Проект "Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Александровича Есенина"
проект по литературе (9 класс)
Материалы проекта предназначены для использованияна уроках литературы. посвященных творчеству С.А.Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsvetovye_epitety_v_tvorchestve_s.a._esenina.docx | 50.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино» Искитимского района
Секция - Филология, предмет – Литература
Тип проекта – Исследовательский
ПРОЕКТ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
« ЦВЕТОВЫЕ ЭПИТЕТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА »
Выполнила: Ядута Анастасия,
уч-ся 9 «Б» класса
Руководитель: Иванникова Т.Б.
2018
Оглавление
1. Введение …………………………………………………………………3
2. Основная часть:
а) Понятие «учебное пособие»…………………………………………….4
б) Понятие «цветовой» эпитет……………………………………………..5
в) Символика цветов и ее роль в произведениях Сергея Есенина:
- голубой и синий цвета ……………………………………....................5
- золотой цвет ……………………………………………………………9
- малиновый цвет ……………………………………………………….11
- розовый цвет ……………………………………………......................12
- белый цвет ……………………………………………………………..14
- зеленый цвет ………………………………………………..................16
- желтый цвет ………………………………………………...................18
- черный цвет ……………………………………………………...……19
- алый цвет ………………………………………………………………21
г) Картотека «Значение цветовых эпитетов в творчестве Сергея Есенина»………………………………………………………… ………...22
3. Вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся по пособию…………….…………………………………………………...…27
4.Заключение………………………………………………………………..28
5.Список использованной литературы……………………………………28
6. Приложение: Учебное пособие «Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Есенина»
Введение
Актуальность. Встреча с поэзией всегда приносит мне радость, помогает лучше понять себя и окружающий мир. Настоящим приобщением к поэзии стали для меня уроки литературы, на которых мы знакомились с творчеством замечательного русского поэта Сергея Есенина. Меня поразило в его творчестве то, что все его произведения искренни, красочны, в них звенит, радуется, тоскует сама русская душа. За счет чего достигается это? Меня заинтересовал этот вопрос и появилось желание глубже познакомиться с наследием великого русского поэта, более детально проанализировать каждое его стихотворение и особое внимание обратить на использование поэтом « цветовых» эпитетов. Своими наблюдениями я решила поделиться с другими ребятами, создав учебное пособие «Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Есенина».
Объект исследования: творчество Сергея Есенина.
Предмет исследования:стихотворения Сергея Есенина.
Цель проекта: создать учебное пособие по теме: «Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Есенина».
Задачи проекта:
- рассмотреть понятие «учебное пособие»;
- рассмотреть понятия: «цветовой» эпитет, уточнительный эпитет;
- познакомиться с поэтическим наследием Сергея Есенина;
- рассмотреть символическое значение цветов в стихах поэта;
- доказать устойчивость символики цветов в творчестве поэта;
• освоить методы анализа поэтических текстов.
Проектный продукт: Учебное пособие «Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Есенина ».
Адресация проекта: проект предназначен для работы на уроках литературы в 5 – 11 классах, посвященных творчеству Сергея Есенина.
Основная часть
Понятие «учебное пособие»
Под учебным пособием принято понимать дополняющий учебники источник знаний по какому-либо предмету. Структурирован он таким образом, чтобы ученик за короткое время имел возможность ознакомиться с ключевыми фактами по теме.
То есть учебное пособие — это источник:
- в котором информация излагается в достаточной мере кратко и емко, часто — тезисами;
- который имеет небольшой размер, например — в несколько десятков страниц;
- который может быть использован в целях самостоятельного освоения той или иной части учебной программы, поскольку формулировки, приведенные в пособии, обычно не требуют дополнительных разъяснений со стороны преподавателя.
