КТП по литературе 5 кл. по программе Коровиной.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Федорова Алёна Владимировна

КТП по литературе 5 кл. по программе Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_litr-ra_5_kl.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

№  п/п

Раздел, тема урока

К/ч

Элементы содержания

Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС)

Дата

1.

ВВЕДЕНИЕ 1 ч.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

1

Писатели о роли книги.

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Структурные элементы книги. Создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Метапредметные: могут находить и извлекать нужную информацию в материалах учебника (предисловие, послесловие, оглавление, сноски), рабочих тетрадях;

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану;

Предметные: научатся пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека.

2.

УСТНОЕ

НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО 7 ч.

Русский фольклор.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки.

Личностные: формировать способность  к учению, формирование основ экологической культуры;

Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог;

Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

3.

Сказка как особый жанр фольклора.

Русские народные

сказки. Жанры

народных сказок.

1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок.

Личностные: формировать способность  к учению;  

Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог;

Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жанра.

4.

«Царевна –

лягушка».  

 Образ Василисы

Премудрой.

1

Чтение сказки; выборочный пересказ

отдельных эпизодов, ответы на вопросы, устное словесное рисование, сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, составление плана «Особенности волшебной сказки».

Личностные: формировать целостное мировоззрение;

Метапредметные: формировать развитие компетентности;

Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, умение отличать виды сказок.

5.

«Царевна –

лягушка».

 Образ Ивана-

Царевича.

1

Выразительное чтение, выборочный

пересказ, рассмотрение

репродукции картины В. Васнецова «Пир».

Пересказ сказки «Царевна- лягушка».

Личностные: формировать целостное мировоззрение, прививать любовь к художественным произведениям;

Метапредметные:  умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного пересказа,  сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки;

Предметные: иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим).

6.

«Иван-крестьянский

сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического

содержания.

1

Выразительное чтение, пересказ. Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6  (с. 37)

Личностные: осваивать социальные нормы, правила поведения в группах; Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста;

Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.

7.

Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка

"Солдатская

шинель".  

1

Осмысление сюжета

сказок, ответы на

вопросы; чтение по

ролям; сопоставление

бытовых сказок и

сказок о животных с

волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника « Из рассказов о сказочниках».

Личностные: формировать целостное мировоззрение, прививать любовь к художественным произведениям;                

Метапредметные:  овладение умением  выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.

8.

ВЧ. Мои любимые сказки.

1

Конкурс на знание

народной сказки. Защита собственных

иллюстраций к сказкам.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно членом общества;

Метапредметные: владеют элементами анализа произведения, соотносят иллюстрацию с текстом

художественного произведения, отбирают материал для устного рассказа,
умеют доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к

определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию;

Предметные: знают, что жанровые особенности сказки

помогают сказителям воспроизвести ее содержание;

умеют определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие - к композиции,

сюжету.  


9-10

ИЗ

ДРЕВНЕРУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

 2 ч.

 

«Повесть  временных лет»  как литературный памятник.

 

«Подвиг  отрока-киевлянина  и хитрость  воеводы

Претича».  

Русские летописи.

2

Чтение статьи учебника, чтение

художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

Личностные: воспитать любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину,  прошлое и настоящее народа России;

Метапредметные: умение  сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтения текста, умением  сопоставлять текст с репродукциями картин;

Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям), умение определять черты фольклора в летописи.

11.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

XVIII ВЕКА 1 ч

М.В. Ломоносов.

Слово о писателе.

«Случились вместе

два астронома в

пиру...»
Роды и жанры

литературы.

1

Чтение статьи о

Ломоносове, художественного текста, ответы на

вопросы; выразительное чтение

стихотворения.

Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения;

Метапредметные: овладение умением выразительного чтения  стихотворений;

Предметные: знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека).

12-13

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

XIX ВЕКА    41ч
И.А. Крылов.  

Жанр  басни  в творчестве  Крылова. Басня  «Волк  на псарне»-  отражение

исторических событий

2

Чтение статьи учебника «Русские

басни»; чтение по ролям басен, сравнение басни и

сказки.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;   Метапредметные:  умение  выразительно читать;

Предметные: умение определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки,  знать жанровые особенности басни.

14-15

Басни  И.А. Крылова «Ворона  и  Лисица», «Свинья под дубом». Обличение

человеческих

пороков в баснях.

2

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование;

комментированное

чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица».

Личностные: формировать способность вести диалог;

Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов;

Предметные:  знать жанровые особенности басни.

16.

Р/р. Жанр басни.

Повествование и

мораль в басне.

1

Обучение написанию

сочинения.

Личностные: формировать способность вести диалог;

Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для

решения учебных задач операции анализа, синтеза,

сравнения, устанавливают

причинно-следственные связи,

делают обобщения; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений;
Предметные: знают содержание басен  И.А. Крылова, умеют давать развернутые ответы  на вопросы  по прочитанным

произведениям.  

