Интеллектуальная игра по творчеству Л.Н.Толстого и роману "Война и мир"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Ната Николаевна Петрова

Материал рассчитан на учеников 10-11 классов и может быть использован как на уроке (фрагментарно), так и во внеурочной деятельности по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_voyne_i_miru.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по творчеству Л. Н. Толстого и роману «Война и мир». 10 – 11 классы

I.РАЗМИНКА

Иллюстрации. Каждой группе выдаются иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого. Ученики должны узнать произведение. То же самое можно сделать, используя фотографии Толстого и его близких, а также кадры из фильмов по произведениям писателя. Количество баллов определяется по количеству правильных ответов.


II. ДАЛЬШЕ...ДАЛЬШЕ...ДАЛЬШЕ...
На отдельных листочках написаны вопросы о жизни и творчестве Толстого. Ведущий их читает. За 30 секунд группа старается ответить на них устно. Если группа не знает правильного ответа, то говорит: "Дальше!" Количество баллов определяется по количеству правильных ответов. Ведущему помогает помощник, который следит за временем и считает количество верных ответов. Первой выбирает листок с вопросами та группа, которая во время разминки набрала большее количество баллов.
Вопросы первой команде.
1.В каком университете учился Толстой? /в Казанском/
2.Сколько лет прожил Лев Толстой? (82 года)
3.В какой стране была расположена крепость Браунау? /Австрия/
4.Сколько персонажей насчитывается в романе «Война и мир»? (559)
5.Когда Толстой написал роман "Война и мир"? /1863-1869/
6.Кто явился освободителем княжны Марьи из богучаровского плена? /Николай Ростов/
7.Кого в романе "Война и мир" называли беспокойным дураком? /Анатоля/
8.Писал ли Толстой драматургические произведения? /да/
9.В каком сражении был смертельно ранен Андрей Болконский? /Бородинском /
10. В каком году Толстой покинул Ясную Поляну? /1910/
11.В каком журнале было опубликовано первое произведение Толстого? /"Современник"/
12.Кто из героев романа "Война и мир" "...был самым полезным человеком в партизанском отряде Денисова"? /Тихон Щербатый/
13.Был ли Толстой участником Отечественной войны 1812 года? /нет/
14.Как называлось имение, где жила княжна Марья с отцом? /Лысые горы/
15.Были ли знакомы Толстой и Некрасов? /да/
16.Является ли Аракчеев героем романа "Война и мир"? /да/
17.Возле какой деревни проходил бородинский бой? /Бородино/
18.В каком году происходят события, описанные в эпилоге романа? /1820/
19.Какое прозвище было у отца Андрея Болконского?
20.Как звали отца Наташи Ростовой? /Илья/
21.Главное "оружие" Платона Каратаева.../игла/
22.Сколько орудий было на батарее Тушина? /4/
23.В каком году начинаются события, изображенные в романе "Война и мир"? /1805/
24.Первоначальное название романа "Война и мир".../"Три поры"/
25.Как звали сына князя Андрея? /Николенька/

Вопросы второй команде.
1.Как звали брата Николая Ростова? /Петя/
2.Жанр произведения "Война и мир"... /роман-эпопея/
3.Имение, где родился Толстой... /Ясная Поляна/
5.Любимое оружие Тихона Щербатого... /топор/
6.Как звали мать Бориса Друбецкого? /Анна Михайловна/
7.В чем хранилось завещание старого графа Безухова? /в мозаиковом портфеле/
8.Кому проиграл деньги Николай Ростов? /Долохову/
9.Эпизод, который является кульминацией романа "Война и мир".../Бородинский бой/
10.На ком женился Борис Друбецкой? /на Жюли Карагиной/
11.Какое сражение называли сражением 3 императоров? /Аустерлицкое/
12.Верно ли, что Толстой был отлучен от церкви? /да/
13. Был ли Толстой знаком с Тургеневым? /да/
14.Сколько детей было у Наташи и Пьера? /4/
15.В обороне какого города принимал участие Толстой?/Севастополь/
16.Как звали отца Андрея Болконского? /Николай Андреевич/
17.Какой полководец был во главе авангарда русских в Шенграбенском сражении? /Багратион/
18.Назовите имя отца Толстого /Николай/
19.В каком городе Ростовы отмечали именины двух Наташ - матери и дочери? /в Москве/
20.Писал ли Толстой рассказы для детей? /да/
21.Была ли сестра у Анатоля Курагина? /Элен/
22.Как звали компаньонку княжны Марьи? /м. Бурьен/
23.Как звали жену Л.Н.Толстого? /Софья Андреевна /
24.Назовите город на юге Франции, где впервые прославился Наполеон. /Тулон/
25.Какой русский император был участником Аустерлицкого сражения? /Александр 1/

