КТП по литературе для 8 класса ФГОС ООО
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)
КТП по литературе для 8 класса ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literatura_8_klass_fgos_ooo.docx | 66.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по литературе для 8 класса ФГОС ООО
(по В.Я. Коровиной)
№ п/п урока | Разделы. Тема урока | Содержание урока (элементы обязательного минимума образования) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | ||||
Понятия | Предметные | Метапредметные УУД (Познавательные – П Регулятивные – Р Коммуникативные – К) | Личностные | План | Факт | |||
Введение – 1ч. | ||||||||
1. | Русская литература и история. | Понимание о литературе как одном из видов искусства. Значение литературы и искусства в жизни человека. | Публицистика, народность, гражданственность. | Воспринимают текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. | П: умеют искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Р: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей. К: умеют ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. | Проявляют любознательность и интерес к изучению истории и литературных произведений. | ||
Устное народное творчество – 2 ч. | ||||||||
2. | Отражение жизни народа в народных песнях и частушках. | Фольклор как особый способ познания русской истории. Народная песня. Обрядовые и внеобрядовые песни. | Фольклор, | Знают, отличают друг от друга и дают определение жанрам фольклора: частушки, народные песни; понимают язык произведений устного народного творчества. | П: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Р: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий. К: строят монологические высказывания и диалог (в том числе с использованием малых фольклорных форм). | Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ||
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | Понятие об устной народной прозе. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Предания в актерском исполнении. | Фольклор, народ, предание, жанр, поколение, проза, историческая достоверность. | Владеют знаниями о жанре, его отличительных особенностях; знают причины возникновения и цель создания. Создают письменное оригинальное произведение. | П: осмысленно читают и объясняют значение прочитанного, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия Р: используют речь для регуляции своих действий, устанавливают причинно-следственные связи. К: строят монологические высказывания, владеют умениями диалогической речи. | Развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей. | ||
Из древнерусской литературы – 2 ч., из них 1ч. вн.чт. | ||||||||
4. | Житийная литература как особый жанр. «Житие Александра Невского». | Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. | Веспасиан, летопись, житие, воинская повесть. | Понимают и воспроизводят информацию, предоставленную в древнерусском тексте. | П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекают нужную информацию Р: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики. К: умеют строить монологические высказывания, проявляют активность для решения познавательных задач. | Воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине. | ||
5. | Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | Изображение действительных и вымышленных событий—главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Сатира, сатирическая повесть, гротеск, гипербола. | Знают определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности; умеют находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести. | П: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия. Р: понимают учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке. К: оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, оценивают и редактируют устное и письменное речевое высказывание. | Формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков). | ||
Из литературы XVIII века – 3 ч. | ||||||||
6. | Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Сотая и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. | Классицизм, комедия, драма, первоет, часослов, псалтырь, скаред, должности, двор, единство места, единство времени, единство действия, завязка, развязка. | Знают факты творческой биографии автора, его место в развитии драматургии и театра, историю создания пьесы, действующих лиц, сюжет комедии; умеют обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт. | П: умеют устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулируют и удерживают учебную задачу, планируют и регулируют свою деятельность К: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владеют устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||
7. 8. | Речевые характеристики персонажей комедии «Недоросль» как средство создания комической ситуации. | Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | Классицизм, комедия, драма, единство места, единство времени, единство действия, завязка, развязка, «высокие» жанры классицизма, «низкие» жанры классицизма. | Умеют объяснять новаторство Д.И. Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей комедии, умеют анализировать ключевые сцены комедии. | П: выделяют и формулируют познавательную цель. Р: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. | ||
Из литературы XIX века – 34 ч., из них 3ч. вн.чт. + 1ч. р.р. + 2ч. к.р. + 1ч. проектная деятельность | ||||||||
9. | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен. | Краткий рассказ о писателе. Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственности, зазнайства. | Басня, мораль, аир, сатира, аллегория. | Используют литературоведческие термины, характерные для басни. Развивают навык выразительного чтения и анализа басни. Устное рецензирование басни. | П: самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике. Р: понимают учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке. К: формируют готовность вести диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Формирование целостного мировосприятия, усвоение гуманистических ценностей нашего общества, народной морали, нравственности. | ||
