Жизнь моя, иль ты приснилась мне...
план-конспект урока по литературе (9 класс)
В современной школе воспитывающее и развивающее обучение призвано формировать у учащихся активную жизненную позицию, многогранность духовных интересов и потребностей. Учитель, как проводник в мир знаний в мир искусства, создаёт возможность равноправного диалога между создателями произведений искусства и читателями, зрителями, слушателями. https://youtu.be/2GgT4KqCP4M
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой
поэту Сергею Есенину
“Жизнь моя, иль ты приснилась мне …”
- Форма события: литературная гостиная
- Тема события: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»
- Цель события: формирование целостного представления о личности Сергея Есенина
- Задачи события: воспитывать бережное отношение к литературному наследию С.Есенина;
обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе;
развивать навыки устной речи
Сверхзадача: приоткрыть завесу во внутренний мир Сергея Есенина не только как поэта, но и как человека, простого человека, безгранично любящего свою Родину.
- Участники: учащиеся 9 класса
- Техническое обеспечение: проектор, ноутбук, микрофоны
- Ход реализации:
Вступление
Ведущий 1:
Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, а поэзия – это Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. (свет на портрет) Оно – вечно…
1. Танец на стихи С.Есенина «Мне осталась одна забава…»
Сценка 1: Детство
(Слайды: фотографии матери, Константиново, детские)
Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 3 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки.
(Открыть сборник стихов)
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
Как птицы, свищут версты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
(Слайды: фотографии матери, сестер)
Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернулив дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Появляются дед и бабка).
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)
(Слайды: фотографии природы)
Чтец1
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В Москве
Ведущий 2: Стихи Сергей Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию.
(Слайды – фотографии молодого Есенина)
Чтец 2Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Сценка 2. Александр Блок
Есенин: Моя судьба как поэта решилась лишь в 17-ом году, когда я в Петрограде встретился с Александром Блоком
(Слайды: портреты Блока)
Сценка (горничная Глаша и Блок).
Глаша. Александр Александрович!
(Блок. Что, Глаша?
Глаша. Без Вас тут господин приходили.
Блок. Господин?
Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
Блок. Представился?
Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя).
Даль подернулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.
Под окном от скользких ветел
Перепельи звоны ветра.
Тихий сумрак, ангел теплый,
Напоен нездешным светом.
2. (Звучит песня “Под окошком месяц...”)
(Слайды: фотографии природы)
Блок Как свежо, чисто! Нужно встретиться с этим м... м... Есениным, отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! (Уходит).
Ведущий 1 Через некоторое время встреча Блока и Есенина состоялась.
С легкой руки Александра Блока, давшего Есенину рекомендательные письма, начался его литературный путь.
Война. Царская Семья
(Слайды – фотографии: война, царевны)
Жизнь, “настоящая жизнь Руси” несла Есенина на “корабле современности” всё дальше.
Фото Есенин – санитар в госпитале
В разгаре первая Мировая война, на фронте гибнут люди. Есенин служит санитаром в Царскосельском военном госпитале
Эпизод из фильма Есенин читает стихи перед императрицей
читает свои стихи перед императрицей и ее дочерьми-принцессами
Петербург
Ведущий 2 В Царском селе, в начале 1916 года Есенин читал свои стихи Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву. Осенью он познакомился с Владимиром Маяковским, дальнейшие отношения с которым складывались сложно.
(Слайды: портреты Ахматовой, Гумилева, Маяковского)
Маяковский: В наше материалистическое время тот поэт, кто полезен.
Есенин: А я считаю, что в любое время полезен тот, кто поэт.
Маяковский:Только вот вопрос товарищ Есенин, кто поэт, а кто нет.
Есенин :Время покажет, товарищ Маяковский
Не секрет, что Владимир Маяковский считал себя гением, поэтому к творчеству других поэтов, в том числе и классиков русской литературы относился с некоторым пренебрежением. Одних он открыто критиковал, над другими насмехался, третьих и вовсе обличал в графоманстве, считая, что их произведения не представляют никакой ценности для будущих поколений. К Сергею Есенину у Маяковского было весьма противоречивое отношение. Он признавал, что у этого поэта есть литературный дар, однако не мог смириться с безыдейностью и беспринципностью «звонкого забулдыги подмастерья», считая, что Есенину надо тратить свой талант не на описание красот родной природы, а на благо революции.
