О выразительной функции эпитета (на примере стихотворения М.Ю.Лерионтова "Тучи")
статья по литературе (6 класс)

Мартынова Надежда Сергеевна

О роли эпитета в стихотворении Л.Ю.Лермонтова "Тучи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martynova_n.s._pro_epitety.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С.Мартынова

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 36» г.Иванова

О ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ЭПИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ТУЧИ»)

Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, как «слово зажигается от слова»? Как у самого незамысловатого слова появляются новые оттенки, как меняется смысл? Чаще всего это происходит в текстах художественного стиля. Вероятно, поэтому такие тексты привлекают наше внимание, завораживают нас, очаровывают. Вы спросите, как писатели достигают этого? Я думаю, что не зря их называют мастерами художественного слова, они просто умеют пользоваться художественно-выразительными средствами, которые я назвала бы просто «волшебными  словами». И одним самым ярким из них является эпитет.

Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.  Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое подчеркивает в объекте изображения что-то, присущее лишь ему одному. Именно с помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина.

Конструкция эпитета обычно проста. Это прилагательное + существительное. Но иногда зависимое слово может быть наречием, именем существительным, числительным или глаголом.

Рассмотрим выразительную функцию эпитета на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Эпитеты могут усиливать, подчёркивать какие-либо признаки предмета. Вот и в стихотворении «Тучи»: вечные странники, вечно холодные, вечно свободные (тучи). И мы понимаем, что Лермонтов обращает наше внимание на их постоянный признак: холодные – бесстрастные, спокойные, равнодушные и одновременно свободные, ни от кого не зависимые. Нам бы порадоваться за них, но лирическому герою грустно: эпитеты подчеркнули его одиночество и тоску по Родине.

Способны эпитеты и уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), например: степью лазурною, цепью жемчужною. И перед нами голубое небо бескрайнее, словно степь, и облака, по цвету и форме напоминающие жемчуг, горошины которого соединяются друг с другом, как звенья одной цепи. И становится ясно, что в отличие от поэта, тучи не одиноки.

Еще эпитеты эмоционально подчеркивают наиболее существенные признаки предмета или оценивают его: клевета ядовитая, зависть ли тайная, злоба ль открытая. Эти эпитеты у Лермонтова встречаются в  вопросительных предложениях, когда поэт размышляет над причиной перемещения «тучек небесных», предполагая, что и в их жизни может быть зависть, злоба, клевета. Но мы понимаем, что это есть только в мире людей, в мире природы - другие правила и законы.

Эпитеты также могут выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Например,  с милого севера. Милым мы называем то, что нам близко, дорого, любимо. «Милый север» - это Родина, такая далекая и такая близкая, от воспоминаний о которой щемит в груди и перехватывает дыхание.

Попробовали бы мы прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова без эпитетов. Какой неинтересный текст предстал бы перед нами. Вот и  наш язык без эпитетов был бы не выразительным, тусклым. Именно они помогают лучше описать изображаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки, создать настроение. Вот так «слово, сочетаясь со словом» становится эпитетом, который развивает воображение читателя или слушателя, делает наш язык живым, красочным, образным.

Использованная литература

Лермонтов М.Ю. Стихотворения и поэмы. – Москва, 2010.

Тимофеев Л.В.,Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – Москва, Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобоазительно-выразительные функции фразеологии в творчестве М.Шолохова.( по роману "Поднятая целина"

Квалификационная исследовательская работа: "Фразеология в творчестве М.Шолохова ( по роману "Поднятая целина)"....

Изобразительно-выразительная функция причастий

"И нет конца лесам сосновым..."Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Причастие". В ходе занятия используются фрагменты текстов Ф.А.Абрамова, репродукции картин И.И.Шишкина....

ФУНКЦИЯ ЭПИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ОД ДЖОНА КИТСА

Джон Китс (1795-1821) - английский поэт-романтик, самый молодой из крупнейших английских поэтов эпохи романтизма. Жанр оды в его лирике недостаточно изучен, существует мало отдельных работ, посвященны...

Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...

АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ФУНКЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (на примере стихотворения «Пленный рыцарь»)

Урок представляет собой комлексный разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пленный рыцарь" в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе. Рассчитан на два академических ча...

Эпитеты в лирических стихотворениях.

Во все века люди стремились выражать свои чувства и эмоции с помощью различных видов искусства. Величественные статуи, роскошные здания, завораживающие картины.… Перечислять шедевры, созданные ...