |||
По плану | По факту | |||||||||
1 четверть | Освоение предметных знаний | УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные.личностные ) | ||||||||
1 четверть | ||||||||||
1 | 02.09 | Приглашение к чтению и размышлениям. | 1 | Урок-беседа | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Беседа | |||
2 | 03.09 | Миф как источник фольклора. | 1 | Урок-исследование | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Пр.работа | |||
3 | 06.09 | Обрядовая поэзия. Жанры календарных и семейных обрядов | 1 | Комбинированный урок | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Пр.работа | |||
4 | 09.09 | Малые жанры фольклора. Загадки и их особенности. | 1 | Комбинированный урок | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Групповая работа | |||
5 | 10.09 | Пословицы и поговорки. Тематические группы пословиц. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Групповая работа | |||
6 | 13.09 | Сказка, виды фольклорной сказки, сказочные «формулы». Сказки о животных. «Лиса и тетерев». | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализ сказки | |||
7 | 16.09 | Волшебные сказки. «Иван Быкович». | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказки | Познавательные: выделить и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять опыт информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Анализ сказки | |||
8 | 17.09 | Волшебные сказки. «Иван Быкович». | 1 | Комбинированный урок | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказки | Познавательные: выделить и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять опыт информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Характери-стика героев. | |||
9 | 20.09 | Волшебные сказки. «Перышко Финистаясна сокола». | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказки | Познавательные: выделить и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять опыт информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Беседа | |||
10 | 23.09 | Волшебные сказки. «Перышко Финиста ясна сокола». | 1 | Комбинированный урок | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказки | Познавательные: выделить и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке совместного решения | Анализ | |||
11 | 24.09 | Бытовые сказки. Анализ сказок «Мужик и заяц» и «Мудрая дева». | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказки | Познавательные: выделить и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке совместного решения | Фронталь-ный опрос | |||
12 | 27.09 | Контрольная работа №1. | 1 | контроль знаний | Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть. | Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть. | Контрольная работа | |||
13 | 30.09 | А.С.Пушкин. Детские годы. Дом Пушкиных. | 1 | Урок изучения нового материала | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста Регулятивные: форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | Беседа | |||
14 | 01.10 | Анализ стихотворения «Зимний вечер». | 1 | Урок-беседа | Научиться находить впоэтических текста изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста Регулятивные: форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | Анализ | |||
15 | 04.10 | Анализ стихотворения «Няне». | 1 | Урок-беседа | Научиться находить впоэтических текста изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста Регулятивные: форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | Наизусть | |||
16 | 07.10 | А.П.Чехов. Образ дома в воспоминаниях писателя | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам Чехова» | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Индивидуальный опрос | |||
17 | 08.10 | Образ дома в рассказе А.П.Чехова «Гриша». | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам Чехова» | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Ответ на вопрос | |||
18 | 09.10 | Роль художественных деталей в создании атмосферы стихотворения Н.М. Рубцова «Первый снег». | 1 | Урок-беседа | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Наизусть | |||
19 | 11.10 | Контрольная работа №2 по теме «Мой дом – мой мир». | 1 | контроль знаний | Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть. | Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть. | контроль | |||
20 | 14.10 | И.С.Тургенев. Мир и природа в творчестве писателя. | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Беседа | |||
21 | 15.10 | И.С.Тургенева «Бежин луг». | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Пр.работа | |||
22 | 18/.10 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». | 1 | Урок-беседа | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Характери-стика героев | |||
23 | 21.10 | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Урок-беседа | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий (групповая работа) | |||
24 | 22.10 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ текста | |||
2 четверть | ||||||||||
25 | 25.10 | Испытания Насти и Митраши. Характеристика детей. | 1 | Урок-беседа | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Характери-стика детей. | |||
26 | 04.11 | Творческая работа по тексту повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий (групповая работа) | |||
27 | 05.11 | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения | Познавательные: понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию Регулятивные: уметь соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, контролировать, корректировать, оценивать действия партнера | Анализ | |||
28 | 08.11 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро» Изображение становления характера главного героя. | 1 | Комбинированный урок | Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения | Познавательные: понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию Регулятивные: уметь соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, контролировать, корректировать, оценивать действия партнера | Текущий (групповая работа) | |||
29 | 11.11 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро» Мальчик в борьбе за спасение. | 1 | Комбинированный урок | Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Характери-стика героя | |||
30 | 12.11 | Первоначальное представление о портрете в литературном произведении | 1 | Комбинированный урок | Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Характери-стика героя | |||
31 | 15.11 | Сочинение «Однажды летом» или характеристика литературного героя | 1 | Комбинированный урок | Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Сочинение | |||
32 | 18.11 | Тематика и проблематика лирического стихотворения. Первоначальное представление о пейзажной лирике. | 1 | Комбинированный урок | Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Анализ | |||
33 | 19.11 | Ф.И.Тютчев «Летний вечер», А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен», С.Есенин «Там, где капустные грядки…», | 1 | Комбинированный урок | Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Наизусть | |||
