Мастер-класс "Обучение написанию стихотворений "
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер –класс для районного конкурса «Учитель года».
Уважаемые члены жюри, уважаемые гости. В начале своего мастер-класса я хотела бы обратить ваше внимание на экран. Задавать вопрос, кто это, было бы глупо. Это всемирно известные поэты, это наша гордость, наше достояние.
А теперь посмотрите на эту фотографию. Лица этих ребят вам незнакомы. Это наши ученики. И двое из них начинают писать стихи. Пока коряво, где-то не так как нужно зарифмовано. Но… Видели бы вы их глаза…. И задача учителя литературы в такой момент -заметить это и постараться помочь развить этот талант. На своем мастер-классе я хочу продемонстрировать приемы, которые могут быть использованы на уроках литературы и в кружковой работе, для подготовки учеников к написанию стихотворений. Так как цель этой работы – заинтересовать детей и убедить их в том, что у них тоже может получиться, уместнее всего использовать игровые приёмы. Я применяю их в работе с 5-6 классами.
Для работы я взяла свое стихотворение. Написано оно было мной несколько лет назад. И написано оно о самом прекрасном, самом любимом, самом родном уголке нашей необъятной страны – нашем донском казачьем крае.
Итак, в работе по подготовке учащихся к написанию стихотворений могут использоваться такие приемы.
1 . Не самый сложной, но достаточно интересный : прием «Зарифмуй строки». Перед вами четверостишье, недописанное. Давайте попробуем с вами подобрать слова, которые подходили бы по смыслу и рифмовались.
Казак – мой дед, отец - казак,
И так же, как сто лет назад,
Мы чтим традиции, семью
И любим Родину свою!
Пожалуйста, прочтите строфу.
2. Второй вид работы, который очень нравится детям, увлекает их, «Собери строки».
Перед вами четверостишье, но слова в строках перепутаны. Попробуйте, пожалуйста, восстановить эту строфу.
Мой край донской, мой край родной!
Люблю тебя я всей душой!
И сколько б ни было невзгод,
Ты лишь прекрасней каждый год
Пожалуйста, прочтите строфу.
3. еще один прием, более сложный, чем предыдущие и требует большей работы учителя – это «Ассоциативные картинки». Посмотрите, пожалуйста, на экран и поделитесь со мной теми ассоциациями, которые у вас возникают.
При такой работе ассоциации ребят записываются и потом при помощи учителя выстраивается строка.
Давайте и мы попробуем составить строки.
Край казаков – людей удалых!
Сражений вынес он немало.
Но верен был казак Отчизне,
Свой край любил он больше жизни.
Прочтите .
Конечно, работа эта очень сложная, затратная по времени, но результат того стоит.
И сейчас я соберу строфы, над которыми мы работали и прочту стихотворение.
Мой край донской, мой край родной!
Люблю тебя я всей душой!
И сколько б ни было невзгод,
Ты лишь прекрасней каждый год!
Край казаков – людей удалых!
Сражений вынес он немало.
Но верен был казак Отчизне,
Свой край любил он больше жизни.
Казак – мой дед, отец – казак,
И так же, как сто лет назад,
Мы чтим традиции, семью
И любим Родину свою!
И пусть пройдёт немало лет,
В краю родном оставим след.
И будем памятны тогда
Для мест родных мы навсегда!
Я желаю, чтобы у каждого из нас обязательно получилось оставить яркий, добрый след в истории нашего родного донского края.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Презентация по написанию сочинения к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
С помощь данной презентации учащиеся могут наглядно представить как писать сочинение по поэтическому произведению....
Стихотворение Мустая Карима "В городе далеком".Презентация к стихотворению.
Стихотворение, подготовленный на конкурс ко Дню Республики Башкортостан " Пою мою Республику". Чтение - это радость, удовольствие, счастье познания и творчества....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Смотр-конкурс стихотворений «Природа в стихотворениях русских поэтов»
Смотр- конкурс был проведен ко дню языков народов Казахстана в 3-4 классах национальной школы...
Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"
Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...
Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.
подробный конспект урока с элементами тестирования, лекции, беседы и анализа...