III. ГОЛОВОЛОМКА


ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬТЕ СЛОВО, связанное с романом "Война и мир". Время - 5 минут. Количество баллов определяется по количеству угаданных букв плюс 3 балла за составленное слово. Максимум -12 баллов.
1. Князь, который отказался приехать на военный совет перед Аустерлицким сражением /взять первую букву/.
2.Имя сына Андрея Болконского /взять первую букву/.
3.Населенный пункт, неподалеку от которого проходил смотр войск /взять пятую букву/.
4.Сражение, которое считается кульминацией романа /взять третью букву/
5.Должность, которую занимал Андрей Болконский при Кутузове /взять первую букву/
6.Поручик, у которого Николай Ростов купил лошадь /взять вторую букву/.
7.Фамилия светской дамы, которая собирала у себя всю знать Петербурга /взять первую букву
8. Фамилия Веры Ростовой в замужестве/взять четвертую букву/
9.Имя человека, который становится мужем Наташи Ростовой/взять третью букву/
Ответы
1.Багратион Б
2.Николай Н
3.Браунау Н
4.Бородинское Р
5. Адъютант А
6.Телянин Е
7.Шерер Ш
8. Берг Г
9.Пьер Е
Ответ: ШЕНГРАБЕН


IV. ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ ЧТО..

.
Занимательный конкурс, дающий всего по 1 баллу в случае верного ответа. Ведущий подходит к группе и сообщает информацию, которая может быть как правдивой, так и ложной. Задача группы - отличить правду от лжи.
1.Л.Толстой принимал участие в переписи населения Москвы? /да, зимой 1822 года/

2.Толстой некоторое время работал пастухом в деревне? / да/

3.Лев Толстой был участником Аустерлицкого сражения, как и его герой Андрей Болконский? /нет, ведь он родился в 1828 году/

4. Толстой был настолько требовательным в использовании русского языка, что однажды сказал: "Если бы я был царем, я бы издал закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог"?/да/

5.Между Толстым и Тургеневым однажды чуть не произошла дуэль? /да/

6.Правда ли, что в конце жизни Л. Толстой выступал против патриотизма? /да/

7. Правда ли, что для названия одного из своих произведений Л. Толстой использовал оксюморон? /"Живой труп"/

8.Верите ли вы, что в 1906 году, побывав в Эстонии, пораженный красотой ее природы, Л. Толстой написал статью "Не могу молчать!"? /нет/

9.Невысоко ценил драматургические произведения А.П. Чехова? /да, и советовал Чехову их не писать/

10.Толстой так не хотел расставаться со своим любимым произведением "Война и мир", что завещал после смерти положить его себе под голову, что и было сделано? /нет/

12. А роман "Война и мир" завершается знаменитой фразой: "И будет вам счастье"? /нет/

13.История девушки, которую обманул молодой человек, родственник богатой петербургской дамы, послужила Толстому материалом для создания романа "Воскресение"? /да, историю эту рассказал писателю знаменитый юрист А.Ф. Кони/

V. «Потайной ящик»
В закрытой коробке лежат предметы. Ученики пытаются угадать, что это за предметы. Если они угадывают с первой подсказки, то получают 3 балла, со второй - 2 балла и так далее.
1.Сладкий продукт, нередко использующийся в кондитерском деле.
2.В свежем виде растет гроздьями.
3.Петя Ростов им угощал боевых товарищей в партизанском отряде Денисова.

/ИЗЮМ/
1.Это предмет чаще носят женщины.
2.Николай Ростов использовал его по совету жены вместо успокоительного.
3.Николай Ростов носил его на пальце.

