Статья "Роль литературы в формировании образа конкретной исторической личности"
статья по литературе (8 класс)
Анализ того, как устное народное творчество и русская литература формируют образ исторической личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_literatury_v_formirovanii_obraza_konkretnoy_istoricheskoy_lichnosti.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Хрёкина Елена Юрьевна,
учитель английского языка,
русского языка и литературы
ГБОУ школы № 411 «Гармония»
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Роль литературы в формировании образа конкретной исторической личности
Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес творцов, великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно связанный с их неослабным вниманием историческим судьбам всего человечества. В этом отчётливо ярко проявились такие присущие русской литературе качества, как народность и гражданственность. Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не осознав всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, что определило его быт и характер. Передовые деятели русской литературы не могли не обратить внимание на прошлое своего отечества. Для них это было и выполнением гражданского долга, и проявлением национального самосознания, и, наконец, выражением потребности обогатиться мыслями , образами, бытовыми красками, богатствами народного языка - всем многообразием национальной культуры, складывающиеся веками.
К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А. С. Пушкин или Николай Васильевич Гоголь, выступают в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре Первом, а Пугачёве) как историки профессионалы, и тем самым становятся в ряд тех, кто внес непосредственный вклад в развитие исторической науки России. Но и те из писателей, кто не ставил перед собой чисто исследовательских задач в области исторической науки своего времени, оставили своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.
Всему творчеству классиков в русской литературы присущ историзм. Это значит, что даже в художественных произведениях, повествующих о современной писателям действительности, события и герои произведений предстают на фоне большого исторического полотна.
Обратимся к тому, как устное народное творчество и русская литература формируют образ исторической личности. Изучая русский фольклор, мы приходим к мысли, что наиболее значительное значимая черта русской литературы 18 века – осознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.
Человек ценен своей личностной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако, вслед за сознанием значение народа в исторических событиях.
Личность Емельяна Пугачёва идет красной нитью в рамках курса литературы 8 класса.
На уроках литературы дети подробно изучают историческую эпоху и историю пугачевского бунта. Настроение народных масс конца 18 века находит непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики. Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева.
Исторические песни и Предания показывают отношения народа к Емельяну Пугачёву. В них проявляется уважение, жалость, сострадание к народному герою.
Далее мы встречаемся с образом Пугачёва в романе Пушкина «Капитанская дочка». Но прежде мы изучаем «Историю пугачевского бунта». Пушкин выступает не только автором художественных произведений на историческую тему но также и историком. по сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачёва. Пушкина изучил газеты книги и вскоре уже знал "всё что было обнародовано правительством касательно Пугачёва". Таким образом дети понимают , что роман Пушкина основан на исторических фактах.
В "Истории пугачевского бунта" Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачёва. Он использовал не только официальные источники, малочисленные и откровенно враждебные бунтовщикам, но и неопубликованные, в том числе мемуарные, предоставленные друзьями, знакомыми, а также найденные или записанные им самим.
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим Емельяна Пугачёва глазами автора произведения. Здесь, конечно же, есть художественный вымысел, ведь мы изучаем не исторические документы, а художественное произведение. В романе мы видим Емельяна Пугачёва и как безжалостного народного вождя, и как человека, которому присуще милосердие, сострадание и понимание. Пушкин рисует неоднозначный характер поэтому на уроках литературы возможны такие формы работы как диспут, суд над литературным персонажем, где каждая из двух сторон защищает свою позицию: Кто такой Емельян Пугачёв? Бунтовщик, сметающий всё на своём пути, или же человек, способный к состраданию и пониманию. Именно на уроках литературы, через призму художественного произведения, дети начинают понимать, что историческая личность - это человек, которому нужно принимать сложные решения, который в ответе за народ , который он ведет, у которого есть слабости, есть привычный уклад жизни, которым он жертвует ради народа.
Но в Пушкинском романе рядом с Машей появится иная героиня, от которой будет зависеть счастье Маши и Гринёва, обаятельная Придворная дама, в которой мы узнаём императрицу. Екатерина II предстаёт нам не как Императрица, а как человек, способный выслушать историю Маши Мироновой, понять ее, и принять правильное решение в пользу освобождения Петра Гринёва из-под стражи и следствия.
