Пространственно - врменная организация в лирике М.Ю. Лермонтова
материал по литературе

Расулова Ася Намазовна

Исследовательская работа состоит из двух глав. Первая глава состоит из изучения и анализирования работ литературоведов по данному вопросу. Вторая глава посвящена исследованию пространственно-временной организации произведения "На севере диком...".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пространственно – временная организация в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема исследования художественного времени и пространства в произведениях очень актуальна. Пространственно - временная организация – важнейшая структура произведений, которая помогает проанализировать тексты, найти взаимосвязь одного текста с другим. Исследования пространственно-временной организации лермонтовских работ, на мой взгляд, поможет в анализе его творческого пути, мотивов его творчества, внутреннего мира.

Целью моей работы является анализ стихотворения «На севере диком…» в аспекте исследования его хронотопа. Эта цель предполагает решение ряда задач.

  1. Исследовать работы ученых – теоретиков в области изучения художественного времени и художественного пространства и обосновать теоретическую базу моего анализа.
  2. Проанализировать историко- литературоведческий материал по изучению хронотопа в лермонтовской поэтике, в частности в произведении «На севере диком…».
  3. Опираясь уже на  существующие в современном литературоведении  теории художественного времени и художественного пространства,  проанализировать произведение Лермонтова «На севере диком…».

Пространственно- временная организация – неотъемлемая часть любого произведения. Она, несомненно, значима в стихотворении М.Ю.Лермонтова «На севере диком…».

Объектом данного исследования становится поэтическое произведение «На севере диком…». Предмет составляет анализ художественного пространства и времени в этом произведении.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из одиннадцати библиографий.

Глава I

Изучением художественного времени и пространства занимались и занимаются многие ученые-литературоведы. Одной из основных и значимых работ по данному вопросу является работа М.М. Бахтина, посвященная исследованию форм времени и хронотопа в романе.

Бахтин в своих трудах анализирует формы времени и хронотопа в романе в хронологической последовательности появления романов еще с античной литературы до фольклорного времени идиллического типа.

Для исследования проблемы времени и пространства М.М.Бахтин  ввел понятие хронотопа («время -пространство»), анализируя европейский роман. Он определял хронотоп как существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, и видел в нем формально-содержательную категорию. По мнению Бахтина, начало хронотопа – это время.

«Уже на античной почве были созданы три существенных типа романного единства и, следовательно, три соответствующих способа художественного освоения времени и пространства в романе, или, скажем короче, три романных хронотопа.»(Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407).

Так начинает свою работу Бахтин. Из этого следует, что в античной литературе он выделял три романных хронотопа, связанных с художественным  освоением времени. Первое время - авантюрное. Это время автор описывает как случайное время. «Все моменты авантюрного времени управляются случаем». ( (Прекрасным образцом такого романа является роман Лонга «Дафнис и Хлоя»). Это время так же характеризуется тем, что «оно не связано со временем элементарно- биологической и возрастной деятельности» (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. С.236)Следовательно, слагается авантюрное время из коротких отрезков, отдельных авантюр.

Второй тип греческого романа - «авантюрно-бытовой». Образцами данного типа времени являются романы « Сатирикон » и «Золотой осел». Для исследования этого времени Бахтин проанализировал «Золотого осла» Апулея и сделал очень интересное наблюдение- явление метаморфозы (превращения). «В мифологической оболочке метаморфозы (превращения) содержится идея развития, притом не прямолинейного, а скачкообразного, с узлами, следовательно, определенная форма временного ряда».  (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. С.259). Из этого высказывания можно сделать вывод, что в моменты превращений изменяется внутреннее время и пространство. В авантюрно-бытовом романе время уже не бездейственно. Герои сами создают свое пространство. Их положение зависит от них самих.

Из этих двух глав мы уже можем делать вывод о развитии времени в художественной литературе.