Таким образом, учебное пособие — это источник, адаптированный для самостоятельного освоения обучающимся темы. Но, как правило, небольшой и являющейся только лишь частью более масштабной программы.[5]
Понятие «цветовой» эпитет
Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Для усиления выразительности образа Сергей Есенин широко использует «цветовые» эпитеты, в которых находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств». Эпитет относится к лексическим средствам художественной выразительности. Эпитет – образное определение. Теория эпитетов до сих пор недостаточно разработана, нет единой терминологии для характеристики различных видов эпитетов. Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность видеть в их составе три группы:
1. Усилительные, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове, не внося ничего нового (зеркальная гладь, холодное равнодушие).
2. Уточнительные, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет).
3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов.
«Цветовые» эпитеты относятся к группе уточнительных эпитетов.
«Цветовой» эпитет – образное определение предмета с использованием прилагательного, обозначающего цвет.[6]
Символика цветов и ее роль в произведениях Сергея Есенина
Голубой и синий цвета
Голубой и синий – любимые цвета поэта. Синий и голубой цвет для Есенина – это не просто цветовые пристрастия. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ что-то синее”. Голубой цвет олицетворяет радостное ощущение простора, свободы, синий – душевное равновесие. Синий (голубой) считался цветом, означающим «божественность»! Синий цвет совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, она увлекает взгляд в глубину. Синий - цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Он символизирует доброту, верность, постоянство, истины, честность:
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта.
«Не бродить, не мять в кустах багряных…»
[4, с. 281]
Синий май. Заревая теплынь
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь,
Спит черёмуха в белой накидке.
«Синий май. Заревая теплынь…»
[4, с .371]
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после грёз.
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом мёда и роз.
«Несказанное, синее, нежное…»
[4, c. 38]
Эти стихотворные строчки проникнуты тоской, мечтой, вечной божественной истиной, постоянством и всё это понять, почувствовать помогает синий цвет. В поэзии Есенина природа изображена в единстве с человеком:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Всё пролетело… далече мимо...
Сердце остыло, и выцвели очи…
Синее счастье! Лунные ночи.
« Вечером синим, вечером лунным …»
[4, с.213]
В стихотворении «Вечером синим, вечером лунным» видно тоску лирического героя о прошедшей юности. Синий цвет целительно воздействует на героя, смягчает остроту восприятия жизни. Сквозь призму синего, как и голубого цвета, природа воспринимается нежной и ласковой. Голубой цвет символизирует божественность, тайну. В ранней лирике Есенина природа уподобляется светлому храму, в котором человек возрастает душой и очищается.[1, c.10]
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звёздные псалмы.
«Не ветры осыпают пущи…»
[4, с.46]
Отвори мне, страж заоблачный,
Голубые двери дня.
«Отвори мне, страж заоблачный…»
[4, с. 87]
Славлю тебя, голубая,
Звёздами вбитая высь
Снова до отчего рая
Руки мои поднялись.
«Иорданская голубица»
[4, с.112]
Русь залита в стихах голубым, божественным светом, окутана вечной тайной и непостижимостью:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
…………………….
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
«Я покинул родимый дом…»
[4, c.168]
Хочется особое внимание обратить на следующие строки:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
« Заметался пожар голубой»
[4, с. 234]
Выражение «пожар голубой» употреблено в переносном значении и обозначает бурное чувство любви, охватившее лирического героя. Но почему «голубой»? Потому что это цвет радости, молодости, красоты.
Золотой цвет
Третий, любимый цвет, проходящий через всю цветовую гамму поэзии Есенина, золотой. Золотой цвет у С.Есенина символизирует угасание:
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых-
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
«Дорогая, сядем рядом…»
[4, с.35]
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
…………………………………………
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты во век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
«Не жалею, не зову, не плачу…»
[4,с.429]
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
…………………………………..
Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.
