презентация к выступлению во вторник
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Сачук Ольга Васильевна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_vtornik_chelovechek_v_kontse.pptx652.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое сочинение 2 2015 – 2016 Что нас ждёт в новом учебном году ???

Слайд 2

Для чего нам сочинение - итог? Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Слайд 3

Мнение филолога-практика С.В.Волкова Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона. ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.

Слайд 4

Секреты… секреты… "Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые вообще мы формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами“. Н.Д.Солженицына. Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Слайд 5

Направления прошлого года « Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова). Вопросы, заданные человечеству войной. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Спор поколений: вместе и врозь. Чем люди живы?

Слайд 6

ТЕМЫ прошлого года 111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова). 211. Как влияет на сущность человека война? 308. Чему человек может научиться у природы? 407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?

Слайд 7

Тематические направления (блоки) 2015 – 2016 года « Год литературы в России» «Время» «Дом» «Любовь» «Путь» опубликованы 29 августа 2015 года на официальном сайте Минобрнауки России.

Слайд 8

В темах сочинений умышленно не используются узкие формулировки; реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы; не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Слайд 9

Жанры школьных сочинений Дневник Литературно-критическая статья Очерк Путешествие Рецензия Эпистолярный жанр Эссе Традиционное рассуждение

Слайд 10

Даты проведения 2 декабря 2015 года – основной день. 3 февраля 2016 года – пересдача. 4 мая 2016 года – пересдача. Время написания – 3 часа 55 минут!

Слайд 11

Как оценивается сочинение? Сочинение оценивается по пяти критериям: Соответствие теме Аргументация с привлечением литературного материала Композиция Качество речи Грамотность

Слайд 12

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Слайд 13

Критерий №1 Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 14

Критерий №2 Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала : от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы . «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 15

Критерий №3 Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами . «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 16

Критерий №4 Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 17

Критерий №5 Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Слайд 18

Обратите внимание! Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 ( выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом ), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается : в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Слайд 19

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм

Слайд 20

Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы ; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль; опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д. Объём сочинения увеличили с 250 до 300 слов (это минимум!!!).

Слайд 21

Итоговое сочинение: вопросы и ответы Какие задачи решает итоговое сочинение? Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза. Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)? При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

Слайд 22

На скольких произведениях нужно строить рассуждение? Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. Что собой представляют темы итогового сочинения? Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Слайд 23

Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)? Учительский комментарий к темам не предполагается . В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: "ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

Слайд 24

Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества? В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник . Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру. В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.

Слайд 25

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика. В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"? Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 300 слов) и написать работу самостоятельно. В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение , что отражено в критериях оценивания. Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

Слайд 26

Выбор и обдумывание темы сочинения Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е . выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения. Тема, сформулированная в виде утверждения 1. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. 2. Произведение о войне, которое Вас взволновало 3. Война: преступление и подвиг 4. Роль родительского наставления в жизни человека 5. «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)

Слайд 27

Тема, переформулированная в виде вопроса 1. Что помогает человеку выжить на войне? Что спасает человека в условиях войны? 2. Почему произведение о войне ( указать название) меня взволновало? 3. Что на войне можно считать преступлением, а что – подвигом, и в чём они противостоят друг другу? 4. Какую особую роль играет родительское наставление в жизни человека? 5. Почему жизнь без любви невозможна? Почему жить – это значит любить?

Слайд 28

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана) Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.

Слайд 29

Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

Слайд 30

Делаем выводы: Читать нужно! Не надо бояться собственного мнения! Отказаться от шаблонов! Писать можно в разных жанрах! Выучить имена писателей и героев! Помнить, что сочинение может дать 10 б.! Собрать литературный материал! Внимательно прочитать критерии! Помнить о грамотности!

Слайд 31

Юбилеи и возможные темы 24 мая - 110 лет со дня рождения М. А. Шолохова (1905-1984), советского писателя и общественного деятеля, 21 июня - 105 лет со дня рождения А. Т. Твардовского (1910-1971), русского поэта, 15 января - 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова (1795-1829), русского писателя, 28 августа - 90 лет со дня рождения А. Н. Стругацкого (1925-1991), писателя-фантаста 7 сентября - 145 лет со дня рождения А. И. Куприна (1870-1938), русского писателя, 3 октября - 120 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895-1925), русского поэта, 22 октября - 140 лет со дня рождения И. А. Бунина (1870-1953), русского писателя, поэта, ноябрь (по др. данным декабрь) - 195 лет со дня рождения А. А. Фета (1820-1892) , русского поэта-лирика. 28 ноября – 135 лет со дня рождения А. А. Блока (1880 – 1921), русского поэта.