17.

ВЧ. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

1

Выразительное чтение любимых

басен, участие в

конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?»,

инсценирование басен.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;  

Метапредметные: сознают

познавательную задачу, читают и слушают, извлекают

нужную информацию, а также

самостоятельно находят ее в

материалах учебника, рабочих тетрадях;

Предметные: знают содержание басен  И.А. Крылова.  

18.

В.А. Жуковский – сказочник.

 Сказка «Спящая

царевна»

1

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, беседа.

Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения;

Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя,  установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки.

19.

Баллада В.А.

Жуковского «Кубок»

1

Чтение баллады, чтение по ролям; выразительное чтение, беседа.

Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения;

Метапредметные: вырабатывать умение выразительного  чтения;

Предметные: знать жанровые особенности, понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям.

20.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

1

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование.

Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения;

Метапредметные:  отработка умения  выразительно читать стихотворение;

Предметные: оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы.

21-22

А.С. Пушкин.

«Сказка о мертвой

царевне и о семи

богатырях». Борьба добрых и злых сил.  Основные образы сказки.

2

Чтение эпизодов,

восприятие художественного текста; осмысление

сюжета, событий,

характеров, выборочный пересказ эпизодов,  устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение.

Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения;

Метапредметные: находят общие черты и различия в

фольклорных и литературных

сказках; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений;  

Предметные:  знать особенности стихотворной

сказки; понимать систему

образов, основные мотивы  (добро и  зло, противостояние  красоты внешней  и красоты

душевной), сюжет  и содержание «Сказки  о мертвой царевне  и  о семи богатырях»; уметь выразительно читать и пересказывать сказку;

характеризовать героев и

их поступки, отбирать материал для характеристики героев.

23.

Р/р. Сопоставление

сказки «Спящая

царевна» В.А.

Жуковского «Со

сказкой о мертвой

царевне…» А.С. Пушкина

1

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное

рассказывание эпизода, устное словесное рисование,

сравнительная

характеристика героев.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности;

желают приобретать новые

знания и совершенствовать

имеющиеся;

Метапредметные: сопоставляют литературные

произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним; анализируют текст; аргументировано  и последовательно доказывают свою точку зрения при сравнении произведений и

обсуждении их исполнения;

Предметные: знают сюжеты  и содержание сказок  В.А. Жуковского  и А.С. Пушкина, умеют  при сравнении произведений и обсуждении  их исполнения аргументировано  и последовательно  доказать свою  точку зрения.


24-25

Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

2

Чтение статьи учебника, беседа, выразительное чтение.          

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности;

желают приобретать новые

знания и совершенствовать

имеющиеся;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого;

Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью.

26-27

Русская литературная сказка.  

Антоний

Погорельский.

"Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Нравоучительное содержание и

причудливый сюжет сказки.

 Сказочно-условное, фантастическое и

достоверно-реальное в сказке.

 

Мир детства в

изображении писателя.

2

 Чтение статьи о писателе, беседа, комментированное

чтение.  

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности;

желают приобретать новые

знания и совершенствовать

имеющиеся;

Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос;

Предметные: выработать умение  разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки.

28.

М.Ю. Лермонтов.

Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический

пафос стихотворения.

1

Чтение статьи учебника, чтение

стихотворения и его

полноценное восприятие, беседа.

Личностные: воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;

Метапредметные:  умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией;

Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

29.

Художественные

особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова

«Бородино». Образ простого

солдата- защитника

Родины в стихотворении

«Бородино».

1

Работа над словарем

нравственных понятий (патриот,

патриотизм, героизм),

устное словесное

рисование портретов

участников диалога,

выразительное чтение; комментирование художественного

произведения.

Личностные: формирование

познавательного интереса к

общекультурному наследию России;

Метапредметные: выделяют в тексте главное, формулируют вариант решения поставленной на уроке задачи, выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет

совместную деятельность в парах и рабочих группах с

учетом конкретных учебно-познавательных задач;

Предметные: знают стихотворение наизусть, умеют пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; находить изобразительно-

выразительные средства и

определять их роль; оценивать

актерское чтение; объяснять,
какие чувства объединяют

героев, автора и читателей;

через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать

слияние эпического и личностного («мы» и «я») в

речевом и образном строе

стихотворения.

30.

Н.В.  Гоголь.    Общее знакомство  со сборником  «Вечера на  хуторе  близ Диканьки».  Повесть «Заколдованное

место».  

1

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие, беседа.

Личностные: формирование

познавательного интереса к

общекультурному наследию России;

Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Репина;

Предметные: иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения.


31.

