КТП по литературе 5 кл. по программе Коровиной.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
КТП по литературе 5 кл. по программе Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_litr-ra_5_kl.doc | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | К/ч | Элементы содержания | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата |
1. | ВВЕДЕНИЕ 1 ч. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Создатели книги. Учебник литературы и работа с ним. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Метапредметные: могут находить и извлекать нужную информацию в материалах учебника (предисловие, послесловие, оглавление, сноски), рабочих тетрадях; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; Предметные: научатся пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека. | |
2. | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 7 ч. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки. | Личностные: формировать способность к учению, формирование основ экологической культуры; Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. | |
3. | Сказка как особый жанр фольклора. Русские народные сказки. Жанры народных сказок. | 1 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок. | Личностные: формировать способность к учению; Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жанра. | |
4. | «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. | 1 | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы, устное словесное рисование, сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, составление плана «Особенности волшебной сказки». | Личностные: формировать целостное мировоззрение; Метапредметные: формировать развитие компетентности; Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, умение отличать виды сказок. | |
5. | «Царевна – лягушка». Образ Ивана- Царевича. | 1 | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В. Васнецова «Пир». Пересказ сказки «Царевна- лягушка». | Личностные: формировать целостное мировоззрение, прививать любовь к художественным произведениям; Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; Предметные: иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим). | |
6. | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | 1 | Выразительное чтение, пересказ. Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37) | Личностные: осваивать социальные нормы, правила поведения в группах; Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста; Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. | |
7. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель". | 1 | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника « Из рассказов о сказочниках». | Личностные: формировать целостное мировоззрение, прививать любовь к художественным произведениям; Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы; Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок. | |
8. | ВЧ. Мои любимые сказки. | 1 | Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно членом общества; Метапредметные: владеют элементами анализа произведения, соотносят иллюстрацию с текстом художественного произведения, отбирают материал для устного рассказа, определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию; Предметные: знают, что жанровые особенности сказки помогают сказителям воспроизвести ее содержание; умеют определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие - к композиции, сюжету. | |
9-10 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Русские летописи. | 2 | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. | Личностные: воспитать любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России; Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтения текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин; Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям), умение определять черты фольклора в летописи. | |
11. | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 1 ч М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...» литературы. | 1 | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения. | Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения; Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений; Предметные: знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека). | |
12-13 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 41ч Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий | 2 | Чтение статьи учебника «Русские басни»; чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки. | Личностные: формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; Метапредметные: умение выразительно читать; Предметные: умение определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанровые особенности басни. | |
14-15 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях. | 2 | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». | Личностные: формировать способность вести диалог; Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов; Предметные: знать жанровые особенности басни. | |
16. | Р/р. Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 1 | Обучение написанию сочинения. | Личностные: формировать способность вести диалог; Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; произведениям. | |
17. | ВЧ. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | 1 | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен. | Личностные: формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; Метапредметные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях; Предметные: знают содержание басен И.А. Крылова. | |
18. | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, беседа. | Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения; Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки. | |
19. | Баллада В.А. Жуковского «Кубок» | 1 | Чтение баллады, чтение по ролям; выразительное чтение, беседа. | Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения; Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения; Предметные: знать жанровые особенности, понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям. | |
20. | А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование. | Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения; Метапредметные: отработка умения выразительно читать стихотворение; Предметные: оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы. | |
21-22 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. Основные образы сказки. | 2 | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов, устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение. | Личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения; Метапредметные: находят общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной), сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; уметь выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки, отбирать материал для характеристики героев. | |
23. | Р/р. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина | 1 | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся; Метапредметные: сопоставляют литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним; анализируют текст; аргументировано и последовательно доказывают свою точку зрения при сравнении произведений и обсуждении их исполнения; Предметные: знают сюжеты и содержание сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, умеют при сравнении произведений и обсуждении их исполнения аргументировано и последовательно доказать свою точку зрения. | |
24-25 | Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 2 | Чтение статьи учебника, беседа, выразительное чтение. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью. | |
26-27 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
Мир детства в изображении писателя. | 2 | Чтение статьи о писателе, беседа, комментированное чтение. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся; Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос; Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки. | |
28. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | 1 | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие, беседа. | Личностные: воспитывать патриотизм, любовь и уважение к Отечеству; Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией; Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. | |
29. | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Образ простого солдата- защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 1 | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения. | Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России; Метапредметные: выделяют в тексте главное, формулируют вариант решения поставленной на уроке задачи, выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; Предметные: знают стихотворение наизусть, умеют пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; находить изобразительно- выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; объяснять, героев, автора и читателей; через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения. | |
30. | Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие, беседа. | Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России; Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Репина; Предметные: иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения. | |