/ ПЕРСТЕНЬ/

1.Военные очень ценят этот предмет, хотя им нельзя сражаться.
2.Ланжерону было обидно, что не ему поручили придумать это.
3.Автору этот предмет казался гениальным, а сражение по нему было проиграно.
/ПЛАН АУСТЕРЛИЦКОГО СРАЖЕНИЯ/
1.Этот предмет принадлежал участнику Шенграбенского сражения, одному из любимых героев писателя.
2.Даже во время сражения, как пишет Толстой, «он требовал себе беспрестанно у денщика» этот предмет.
3.Только людям, которые вредят своему здоровью посредством курения, нужен этот предмет.
/ТРУБКА/
1.Этот предмет бывает обычно только у девочек, хотя иногда им увлекаются и мальчики.
2.С этим предметом в руках мы впервые встречаем Наташу Ростову.
3. Именно этот предмет предлагает Наташа поцеловать Борису Друбецкому.
/КУКЛА/
1.Этот предмет дает своему сыну Николай Андреевич Болконский в1805 году.
2. Его передают счастливые Ростовы из рук в руки.
3.В нем Жюли Карагина сообщает княжне Марье последние новости.
/ПИСЬМО/
1. Этот предмет даже в качестве игрушки – мечта каждого мальчишки.
2. Он был у Николая Ростова во время Шенграбенского сражения.
3. Он бросил этот предмет в подбегавших французов и побежал сквозь кусты.
/ПИСТОЛЕТ/
1.Этот предмет был очень важен для князя Василия Курагина. Но не только для него.
2. Он находился в мозаиковом портфеле.
3. Этот предмет сделал Пьера Безухова миллионером.
/ЗАВЕЩАНИЕ/
1. Это маленький металлический предмет с отверстием .
2. На вечере у Анны Павловны он был в руках жены князя Андрея.
3. В 1812 году он был в руках Платона Каратаева.
/ИГЛА/

VI. Кто есть кто?

Ведущий. В толстовской эпопее насчитывается 559 действующих лиц. И каждый персонаж, благодаря мастерству писателя создавать человеческие характеры, поистине неповторим.

Суть задания состоит в следующем. Ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже произведения. Старания участников состязаний направлены на то, чтобы как можно быстрее угадать, кого из героев имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает три балла. В случае когда персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступает соответственно два балла или только один балл.

Задание команде № 1.

Эта героиня

  1. «не умела писать» писем, потому что не могла «выразить в письме правдиво хоть тысячную долю того, что привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом»;
  2. любила восхищаться собой от третьего лица: «Что за прелесть эта!..»; «Как она хороша, молода...»;
  3. лунной ночью выразила желание улететь в поднебесье. (Наташа Ростова.)

Этот герой

  1. «говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата Шахова»;
  2. в доме Ростовых «понравился всем..., исключая Наташу», которая «настаивала на том, что он злой человек»;
  3. «играл во все игры и почти всегда выигрывал», «сколько ни пил, он никогда не терял ясности головы», что позволило ему выиграть весьма трудное пари у англичанина. (Фёдор Долохов.)

Эта героиня

  1. снискала себе амплуа «энтузиастки», и «иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой»;
  2. сравнивалась автором с хозяином прядильной мастерской, который, «посадив работников по местам, прохаживался по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в надлежащий ход...»;
  3. была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны, хозяйкой известного в Петербурге светского салона. (Анна Павловна Шерер.)

Задание команде № 2.

Этот герой

  1. обладал феноменальной способностью петь песни, «как поют птицы»;
  2. был отдан в солдаты за воровство, однако, в глазах главного героя романа, всегда оставался «вечным олицетворением духа простоты и правды»;
  3. «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», не исключая французских завоевателей. (Платон Каратаев.)

Эта героиня

  1. в продолжение повествования сменила вероисповедание с православного на католическое;
  2. из уст «бескорыстного друга» заслужила ироническое определение «молодец- баба» за то, что «хотела бы быть женою... троих в одно и то же время»: вельможи, принца и... собственного мужа;
  3. «была так хороша, что» «не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть её и не быть восхищённым ею». (Элен Безухова.)