«Заколдованное

место».  Реальное и фантастическое в сюжете повести.  

1

Краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В. Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение.

Личностные: формирование

познавательного интереса к

общекультурному наследию России;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.

32.

Урок-презентация

повестей сборника

«Вечера на хуторе

близ Диканьки»

1

Художественный пересказ эпизодов;

инсценирование

эпизодов, создание

иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями.

Личностные: используют

адекватные языковые средства

для отображения своих чувств,

мыслей и побуждений.

Метапредметные: умеют пересказывать содержание текста, осознанно и произвольно строят речевые

высказывания в устной и письменной форме;

Предметные: знают сюжет и  содержание повестей сборника, умеют пересказывать повесть; выразительно читать текст по

ролям; характеризовать героев и их поступки.

33.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте.  

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1

Беседа по прочитанному, выборочное чтение,

выразительное чтение.

Личностные: формирование

познавательного интереса к

общекультурному наследию России;

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм.

34.

Мир детства в

стихотворении

«Крестьянские дети».

1

Осмысление характеров героев,

ответы на вопросы;

выразительное чтение, устное

словесное рисование,

чтение по ролям;

комментирование

художественного текста, установление

ассоциативных связей с произведениями

живописи.

Личностные: воспитывать любовь к чтению художественных произведений;

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями.

35.

И.С. Тургенев. Слово

о писателе.

 История создания

рассказа «Муму».

Быт и нравы

крепостной России в рассказе.

1

Чтение статьи о писателе, чтение и

восприятие художественного текста; осмысление

сюжета, выборочный

пересказ, беседа.

Личностные:  соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы.

Предметные: знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

36.

Герасим - «самое

замечательное лицо» в рассказе.  

Герасим в доме

барыни.  

Герасим и Татьяна.

1

Ответы на вопросы;

выразительное чтение, выборочное

чтение эпизодов,

чтение диалогов по

ролям, устное словесное рисование;

комментирование

художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на

проблемные вопросы;

сопоставление главного героя с другими персонажами.

Личностные: воспитывать любовь к чтению художественных произведений;

Метапредметные:  комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план;

Предметные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя.

37.

Герасим и Муму.

Счастливый год.

1

Осмысление

изображенных в

рассказе событий,

пересказ, близкий к тексту, выборочный

пересказ; характеристика Герасима, Татьяны,

Капитона, барыни;

комментирование

художественного

текста, установление

ассоциативных связей с произведениями живописи.

Личностные:  сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе;

Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи;

Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

38.

Превосходство

Герасима над челядью.

 Протест против

Крепостничества

1

Работа с текстом

(выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме.

 

Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание,

отрицание несправедливости), формирование интереса к

культурному наследию нашей

страны;

Метапредметные: формулируют возможный вариант решения проблемы,

который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст, сотрудничают в коллективе для решения поставленной

проблемы;

Предметные: знают теоретико-литературные понятия эпитет,

сравнение, метафора, гипербола, умеют прослеживать изменения в

характере  героя; при обсуждении вопросов аргументировано доказывать

свою точку зрения.

39.

Р/р Сочинение - отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму».

1

Составление плана характеристики литературного героя, составление плана сочинения, написание сочинения на черновике.

Личностные: формирование

навыков самоанализа и самоконтроля;

Метапредметные: проводят

исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного, определяют меры усвоения изученного материала, делают анализ текста, используя изученную терминологию и

полученные знания;  

Предметные: знают сюжет и  содержание рассказа; теоретико-литературные понятия, портрет, интерьер,

пейзаж, литературный герой; умеют составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).    

40.

А. А. Фет. Слово о поэте.  «Чудные картины»

А.А. Фета.

Стихотворение

«Весенний дождь».

1

Чтение статьи в учебнике, чтение  стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями.

Личностные: прививать любовь и бережное отношение к природе;

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос;

Предметные: уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.

41.

Проверка техники чтения.

1

Проверка техники чтения

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Метапредметные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса; оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

 Предметные: читать тексты осознанно, выразительно.

42.

Контрольное тестирование за 1 полугодие

1

Контрольное тестирование

Личностные: осознают границы собственного знания и «незнания»;

Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос;

Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа, знать содержание произведений.

43.

Л.Н. Толстой. Слово

о писателе.

 Рассказ-быль «Кавказский

пленник».  Протест против национальной

вражды. Сюжет рассказа.

1

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его

восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению;

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений;

Предметные: уметь  оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого.

44.

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы.

Обучение сравнительной

характеристике героев.

1

Художественный пересказ, рассказ от

лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на

проблемные вопросы,  комментирование

глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух

литературных персонажей.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению;

Метапредметные:  планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений;

Предметные: умение  оперировать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя.

45.

Тема дружбы в рассказе.

