России верный сын
план-конспект урока по литературе

Ушакова Клавдия Николаевна

Методическая разработка по литературе (личность и судьба А.С. Грибоедова) -  урок-лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Личность и судьба А.С. Грибоедова21.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «России верный сын…» (Личность и судьба А.С. Грибоедова).

Форма проведения: урок-лекция

Цели и задачи: познакомить учащихся с личностью писателя-драматурга, рассказать о героической и трагической его  судьбе, вызвать удивление и восхищение его даром, могучим интеллектом, трудолюбием, гражданским мужеством и благородством души; воспитывать у учащихся истинный патриотизм и гражданский долг.

Оборудование урока: портрет писателя, выставка книг о жизни и творчестве, разные издания «Горя от ума», вальс Грибоедова для прослушивания.

                          Ход урока.  

                                                                     Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…

                      План  лекции.

1.  «Он погиб под   кинжалами персиян жертвой невежества и вероломства» (А. С. Пушкин).

2. «Человек громаднейшего ума и ослепительных способностей» (Луначарский).

3. «Обладая  всеми светским выгодами, Грибоедов  не  любил света»(А .Бестужев).

4. «Я  как живу, так и пишу свободно» (А.С Грибоедов).

5. «Степень участия Грибоедова в заговоре 14 декабря» (Д .А. Смирнов).

6. «Не  знаю ничего  завиднее последних  годов   бурной   его  жизни» ( А .С. Пушкин).

7. «Горька  судьба  поэтов  всех времён» (В. Кюхельбекер).

Учитель. Рассказ о последнем периоде  дипломатической деятельности Грибоедова.

Летом   1826 года  персидские войска  вторглись в  пределы  Закавказья. Началась русско- персидская война. Грибоедов, служивший на Кавказе, принимал  участие  в военных действиях, был при осаде  Еревана и участвовал в других сражениях, обнаружив  при  этом завидную  холодную храбрость.  Эту  храбрость он в себе  воспитывал.

Генерал  Паскевич высоко  ценил Грибоедова  не только как храброго офицера, но и как умного, тонкого  дипломата, доверял ему, прислушивался к его советам. Немало усилий приложил  Грибоедов, чтобы  рассеять страх  местного  населения перед  русскими  войсками. «Одно  строжайшее  правосудие мирит  покоренные народы  со знамёнами победителей»- писал он.

В военных  действиях  на  Кавказе   в это   время   принимали  участие  бывшие  декабристы, в их числе  Пётр и Павел  Бестужевы, Ник.  Раевский  и др.   Грибоедов сблизился  с ними,  ходатайствовал  перед  Паскевичем, а  впоследствии   и  перед  царём о  переводе  из Сибири  на Кавказ  А.  Бестужева и А. Одоевского,  о   смягчении  участи    участников  заговора.

Под натиском  русских  войск   персы вынуждены  были  вступить  в переговоры.  С русской  стороны  переговоры   вёл  Грибоедов.  22 февраля 1828 года в  местечке  Туркманчай  был подписан  выгодный  для России  мирный  договор.  Доставить  его на подпись Николаю  Паскевич  поручил  Грибоедову. Петербург  встретил  выдающегося  дипломата почестями: пушечный салют, аудиенция  у царя,  награждение чином статского советника, орденом и  четырьмя  тысячами  червонцев и назначение на высокий пост министра( чрезвычайного посланника) в  Персии. Однако  царь не сомневался в причастности Грибоедова к событиям 14 декабря и не мог  простить ему  дерзкого заступничества  за  осужденных.  Служба  в Персии и была  наиболее  удобным способом  упрятать  подальше политически  неблагонадёжного человека.   Грибоедова глубоко  огорчило  новое назначение. Высокий  ранг  министра для него всего лишь «павлиное  звание». Он тяготился государственной  службой,  мечтал  о творчестве и независимой  жизни.  К тому  же  в апреле  1828 года  началась война с Турцией. 6 июня с тяжёлым  сердцем он покидал  Петербург.

Пушкин вспоминал : «Он был  печален и имел странное предчувствие. Я  было  хотел  его  успокоить; он мне  сказал: « Вы  ещё не  знаете этих  людей: вы увидите, что  дело  дойдет  до ножей».  Он полагал, что причиной кровопролития  будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти  сыновей… « Он погиб под кинжалами персиян жертвой невежества и вероломства.»

Что  же  произошло в Тегеране?

Русский посланник  с первых дней  встал на защиту русских пленных. Их было  немало в Персии, но обнаружить их  было  трудно:  персы скрывали их, юношей продавали в рабство. Высокие  сановники были  раздражены действиями  русского посла. Подстрекаемые английской агентурой, они искали повода для конфликта. Но посланник был сдержан, изысканно вежлив и не подавал повода для  вражды. Благодаря усилиям русской миссии более восьми тысяч армянских семей вновь  обрели  родину. Недаром имя  Грибоедова высоко чтут в Армении.