«По-осеннему кычет сова…»
[7,с.81]
В «золоте увяданья» мы не видим угрюмого пессимизма, а видим ясную и трезвую думу о неумолимом движении потока жизни, о неизбежном. Основа «цветового» эпитета – в природе, где цвет осенних листьев и трав напоминает цвет золота.[3]
Малиновый цвет
Своеобразную роль играет в поэзии С.Есенина «малиновый цвет».
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива
Златится спелая звезда.
«О край дождей и непогоды…»
[4, с.296]
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
«Запели тесаные дроги…»
[7, с.51]
Уже давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь,
Тебе – высокая светлица,
А мне – далёкий монастырь.
«Опять раскинулся узорно»
[7, с.25]
«Малиновый» здесь не обозначает цвет, прилагательное образовано от существительного «малина» (один из любимых образов в народной поэзии). Малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным представлениям, но передают восхищение красотой родного края: в этом определении соединились и высшая похвала, и высшая мера любви к Родине.
Розовый цвет
Эпитет «розовый» не является у Есенина определением цвета. Это эмоциональный эпитет, который выражает настроение поэта. С розовым цветом обычно связывают представление обо всём нежном, светлом.
И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.
« За темной прядью перелесиц…»
[7, с.44]
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
«Мне осталась одна забава…»
[4, с.234]
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек.
«Вот оно, глупое счастье..»
[4, с.345]
Я ещё никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
«Закружилась листва золотая…»
[4,c .288]
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
«Не жалею, не зову, не плачу…»
[4,с.187]
Розовый конь, на котором пронеслась жизнь, вызывает мысли о том прекрасном, ничем не омраченном, что бывает в детстве и юности, но всегда уходит в прошлое.
Белый цвет
«Белый» цвет встречается очень часто в стихах Сергея Есенина:
Вот оно глупое счастье,
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
………………………………..
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
« Вот оно, глупое счастье…»
[4, с.198]
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
« Анна Снегина»
[4, с. 465]
Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далёких лет
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет.
«Этой грусти теперь не рассыпать…»
[4, с.353]
Отвори мне, страж заоблачный,
Голубые двери дня.
Белый ангел этой полночью
Моего увел коня.
« Отвори мне, страж заоблачный…»
[4,с.125]
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
«Белая берёза»
[4, с.73]
В стихотворениях Сергея Есенина «белый» цвет имеет своё традиционное значение, он обозначает чистоту, невинность, добродетель, радость
Зеленый цвет
Зеленый цвет - цвет травы и листьев. У Есенина «зелёный» символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зелёный цвет действует на читателя успокаивающе.
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
« Зеленая прическа…»
[4стр.69]
Сыпнет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе,
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
« Сыплет черемуха снегом…»
[4стр.45.]
В терем темный, в лес зеленый,
На шелковы купыри,
Уведу тебя под склоны
Вплоть до маковой зари.
« Темна ноченька, не спится..»
[4стр.198]
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
«Душа грустит о небесах…»
[4стр.96]
Желтый цвет
Жёлтый цвет – горький цвет. Сергей Есенин в своем творчестве использует оттенки желтого цвета – золотой, рыжий. В ранних стихах Есенина звучит мотив «погибшей души», горький жёлтый цвет врывается в творчество поэта.
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжёлой падучей,
Я душой стал как жёлтый скелет.
«Ты прохладой меня не мучай…»
[4,с.345]
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи
Вспоминают Московскую Русь.
«Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»
[4,с.353]
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только жёлтый тлен и сырость.
«Мне грустно на тебя смотреть…»
[4, с.189]
Там с вызвоном блюда
Прохлада куста,
И рыжий Иуда
Целует Христа.
«Отчарь»
[7, с.169]
Черный цвет
Чёрный цвет в стихотворениях Сергея Есенина символизирует горе, несчастье, траур, гибель всего, что живёт и дышит.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу тебе выхожу.
«Мир таинственный, мир мой древний…»
[4, с.253]
Бродит чёрная жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.