1

Выборочный пересказ; устное словесное рисование,

характеристика героя; устные сообщения; комментирование

художественного

произведения, установление ассоциативных связей с произведениями

живописи. Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в

Жилине врага? Как

проявляет себя Жилин в момент

расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину).

Личностные: воспитывать бережное отношение к дружбе;

Метапредметные:  комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды,  установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

Предметные: уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости).

46.

Любимый рассказ

Л.Н. Толстого.

Смысл заглавия

рассказа. Роль картин

природы в рассказе.

Особенности языка

произведения.

1

Ответить на вопросы: в чем своеобразие

языка и композиции

рассказа; как описания природы

помогают понять

переживания героев; о чём «говорят»

фамилии героев,

почему Л.Н.Толстой

сам считал рассказ

своим лучшим произведением?



Личностные: формирование

интереса к культурному

наследию нашей страны, навыков анализа текста;

 Метапредметные: проводят

исследование и дают характеристики изучаемых объектов, строят высказывание с целью анализа

текста, формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершённых

действий в форме речевых значений;

 Предметные: знают сюжет и  содержание рассказа, умеют делать аналитический пересказ произведения.

47-48

Р/р. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский

пленник».  

2

Составить план текста и план сочинения.

Личностные: формирование

системы личностных

отношений к происходящим

событиям и поступкам на

основе норм морали нашего общества;

 Метапредметные: проводят

самостоятельное исследование и дают личностные характеристики изучаемых объектов, анализируют текст,

используя изученную терминологию и полученные знания;

Предметные: знать основные

нормы русского литературного языка, уметь создавать письменные высказывания. 

49.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».

1

Чтение статьи о писателе, чтение

рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета,

изображенных в нем

событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению;

 Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте,  установление ассоциативных связей с иллюстрацией;

Предметные: знать сведения  о детстве  и юношеских увлечениях А.П.  Чехова; историю создания, содержание

рассказа; выразительно читать  и пересказывать рассказ; находить  в тексте изобразительно-выразительные средства  и определять  их роль.

50.

ВЧ. Юмор ситуации.

Речь персонажей как средство их

характеристики.

Рассказы Антоши

Чехонте.

1

 Чтение статьи «О смешном в литературном произведении.  «Юмор»; выразительное чтение, устное

словесное рисование,

рассказ о писателе,

инсценированное

чтение; комментирование

художественного

произведения, защита

иллюстрации; анализ художественного текста.

Личностные: формирование

навыков анализа текста, юмористического отношения к

некоторым жизненным ситуациям;

Метапредметные: проводят

исследование прочитанного текста,  выбирают нужную

информацию из прочитанного текста, формируют ситуацию

сотрудничества;  

Предметные: знают содержание прочитанного

произведения, умеют воспринимать и анализировать

текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
 

51-52

Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч.

Образы природы в русской поэзии.

Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев.  Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И.

Тютчев. А.Н. Майков, И.З. Суриков -средства создания образов родной природы.

2

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное

рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению;

Метапредметные: выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать;

Предметные:  владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

53.

Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

1

Обучение домашнему

сочинению по анализу лирического

текста.

Личностные: формирование

навыков самоанализа и самоконтроля;

Метапредметные: проводят

исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного, применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, работают самостоятельно по

индивидуальному маршруту

восполнения проблемных зон в обучении;

Предметные: знать структуру сочинения, ориентироваться по теме сочинения.      

54.

ИЗ РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА  

И.А. Бунин:

страницы биографии.

Рассказ «Косцы».

Человек и природа в рассказе.

1

Чтение статьи о писателе, чтение

рассказа и его полноценное восприятие,

комментированное

чтение; анализ текста. Ответить на

вопрос: в чем заключается своеобразие языка

Бунина? О чем

размышляет автор в конце рассказа?

Личностные: формировать ответственное отношение к учению;

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого;

Предметные: уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне.

55.

ВЧ. А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель».

1

Пересказ, чтение по

ролям, инсценирование рассказа, характеристика героев.

Личностные: осознает свои

трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков;

Метапредметные:  выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы; принимает и сохраняет учебную задачу; задает вопросы, слушает и отвечает

на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения;

Предметные:  знают содержание прочитанного произведения, умеют воспринимать и анализировать

текст, формулировать идею, давать характеристику герою.

56.

В.Г. Короленко.

Слово о писателе.

 «В дурном обществе». Описание

городка Княжье-

Вено.  

Портрет как средство изображения героев.

1

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета

произведения, изображенных в нем

событий, характеров,

ответы на вопросы;

заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование

художественного текста.

Комментированное чтение главы «Я и

мой отец». Ответить на вопросы: что

гонит Васю из родного дома? Каковы причины

отчуждения между Васей и его отцом?

Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к

культурному наследию своей

страны;

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого;

Предметные: наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества.

57.

Сюжет и композиция повести.

 

Контраст судеб

героев в повести «В дурном обществе».

Счастье дружбы в повести Короленко.

1

Беседа по вопросам: как и почему

изменился Вася за столь короткий промежуток времени,

почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи?

Составление плана ответа на вопрос: какими средствами

пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину

жизни детей подземелья?  Работа

над планом характеристики героев.

Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;

Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;   строят небольшие высказывания, осуществляют

совместную деятельность в парах и рабочих группах;

Предметные: уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения.

58.

Глава «Кукла» -

кульминация

повести. Простота и

выразительность

языка повести.

1

 Выразительное чтение глав, работа

над языком повести,

беседа, анализ эпизодов.

Личностные: владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка;

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого, выработать умение пересказывать текст;

Предметные: умение определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.

59.

Путь Васи к правде и добру.  

Обучение работе над сочинением.

1

Обдумывание темы,

определение идеи сочинения, подбор

материала, составление плана, редактирование и

переписывание текста сочинения.

Личностные: формирование

навыков самоанализа и самоконтроля;

Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;

Предметные: знать  этапы и

приемы  над сочинением; уметь составлять план и подбирать материалы по теме

сочинения; прослеживать изменения в характере героя.

60-61

С.А. Есенин.

Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» Образ родного дома в стихах.

2

Чтение статьи о поэте, чтение

стихотворений, их

восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение.

Личностные: прививать любовь к «малой» родине;

Метапредметные:  выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать;

Предметные: уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения.

62.

П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя.  

Сказ «Медной горы Хозяйка».  

Сила характера

Данилы-мастера.

1

Чтение статьи о писателе;

комментированное

чтение, работа над

пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки.

Личностные: формирование

устойчивого следования в

поведении моральным нормам

и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста;

Предметные:   знают основные сведения о жизни и творчестве П.П.Бажова; выразительно пересказывают и анализируют фрагменты сказа, дают характеристики героя сказа, знают значения диалектных слов; различают жанр сказа и сказки, анализируют текст, используют навыки проектной деятельности.

63.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Образ Хозяйки Медной горы.

1

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций.

Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей

страны;

Метапредметные: владеют навыками смыслового чтения,

структурируют знания; совместно с учителем ставят учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала; ставят вопросы, обращаются за помощью, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Предметные: уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану.

64.

К.Г. Паустовский.  

Слово о писателе.  

Сказка  «Теплый

хлеб». Герои и их поступки.

Роль пейзажа в

сказке. Нравственные

проблемы

произведения.

1

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над образами главных героев сказки.  

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату.

Личностные: эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок; формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей;

 Метапредметные: видят тему и проблему произведения, извлекают необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства); способность к регуляции деятельности по решению поставленных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью, устанавливают и

сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать

решение и делать выбор;

Предметные: знать сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки; уметь выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить

реальное и фантастическое в

повествовании.

65.

К.Г. Паустовский.

Рассказ «Заячьи лапы». "Природа и человек в

произведении.

1

Выборочный пересказ, словесное рисование. Отметить в тексте рассказа

«Заячьи лапы» строки, в которых

писатель помогает нам увидеть необычное в обычном. Работа с

иллюстрациями и

соотнесение их с текстом.

Личностные: формирование способности оценивать содержание художественных

произведений, поступков литературных персонажей на

основе личностных ценностей; Метапредметные: видят тему и проблему произведения, самостоятельно создают способы и решения проблем творческого и поискового характера; развитие способности к регуляции учебной деятельности;  планируют учебное сотрудничество в коллективе,

адекватно используют речевые

средства для решения различных коммуникативных

задач;

Предметные: понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе.

66.

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Драма как род

литературы.

1

Чтение статьи о писателе, выборочное

чтение отдельных

сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование,

чтение по ролям; сопоставление

художественных текстов (легенды и

сказки). Чтение по

ролям. Устное словесное рисование (описание королевы,

деревенской избы, мачехи).

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. Способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения;

Метапредметные: ищут и выделяют необходимую информацию, формируют способности к освоению новых видов деятельности;   развитие способности к регуляции учебной деятельности, оценивают полученную информацию с точки зрения нужности; работают в группе: контролируют, корректируют,

оценивают действия партнёра;
Предметные: з
нать сведения  о жизни  и творчестве С.Я. Маршака; сюжет  сказки; признаки драмы как рода литературы; увидеть связь пьесы-сказки с фольклором.

67.

Положительные и

отрицательные герои в пьесе- сказке С.Я. Маршака «Двенадцать

месяцев».