В восьмом классе дети сталкиваются с личностью Пугачёва ещё раз, но уже в рамках изучения литературы 20 века, и конкретно – в творчестве Сергея Александровича Есенина. И вновь мы видим, как литератор обращается к истории, стремясь понять настоящее, напряженно изучает судьбы людей, живших в переломной эпохе. Одно из таких обращений – драматическая поэма «Пугачев».
Здесь у нас возникает вопрос, почему, почти через 150 лет, литератор вновь обращается к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в свое время это привлекло внимание Александра Сергеевича Пушкина?
И здесь нам на помощь приходят исторические сведения:
1773-1775 годы — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
1825 год — восстание декабристов, среди участников которого друзья Пушкина
1831 год — подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории
1833 год, ноябрь — завершена работа над "историей Пугачева"
19 октября 1836 года — символическая дата окончания романа "Капитанская дочка", указанная Пушкиным
Так почему же потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься Есенину.
1917 год — свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.
1920 год — тамбовское восстание под предводительством А. Антонова.
1921 год — Есенин создал Трагедию "Пугачёв".
Почему Есенина привлёк Пугачёв? В апреле и июне 1921 года на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В свое время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, в пространстве. Так в чём же предназначение Пугачёва?
Тогда возникает необходимость выяснить определение понятий:
Стихия —1) явление природы, обнаруживающаяся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила, 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде.
Бунт — стихийно возникшие восстание, вооруженное выступление против власти.
Бунтовщик — участник бунта.
Разбой — нападение с целью ограбления, убийства.
Разбойник — человек, занимающийся разбоем, грабежами.
В Капитанской дочке Пушкин вынес приговор: « Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный." Беспощадный значит жестокий и безжалостный . Но почему же бессмысленный ? Лишенный разумного начала. Поэт отверг Кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, Но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Как видим, стихия разрушительно уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую Цель этого разрушения — он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ. В Трагедии Есенина бунт имеет цель.
Так почему же у Есенина Пугачёв гибнет? Емельян предам своими казаками и казнён. Он принес себя в жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за ее достижения? Оправдывает ли цель средства?
Итогом анализа личности Пугачёва является сравнительная характеристика образа Пугачёва в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и С. А. Есенина "Пугачёв"
Исторические песни и предания | "Капитанская дочка" ( А. С. Пушкин) | "Пугачёв" (С. А. Есенин) |
Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко | Многогранная, сложная и противоречивая личность, глубокая связь с народом, носитель лучших черт русского народа, обладает находчивостью, сметливостью, умом, наблюдательностью, очень жестокий, хладнокровный и равнодушный к чужим человеческим судьбам, проявляет великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным. | Лучшие черты русского характера: живой ум ("Я значение свое разгадал...") , молодецкая удаль, честность, справедливость, ненависть к угнетателям, верность своему делу, особенное чувство родины. Образ романтического героя-странника, человечный и земной. Он постоянно внутри меняется, его душа мечется, сомневается, ищет выход, борется сама с собой. |
Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущества, справедливость. |
Таким образом, изучая исторические документы, литературные произведения и давая свою оценку им, дети приходят к выводу что необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные законы, Если мы не хотим залить землю кровью. Этому нас учит наша история. И работа с литературным образом конкретного исторического персонажа позволяет воспитывать критическое мышление, помогает ребенку понять исторические процессы, учитывать свойства конкретной личности и социальную обстановку в конкретную эпоху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторической личности
Статья по теме самообразования, обобщение опыта работы: "Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторического лица"....
Художественный образ и историческая личность Емельяна Пугачева
Презентация к интегрированному уроку (литература-история)...
Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »
Главный критерий « лучшего учителя» -образованность и воспитанность его учеников, богатство их внутреннего духовного мира ...
Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны...
Статья по теме: Формирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Формирование у школьников умение анализировать...
Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"
Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....