И третий тип античного романа - биографический роман. «В основе этих античных форм лежит новый тип биографического времени и новый специфически построенный образ человека, проходящего свой жизненный путь.» (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. С.278) Следовательно, Бахтин хотел сказать, что опять-таки со временем развивается и человек, его представления о жизни в целом, о себе. Здесь появляется внешний хронотоп, в котором совершалось изображение жизни.

Бахтин отмечает, что в фольклорных произведениях появляется чудесный мир. Это нужно для того, чтобы сказка выполняла одну из главных функций -  совершение волшебства. Как правило, этот мир абстрактен и масштабен. Изображается он так для того, чтобы герои и действия могли совершать чудеса и волшебство.

Проанализировав этот отрывок работы Бахтина, можно сделать вывод: хронотоп служит для определения жанра произведения и развивается по мере развития человеческой деятельности, человеческих потребностей.

Важная и интересная работа о изучении художественного времени и пространства -  монография Д.С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы» (в разделах  «Поэтика художественного времени» и «Поэтика художественного пространства») несколько отличается от очерков Бахтина. Д.С.Лихачев исследовал хронотоп в древнерусской литературе. Подробно он изучал время. Лихачев писал: «Время-субъект, объект и орудие изображения литературы».(Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.-1979(Разд. «Поэтика художественного времени», «Поэтика художественного пространства». С.176) То есть, время пронизывает литературу, охватывает ее. Лихачев рассматривал форму времени в разных жанрах. Он считал, что время в художественной литературе воспринимается благодаря связи событий. Если не происходили события, не было и времени. Этим он развивал мысль Бахтина о связи времени и пространства. Помимо этого, Лихачев ввел понятие замкнутости и абстрактности времени.

Условно и замкнуто время в сказке. Это связано с завершенностью сюжета. В сказке доминирует форма настоящего времени. Это объясняется тем, что время в сказке последовательно. А абстрактность времени придают большие расстояния, масштабность, пространство.

Время былин, в отличие от сказочного времени, отнесено к прошлому. Это связано с семантикой и функцией былины. Былины - историческое повествование, рассказ о прошлом, случившимся, поэтому и художественное время былин – прошлое.

Еще один интересный жанр, с точки зрения изучения времени, - летопись. «Время в летописи не едино…С одной стороны летописец стремится к замкнутости, а с другой, летопись не имеет концовки, так как оно уничтожается настоящим».(Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. С. 216).

Лихачев в своей монографии рассмотрел время с реальной точки зрения. Прошлое, настоящее, будущее, вечное - объекты его изучения.

Ю.М.Лотман внес огромный вклад в изучение художественного пространства.  В своей работе «Проблема художественного пространства в прозе Гоголя» он написал: « Пространство в художественном произведении моделирует разные связи картины мира: временные, социальные, этические и т.п».(Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи (в 3-х т.). - Таллин: Александра, 1993. - Т. I. С. 413) Это связано с тем,  что в нашей картине мира существуют противоположные, различные понятия. Так же Лотман ввел классификацию пространства. «Художественное пространство может быть точечным, линеарным, плоскостным или объемным. Второе и третье могут иметь также горизонтальную или вертикальную направленность. Линеарное пространство может включать или не включать в себя понятие направленности».( Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя . С.414) Еще одной существенной пространственной категорией, которую предложил Лотман, является граница.  Граница свойственна тем произведениям, которые выработали свой абстрактный язык.

Ученый  исследовал художественное пространство произведений Н. В.

Гоголя. Пространственные отношения в художественном мире произведения строятся, по его мнению, на пространственной оппозиции: «ограниченное – неограниченное», «своё – чужое», «реальное – фантастическое», «внутренне – внешнее», «направленное – ненаправленное» и т.д.