1

Осмысление сюжета

сказки, изображенных в ней

событий; инсценирование, чтение по ролям,

устное словесное

рисование; самостоятельный поиск ответов на

проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки

Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Личностные: формирование

способностей к решению моральных дилемм на основе

собственных знаний и опыта,

условий для правильного личностного самоопределения;

Метапредметные: умеют извлекать необходимую информацию из различных

источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства),

анализируют объект с целью выделения существенных признаков; умеют планировать

последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор

способа учебного действия для

достижения планируемого

результата; умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде

чем принимать решение и делать выбор;  
Предметные: уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

68.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке  

С.Я. Маршака  

«Двенадцать месяцев»: «Падчерица и

Королева», Добро и зло в сказке».

1

Выбор темы сочинения. Словесное рисование.

Формулирование

дополнительных вопросов к выбранной теме.

Составление плана работы с опорой на

поставленные вопросы. Выводы в конце сочинения.

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности;

желает приобретать новые знания, умения;

Метапредметные: осознанно и произвольно строят речевые

высказывания в устной и письменной форме; оценивают

достигнутый результат; регулируют собственную деятельность посредством речевых действий; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений;

Предметные:  уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.   

69.

А.П. Платонов.

Слово о писателе. Маленький

мечтатель Андрея

Платонова в рассказе «Никита».

1

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента,

составление словаря для характеристики

предметов и явлений;

комментирование эпизода «Встреча с

отцом», установление

ассоциативных связей с произведениями живописи.

Личностные: формирование

основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения;

Метапредметные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию; планируют ответ, комментируют полученную информацию; планируют учебное сотрудничество в коллективе,

проектируют работу в группе:

контролируют, корректируют,

оценивают действия партнёра;

Предметные:  знать сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа; уметь соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа.

 

70.

Тема человеческого

труда в рассказе

«Никита».

1

Комментирование

необычных слов и выражений, описание

иллюстраций и соотнесение их с текстом.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ;

Предметные:  уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений.
 

71.

В. П. Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

1

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на

вопросы; чтение по

ролям; комментирование текста художественного произведения, установление

ассоциативных связей с произведением живописи.  

Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на

основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения;

Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтения текста, ответа на вопросы, умение комментировать текст,  установление ассоциативных связей с произведением живописи;

Предметные: знать сведения  об В.П. Астафьеве; литературное понятие автобиографическое произведение; уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки.
 

72.

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Поведение

героя в лесу.

Основные черты

характера героя

рассказа.

1

Осмысление сюжета

рассказа, ответы на

вопросы, устное

словесное рисование;

комментирование

художественного

произведения.

Сопоставление двух

эпизодов: описание

тайги в начале рассказа и «Тайга…

тайга … без конца…». Чем  различаются два описания и в чем причина этих различий?

Личностные: понимать роль природы в жизни человека;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы;

Предметные: понимать отношение Васютки к окружающему миру; умение объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки).

73-74

Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

2

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением.

Личностные: формирование

оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на

основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ

умение составлять  сложный план; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать  свою  творческую энергию;

Предметные: выработать умение  охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять   и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

75.

Поэты о Вов  

(1941 - 1945) 3 ч.

К. М. Симонов

«Майор привёз

мальчишку на

лафете». Дети и

война.

1

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

Личностные: осознает свои

трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей

страны посредством изучения

художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов

героев произведения;

Метапредметные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст, анализируют художественный

текст; формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию;

Предметные: знать сведения  о жизни  и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о  Великой Отечественной войне; уметь выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи.

76.

А.Т. Твардовский

«Рассказ танкиста».

Патриотические

подвиги детей в годы Великой

Отечественной войны.

1

Вопросы и задания 1-2 (с. 158), 1-2 (с.159), 1-3 (с. 159). Выразительное чтение и частичный

анализ стихотворений.

Личностные: знать поэтическую летопись ВОВ; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм;

Метапредметные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст,

анализируют художественный

текст; планируют алгоритм

ответа, работают в группе; формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию;    Предметные:  знать сведения  о жизни  и творчестве А.Т.

Твардовского,  содержание стихотворений о  ВОВ; уметь выразительно читать стихотворения; сопоставлять

друг с другом; сопоставлять

произведения литературы и

живописи.

77.

 Р/р Великая

Отечественная война в жизни моей семьи.

1

Чтение стихотворений, сообщение о Великой

Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен

военных лет.

Личностные: понимание роли

поэзии в жизни человека, формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей

страны посредством изучения

художественных произведений на историческую тему;

Метапредметные:  подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне);

Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

78.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.   3 ч.
Стихотворение И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний

вечер…»

1

Выразительное чтение, анализ

поэтического текста, описание

картин.  

Личностные: формирование

эстетического восприятия мира с целью гармоничного

развития личности;

Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе), формируют навыки

комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию;

Предметные: уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

79.

