Урок по повести А.А. Погорельского «Лафертовская маковница»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Познакомить учащихся с повестью А.А. Погорельского «Лафертовская маковница» как образцом литературного направления романтизма в литературе первой трети XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_a.a._pogorelskogo_lafertovskaya_makovnitsa.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по повести А.А. Погорельского «Лафертовская маковница»
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с повестью А.А. Погорельского «Лафертовская маковница» как образцом литературного направления романтизма в литературе первой трети XIX века.
2. Обучающая: развивать навыки аналитического чтения.
3. Воспитательная: утверждать идеалы добра.
Оборудование: презентация к заочной экскурсии жизни и творчества писателя, текст «Лафертовская маковница».
План урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний: основные черты романтизма. Ответ на вопрос: почему романтизм стал благодатной почвой для фантастической литературы?
III. Слово об А.А. Погорельском (проводится в форме заочной экскурсии).
IV. Проверка домашнего задания: сюжет повести А.А. Погорельского «Лафертовская маковница».
V. Обмен впечатлениями.
VI. Аналитическая беседа.
VII. Подведение итогов.
Ход урока
I. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством писателя-романтика А.А. Погорельского и остановим наш пристальный взгляд на его повести «Лафертовская маковница».
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы говорили о том, что основным направлением русской литературы начала XIX века был романтизм.
1. Назовите основные черты романтизма.
2. Почему романтизм стал благодатной почвой для фантастической литературы?
Примерный ответ:
Мощным толчком для появления фантастической литературы явилось новое литературное направление – романтизм, противопоставленный рассудочному классицизму. Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью. Подчас полное разочарование в ней, глубокое сомнение в том, что жизнь общества в целом и даже жизнь отдельной личности может быть построена началах добра, разума, справедливости.
Другой полюс романтического миросозерцания – мечта о полном обновлении, о коренном переустройстве мира и человека, страстное стремление к возвышенному идеалу. Противоречие между идеалом и действительностью становится источником напряженных переживаний художника.
И это двоемирие, то есть сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения становится важнейшей, определяющей чертой романтического искусства. При этом в творчестве некоторых писателей преобладала мысль о господстве сил, неподвластных человеческому разуму. Это была также одна из причин, вызвавшая их интерес к фантастической литературе.
Учитель, подводя итог, демонстрирует слайд презентации: «Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, жизнь племен и народов, еще не тронутых европейской цивилизацией, прекрасный и величественный мир природы».
III. Слово об А.А. Погорельском. Проводится заочная экскурсия по местам жизни А.А. Погорельского, его творчеству. Проводит подготовленный ученик. Презентацию заранее помогает готовить учитель.
IV. Проверка домашнего задания: сюжет повести А.А. Погорельского «Лафертовская маковница».
Учитель указывает на недостатки прослушанных сюжетов и показывает примерное его содержание на слайде.
Маковница – главная героиня повести – продавщица маковников, а по сути колдунья, рядом с ней появляется кот-оборотень, следует сцена, изображающая таинственный колдовской обряд, за ней – не менее таинственные видения действующих лиц. Наконец, вновь является тот же кот, превратившийся в титулярного советника. Повесть имеет счастливый конец: Маша выбирает любимого человека, а ключ от богатства бросает в колодец. С ним исчезает и титулярный советник – кот.
V. Обмен впечатлениями.
Учащиеся говорят, что некоторые слова им непонятны. Учитель комментирует некоторые из них, демонстрируя на слайде.
Что такое маковник?
Маковник – словарь Даля объясняет его как засушенный маковый пряник, лепешка из толченого маку с медом.
Лафортовская (или Лефортовская) часть – одна из окраин Москвы. Названа так по имени сподвижника Петра I Франца Лефорта, полк которого размещался в этом месте (на правом берегу Яузы).
Ефрейторский чин – низший военный чин русской армии между рядовым и унтер-офицером.
Пресненские пруды – пруды, расположенные в западной части Москвы.
Ерофеич – водочная настойка на травах.
Никита-мученик – колокольня церкви Никиты-мученика в бывшей старобасманной слободе.
Роспуски – дроги для возки воды и вообще клада.
Маркитан – торговый человек, следующий в военное время за войском, торгуя съестными и другими припасами.
VI. Аналитическая беседа.
Теперь, когда бо́льшая часть текста вам понятна, давайте побеседуем о нем.
1. Где происходит действие? Прочитайте комментарий к слову Лафертово. Как комментарий помогает объяснить место действия?
2. Кто главная героиня повести? Почему она ведет двойной образ жизни?
3. Как вы понимаете значения слов реальный – ирреальный?
4. Как в повести показано соседство реального и ирреального мира? Почему они сосуществуют рядом?
5. Прочитайте эпизоды, показывающие реальную жизнь. Можно ли по этим описаниям воссоздать быт того времени? Каков он?
6. Опишите приметы фантастического ирреального мира. Какие персонажи связаны с фантастическим миром?
7. Что значит «завуалированная» фантастика? Как она связана с народным представлением об ирреальном мире?
8. Верит ли сам автор в его существование?
9. Назовите основных действующих лиц повести. Охарактеризуйте их. Можно ли их назвать романтическими героями?
10. Почему в повести противопоставлены ведьма и набожный Онуфрич?
11. Как вы охарактеризуете поведение Маши?
12. Найдите и прочитайте описание колдовского обряда, в котором участвует Маша.
13. Какие чувства она испытывает, находясь в доме ведьмы-тетушки?
14. Найдите и прочитайте строки, показывающие внутреннюю борьбу Маши. Можно ли утверждать, что в ней происходит борьба между добром и злом?
15. Почему повесть имеет счастливый конец?
16. Можно ли повесть «Лафертовская маковница» сравнить с русскими волшебными сказками? Почему?
VII. Подведение итогов.
Повесть «Лафертовская маковница» рассказывает о фантастических событиях, происходящих с героями. В повести явно чувствуется нравственный урок: один из них связан с набожным Онуфричем, которого даже «нечисть» не пытается искушать, дру оказавшейся перед выбором: получить ведьмино наследство и стать женой кота-оборотня или связать свою судьбу с бедным, но любимым Улияном. В конце концов она выбрасывает ключ, подаренный ей колдуньей-тетушкой. В финале страшные силы зла отступают, а к достойному человеку разом приходят счастье и благополучие. Как в русских народных волшебных сказках, зло не просто побеждено: оно вдруг исчезает, как наваждение или сон. А. Погорельский проповедует в повести «возвышенную прямолинейность»: смещая реальное с чудесным, он проповедует ценности идеального порядка. А это есть одна из примет романтизма: в повести мы видим правду рассудка и сердца, наивной веры и трезвого анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные уроки жизни.Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица,или Подземные жители»
Конспект урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"Цели урока: - развивать навыки беглого выразительного чтения, - развивать умения грамотно отвечать н...
Урок литературы по теме: А.Погорельский «Черная курица или Подземные жители».
Цели:1.Образовательная: закончить работу над сказкой, проанализировать внутренний мир героя, выяснить главную мысль произведения2.Развивающая: развивать внимание , навыки выразительного чтения ,...
План -конспект урока литературы 5 класс А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители"
Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова; 2) способствовать формированию умений читать , комментировать и ...
Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"
Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...
Урок по литературе "Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского "Чёрная курица или подземные жители" 5 класс ФГОС
Конспект открытого урока по литературе по сказке Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители". Урок рефлексии, обощения материала....
Урок литературы на тему «Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Урок литературы на тему "Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 5 класс...
Урок литературы на тему «Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Урок литературы на тему "Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 5 класс...