Подготовка развернутого ответа
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс)
Материал поможет рассмотреть приемы сопоставительного анализа текстов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovit_razvernutyy_otvet_na_vopros.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовить развернутый ответ на вопрос
План сопоставительного анализа
1. Один из текстов выберете опорным.
2. Определите предмет, направления сопоставления: характер героя, поступки, мотивы, образы и т.д.
3. Найдите элементы отвечающие заданию (Сопоставьте стихотворения… Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения?)
4. Соотнесите их между собой.
5. Найдите принципы, по какому тексты объединены.
6. Обозначьте по пунктам общие позиции (при нахождении сходства). Слова, используемые для сопоставления: так же, точно так, таким же образом, как и…, так и…; и в одном…, и в другом… и под.
7. Показать различия по пунктам (при нахождении отличия)
Слова, используемые для противопоставления: с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один … другой, герой, персонаж (такой-то) – его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные поступки другого и т.д.
Примечание: нельзя сопоставлять разные понятия, например: портрет и поступок, речь и поведение и под.
Пример:
Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова с приведенным стихотворением А.К. Толстого. Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения?
1. Опорным текстом выбираем стихотворение М. Лермонтова. Читаем оба стихотворения.
2. Предметом сравнения будут мотивы и образы, объединяющие оба стихотворения.
3. В данных стихотворениях сравниваем
а) общие мотивы:
∙ мотив утраченной любви,
∙ мотив внутренней раздвоенности героя,
∙ мотив невозможности вечно любить.
б) общие образы:
∙ лирического героя
∙ лирической героини
4. Соотносим между собой, подтверждая аргументами из текста.
5. Объединяющим принципом стихотворений является разочарование лирического героя в чувстве любви к женщине: «до и после».
6. Написание развернутого ответа примерно 5 -10 предложений.
Стихотворения и М. Лермонтова и А. Толстого объединяют мотивы невозможности, невечности любви, как пылкого и страстного чувства. Для лирических героев стихотворений любовь – это «прошлое страдание», «погибшая молодость» (Лермонтов), признание того, что «её ты не любишь, а любишь себя…» (Толстой). Как и в первом, так и во втором стихотворении лирический герой эгоистичен и разочарован в предмете своей любви: «не с тобой я сердцем говорю», «в твоих чертах ищу черты другие» (Лермонтов), «порывы твои уж не те», «она для тебя уж не тайна» (Толстой). И в одном и в другом стихотворении лирический герой откровенно признается лирической героине в том, что «не тебя так пылко я люблю» и в том, что «случайно сошлись мы в мирской суете». Для передачи мотива внутренней раздвоенности героя Лермонтов использует элемент обращения к другому образу «я говорю с подругой юных дней», так же и Толстой говорит с «неведомым спутником», зеркально похожим на лирического героя «одет он как я, на таком же коне» (фактически со своим внутренним «я»), предупреждающим о разлуке с возлюбленной: «вы с ней разойдетесь случайно».
Любовь лирических героев обоих стихотворений – чувство непостоянное: юношеское очарование любви лермонтовского героя таким же образом, как и у героя Толстого сменяется разочарованием в предмете своей любви. Оба героя разочарованы и убеждены в том, что «вечно любить невозможно».
Сопоставьте стихотворение С. Есенина «Пороша» со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Что сближает оба стихотворения?
Стихотворение Есенина и Пушкина сближает образ зимней дороги «простору много», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль», «навстречу мне только версты полосаты попадаются одне». Чувство любви к русской природе лирического героя и в том и в другом стихотворении подчеркивается эпитетами «бесконечная», «родное», «удалое», образами стихотворений, созданными с помощью олицетворений: «дремлет лес», «подвязалася сосна», «пробирается луна», «льет печально», «тройка борзая». Для передачи эмоционального настроения лирического героя авторы используют звуковые ассоциации «слышны звоны», «колокольчик однозвучный», «дятел долбит на суку», «что-то слышится родное в долгих песнях ямщика…»; эпитеты «тихо», «серые», «печальные», «скучной», «однозвучный», «утомительно». Динамика стихотворений достигается сменяющимися картинами: у Есенина – зимнего леса, у Пушкина – картинами, возникающими под песни ямщика. И Есенин, и Пушкин используют общую структурную организацию стихотворения – четыре четверостишья, написанных двусложным хореем с перекрестной рифмой: абаб.
Огромная любовь к русской природе, к родине объединяет стихотворения поэтов, создававших свои произведения в разные периоды её исторического развития. Вечность этого чувства и нетленность красоты российского пейзажа является идейной основой обоих стихотворений.
Работа с текстом
(сочинение-рассуждение малого (5-10 предложений)
или большого (не менее 200 слов) объема)
Основная формула. Рассуждение: тезис + довод 1 + довод 2 ... = вывод
1. Тезис - основная мысль, которую надо объяснить или доказать
2. Доводы - это доказательства, аргументы. Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац.
"Из доводов сильные и важные должно положить наперёд; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные - в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят" М. В. Ломоносов
3. Тема - это круг событий и лиц, составляющих основу текста; то, о чем говорится в тексте, то, что в нем изображается. Через раскрытия темы выражается идея текста.
После первого прочтения на черновике формулируется: а) тема; б) проблема.
4. Каждая тема развивается в ряде микротем. Микротемы - смысловые фрагменты текста. Каждая микротема по-новому раскрывает тему и основную мысль текста. Могут развиваться подробно и сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или несколько абзацев.
Во время второго прочтения текста производится деление на микротемы, аналитическое рассмотрение микротем; после этого возможна корректировка уже записанных ранее темы и проблемы.
5. Главная мысль (идея, тезис) раскрывает цель текста, его смысл. При выявлении главной мысли следует обратиться к трем сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, заключение) и попробовать найти предложение, выражающее основную мысль.
6. В тексте очень важно найти ключевые слова.
7. Для повествования характерны глаголы совершенного вида, для описания и рассуждения – несовершенного.
8. Полезно составить план: он отражает структурно-смысловую организация текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности С5. Подготовка к ЕГЭ. Презентация.
Для того чтобы рассчитывать на высокие баллы ЕГЭ по математике необходимо постоянно изучать приемы решения и решать конкретные задания части С. Задания раздела С5 проверяют умение решать уравнения и н...
Подготовка к сочинению-рассуждению с учетом требований к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку по тексту Л.Мигдала «Что такое красота?» в 11 классе
Тема урока актуальна для каждого из нас. На ЕГЭ по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание-это сила. Именно это вам необходимо дл...
Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
Учебно-методические материалыдля подготовки экспертов предметных комиссийпо проверке выполнения заданийс развернутым ответом...
Урок-практикум с презентацией в 10 классе по теме "Решение заданий с развернутым ответом при подготовке к государственной итоговой аттестации"
Урок предназначен для учащихся 10-11 классов. На уроке используются различные виды и приемы учебной деятельности, направленные на подготовку к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся совершенствуют общеучебные уме...
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...
Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)
Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабаты...
Презентация "Подготовка обучающихся к выполнению заданий с развернутым ответом раздела "Письменная речь" ЕГЭ 2022
Совершенствование языковой компетенции обучающихся при подготовке к ГИА...