Картина В.М.

Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев

«Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»).

Д.Б. Кедрин

«Аленушка»

(«Стойбище осеннего тумана..»).

1

Чтение стихотворений, полноценное их

восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.

Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека;

Метапредметные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов, формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию;

Предметные: знать содержание стихотворений поэтов  ХХ века,  одно стихотворение наизусть,  уметь выразительно читать стихотворение; находить в поэтических текстах изобразительно -выразительные средства и определять их роль.

80.

Н.М. Рубцов.

«Родная деревня».

Дон - Аминадо.

«Города и годы».

1

Чтение стихотворений, полноценное их

восприятие; ответы на  вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.

Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека;

Метапредметные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных

текстах, выразительно читают

текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов; формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию;

Предметные:  умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

81-82.

Писатели

улыбаются. 2ч.

 

 Саша Черный

«Кавказский

пленник», «Игорь-

Робинзон».  

Ю.Ч.Ким «Рыба-

кит». Юмор в

стихотворной форме.  

РР мини-сочинение

2

Чтение статьи о писателе, ответы на

вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному

чтению по ролям.

Личностные: эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ;

Предметные: знать сведения  о жизни  и творчестве  С. Черного  и  Ю. Кима  (кратко);

содержание рассказов  С. Черного, уметь сопоставлять

литературные произведения

друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте

изобразительно-выразительные средства.

83.

Контрольная работа

1

Контрольная работа  

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков;

Метапредметные: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления;

Предметные: уметь отвечать на вопросы по пройденной теме.

84.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ  

13 ч.

Роберт Льюис

Стивенсон. Баллада

«Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

Чтение статьи о писателе, анализ

эпизодов баллады,

характеристика героя.

Личностные: формирование

познавательного интереса к

творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения;

Метапредметные: овладение навыком смыслового чтения,

развитие навыков анализа художественного текста, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их; формируют навыки комментированного

чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию;

Предметные:  знать сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона; ); сюжет и содержание баллады «Вересковый мед»; понятие

«баллада», понимать позицию

автора и его  отношение к героям.

85-86.

Даниель Дефо. Слово о писателе.  

«Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым

возможностям

человека.

2

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на

вопросы, пересказ

(воспроизведение

сюжета); сопоставление художественных произведений.

 Личностные: формирование

познавательного интереса к

творчеству зарубежных сказочников, нравственно-

этическое оценивание содержания художественного

произведения;

Метапредметные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию; развивают способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), комментируют полученную

информацию; применяют

полученные знания при ответе, проектируют работу

в группе: контролируют, комментируют, оценивают действия партнёра;  Предметные: уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни.

87.

Х.К. Андерсен.

Краткий рассказ о писателе.  Сказка «Снежная

королева». Композиция сказки.

1

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение

сказки, ее восприятие;

ответы на вопросы,

осмысление сюжета

сказки, изображенных в ней событий, характеров.

Личностные: знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок;

Метапредметные: видят композицию произведения, понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию; развивают способности к регуляции учебной деятельности, комментируют

полученную информацию;

Предметные: понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей.  

88.

Истории вторая и третья. Внутренняя

красота героини.

1

Выбор эпизодов для

характеристики персонажей, установление

ассоциативных связей с иллюстрациями.

Ответы на вопросы,

осмысление сюжета

сказки, изображенных в ней событий, характеров.  

Личностные: формирование

познавательного интереса к

творчеству зарубежных сказочников, нравственно-

этическое оценивание

содержания художественного

произведения;

Метапредметные: владеют навыком смыслового чтения,

анализируют художественный

текст, выбирают критерии для

сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их; планируют алгоритм ответа, корректируют ответ; строят

монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию;

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать

текст, формулировать идею,  давать характеристику герою.

89.

Истории четвёртая и пятая.

1

Выбор эпизодов для Характеристики персонажей. Связный

ответ «История о

зеркале тролля, ее

смысл и роль в композиции сказки».

Подбор цитат

к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает).

Личностные: формирование

познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-

этическое оценивание содержания художественного

произведения;

Метапредметные: владеют навыком смыслового чтения, анализируют художественный

текст, выбирают критерии для

сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их; строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию;   Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать

текст, формулировать идею,  давать характеристику герою.

90.

Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом.

1

Пересказ «Что

пришлось пережить

Герде во время поисков Кая?».

Составление схемы

путешествия Герды в поисках Кая.

Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной Королевы?  

Личностные: формирование

познавательного интереса к

творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения;

Метапредметные: владеют навыком смыслового чтения,

анализируют художественный

текст, выбирают критерии для

сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом; строят

монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию;   Предметные:  знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать

текст, формулировать идею,  давать характеристику герою.



91.