Наконец дела  были закончены, миссия  собиралась  уезжать. Был назначен день отъезда, наняты мулы, укладывались вещи. В Тегеране должен был  остаться лишь секретарь миссии в ожидании царских подарков, с тем чтобы  вручить  их  шаху. Неожиданный случай изменил  ход  событий.  В русской  миссии  попросили приюта трое  армян, взятых  в плен  во время набега. Духовенство распространило слухи, что поругана вера, что русские держат в заточении мусульман. Накануне катастрофы Грибоедова предупреждали о нападении, но он ответил, что никто  не  посмеет поднять руку  на  русского посла.

30 января 1829 года тысячная толпа, вооруженная кинжалами, палками, камнями, напала на русское  посольство. Крыши были усеяны осаждавшими, градом сыпались камни. Грибоедов держался мужественно и хладнокровно. Но  силы были слишком  неравные. Всё русское посольство- 37 человек – было растерзано. В живых осталось трое тяжелораненых. Трупы были выброшены во двор. Погибли рукописи Грибоедова, его дневники и письма, все документы миссии. Несколько дней буйствовала толпа. Когда русское  правительство потребовало выдачи тела Грибоедова, его удалось опознать лишь по руке, простреленной на дуэли. Гроб с телом Грибоедова отправили в Россию.  Медленно двигалась арба по непроезжим дорогам, недели складывались в месяцы. Лишь  1 мая гроб с останками Грибоедова пересёк  русскую  границу.

Ученица читает стихотворение Дм. Кедрина «Грибоедов».

Учитель (продолжает лекцию). Персидское правительство сделало всё, чтобы исказить действительную картину  событий,  русское -  ничего, чтобы  восстановить  истину. Вина  за  катастрофу   была  возложена на  самого  Грибоедова.  Николай     благосклонно принял извинения и подарок   иранского  шаха- огромный бриллиант, завезённый из  Индии. «Я  предаю вечному   забвению  злополучное  тегеранское  дело» - заявил  русский  император. Алмаз «Шах»  поныне хранится в Алмазном фонде Кремля с   портретом  Грибоедова.

«Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям долго был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности  человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его  холодная и блестящая храбрость оставалась  некоторое  время в подозрении. Несколько друзей знали ему  цену и видели  улыбку недоверчивости,  эту  глупую    несносную улыбку, когда  случалось им  говорить о нём как   о человеке   необыкновенном, » - писал  Пушкин.

Но кто  же  он, создатель  произведения,  о  котором  его современник   Александр  Бестужев  сказал: «Будущее оценит по достоинству  сию  комедию и поставит её в первый ряд творений народных» ?

Грибоедов… Каким мы видим его и каким знали его современники?

2. Работа над портретом  художника И. Крамского. Рассказ учащегося.

3. Детство, юность. Учеба, разносторонние дарования - сообщение учащегося.

4. Замысел и создание  комедии «Горе от ума» - рассказ ученицы.

5.Грибоедов и декабристы - сообщение ученика.

6. Грибоедов-музыкант - рассказ ученика.

Музыкальная пауза. Вальс Грибоедова (прослушивание).

7. Любовь и женитьба Грибоедова – рассказ ученицы.

8.Судьба Н.А. Грибоедовой (учитель). Нине было 16, когда её назвали  женой Грибоедова, ей не было 18 – она стала вдовой великого поэта России, погибшего в Персии. Ей не было 50, когда   болезнь унесла её в могилу. Но остались её слова, высеченные на памятнике Грибоедова. (Обращение к эпиграфу урока.).

Выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы « Грибоедов в Цинандали».

Заключительное слово учителя. Горька судьба поэтов всех  времён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для  славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был  влюблен…

Стянула петля  дерзостную выю.

 Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того  на части  разорвёт,

Чей блещущий перунами полёт

Сияньем  облил   бы страну  родную.

Последняя строфа  посвящена А. С. Грибоедову. Он  поистине   России  верный сын,   образ   которого навсегда останется в благодарной памяти потомков.

Домашнее задание.

1.Связный рассказ о личности и судьбе  Грибоедова.

2.Ответ на вопрос: что вас поразило в судьбе Грибоедова?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

опыт работы.деятельность отряда"России верные сыны"

Программа детской организации "России верные сыны"Презентация деятельности отряда "РВС"....

Сценарий классного часа "России верные сыны"

Классный час, посвященный 200летию Бородинского сражения....

Классный час "России верные сыны!"

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.Задачи:познакомить детей с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны;формировать представление о подвигах народа в годы Великой Отечеств...

Встреча «России верные сыны», посвященная 24 годовщине вывода войск из Афганистана

1 ведущий   День вывода войск из Афгана -Не красная дата в скрижаляхНе праздник, а рваная рана,Для  тех, кто её застали,2 ведущий   Без  маршей и праздничных тушей,...

Внеклассное мероприятие "России верные сыны"

Внеклассное мероприятие посвящено Году Российской государственности....

России верные сыны

Внеклассное мероприятие по истории...