34 | 22.11 | Ф.И.Тютчев «Тихой ночью» А.А.Фет «Какая ночь!» С.Есенин «Прячет месяц за овинами» | 1 | Урок-беседа | Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Текущий (групповая работа) | |||
35 | 25.11 | А.И.Куприн «Сапсан» Сюжет. Композиция. Образы. | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Выразитель-ное чтение | |||
36 | 26.11 | А.И.Куприн «Сапсан» Взаимоотношения человека и животного. | 1 | Урок-беседа | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать прочитанную сказку. Характеризовать героя. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Беседа | |||
37 | 29.11 | Дж.Лондон «Бурый волк» Сюжет, композиция рассказа. Идея рассказа. | 1 | Комбинированный урок | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Пересказывать прочитанную сказку. Характеризовать героя. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор | Текущий (групповая работа) | |||
38 | 02.12 | Дж.Лондон «Бурый волк» Взаимоотношения человека и зверя | 1 | Урок-беседа | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно-выразительные средства | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, выдвигать гипотезы при работе с текстами и их обосновывать, делать выводы Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Беседа | |||
39 | 03.12 | Жанр баллады И.В.Гете В.А.Жуковский «Лесной царь» | 1 | Комбинированный урок | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, выдвигать гипотезы при работе с текстами и их обосновывать, делать выводы Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Пересказ | |||
40 | 06.12 | И.В.Гете В.А.Жуковский «Лесной царь» | 1 | Урок-беседа | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, выдвигать гипотезы при работе с текстами и их обосновывать, делать выводы Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Текущий (групповая работа) | |||
41 | 09.12 | А.С.Пушкин «Зимняя дорога» Тема, идея, образы, художественные средства. | 1 | Комбинированный урок | Научиться определят тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи из учебника | Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста | Анализ | |||
42 | 10.12 | А.С.Пушкин «Бесы». Тема, идея, образы, художественные средства. | 1 | Урок-беседа | Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста (фонохрестоматия) | Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста | Беседа | |||
43 | 13.12 | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» | 1 | Комбинированный урок | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий (групповая работа) | |||
44 | 16.12 | М.Ю.Лермонтов «Листок» | 1 | Урок-беседа | Научиться находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Наизусть | |||
45 | 17.12 | М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | Комбинированный урок | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: формировать навыки работы в группе | Опрос | |||
46 | 20.12 | Проект: «Музыкально-литературная композиция «Человек и природа» | 1 | Урок-беседа | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Текущий (групповая работа) | |||
47 | 23.12 | Контрольная работа №3 | 1 | контроль знаний | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Контроль | |||
48 | 24.12 | Литературная сказка. Братья Гримм «Шиповничек» Сюжет. Композиция. Герои. Идея сказки. | 1 | Урок-беседа | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Беседа | |||
3 четверть | ||||||||||
49 | 27.12 | Ш.Перро «Спящая красавица» Сюжет. Композиция. | 1 | Урок-исследование | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Опрос | |||
50 | 13.01 | Ш.Перро «Спящая красавица» Герои. Идея сказки. Художественные особенности. | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Харектери-стика героев | |||
51 | 14.01 | В.А.Жуковский «Спящая царевна» Сюжет. Композиция. Герои. Идея сказки. Художественные особенности. | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Текущий | |||
52 | 17.01 | Братья Гримм «Снегурочка» Сюжет. Композиция. Герои. Идея сказки. Художественные особенности. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Беседа | |||
53 | 20.01 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Литературный герой и художественные средства создания его образа. | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Характеристика героев. | |||
54 | 21.01 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Образы мачехи и царевны в сказке Пушкина. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Характеристика героев. | |||
55 | 24.01 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Идея произведения. | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Опрос | |||
56 | 27.01 | Х.К.Андерсен «Снежная королева» Кай и Герда, характеры. Причины похищения Кая. | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Пересказ | |||
57 | 28.01 | Х.К.Андерсен «Снежная королева» Образ Герды в композиции сказки. | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Образ героя | |||
58 | 31.01 | Х.К.Андерсен «Снежная королева» Маленькая разбойница и Герда. Причины изменений в героях. | 1 | Урок-беседа | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Беседа | |||
59 | 03.02 | Х.К.Андерсен «Снежная королева» Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. Зеркала в сказках братьев Гримм, Пушкина, Андерсена. | 1 | Урок-исследование | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Текущий | |||
60 | 04.02 | Сочинение Характеристика литературного героя | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Сочинение | |||
61 | 07.02 | Контрольная работа № 4 | 1 | Контроль знаний | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Контроль | |||
62 | 10.02 | Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» Сопоставление переводов отдельных эпизодов сказки | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач \ | Сопостави-тельный анализ | |||
63 | 11.02 | Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Текущий | |||
64 | 14.02 | Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Выразительное чтение по ролям. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Текущий | |||
65 | 17.02 | Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Выразительное чтение по ролям. | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Выразительное чтение по ролям. | |||
66 | 18.02 | Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Иллюстрирование эпизодов. | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Анализ эпизода | |||
67 | 21.02 | Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Сопоставление образов Суок и Тутти в образах Герды и Кая из сказки Х. К. Андерсена. | 1 | Комбинированный урок | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Сопоставительный анализ героев | |||
68 | 24.02 | Контрольная работа №4 | 1 | Контроль знаний | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Контроль | |||
69 | 25.02 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» Историческая основа стихотворения. | 1 | Урок-исследование | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Текущий (групповая работа) | |||