Этот герой

  1. зимой 1810/11 года «сделался... центром московской оппозиции правительству Александра I»;
  2. перед приездом незваных гостей в его имение распорядился вновь забросать снегом только что расчищенную дорогу;
  3. не мыслил жизни без дочери и в то же время «беспрестанно больно оскорблял» её и старался «как можно жёстче нравственно мучить её». (Старый князь Николай Болконский.)

Конкурс «Кто есть кто?» продолжает блиц-опрос. Ведущий «по кругу» задает вопросы командам. Соревнующиеся стороны должны давать ответы сразу, без какого бы то ни было обдумывания. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

Вопросы команде № 1.

  1. 1. Какая героиня мечтала встретить русского князя, который влюбится в неё и увезёт её»? (Мадемуазель Бурьен.)
  2. Кто из героев славился тем, что «умел так на широкую ногу, хлебосольно устроить пир», как никто другой? (Илья Андреевич Ростов.)
  3. Кто из героев удостоился похвалы Наполеона: «Вот прекрасная смерть!»? (Андрей Болконский.)
  4. Кто из героев «на всю жизнь свою смотрел как на непрерывное увеселение» и стоил своему отцу «сорок тысяч в год»? (Ана- толь Курагин.)
  5. Кто из героев, совершенно не умея стрелять, умудрился тяжело ранить противника на дуэли? (Пьер Безухое.)
  6. Кто из героев едва не стал двоеженцем? (Анатоль Курагин.)

Вопросы команде № 2.

  1. Кто из героев в доказательство любви и преданности приложил к руке раскалённую линейку? (Наташа Ростова.)
  2. «Вот на походе не в кого влюбиться, так он влюбился в...» — сыронизировал Денисов над своим боевым товарищем. О ком из друзей говорил Денисов? (О Николае Ростове.) В кого тот «влюбился» «на походе»? (В царя.)
  3. Какая героиня предложила влюблённому в неё молодому человеку поцеловать вместо себя куклу? (Наташа Ростова.)

4.Кто был самым полезным и храбрым человеком» в партизанском отряде Денисова? (Тихон Щербатый.)

5.Какая героиня романа обладала всем, «за что ценят людей», но имела «мало того, что бы заставило любить её»? (Соня.)

6.«Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой». Кто таким образом принимал решение о женитьбе? (Андрей Болконский.) Назовите также избранницу героя. (Наташа Ростова.)

VII. ЕСТЬ ЛИЦА

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот . (Н. Заболоцкий)

На столике ведущего разложены карточки «лицом» вниз. Представители команд поочередно «тянут» билеты, читают вслух записи на карточках и, соотнося прочитанное со списком действующих лиц, представленным на доске, дают ответы.

Карточек шесть, максимальное количество баллов, которое можно заработать участникам данного конкурса, три.

Записи на карточках.

№ 1. «Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам... Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её — короткость губы и полуоткрытый рот — казались её особенною, собственно её красотой». (Маленькая княгиня.)

№ 2. «Глаза... большие, глубокие, лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходили из них) были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». (Княжна Марья.)

№ 3. «...Рот его, самая поразительная черта его лица... линии этого рта были замечательно тонко изогнуты… и в углах образовывалось что – то вроде двух улыбок…» (Долохов)

№ 4. «Худое, истощённое, желтоватое лицо его было все покрыто крупными морщинами... Движения этих морщин составляли главную игру его физиономии». (Билибин.)

№ 5. «...Вся фигура... была круглая, голова была совершенно круглая; спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые...». (Платон Каратаев.)

№ 6. «Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал... такой нежной белизны лица... Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале». (Сперанский.)

VIII. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?..»

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.  (  А.С. Пушкин )

Надеюсь, встречи с героями Толстого оставили живой след в вашей душе. Давайте вспомним, какие имена и прозвища были у персонажей эпопеи.

Конкурс проходит в форме викторины. Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы команде № 1.

  1. Какая героиня романа носила прозвание «всеобщей тётушки»? (Анна Михайловна Друбецкая.)
  2. Как в светском обществе именовали старого князя Болконского? (Прусский король.)
  3. Кто из персонажей романа прозывался «ужасным драгуном»? (Марья Дмитриевна Ахросимова.)