Данные работы важны и познавательны для изучения художественного пространства и времени. В. Е. Хализев в «Теории литературы» сделал очень интересные выводы о вышеперечисленных работах. «Художественная литература специфична в освоении пространства и времени. Наряду с музыкой, пантомимой, танцем, постановочной режиссурой она принадлежит к искусствам, образы которых обладают временной протяженностью — строго организованы во времени восприятия».(Хализев. В.Е. Теория литературы. -М., 1999. С. 212) Это значит, что литература развивается со временем, она «идет в шаг» со временем. Время - ее неотъемлемая основа. Ученый в своей работе опирался на исследования Лотмана  о пространства и времени, упомянул о
 важном литературном понятии «хронотоп» Бахтина.

А. Б. Есин в своей статье «Время и пространство» обобщает идеи Бахтина, Лихачева, Лотмана. Он пишет о категориях времени, о его значении, о сопоставлении художественного времени и пространства, об их значении в произведении. Есин делает интересные выводы из работ по данной теме. Можно сказать, что он подвел итог.

Исследованием поэтики М. Ю. Лермонтова занимались многие ученые. О его работах пишут: «в центре Лермонтовской лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что придает творчеству Лермонтова  исключительную целостность и единство» (Коровин В.И. Лирика Лермонтова. Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  - Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана.)

Для того, чтобы проанализировать художественный мир Лермонтова, необходимо разобраться, каковы основные мотивы его творчества.

Как полагают исследователи лермонтовского творчества, центральными и основополагающими мотивами, определяющими поэтическое наследие писателя, являются мотивы свободы и воли. Об этом в частности пишут Д. Е. Максимов, Б. Т. Удодов.

О пространстве лермонтовского творчества Д. Е. Максимов в своей работе пишет:«Пространство и время в произведениях Лермонтова становятся конкретнее, уточняются. Чаще всего он прикрепляет своих героев к определенной бытовой и социальной среде и в этом случае стремится охарактеризовать их внутренний мир и условия их жизни как явления, существующие в истории, связанные с современной ему эпохой» (Максимов Д. Е. Поэзия лермонтова. Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  - Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана.) Так, например, действие поэм Лермонтова зачастую происходит на экзотической почве. Много написано о Кавказских землях. Кавказ играл большую роль в жизни и творчестве Лермонтова. В. Г. Белинский говорил: «Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов …» ( Белинский В. Г. Кавказский край в творчестве Лермонтова. Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  - Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана.)

Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ…( «Кавказ», 1829 г.) 

Писатель создавал свои произведения не только о родных и знакомых ему местах, но и о землях, где он не был. Он пишет о Финляндии, Испании, Италии, Греции:

Аскар, добычу бранных сил,
Финляндку юную любил.
Она лила в неволе слезы
И помнила средь грустных дней
Скалы Финляндии своей…
 («Два брата», 1829 г.)

Помимо земных пространств, Лермонтов обращался к будущему и прошлому, к условному, даже к мировому пространству:


Как часто силой мысли в краткий час 

Я жил века и жизнию иной. 
И о земле позабывал…
 (1831 г.)

Кочующие караваны 
В
пространстве брошенных светил …(«Демон», 1829—1839 г.)

Г. А. Гуковский в своей книге «Пушкин и русские романтики» писал: «Понятие «лирический герой» необходимо, прежде всего, для анализа лирики романтиков, в произведениях которых авторская личность занимает все поэтическое пространство, где все тяготеет к авторской душе, где центр поэзии — внутренний мир художника, а цель искусства — воспроизведение «пейзажа души» художника, осознавшего себя самобытной психологической индивидуальностью» ( Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965, С. 141)  Тем самым, можно сделать вывод, что помимо внешнего пространства, где происходят действия, есть и внутреннее пространство – авторская душа, душевное состояние автора.

Д. Е. Максимов пишет: «Переживания лирического героя в целом ряде оригинальных и переводных стихотворений Лермонтова, как уже говорилось, передаются в эти годы с помощью объективных образов, которые иногда получают благодаря этому обобщенное, иносказательное значение. Так возникают символические и аллегорические стихотворения: об одиноком утесе, на груди которого «ночевала тучка золотая», о такой же одинокой сосне, растущей «на севере диком», и о дубовом листке, оторвавшемся «от ветки родимой». К этому же типу стихотворений с субъективным подтекстом приближается “Умирающий гладиатор” и “Еврейская мелодия” »(Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  -Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана.). Несомненно, душевное состояния писателя сказывается на внутреннем мире его лирического героя.