10. | Вн.чт. И.А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | Содержание басен И.А. Крылова. Выразительное чтение басен. Развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям. | Басня, аллегория, сатира, порок, мораль басни. | Подбирают примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции. | П: самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике. Р: понимают учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке. К: формируют готовность вести диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Формирование целостного мировосприятия, усвоение гуманистических ценностей нашего общества, народной морали, нравственности. | ||
11. | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылева. | К.Ф. Рылеев - автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. Историческая тема думы «Смерть Ермака». Ермак Тимофеевич—главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. | Ода, дружеское послание, элегия, эпиграмма, дума, тать, тема, идея, эпизод, дружина. | Владеют знаниями, умениями и навыками по изучаемому разделу Владеют понятием о родах и жанрах литературы. | П: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий Р: самостоятельно формулируют познавательную задачу и строят действия в соответствии с ней. К: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию. | Используют для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и др.). | ||
12. | Основные темы лирики А.С. Пушкина. | Разноплановость содержания стихотворений поэта. Стихотворение «К***». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Стихотворение «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. | Предсказанье, завет, предназначение, изобразительно-выразительные средства языка. | Знают основные понятия и термины, умеют анализировать стихотворный текст. | П: умеют выделять и формулировать познавательную цель. Р: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||
13. 14. | А. С. Пушкин и история. История пугачевского восстания в творчестве Пушкина. | История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. История создания произведения. | Тема, идея, мятеж, пугачевщина, бунт, зло, честь, добро, жанр, цитата. | Знают содержание прочитанных фрагментов «Истории Пугачева»; понимают установку на объективность авторского повествования, отношение простого народа к Пугачеву. | П: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию. Р: умеют планировать алгоритм ответа. К: умеют формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие исторического и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы. | ||
15. | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Главные герои. | История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). | Гвардия, премьер-майор, стремянный, дядька, борзая, мосье, обносить, контракт, ментор, придворный календарь, свычаи, генерал-поручик, кавалер, мотать, шаматон, кибитка, погребец, кий, келья, миткаль, | Знают творческую историю произведения, умеют определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом автора, объясняют отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. | П: выполняют учебно-познавательные; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану. К: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||
16. | Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Путь духовного становления главного героя. Влияние на героя извне. | Маркер, ротмистр, рекрут, облучок, пороша, циновка, яицкий, целовальник, штавец, штоф, вечерня, пристань, фортеция, лубочный. | Прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение не-знакомых слов. Владеют навыками анализа произведения. | П: ищут и выделяют необходимую информацию, вы-разительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа. К: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию. | Формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ориентация в системе моральных норм и ценностей. | ||
17. | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. | Нравственная красота героини. Роль Маши Мироновой в судьбе Гринева. | Урядник, капрал, позитура, сатисфакция, обиняки, перевязь, оказия, грамота, оный, обедня, розыск, сикурс, ранг, сайдак, киват. | Понимают отношение автора и других действующих лиц к героине, роль Маши в судьбе Гринева и смысл образа Маши в поэтике романа. Дают характеристику героям, оценку их поступкам. Анализируют содержание произведения. Оперируют понятиями при анализе произведения. | П: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Р: осознают усвоенный материал, качество и уровень усвоения. К: умеют ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ориентация в системе моральных норм и ценностей. | ||
18. | Пугачев и народное восстание в романе. Восстание в авторской оценке. | Отношение народа к бунтовщику в повести. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Народная война глазами автора и рассказчика. | Реестр, тафта, стан, таможня, тактика, парапет, наперсник, супостат, кистень, угодник, ходатай, извет. | Дают характеристику героям, оценку их поступкам. Анализируют содержание произведения. Оперируют понятиями при анализе произведения. | П: выполняют учебно-познавательные; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану. К: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
19. | Р.р. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в произведении. | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». | Нравственный выбор, честь, композиция, историзм, авторская позиция, герой. | Знают содержание произведения, умеют давать характеристику литературным героям, определять авторскую позицию. Прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов. | П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного. Р: умеют сформировать ситуацию рефлексии – само-диагностики и самокорреции коллективной деятельности. К: обосновывают и высказывают собственное мнение. | Формирование положительного отношение к обучению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | ||