МаяковскийЯ нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.
Ведущий1 Да, их связывала тесная, никогда не утихающая неприязнь. Для Маяковского Есенин был несомненным “лирическим злом”. Он полемизировал с ним, с иронией отзывался о есенинских поэтических приемах. Вспыльчивый и крайне обидчивый, Есенин никогда не мог ему этого простить».
Есенин Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать,
Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я, как поле и как плоть,
Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш, брошенный в меня.
Ведущий2 Со своей стороны, и С. Есенин понимал значение и силу таланта В. Маяковского.
Да и В. Маяковский уже тогда выделял С. Есенина из числа многих поэтов. В мае 1922 г., во время пребывания в Риге, в беседе с сотрудниками рижской газеты «День» он сказал: «Из всех них останется лишь Есенин»
Родина. Семья
Слайды – фотографии матери, сестер, Константиново)
Ведущий 1. В тяжелые минуты его сердце неизменно обращалась к тем кого он любил всегда нежно и сильно - к матери, сестрам. Всегда, при первой возможности Есенин приезжал к ним. В Константиново.
Эпизод из фильма 5. (Есенин отрывок из фильма Возвращение на родину) Эй, земляки я приехал. Эй, Русь моя
Есенин и русская песня
(Слайды: фотографии природы)
Ведущий 2 Храмом для Есенина была непостижимая русская природа, в которой все закономерно и естественно. И понимание этого рождает удивительные сочетания светлых, радостных, восторженных интонаций с осознанием бренности земного существования:
(Хоровод «Отговорила роща золотая»)
(Слайды: березы)
Чтец 3 Представляют Есенина очень ранимым, его хочется защищать и жалеть. Никакой он не драчун, не атаман, это все внешнее, он и сам хочет, чтобы его пожалели, хотя вроде бы и говорит: "Кого жалеть, ведь каждый в мире странник", казалось бы, заявляет: "Не жалею, не зову, не плачу", – но у самого такая пронзительная жалость ко всему живому. Он сам – часть природы, он брат травинкам и деревьям, он понимает извечных спутников человека – животных, как никто до него не понимал. Лошадь у Толстого, собака у Чехова, слон у Куприна – литературные образы, у Есенина собаки, коровы, лошади – часть его судьбы.
Чтец 3: Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Последние годы
Чтец 4 У Есенина есть пронзительный образ исчезающей русской деревни: однажды он увидел из окна вагона бегущего рядом с паровозом рыжего тоненького жеребенка, который постепенно отставал и наконец совсем пропал из виду.
(Слайды – фотографии Есенина, лошадей, природы)
Чтец4:
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Ведущий 2. Есенинская поэзия — одно из самых высоких в русской литературе проявлений духовности. «Я сердцем никогда не лгу», — говорил о себе поэт.
Есенин пробыл на земле до обидного мало – всего три десятилетия.
Ведущий 1. Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
Чтец 5Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Ведущий 2: Во все времена судьба поэта была нелегка. Но самые тяжелые, трагические испытания выпали на долю поэтов 20-го столетия. «Мне на плечи кидается век-волкодав…» - так назвал 20-й век поэт Осип Мандельштам, исчезнувший навсегда в сталинских лагерях. Блок, Маяковский, Гумилев, Цветаева… Есенин. Все они не дожили, не долюбили, не дописали, не допели…
Чтец 6:
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими,
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века. (Закрыть сборник стихов)
И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути…
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.
(Танец с лентами)
- Предполагаемый результат: оценивание усваиваемого содержания, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
самооценки в процессе коммуникативной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).
Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по французскому языку "Мне приснился Париж".
Литературно-музыкальная композиция на французском и русском языках, в которой реализуется принцип диалога культур России и Франции....
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....
План-конспект занятия «Рисование акварелью на мокрой бумаге «Мне приснились сны»
План-конспект занятия «Рисование акварелью на мокрой бумаге «Мне приснились сны» к дополнительной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности "Мир цвета и чу...
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....