«Хулиган»
[4, с.173]
Горек запах чёрной гари,
Осень рощи подожгла
Собирает странник тварей,
Кормит просом с подола.
«Микола»
[4,с.276]
Главным содержанием произведений конца 1914 – начала 1915 года является трагическое положение деревни в годы войны.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
« Русь»
[4,с.66]
На коне – черной тучице в санках-
Билось пламя- шлея…синь и дрожь.
И кричали парнишки в еланках:
« Дождик, дождик, полей нашу рожь!»
«Заглушила засуха засевки..»
[ 4, с.352]
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
« Черная, потом пропахшая выть…»
[4, с.148]
Алый цвет
В ранних стихотворениях Сергея Есенина очень часто встречается алый цвет. Алый – ярко-красный цвет. Алый цвет символизирует в стихах радость, красоту, любовь и полноту жизни.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй,
С алых губ твоих с болью
Сорвать поцелуй
«Подражанье песне»[
4, с.212]
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
« Не бродить, не мять в кустах багряных…»
[4, с.252]
Ты ли, Русь, тропой-дорогой
Разметала, ал наряд?
Не суди молитвой строгой
Напоенный сердцем взгляд.
« На плетях висят баранки…»
[4, с. 367.]
Картотека
Значение «цветовых» эпитетов в творчестве Сергея Есенина
«Цветовой» эпитет | Значение «цветовых» эпитетов в творчестве Сергея Есенина | Стихотворения |
Синий, голубой | Цвета мечты и тоски по неземному идеалу. Символизируют душевное равновесие, вечную божественную истину, доброту, постоянство. Смягчают остроту восприятия жизни. Вызывают ощущение простора, свободы. Цвета радости, красоты, жизни. Сквозь призму голубого и синего природа воспринимается нежной и ласковой. | «По селу тропинкой кривенькой..», « О Русь, взмахни крылами!», «Отвори мне, страж заоблачный…», « Иорданская голубица», « Я покинул родимый дом..», « Заметался пожар голубой…», « Хулиган», « Осень», « Несказанное, синее, нежное…», « По-осеннему кычет сова…», « Песни, песни, о чем вы кричите…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», « Синий май. Заревая теплынь..», « Вечером синим, вечером лунным…», « Не ветры осыпают пущи…». |
Золотой | Символизирует увяданье. Отражает думу о неумолимом движении потока жизни, о неизбежном. | « Черемуха», « Дорогая, сядем рядом», « Не жалею, не зову, не плачу…», « По-осеннему кычет сова…», « Осень», « Душа грустит о небесах…», « Песня о собаке», « Закружилась листва золотая», « Не ругайтесь. Такое дело!» |
Малиновый | Передает восхищение красотой родного края. Выражает высшую похвалу, высшую меру любви к Родине. | « О край дождей и непогоды..», « Запели тесаные дроги…», « Опять раскинулся узорно…». |
Розовый | Эпитет «розовый» не является у Есенина определением цвета. Это эмоциональный эпитет, который выражает настроение поэта. С розовым цветом у поэта связано представление обо всём нежном, светлом, радостном. Розовый - символ чего-то идеального, несбыточного, о чём можно только тосковать. | « За темной прядью перелесиц…», « Мне осталась одна забава…», « Вот оно, глупое счастье…», « Закружилась листва золотая…», « Не жалею, не зову, не плачу…». |
Белый | Символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость. | « Белая береза», « Корова», « Голубень», « Вот оно, глупое счастье…», « Этой грусти теперь не рассыпать…», « Анна Снегина», « Устал я жить в родном краю…», « Отвори мне, страж заоблачный…». |
Зеленый | Символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зелёный цвет действует на читателя успокаивающе. | « С добрым утром!», « Весенний вечер», « Зеленая прическа…», « Сыплет черемуха снегом…», « Там, где капустные грядки…», « Табун», « Темна ноченька, не спится…», « Душа грустит о небесах…». |
Желтый | Жёлтый цвет – горький цвет. В ранних стихах Есенина звучит мотив «погибшей души», горький жёлтый цвет врывается в творчество поэта | « На небесном синем блюдце…», « Лисица», « Песнь о хлебе», « Ты прохладой меня не мучай…», « Снова пьют здесь, дерутся и плачут..», « Мне грустно на тебя смотреть…», « Отчарь», « В том краю, где желтая крапива…». |