31. | «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести. | 1 | Краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В. Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение. | Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное. | |
32. | Урок-презентация повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями. | Личностные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Метапредметные: умеют пересказывать содержание текста, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Предметные: знают сюжет и содержание повестей сборника, умеют пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки. | |
33. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение. | Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм. | |
34. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | 1 | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Личностные: воспитывать любовь к чтению художественных произведений; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями. | |
35. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, беседа. | Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы. Предметные: знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | |
36. | Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. | 1 | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. | Личностные: воспитывать любовь к чтению художественных произведений; Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план; Предметные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя. | |
37. | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Личностные: сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе; Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи; Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | |
38. | Превосходство Герасима над челядью. Протест против Крепостничества | 1 | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме. | Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости), формирование интереса к культурному наследию нашей страны; Метапредметные: формулируют возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст, сотрудничают в коллективе для решения поставленной проблемы; Предметные: знают теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола, умеют прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументировано доказывать свою точку зрения. | |
39. | Р/р Сочинение - отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | Составление плана характеристики литературного героя, составление плана сочинения, написание сочинения на черновике. | Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; Метапредметные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного, определяют меры усвоения изученного материала, делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; Предметные: знают сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия, портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой; умеют составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). | |
40. | А. А. Фет. Слово о поэте. «Чудные картины» А.А. Фета. Стихотворение «Весенний дождь». | 1 | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями. | Личностные: прививать любовь и бережное отношение к природе; Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос; Предметные: уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. | |
41. | Проверка техники чтения. | 1 | Проверка техники чтения | Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; Метапредметные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса; оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Предметные: читать тексты осознанно, выразительно. | |
42. | Контрольное тестирование за 1 полугодие | 1 | Контрольное тестирование | Личностные: осознают границы собственного знания и «незнания»; Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос; Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа, знать содержание произведений. | |
43. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Протест против национальной вражды. Сюжет рассказа. | 1 | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру. | Личностные: формировать ответственное отношение к учению; Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений; Предметные: уметь оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого. | |
44. | Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристике героев. | 1 | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей. | Личностные: формировать ответственное отношение к учению; Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений; Предметные: умение оперировать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя. | |
45. | Тема дружбы в рассказе. | 1 | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину). | Личностные: воспитывать бережное отношение к дружбе; Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; Предметные: уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости). | |
46. | Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения. | 1 | Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; о чём «говорят» фамилии героев, почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением? | Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста; Метапредметные: проводят исследование и дают характеристики изучаемых объектов, строят высказывание с целью анализа текста, формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершённых действий в форме речевых значений; Предметные: знают сюжет и содержание рассказа, умеют делать аналитический пересказ произведения. | |
47-48 | Р/р. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». | 2 | Составить план текста и план сочинения. | Личностные: формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества; Метапредметные: проводят самостоятельное исследование и дают личностные характеристики изучаемых объектов, анализируют текст, используя изученную терминологию и полученные знания; Предметные: знать основные нормы русского литературного языка, уметь создавать письменные высказывания. | |
49. | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией. | Личностные: формировать ответственное отношение к учению; Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, установление ассоциативных связей с иллюстрацией; Предметные: знать сведения о детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, содержание рассказа; выразительно читать и пересказывать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | |
50. | ВЧ. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. «Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста. | Личностные: формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям; Метапредметные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного текста, формируют ситуацию сотрудничества; Предметные: знают содержание прочитанного произведения, умеют воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. | |
51-52 | Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев. А.Н. Майков, И.З. Суриков -средства создания образов родной природы. | 2 | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. | Личностные: формировать ответственное отношение к учению; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать; Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | |
53. | Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» | 1 | Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста. | Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; Метапредметные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного, применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, работают самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон в обучении; Предметные: знать структуру сочинения, ориентироваться по теме сочинения. | |
54. | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие, комментированное чтение; анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? | Личностные: формировать ответственное отношение к учению; Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого; Предметные: уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне. | |
55. | ВЧ. А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель». | 1 | Пересказ, чтение по ролям, инсценирование рассказа, характеристика героев. | Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; Метапредметные: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы; принимает и сохраняет учебную задачу; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; Предметные: знают содержание прочитанного произведения, умеют воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою. | |
56. | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье- Вено. Портрет как средство изображения героев. | 1 | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста. Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? | Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны; Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого; Предметные: наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества. | |
57. | Сюжет и композиция повести.
Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. | 1 | Беседа по вопросам: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья? Работа над планом характеристики героев. | Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны; Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах; Предметные: уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения. | |
58. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов. | Личностные: владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка; Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого, выработать умение пересказывать текст; Предметные: умение определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении. | |
59. | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | 1 | Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание текста сочинения. | Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; Предметные: знать этапы и приемы над сочинением; уметь составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя. | |
60-61 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» Образ родного дома в стихах. | 2 | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. | Личностные: прививать любовь к «малой» родине; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать; Предметные: уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения. | |
62. | П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. | 1 | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки. | Личностные: формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста; Предметные: знают основные сведения о жизни и творчестве П.П.Бажова; выразительно пересказывают и анализируют фрагменты сказа, дают характеристики героя сказа, знают значения диалектных слов; различают жанр сказа и сказки, анализируют текст, используют навыки проектной деятельности. | |
63. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Образ Хозяйки Медной горы. | 1 | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций. | Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны; Метапредметные: владеют навыками смыслового чтения, структурируют знания; совместно с учителем ставят учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала; ставят вопросы, обращаются за помощью, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Предметные: уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану. | |
64. | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Герои и их поступки. Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения. | 1 | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над образами главных героев сказки. Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату. | Личностные: эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок; формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей; Метапредметные: видят тему и проблему произведения, извлекают необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства); способность к регуляции деятельности по решению поставленных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; Предметные: знать сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки; уметь выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании. | |
65. | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». "Природа и человек в произведении. | 1 | Выборочный пересказ, словесное рисование. Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном. Работа с иллюстрациями и соотнесение их с текстом. | Личностные: формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей; Метапредметные: видят тему и проблему произведения, самостоятельно создают способы и решения проблем творческого и поискового характера; развитие способности к регуляции учебной деятельности; планируют учебное сотрудничество в коллективе, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Предметные: понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе. | |
66. | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | 1 | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки). Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи). | Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе. Способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения; Метапредметные: ищут и выделяют необходимую информацию, формируют способности к освоению новых видов деятельности; развитие способности к регуляции учебной деятельности, оценивают полученную информацию с точки зрения нужности; работают в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра; | |
67. | Положительные и отрицательные герои в пьесе- сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева». | Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения; Метапредметные: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков; умеют планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата; умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; | |
68. | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», Добро и зло в сказке». | 1 | Выбор темы сочинения. Словесное рисование. Формулирование дополнительных вопросов к выбранной теме. Составление плана работы с опорой на поставленные вопросы. Выводы в конце сочинения. | Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения; Метапредметные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; оценивают достигнутый результат; регулируют собственную деятельность посредством речевых действий; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; Предметные: уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. | |
69. | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 1 | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения; Метапредметные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию; планируют ответ, комментируют полученную информацию; планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра; Предметные: знать сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа; уметь соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа. | |
70. | Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | Комментирование необычных слов и выражений, описание иллюстраций и соотнесение их с текстом. | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ; Предметные: уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений. | |
71. | В. П. Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи. | Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения; Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтения текста, ответа на вопросы, умение комментировать текст, установление ассоциативных связей с произведением живописи; Предметные: знать сведения об В.П. Астафьеве; литературное понятие автобиографическое произведение; уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки. | |
72. | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. | 1 | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения. Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? | Личностные: понимать роль природы в жизни человека; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы; Предметные: понимать отношение Васютки к окружающему миру; умение объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки). | |
73-74 | Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | 2 | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением. | Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ умение составлять сложный план; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию; Предметные: выработать умение охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | |
75. | Поэты о Вов (1941 - 1945) 3 ч. К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. | 1 | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения; Метапредметные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст, анализируют художественный текст; формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: знать сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне; уметь выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи. | |
76. | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Вопросы и задания 1-2 (с. 158), 1-2 (с.159), 1-3 (с. 159). Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | Личностные: знать поэтическую летопись ВОВ; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм; Метапредметные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст, анализируют художественный текст; планируют алгоритм ответа, работают в группе; формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: знать сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского, содержание стихотворений о ВОВ; уметь выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи. | |
77. | Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет. | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека, формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему; Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне); Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | |
78. | Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. 3 ч. вечер…» | 1 | Выразительное чтение, анализ поэтического текста, описание картин. | Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности; Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе), формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль. | |
79. | Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»). | 1 | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование. | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека; Метапредметные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов, формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: знать содержание стихотворений поэтов ХХ века, одно стихотворение наизусть, уметь выразительно читать стихотворение; находить в поэтических текстах изобразительно -выразительные средства и определять их роль. | |
80. | Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон - Аминадо. «Города и годы». | 1 | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование. | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека; Метапредметные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов; формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | |
81-82. | Писатели улыбаются. 2ч.
Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Ю.Ч.Ким «Рыба- кит». Юмор в стихотворной форме. РР мини-сочинение | 2 | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям. | Личностные: эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ; Предметные: знать сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю. Кима (кратко); содержание рассказов С. Черного, уметь сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства. | |
83. | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; Метапредметные: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; Предметные: уметь отвечать на вопросы по пройденной теме. | |
84. | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 ч. Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | 1 | Чтение статьи о писателе, анализ эпизодов баллады, характеристика героя. | Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения; Метапредметные: овладение навыком смыслового чтения, развитие навыков анализа художественного текста, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их; формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: знать сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона; ); сюжет и содержание баллады «Вересковый мед»; понятие «баллада», понимать позицию автора и его отношение к героям. | |
85-86. | Даниель Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 2 | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений. | Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно- этическое оценивание содержания художественного произведения; Метапредметные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию; развивают способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), комментируют полученную информацию; применяют полученные знания при ответе, проектируют работу в группе: контролируют, комментируют, оценивают действия партнёра; Предметные: уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни. | |
87. | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. | 1 | Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров. | Личностные: знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; Метапредметные: видят композицию произведения, понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию; развивают способности к регуляции учебной деятельности, комментируют полученную информацию; Предметные: понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей. | |
88. | Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини. | 1 | Выбор эпизодов для характеристики персонажей, установление ассоциативных связей с иллюстрациями. Ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров. | Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно- этическое оценивание содержания художественного произведения; Метапредметные: владеют навыком смыслового чтения, анализируют художественный текст, выбирают критерии для сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их; планируют алгоритм ответа, корректируют ответ; строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою. | |
89. | Истории четвёртая и пятая. | 1 | Выбор эпизодов для Характеристики персонажей. Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). | Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно- этическое оценивание содержания художественного произведения; Метапредметные: владеют навыком смыслового чтения, анализируют художественный текст, выбирают критерии для сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их; строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою. | |
90. | Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом. | 1 | Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Составление схемы путешествия Герды в поисках Кая. Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной Королевы? | Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения; Метапредметные: владеют навыком смыслового чтения, анализируют художественный текст, выбирают критерии для сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом; строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, давать характеристику герою. | |
91. | ВЧ Жорж Санд «О чем говорят цветы». | 1 | Чтение произведения и обсуждение. | Личностные: Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе, осознают себя как индивидуальность и как члены общества; Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач; Предметные: знать сведения о жизни и творчестве Ж. Санд (кратко); сюжет и содержание сказки «О чем говорят цветы», уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки. | |
92. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 1 | Чтение фрагментов, обсуждение. Охарактеризовать героя и его поступки. | Личностные: понимать время и место действия произведения; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы; Предметные: уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника. | |
93. | Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена. | 1 | Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере». | Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей; Метапредметные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы; строят монологическое высказывание, учитывают мнения других; Предметные: уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности. | |
94. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 | Краткий рассказ о писателе. Сюжет рассказа, его герои; обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем. | Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей; Метапредметные: ищут и выделяют нужную для характеристики героя информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы; применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; Предметные: знать сведения о жизни и творчестве Дж. Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише», уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства. | |
95. | Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | Ответы на вопросы: Почему Джек Лондон назвал произведение сказанием? Почему имя, деяния Киша стали легендой? | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; Метапредметные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач; Предметные: знать сюжет и содержание «Сказания о Кише», уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять героев разных литературных произведений. | |
96. | Итоги года. Итоговое тестирование и его анализ | 1 | тестирование | Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; Метапредметные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, делают выводы, оценивают результаты своей работы; Предметные: знать основные нормы русского литературного языка, уметь осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | |
97. | Рекомендации учителя. Задания для летнего чтения. | 1 | Рекомендации учителя ученикам 5 класса. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения; Метапредметные: оценивают результаты своей работы; Предметные: обобщают изученный материал (какие произведения понравились, какие не очень и т.д.) | |
98-99 | Региональный компонент. Кузбасские поэты о природе родного края | 2 | Знакомство учеников с поэтами Кузбасса, чтение стихотворений о природе родного края. | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека, формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию поэзии нашей «малой» Родины; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать; Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении. | |
100. | Василий Дмитриевич Федоров – кузбасский поэт. | 1 | Знакомство учеников с биографией и творчеством поэта, чтение стихотворений. | Личностные: формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию поэзии нашей «малой» Родины; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать; Предметные: знать биографию и содержание стихотворений В.Д. Федорова, уметь выразительно читать стихотворения. | |
101-102 | Кузбасские поэты о войне. | 2 | Знакомство учеников с творчеством кузбасских поэтов, с лирикой военных лет. | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека, формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему; Метапредметные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст, анализируют художественный текст; формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию; Предметные: уметь выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы друг с другом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.
Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...
рабочая программа по литературе 8 класс.Программа Коровиной
Рабочая программа по литературе с пояснительной запиской....
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематич...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Программа В.Я. Коровиной
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематич...
Рабочая программа по литературе. 11 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе . 5 класс. Программа Коровиной В.Я.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по литературе 8 класс программа Коровиной 68 часов
В рабочей программе дано тематическое, календарно- тематическое планирование, содержание учебного материала....