20. | Вн.чт. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция повести. | Повесть, рок, мистика, алчность, зависимость, композиция. | Знают содержание произведения, умеют давать характеристику литературному герою, определять авторскую позицию. | П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного текста выборочно. Р: анализируют условия достижения цели, устанавливают целевые приоритеты. К: работают в группе, устанавливают рабочие отношения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | ||
21. | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. | Поэма, романтический герой, романтизм, кадильница, труды, обет, алтарь, ниц, прах, чадра. | Знают историю создания поэмы, ее сюжет, понимают тему и идею произведения; умеют выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя; умеют давать характеристику литературному герою. | П: выполняют учебно-познавательные действия; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения. Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления. К: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи. | ||
22. | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме «Мцыри». | Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. | Поэма, романтический герой, романтизм, кадильница, труды, обет, алтарь, ниц, прах, чадра. | Знать: черты романтизма как литературного направления, понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами; замысел автора; | П: находят нужную информацию в учебнике, различных справочниках, Интернет-ресурсах, сравнивают и делают выводы. Р: понимают учебные задачи урока, оценивают свои достижения на уроке. К: владеют умениями произносить монолог, вести диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог, достигать в нём взаимопонимания. | ||
23. | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. | Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. | Композиция, сюжет, эпиграф, исповедь, историзм. | Умеют выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать язык поэмы, определять стихотворный размер; выявляют способы и средства раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь, изобразительно-выразительные средства). | П: самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; обобщают, делают выводы; находят нужную информацию в учебнике. Р: понимают учебные К: участвуют в коллективном обсуждении, подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции. | Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи. | ||
24. | Р.р. Обучающее сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | Написание сочинения по плану. Примерные темы для сочинения: 1. Тема свободы в поэме. 2. Характеристика главного героя. 3. Эпизод борьбы с барсом в раскрытии характера Мцыри. | План, герой, романтический герой, композиция, доказательство, сюжет. | Умеют писать сочинение, используя план. Анализируют и оценивают результаты своей работы. | П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного. Р: определяют меры усвоения изученного материала. К: выполняют анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||
25. | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия. История создания комедии. | Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. | Комедия, городничий, смотритель, почтмейстер, резонер, частный пристав, инкогнито, министерия. | Знают факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, понимают роль исторической темы в творчестве писателя. | П: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Р: вносят коррективы и дополнения в составленные планы. К: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
26. | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. | Арапник, коллегия, пассаж, назидательство, штандарт, ключница, нотиция, подорожная, десятский, гарниза, прогоны, | Знают содержание комедии, понимают ее сюжет; умеют подтверждать примерами из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных автором, определяют завязку действия комедии. | П: умеют выделять и формулировать познавательную цель. Р: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи. | ||
27. | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | Хлестаковщина как общественное явление. | Кавалер, галантерейный, картуз, ливрея, острог, благочиние, департамент, водевиль, вист, титулярный советник, фриз. | Умеют анализировать поступки, поведение, характер героя, выявляют авторскую точку зрения; понимают, что такое хлестаковщина. | П: выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Р: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. К: интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | ||
28. | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров». | Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, ремарка, монолог, диалог, миражность, мираж. | Знают исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимают идейный замысел комедии; умеют объяснять отношение современников и императора к пьесе Н.В. Гоголя. | П: определяют основную и второстепенную информацию. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Р: вносят коррективы и дополнения в составленные планы. К: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи. | ||
29. | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | Образ «маленького человека» в литературе. Потеря героем лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. | Капитан-исправник, титулярный советник, столоначальник, докука, капот. | Умеют анализировать текст повести, делать выводы об изменениях в портрете, поведении, речи, настроении героя с появлением шинели; сопоставляют литературные произведения, выявляют общие мотивы, темы и своеобразие каждого из них. | П: анализируют условия и требования задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Р: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения. К: учатся принимать решение и реализовывать его. Проявляют внимание к личности другого. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | ||
30. | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики. | Петербург как символ вечного холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. | Мирской, алебарда, аплике, коленкор, эспаньолка, частный, коллежский регистратор. | Умеют оценивать отношение автора к изображаемому, роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича, понимать основные черты гоголевского Петербурга, связь образа города с душевным состоянием и судьбой героя. | П: умеют выделять и формулировать познавательную цель. Р: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||
31. | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. | Тестирование по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. | Основные термины и понятия по изученному материалу. | Обобщают и систематизируют изученное. | П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: осуществляют анализ прочитанных текстов. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. | ||
32. | Вн.чт. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе И.С. Тургенева «Певцы». | Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. | Сюжет, литературный герой, композиция, тема, авторская позиция. | Знают содержание произведения, умеют давать характеристику литературному герою, определять авторскую позицию. | П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного текста выборочно. Р: анализируют условия достижения цели, устанавливают целевые приоритеты. К: работают в группе, устанавливают рабочие отношения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | ||
33. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города». | Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-поэтическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. | Сатира, ирония, чиновник, художественные средства, | Знают основные сведения об авторе, особенности изображения народа и власти в романе «История одного города», понимают идейный замысел автора. | П: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков. Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата. К: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. | ||
34. | «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения. | Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). | Гипербола, пародия, эзопов язык, гротеск, троп. | Знают средства комического, понимают их роль в создании образов градоначальников, умеют давать характеристику литературным персонажам. | П: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков. Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата. К: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. | ||
35. 36. | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений». | Краткий рассказ о писателе. Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. | Сатира, деталь, рассказ, уряд, прификс. | Знают основные сведения о писателе, содержание его произведений, понимают идейный замысел рассказа «Старый гений», умеют давать характеристику персонажам. | П: выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Р: составляют план и последовательность действий. К: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | ||
37. | Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | Краткий рассказ о писателе. Противоречие между сословиями внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.
| Иноходец, камергер, эполеты, портупея, штрипка, шпицрутены. | Знают факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; умеют давать характеристики героям рассказа; выявляют авторское отношение к героям. | П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного текста выборочно. Р: анализируют условия достижения цели, устанавливают целевые приоритеты. К: работают в группе, устанавливают рабочие отношения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста. | ||
38. | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Художественная роль антитезы в композиции произведения. | Психологизм, нравственность, художественная деталь, антитеза, композиция. | Знают тему и идею рассказа; умеют определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа. | П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного текста выборочно. Р: анализируют условия достижения цели, устанавливают целевые приоритеты. К: работают в группе, устанавливают рабочие отношения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста. | ||
39. | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви». | Краткий рассказ о писателе. Поэтика рассказа «О любви». История о любви и упущенном счастье. | Трилогия, психологизм, композиция, герой, тема, идея. | Знают факты жизни и творческой деятельности автора, содержание рассказа, его тему; умеют выявлять философский смысл рассказа, понимают конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью; выявляют отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе. | П: синтезируют полученную информацию для составления ответа. Р: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно. К: строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения, адекватно используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. | ||
40. | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви». | Характеры и судьбы главных героев, причины невозможности их счастья. Психологизм художественной литературы. Философский смысл рассказа. | Трилогия, психологизм, композиция, герой, тема, идея. | Понимают причины поведения чеховских героев, их психологию, умеют находить в тексте аргументы для обоснования своих суждений. | П: синтезируют полученную информацию для составления ответа. Р: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа. К: формулируют свою точку зрения, адекватно используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | ||