Черный | Чёрный цвет символизирует горе, несчастье, траур, гибель всего, что живёт и дышит. | « Черная, потом пропахшая выть..», « Русь», « Мир таинственный, мир мой древний…», « Хулиган», « Сторона ль ты моя, сторона…», « Заглушила засуха засевки…», « Черный человек». |
Алый | Алый цвет символизирует в стихах радость, красоту, любовь и полноту жизни. | « Подражанье песне…», « Не бродить, не мять в кутах багряных…», « На плетнях висят баранки» |
Вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся
по пособию « Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Есенина»
С материалами пособия учащиеся работают самостоятельно. Проверить полученные знания учащимся помогут вопросы и задания, которые я разработала по данной теме:
- К какой группе уточнительных эпитетов относятся цветовые эпитеты?
- Назовите самый распространенный цветовой эпитет в творчестве поэта. Приведите примеры.
- Найдите в стихотворениях «Синий май. Заревая теплынь», «Несказанное, синее, нежное», «Вечером синим, вечером лунным», «Не жалею, не зову, не плачу», «По-осеннему кычет сова» цветовые эпитеты, определите их роль.
- Работа в группах. Используя материал картотеки, выпишите строки из стихотворений, содержащих цветовые эпитеты. Определите их роль. 1 группа – зеленый, 2 группа – белый, 3 группа - малиновый.
- Напишите эссе на одну из тем: «Цвета у Сергея Есенина воплощают в себе…», «Смогли ли стихи Сергея Есенина всколыхнуть вашу душу? Чем?», «Буйство глаз и половодье чувств в творчестве Сергея Есенина».
Заключение
Для усиления выразительности образа Сергей Есенин широко пользуется цветовыми эпитетами. С помощью цветовых эпитетов поэт претворяет зрительные ощущения и впечатления в язык чувства. В поэтическом мире Есенина символика цветов устойчива, а некоторые «цветовые» эпитеты становятся постоянными символами. Все это нашло свое отражение в моем учебном пособии «Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Есенина». Материал пособия можно использовать на уроках литературы в 5 – 11 классах, посвященных творчеству Сергея Есенина, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе в 9 – 11 классах. Материал пособия был представлен мною на уроках литературы в 7х классах. Учебное пособие предполагает самостоятельную работу учащихся.
Использованная литература
1.Бондаренко М.А. Поэзия Сергея Есенина в школе// Литература в школе. – 2003. – 10.
2. Влащенко В.И. Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина// Литература в школе. – 2005. – 11.
3.Наумов Е.И. Сергей Есенин Жизнь и творчество. – М.,1965.
4. Книга «Золотая библиотека» Сергей Есенина. -М., 2001.
5.https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-uchebnik-ot-uchebnogo-posobiya/
6. http://videotutor-rusyaz.ru/
7. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. - М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).
Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Презентация «Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»
Презентация посвящена жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина. Она содержит подробный иллюстративный и биографический материал. Презентация предназначена для использования на учеб...
Урок: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою!» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).
1. Сообщения детей и показ презентаций, подготовленных учащимися к этим докладам.2. Продолжение изучения нового материала по литературе на основе закрепления знаний...
Открытый урок по теме: «Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»
Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: "Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина". (технологическая карта)...
Учебное пособие "Цветовые эпитеты в творчестве Сергея Александровича Есенина"
Пособие предназначено для использования науроках литературы, посвященных творчеству Сергея Есенина....
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчествуСергея Александровича Есенина...