Другой исследователь художественного пространства Лермонтова Л. А.

Ходанен в своей работе отмечает: «В целом ряде произведений М. Ю.

Лермонтова  храм является значимым пространством сюжетного  действия. В лирике, в ранней драматургии,  в романе «Вадим», но более всего, в поэмах появляются монастыри, кельи, церкви, часовни, колокольни, описывается внутреннее убранство храма, общий вид монастырского архитектурного ансамбля». (Ходанен Л. А. Семиосфера храма и поэтика монастырских сюжетов в творчестве М. Ю. Лермонтова.Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  - Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана.)  Например, в поэме «Мцыри» монастырь является неким жизненным пространством.  Монастырь для Мцыри является и пленом и путем к приобщению к вере.

Помимо внутренней формы времени в произведениях Лермонтова существует объективное «историческое» время. О нем писал Л. Гроссман: «в высокой степени было свойственно ощущение исторического процесса как единого целого, отдельные этапы которого принимали в представлении поэта конкретность и яркость больших декоративных фресок минувшего». (Гроссман Л. Лермонтов и культуры Востока // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 43—44. С. 738) Действительно, Лермонтов в своем творчестве отходит от идей просветительства к идее о развитии разума, о осмыслении жизни. В его лирике присутствует философский смысл:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно. («Печально я гляжу на наше поколенье!», 1838 г.)

Сделав анализ обзора научных исследований, посвящённых проблеме художественного времени и пространства лермонтовской лирики мы приходим к выводу, что лермонтовское пространство масштабно, разнообразно; оно может быть реальным, а может быть и вымышленным, внешним и внутренним.

Глава II

Анализ художественного пространства и времени стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»(1841г.)

Стихотворение «На севере диком…» (или «Сосна») является вольным лермонтовским переводом стихотворения немецкого поэта Гейне, которое называется «Ein Fichtenbaum steht einsam…»(1822г). У немецкого автора  темой этого произведения является несчастная, трагическая любовь, а у  Лермонтова – вечное одиночество в огромном мире. Стоит заметить, что  мотив одиночества для Лермонтова был ведущим не только для его творчества, но и основной нотой восприятия жизни в целом. 

Мотив одиночества присутствует в художественном пространстве стихотворения (север дикий, стоит одиноко вершина голая, пустыня далекая).

Данное стихотворение состоит из противоречий, противопоставлений. Во- первых, в нем два мира: реальный мир и мир снов, мир грез. К реальному миру относится первая строфа:

На севере диком стоит одиноко
‎На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
‎Одета, как ризой, она…

Сосна одинока, она находится на диком севере и видит сон, который означает, что одиночество неизбежно:

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

О том, что в произведении два мира пишет и Ю.М.Лотман: «Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, замерзающая "на голой вершине", "на севере диком". Вторая картина - сон сосны.  Пальма существует в воображении, сне,  мечте сосны.  Ее бытие  имеет  условный  характер этот момент пригодится позже,  при анализе стихотворения "Сон",  поэтому его надо подчеркнуть). Это вызывает вторую тему - раскрытие мира мечты» (Лотман Ю.М. О стихотворении Лермонтова «На севере диком…». Сайт  Русская литература XVIII–XX веков [Электронный ресурс] // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Режим доступа: http://www.booksite.ru, - свободный. – Загл. с экрана.).  Следовательно, сон и является вторым миром данного произведения. Семантика сна связывает две части света- север и юг.

Второе противопоставление – сосна и пальма. Сосна – это хвойное дерево, которое может расти в условиях холода и непогоды; а пальма - тропическое дерево, любит тепло и солнечный свет.