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века | ||||||||
41. | Проект. Поэзия родной природы в творчестве поэтов XIX века. | Поэзия XIX века. Факты биографии поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Проект и его защита. Выразительность образов родной природы в пейзажной лирике. Настроения, чувства поэтов. Способы создания образов. | Лирика, лирический герой, эпитет, метафора, олицетворение, интонация, инверсия. | Умеют выразительно читать стихотворения, подчеркивая эмоциональный пафос, объясняют состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определяют роль изобразительно–выразительных средств в раскрытии идеи . | П: извлекают информацию, представленную в разных формах; осуществляют анализ и синтез. Р: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи. | ||
42. | Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. | Тестирование по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. | Основные термины и понятия по изученному материалу. | Обобщают и систематизируют изученное. | П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: осуществляют анализ прочитанных текстов. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. | ||
Из русской литературы XX века – 21 ч., из них 2ч. р.р. + 1ч. проектная деятельность | ||||||||
43. 44. | И.А. Бунин, Тема любви в рассказе «Кавказ». | Краткий рассказ о писателе. Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. | Историзм, проза, эмиграция, шартрез, честь. | Знают содержание текста; умеют определять тему рассказа, понимают проблемы, поставленные автором, бунинское восприятие темы любви. | П: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием. Р: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное. | Проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | ||
45. | А. И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | Краткий рассказ о писателе. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Образы главных героев, их взаимоотношения. Сюжет и фабула. | Рассказ, эпитет, синоним, тема, любовь, преданность, цитата. | Знают факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа; выявляют нравственные проблемы произведения, определяют его художественную идею; умеют давать сравнительную характеристику героев, собственную оценку изображенного, оценивают позицию автора. Выразительно читают; дают развернутые ответы, отвечают на вопросы по прочитанному. | П: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану. К: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | ||
46. | Представления о любви и счастье в семье в рассказе «Куст сирени». | Рассказ, эпитет, синоним, тема, любовь, преданность, цитата. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | |||||
47. | Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия». | Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. | Жанр, тема, замысел, историческая эпоха, место действия, цикл. | Знают основные факты жизни и творчества поэта; умеют определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читают произведение. | П: находят и отбирают необходимую информацию. Р: определяют последовательность выполнения задач для достижения цели. К: применяют изученные навыки при работе по анализу поэтического текста. | Воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии. | ||
48. | С.А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма. | Поэма, драматическая поэма, олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, пафос поэмы, характер героя, монолог. | Знают факты жизни и творческого пути автора, историю создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя восстания; понимают оценку бунта Пугачева Есениным; объясняют роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, повторов в тексте поэмы. | П: формулируют возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст. Р: умеют сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. К: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений. | Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное. | ||
49. | Р.р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | Поэма, драматическая поэма, олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, пафос поэмы, характер героя, монолог. | Узнают содержание прочитанных произведений. Воспринимают и анализируют текст, формулируют идею, дают характеристику герою. | П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного. Р: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. К: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. | |||
50. | И. С. Шмелев. «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству. | Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими. | Балльник, мемуары, тема. | Знают факты жизни и творческой деятельности автора; понимают сложный путь творчества писателя; умеют определять жанр произведения, сопоставлять художественное произведение с мемуарами и дневниками. | П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного. Р: формируют ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. К: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение. | Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | ||
Писатели улыбаются | ||||||||
51. | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования, иронического повествования о прошлом. | Юмор, сатира, прозаик, драматург, | Знают историю журнала «Сатирикон»; понимают, как строится юмористическое произведение; понимают юмористическое освещение исторических событий в произведении; умеют определять художественные средства, создающие юмористический или сатирический эффект. | П: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают предложенные тексты. Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа. К: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию. | Формирование готовности к самообразованию; развитие компетентности в решении моральных проблем, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