70 | 28.02 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» Историческая основа стихотворения. | 1 | Комбинированный урок | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Текущий (групповая работа) | |||
71 | 02.03 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» Образ рядового участника сражения. | 1 | Комбинированный урок | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Текущий (групповая работа) | |||
72 | 03.03 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» Историческая основа и сюжет рассказа. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий | |||
73 | 06.03 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» Жилин и Костылин как два разных характера. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Характери-стика героев | |||
74 | 09.03 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» Поэтичный образ Дины. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Характери-стика героев | |||
75 | 10.03 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» Поучительный характер рассказа. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Беседа | |||
76 | 13.03 | Контрольная работа №5 | 1 | Контроль знаний | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Контроль | |||
4 четверть | ||||||||||
77 | 16.03 | Жанр басни. Жанр басни, история его развития. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий | |||
78 | 17.03 | И.А.Крылов. Басни. «Волк и Ягнёнок». Образы животных в басне. | 1 | Урок-беседа | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Наизусть | |||
79 | 20.03 | И.А.Крылов. Басни. «Волк и Ягнёнок». Образы животных в басне. | 1 | Урок-исследование | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Беседа | |||
80 | 30.03 | И.А.Крылов. «Квартет» | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ текста | |||
81 | 31.03 | И.А.Крылов. «Квартет» Мораль басни. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ текста | |||
82 | 03.04 | И.А.Крылов. «Квартет» Мораль басни. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий | |||
83 | 06.04 | Жанр баллады Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». | 1 | Комбинированный урок | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Текущий (групповая работа) | |||
84 | 07.04 | Жанр баллады Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Познавательные: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать текст Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение, составлять речевую характеристику литературных героев | Текущий (групповая работа) | |||
85 | 10.04 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»Смысл названия. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ расказа | |||
86 | 13.04 | А.П.Чехов «Лошадиная фамилия. | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Опрос | |||
87 | 14.04 | В.Г.Короленко «Мгновение» История человеческой души. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Комментиро-ванное чтение | |||
88 | 17.04 | В.Г.Короленко «Мгновение» Символическое значение образа моря. | 1 | Урок-беседа | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий | |||
89 | 20.04 | В.Г.Короленко «Мгновение» Идея рассказа. | 1 | Урок-исследование | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ | |||
90 | 21.04 | К. Г. Паустовский.Творчество как источник жизни человека | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ текста | |||
91 | 24.04 | К. Г. Паустовский. «Парусный мастер» Композиция рассказа и конфликт. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | характеристика героев | |||
92 | 27.04 | К. Г. Паустовский. «Парусный мастер» Идея произведения. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ | |||
93 | 28.04 | А.И. Куприн «Чудесный доктор». Смысл названия. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Беседа | |||
94 | 04.05 | А.И. Куприн «Чудесный доктор Реальная основа и содержание рассказа. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ | |||
95 | 05.05 | А. П. Платонов. «Цветок на земле» | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ текста | |||
96 | 08.05 | М. Твен Слово о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера » (отрывок) | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Беседа | |||
97 | 11.05 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Мир детства и мир взрослых. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ текста | |||
98 | 12.05 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Герои и события повести. | 1 | Урок развития умений и навыков | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Характери-стика героев | |||
99 | 15.05 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема дружбы и мечты. | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий | |||
100 | 18.05 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. | 1 | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Анализ текста | |||
101 | 19.05 | Контрольная работа № 6 | 1 | Контроль знаний | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения | Познавательные:уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание | Контроль | |||
102 | 22.05 | Литература как искусство словесного образа | 1 | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные форматировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение | Текущий |
Список литературы
- Литература: Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2018.
- Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.К. Костюхина, Г.Л. Вирина, И.Р. Николаева; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Критерии и нормативы оценки сочинений.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Отметка
Содержание и речь
Грамотность
5
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
4
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
3
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических, а также 4 грамматических ошибки
2
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м классе - 0,5-1, в 6-м классе -1-1,5, в 7-м классе -1,5 - 2,0 в 8-м классе - 2,0-3,0, в 9-м классе - 3,0-4,0, в 10-м классе - 4,0-5,0, в 11-м классе 5,0—6,0 страниц.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "География" 5 класс в соответствии с ФГОС
представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование согласно учебнику Плешакова, Сонина, Бариновой....
Рабочие программа курса математики 5 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)
Рабочие программы...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...
Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)
Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Концентрический курс
данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и может быть использована в работе по УМК "Сфера жизни" Биология. Введение в биологию...
Рабочая программа курса алгебры 7 класса ФГОС (Колягин Ю. М.)
Рабочая программа курса алгебры 7 класса ФГОС (Колягин Ю. М.)...
Рабочая программа курса «Истории 6 класс» для основной школы на основе ФГОС
Рабочая программа составлена на основе:федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образова...