ВЧ Жорж Санд «О

чем говорят цветы».

1

 Чтение

произведения и  

обсуждение.

Личностные: Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе, осознают себя как индивидуальность и как члены

общества;

Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

классификации, устанавливают причинно-
следственные связи, делают обобщения, выводы; строят небольшие монологические

высказывания, осуществляют

совместную деятельность в парах и рабочих группах с

учетом конкретных учебно-

познавательных задач; Предметные: знать сведения  о жизни  и творчестве  Ж. Санд  (кратко); сюжет  и содержание сказки  «О  чем говорят цветы», уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать  героя  и его поступки.

92.

Марк Твен. Слово о писателе.

«Приключения Тома Сойера».  

Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

Чтение фрагментов,

обсуждение.

Охарактеризовать героя и его поступки.

Личностные: понимать время и место действия произведения;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы;

Предметные: уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника.  

93.

Том Сойер и его

друзья. Черты

характера героев.

Том и Гек в романе М. Твена.

1

Пересказ  эпизода (игра Тома и Джеда

в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома).

Анализ сцены «В пещере».

Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей;

Метапредметные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы; строят монологическое высказывание, учитывают мнения других;

Предметные: уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности.

94.

Джек Лондон.

Трудная, но интересная жизнь

(слово о писателе).

«Сказание о Кише».

1

Краткий рассказ о

писателе. Сюжет

рассказа, его герои;

обычаи, верования, нравы северного

народа, показанные

писателем.

Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей;

Метапредметные: ищут и выделяют нужную для характеристики героя информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом

и обосновывают их, делают выводы; применяют метод

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют

продуктивной кооперации;

Предметные:  знать сведения  о жизни  и творчестве  Дж.

Лондона (кратко); сюжет  и

содержание «Сказания  о Кише», уметь выразительно

пересказывать текст; характеризовать  героя  и его  поступки; находить  в тексте

изобразительно-выразительные средства.


 

95.

Нравственное

взросление героя

рассказа.

1

Ответы на вопросы:

Почему Джек Лондон

назвал произведение

сказанием? Почему имя, деяния Киша

стали легендой?

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их

преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков;

 Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

делают обобщения, выводы;   строят небольшие монологические высказывания, осуществляют

совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач;

Предметные: знать  сюжет и  содержание «Сказания  о

Кише», уметь выразительно

пересказывать текст; характеризовать  героя  и его  поступки; находить  в тексте

изобразительно-выразительные средства  и

определять  их роль; сопоставлять героев  разных

литературных произведений.

96.

Итоги года.

Итоговое тестирование и его анализ

1

тестирование

Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий;

Метапредметные: ищут и выделяют нужную для ответа

информацию, делают выводы, оценивают результаты своей

работы;

Предметные: знать основные

нормы русского литературного языка, уметь

осуществлять выбор и использование выразительных

средств языка в  соответствии с коммуникативной задачей. 

97.

Рекомендации учителя. Задания для летнего чтения.

1

Рекомендации учителя ученикам 5 класса.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения;

Метапредметные: оценивают результаты своей работы;

Предметные: обобщают изученный материал (какие произведения понравились, какие не очень и т.д.)

98-99

Региональный компонент.

Кузбасские поэты о природе родного края

2

Знакомство учеников с поэтами Кузбасса, чтение стихотворений о природе родного края.

Личностные: понимание роли

поэзии в жизни человека, формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию поэзии нашей «малой» Родины;

Метапредметные: выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать;

Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении.

100.

Василий Дмитриевич Федоров – кузбасский поэт.

1

Знакомство учеников с биографией и творчеством поэта, чтение стихотворений.

Личностные: формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию поэзии нашей «малой» Родины;

Метапредметные:  выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать;

Предметные:  знать биографию и  содержание стихотворений В.Д. Федорова,

уметь выразительно читать стихотворения.

101-102

Кузбасские поэты о войне.

2

Знакомство учеников с творчеством кузбасских поэтов, с лирикой военных лет.

Личностные: понимание роли

поэзии в жизни человека, формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей

страны посредством изучения

художественных произведений на историческую тему;

Метапредметные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст, анализируют художественный

текст; формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию;

Предметные: уметь выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.

Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...

рабочая программа по литературе 8 класс.Программа Коровиной

Рабочая программа по литературе с пояснительной запиской....

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Программа В.Я. Коровиной.

Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематич...

Рабочая программа по литературе. 6 класс. Программа В.Я. Коровиной

Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематич...

Рабочая программа по литературе. 11 класс. Программа В.Я. Коровиной.

Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе . 5 класс. Программа Коровиной В.Я.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по литературе 8 класс программа Коровиной 68 часов

В  рабочей  программе дано тематическое, календарно- тематическое планирование, содержание учебного материала....