52. | Сатира и юмор в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». | Краткий рассказ о жизни и творческой деятельности автора. Сатира и юмор в рассказе. Художественное своеобразие рассказа. | Юмор, сатира, абсурд, | Знают факты жизни и творческой деятельности автора; отмечают афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе. | П: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию. Р: умеют планировать алгоритм ответа. К: умеют формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ориентация в системе моральных норм и ценностей. | ||
53. | Сатира и юмор в рассказе М.М. Зощенко «История болезни». | Краткий рассказ о жизни и творческой деятельности автора. Сатира и юмор в рассказе. Художественное своеобразие рассказа. | Знают факты жизни и творческой деятельности автора; отмечают сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе. | П: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию. Р: умеют планировать алгоритм ответа. К: умеют формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. | Формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении, ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |||
54. | Сочетание фантастики и реальности в рассказе М.А. Осоргина. «Пенсне». | Краткий рассказ о писателе. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. | Метафора, олицетворение, юмор, интонация, финал. | Знают факты жизни и творческой деятельности автора, содержание рассказа; понимают авторский замысел; умеют определять реальное и фантастическое в рассказе, анализируют изобразительно-выразительные средства языка, используемые писателем для описания необычной «жизни» вещей. | П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного. Р: умеют сформировать ситуацию рефлексии – само-диагностики и самокорреции коллективной деятельности. К: обосновывают и высказывают собственное мнение. | Формирование готовности к самообразованию; развитие компетентности в решении моральных проблем, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | ||
55. | А. Т. Твардовский – поэт и гражданин. «Василий Теркин»: человек и война. | Краткий рассказ о писателе. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. | Поэма, композиция, фольклоризм, авторские отступления, протока, забереги, эпизод, композиция, патриот. | Знают факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин»; понимают ее сюжет. | П: понимают текст, ищут и выделяют необходимую информацию. Р: соотносят свои знания с поставленной целью, комментируют полученную информацию. К: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста. | ||
56. | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». | Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Тёркина - сочетание крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. | Поэма, композиция, фольклоризм, авторские отступления, протока, забереги, эпизод, композиция, патриот. | Знают содержание глав, умеют их анализировать, понимают, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских героев. | П: понимают текст, ищут и выделяют необходимую информацию. Р: соотносят свои знания с поставленной целью, комментируют полученную информацию. К: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста. | ||
57. | Василий Тёркин – защитник родной страны. Особенности композиции поэмы. | Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Композиция поэмы. Восприятие читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Авторские отступления как элемент композиции. | Поэма, композиция, фольклоризм, авторские отступления, протока, забереги, эпизод, композиция, патриот. | Знают жанр произведения, его особенности. Умеют составлять характеристику героя, находить текстовые детали и понимать их роль в создании образов. | П: умеют выделять и формулировать познавательную цель. Р: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения. | ||
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1945 - 1945 годов | ||||||||
58. | Проект. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. | Война, герой, патриотизм, держава, фронтовая песня, народная песня, бравая песня, огневая песня. | Знают авторов стихотворений и композиторов; умеют объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными. | П: извлекают информацию, представленную в разных формах; осуществляют анализ и синтез. Р: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной. | ||
59. | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. | Автобиография, куть, увал. катанки, талина, борец, прострел, герой-повествователь. | Умеют определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечают непринужденность живых интонаций народной русской речи, определяют художественную роль отступлений; понимают человеческие характеры и взаимоотношения между людьми. | П: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков. Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата. К: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения. | ||
60. | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Герой-повествователь. | Автобиография, куть, увал. катанки, талина, борец, прострел, герой-повествователь. | Умеют определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечают непринужденность живых интонаций народной русской речи, определяют художественную роль отступлений; понимают человеческие характеры и взаимоотношения между людьми. | П: определяют основную и второстепенную информацию. Выделяют и формулируют проблему. Р: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. К: интересуются чужим мнением и высказывают свое. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения. | ||