Вопросы команде № 2.

  1. Как называли Андрея Болконского в полку в период войны 1812 года? («Наш князь».)
  2. Какую «героиню» романа-эпопеи называли «наша Матвеевна»? (Капитан Тушин и солдаты его батареи называли так самую большую пушку.)

3.Незадолго до Бородинского сражения Наполеон получил подарок от супруги — портрет сына, «которого почему-то все называли королём...». Продолжите фразу. («...королём Рима.)

IX. Всякая всячина

Ведущий. Название конкурса говорит само за себя. Состязания продолжает тестирование.

Учащиеся получают листы с заданием. В течение полутора минут знакомятся с содержанием тестов, затем представители команд читают вслух вопросы и выбирают те варианты ответов, которые считают верными. Каждый правильный ответ даёт команде право на получение одного балла.

Тест для команды № 1.

  1. Какой костюм был у Наташи Ростовой на святках?

Варианты ответа:

а) гусар;

б) черкес;

в) Снегурочка;

г) Царевна-лягушка. 

2.Что было «местом печалей женского молодого поколения дома Ростовых»?

Варианты ответа:

 а) диван;

 бсундук;

 в) табурет;

г) кресло-качалка. 

3.Какое оружие имел при себе Пьер Безухое, когда отправился убивать Наполеона

а) кинжал;

б) револьвер;

в) сабля.

г) палка.

4.Наполеон усматривал признаки собственного величия во всех своих внешних проявлениях, например даже в... Продолжите высказывание, выбрав подходящий вариант ответа:

а) в дрожании левой икры;

б) в подёргивании щеки;

в) в хромоте правой ноги;

г) в искривлении позвоночника. (Правильный ответ – а)

Тест для команды № 2.

  1. Что бросал в толпу император Александр, выйдя на балкон Слободского дворца во время обеда в Кремле? Варианты ответа:

а) бублики;

 б) пряники;

в) бисквиты.

г) конфеты

2.Вспомните появление Андрея Болконского в салоне Шерер. «Видимо, все бывшие в гостиной... надоели ему... Из всех же прискучивших ему лиц лицо [чьё?], казалось, больше всех ему надоело». Вставьте в цитату пропущенное слово. Варианты ответа:

а) хозяйки салона;

б) лакея;

в) его жены;

г) его собственное. 

3.Второй том завершается многозначительной картиной: оказавшийся на Арбатской площади Пьер Безухов созерцает грандиозное космическое явление, которое «предвещало, как говорили, всякие ужасы и конец света». Что же наблюдал герой? Варианты ответа:

а) солнечное затмение;

бпоявление кометы;

в) падение метеорита. 

г) полнолуние

    4.«Взять крепость нетрудно, — разъяснял Кутузов, — трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно...» Продолжите мысль полководца, выбрав подходящий вариант ответа:

а) смекалка и хитрость;

     б) терпение и время;

в) упования и молитвы;

г) вера, надежда, любовь. 

 Игра наша закончилась. Подводим итоги.

Заключительное слово.

Если в очередной раз вы задумаетесь о том, какую книгу почитать на досуге, вспомните о романе "Война и мир". Классика вечна. И те проблемы, с которыми сталкивались герои на страницах этого шедевра, актуальны по сей день и будут вечны. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по творчеству А.С.Пушкина.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов "Интеллектуальная игра по творчеству А.С.Пушкина". Мероприятие можно приурочить к Дню рождения поэта или провести в рамках недели литературы....

Интеллектуальная игра по творчеству Н.Я.Бичурина

Данная игра по творчеству выдающегося востоковеда Н.Я.Бичурина...

Интеллектуальная игра по творчеству А.Т.Твардовского

Примерные задания игры предлагаются заранее. Оценка знаний проводится только высокими баллами, что привлекает учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова.

Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов...

Вопросы для интеллектуальной игры по творчеству Ф.М.Достоевского

Трудные вопросы  на знание содержания произведений Ф.М.Достоевского. Вопросы составлялись для проведения районной  интеллектуальной  игры по творчеству Ф.М.Достоевского...