Третье и самое главное противопоставление, которое является параллелизмом - пространство: дикий север и далекая пустыня. Это две крайние точки: север, холод и юг, жара. Сосна окутана снегом, испытывает физические страдания – она замерзает. Пальма же томится под жгучим солнцем. Разделяет эти два растения, как мы уже сказали -  необъятное и масштабное пространство. Поэт использовал прием параллелизма, чтобы показать нам разницу между расстоянием. Но есть и общее между сосной и пальмой – красота и обреченность на вечное и мучительное одиночество, на бесприютность.

Лирический герой лермонтовского стихотворения стремится к общению, к близости. Его волнует не то, что он испытывает физический холод, страдания, а то, что у него нету рядом родной и близкой души, что между ним и тем, который так же одинок как он, огромное расстояния. Расстояние – их безысходность. Они никогда не встретятся, не найдут друг друга, они обречены на страдания, обессилены.

На мой взгляд, образ одинокого дерева – олицетворение чувств и душевного состояния Лермонтова. «У него нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба…» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Сайт о жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. [Электронный ресурс] Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Биография М.Ю.Лермонтова. Точка доступа: http://lermontov.name,  -  свободный. – Загл. с  экрана.) .

Интересно в стихотворении и время.  Глаголы несовершенного вида - действие вне времени, протяженное во времени - одиночество неизбывно, это доля, судьба, а не внезапно возникшее состояние, которое закончится со временем.

Заключение учебно- исследовательской работы

Итак, мы проанализировали пространственно-временную организацию художественного мира Лермонтова, в частности произведения «На севере диком…».

Перед нами была поставлена цель- проанализировать данное стихотворение с точки зрения его пространственно- временной организации. Для достижения этой цели мы предприняли следующие действия:

  1. Исследовали труды ученых- теоретиков в интересующей нас области.
  2. Проанализировали историко- литературоведческий материал по изучению хронотопа в лермонтовской поэтике, в частности в произведении «На севере диком…».
  3. Сделали собственный анализ данного стихотворения, опираясь на существующие в современном литературоведении теории художественного времени художественного пространства.

Нами были сделаны наблюдения. Ведущий мотив лермонтовского творчества- одиночество. Это отображается не только в семантике произведений, но и в их пространственно- временной организации. Яркий пример такого  стихотворения-  «На севере диком…». Оно состоит из противопоставлений. Важное для нашей работы противопоставление – пространственный параллелизм: север (холод) и юг (жара). Так же мы сделали интересное наблюдения о времени. Оно имеет форму несовершенного вида, что означает действие вне времени, и протяженное во времени одиночество неизбежно.

Список литературы для учебно- исследовательской работы

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407
  2. Белинский В. Г. Кавказский край в творчестве Лермонтова. Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  - Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана.
  3. Гроссман Л. Лермонтов и культуры Востока // Литературное наслетво. М.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 43—44. С.738.
  4. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С.141.
  5. Коровин В.И. Лирика Лермонтова. Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  - Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана.
  6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.-1979(Разд. «Поэтика художественного времени», «Поэтика художественного пространства». С.176
  7. Лотман Ю.М. О стихотворении Лермонтова «На севере диком…». Сайт  Русская литература XVIII–XX веков [Электронный ресурс] // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Режим доступа: http://www.booksite.ru, - свободный. – Загл. с экрана.).
  8. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  -Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана.
  9. Михайлов В.Ф. Лермонтов. Молодая гвардия, 2012 г. 624 с.
  10. Ходанен Л. А. Семиосфера храма и поэтика монастырских сюжетов в творчестве М. Ю. Лермонтова.Сайт Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс].  - Лермонтовская энциклопедия, М., 1981. – Режим доступа:  http://feb-web.ru, - свободный. – Загл. с экрана
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Сайт о жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. [Электронный ресурс] Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Биография М.Ю.Лермонтова. Точка доступа: http://lermontov.name,  -  свободный. – Загл. с  экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова

 В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...

"Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова".

Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова....

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

работа посвящена творчеству Лермонтова...