61. | Р.р. Сочинение на тему «Великая Отечественная война в литературе XX века». | Написание сочинения по плану. | План, литературный герой, патриотизм, композиция, доказательство, тема, сюжет, авторская идея. | Умеют писать сочинение, используя план. Анализируют и оценивают результаты своей работы. | П: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного. Р: определяют меры усвоения изученного материала. К: выполняют анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||
Русские поэты XX века о Родине, родной природе | ||||||||
62. | Русские поэты о Родине, родной природе. | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. | Средства выразительности. | Выразительно читают стихотворения наизусть, владеют элементами анализа поэтического текста, сопоставляют поэтические тексты один с другим. | П: выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа. К: строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. | ||
63. | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп, 3. Гиппиус, Дон-Аминадо, И. Бунин. Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о Родине. | Средства выразительности. | Умеют анализировать произведение, находят и определяют роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств. | П: выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Р: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа. К: строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. | ||
Из зарубежной литературы – 5 ч. | ||||||||
64. | Семейная вражда и любовь героев в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». | Краткий рассказ об авторе. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. | «Вечная тема», образ, трагедия, конфликт, «вечный образ». | Знают факты биографии и творческой деятельности автора; умеют объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев, определяют эпизоды, наиболее значимые для понимания идеи трагедии, делают выводы об утверждении бесценности и вечности любви. | П: понимают текст, ищут и выделяют необходимую информацию. Р: развивают способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), комментируют полученную информацию. К: применяют полученные знания при ответе, проектируют работу в группе: контролируют, комментируют, оценивают действия партнёра. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных авторов, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения. | ||
65. | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. | Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. | «Вечная тема», образ, трагедия, конфликт, «вечный образ». | Понимают смысл выражений «вечные темы», «вечные образы», роль образов Меркуцио и брата Лоренцо, умеют объяснять сложность жизненных обстоятельств героев, шекспировский взгляд на «вечный конфликт». | П: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы. Р: подбирают в тексте доказательства своим гипотезам; корректируют ответ. К: строят монологическое высказывание, учитывают мнения других. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных авторов, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения. | ||
66. 67. | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа. | XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.
| Классицизм, конфликт, аристократ, пьеса, сатира, | Знают факты биографии и творческой деятельности автора; понимают особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт. Понимают способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов; определяют приемы создания Мольером комических ситуаций, их роль в пьесе. | П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления. К: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных авторов, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения. | ||
68. | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго». | Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | Роман, историзм, эпоха, исторический роман, друиды, оберон, | Знают факты биографии и творческой деятельности автора, содержание произведения; понимают историческое время, изображенное в романе, поступки героев. | П: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной и модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. К: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдают правила речевого поведения. | Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | ||
Повторение и систематизация – 2ч., из них 1ч. к.р. | ||||||||
69. | Обобщение изученного за курс 8 класса. | Основные сведения об авторах русской и зарубежной литературы за 8 класс. | Литературное произведение, жанр, автор, герой, авторская позиция, художественные средства выразительности и др. | Знают и умеют определять роды и жанры произведений; владеют теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; умеют объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. | П: осуществляют сравнение, излагают содержание прочитанного и изученного. Р: оценивают результаты своей работы. К: строят монологические высказывания. | Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | ||
70. | Итоговая контрольная работа. | Обобщение и систематизация пройденного за год. | Вывод, обобщение. | Знают содержание и героев прочитанных произведений; пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; характеризуют героев; аргументируют свою точку зрения. | П: ищут и выделяют необходимую информацию, синтезируют полученную информацию для составления ответа. Р: выполняют учебные действия (отвечают на вопросы теста), планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно. К: применяют полученные знания при работе. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков. |
Всего 70 часов:
контрольная работа – 3 часа
развитие речи – 3 часа
внеклассное чтение – 4 часа
проектная деятельность – 2 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....
Контрольная работа по литературе ( 5 класс)-ФГОС
Контрольная работа по литературе составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения...
рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Коровина для 5 класса...
Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учре...