Слайд 32

литература Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко! перезагрузка». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций Н.В.Беляева Итоговое сочинение: подготовка и контроль Методическое пособие для учителя http://sochinenie11.ru/podgotovka/312-spisok-literatury-po-pyati-napravleniyam.html

Слайд 33

Благодарю за внимание!!! Сачук О.В., учитель русского языка и литературы МОБУ Новобурейской СОШ № 3

Слайд 34

приложение 1. Блок «Литература» 2. Блок «Время» 3. Блок «Дом» 4. Блок «Любовь» 5. Блок «Путь»

Слайд 35

БЛОК «ЛИТЕРАТУРА» Короткая характеристика направления Направление «Год литературы», с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определённого читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Слайд 36

БЛОК «ЛИТЕРАТУРА» Круг моего чтения Книга или компьютер Роль книги в моей семье Моя настольная книга Моя золотая полка Мои любимые герои Книга, которая меня изменила Книга, которую хочется перечесть…

Слайд 37

возможные темы Мир, открытый мне (фамилия писателя). Современен ли (фамилия писателя)? Способна ли литература воспитывать человека? Какой опыт даёт человеку литература? Может ли литература помочь человеку понять себя? Книга, научившая меня жить. Мой любимый поэт (писатель). Герои произведений (автор указан), близкие мне. Чем творчество (автор указан) может быть интересно моему поколению? Литература – отражение жизни? и т.п.

Слайд 38

Год литературы в России Почему сегодня великая русская литература перестала быть великой? «Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти» ( М.Е.Салтыков-Щедрин ) Литературный процесс и бизнес Отсутствие интереса к книгам – угроза нравственности Какой он – настоящий писатель? «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н.Толстой) Подвиг писателя Творчество – средство постичь душу, сделать ее лучше. Отличается ли современная литература от классической? «Литература — это совесть общества, его душа». (Д.С.Лихачёв) или «Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь». (Д.С.Лихачёв) «Ужас» современного чтива... Писательство — не развлечение, а трудный поиск истины. Может ли человек прожить без книг? Литература – это руководство человеческого разума человеческим ростом» (В.Гюго) Моя любимая книга Нужна ли книга в век высоких технологий? «Перо – это оружие, которое острее отточенных мечей». (Перес) Живой диалог с писателем...

Слайд 39

Год литературы в России Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа. Каково значение книги в твоей жизни? «Книга – немой учитель» ( Платон) Бесспорная нужность чтения Книга – это учитель жизни Какова роль книги в жизни человека? «Хорошая книга – это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро». (Ф.А.Абрамов ) Долгая жизнь книги... Книга – источник знаний Почему нельзя прожить без книг? «Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!» (С.Львов). «Вечная» литература... Литература – нравственный учитель Что важнее в современном мире – книга или компьютер? «Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли». (В.Солоухин) Открывая книгу... Читая книгу... Через литературу – к познанию мира Можно ли заменить книгу компьютером? «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро) Воспитание книгой (литературой)

Слайд 40

Год литературы в России Помогает ли литература решать нравственные проблемы? «Книга есть кратчайший отчет о пройденном пути человечества…» Л. Леонов Чудесный мир литературы Есть ли книги, нужные всегда... «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет» А. Декурсель Книги, обязательные для чтения... Чем опасно равнодушное отношение к книгам? «Хорошая книга выстраивает личность» ( О.Л.Кабачек ) Отражая время... Спасет ли литература жестокий мир людей? «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В.А.Сухомлинский) Уроки, данные книгой... Чем опасна «некачественная» литература? «Время проходит, но сказанное слово остается»(Л. Н. Толстой) Книга, изменившая жизнь

Слайд 41

БЛОК «Литература» «Евгений Онегин», «Мёртвые души», «Детство», «Обломов», «Мастер и Маргарита», «Элегантность ёжика», «Мать», «Мы», «Мои университеты», «Письма о добром и прекрасном», «451 градус по Фаренгейту», «Нобелевская премия», «Два капитана»…

Слайд 42

Блок «ВРЕМЯ» Короткая характеристика направления Направление «Время» ориентировано на широкое осмысление времени как исторической, так и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения человек и время, общество, эпоха.

Слайд 43

Блок «ВРЕМЯ» Человек и время Старая фотография Вечность и сиюминутность Время лечит Ценности времени Делу – время, потехе – час Все бегут, бегут… «Нам не дано предугадать…»

Слайд 44

БЛОК « вРЕМЯ » Какую жизнь можно считать прожитой не зря? "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский) Герой своего времени Шагнувшие в бессмертие Что значит жить, опережая время? «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) Взгляд через века Память неподвластна времени Что значит родиться не в своё время? «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) О скоротечности времени Время – лучший лекарь душевных ран Историческое время – стрела или вихрь? «Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик ) Потерянное время

Слайд 45

БЛОК « вРЕМЯ » Победившие время Какое оно, время? «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец) Человек и эпоха Время может отнять у нас все, кроме любви Что неподвластно времени? «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С.Тургенев) Старая фотография Писатель – летописец истории страны Надо ли торопиться жить? «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) Время поиска Истинные нравственные ценности – на века Можно ли победить время? «У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед». (Уильям Шекспир) Ценности времени Воспоминания помогают жить.

Слайд 46

Блок «ВРЕМЯ» «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Преступление и наказание», «Человек на часах», «Война и мир», «После бала», «Анна Каренина», «Воскресение», «Мастер и Маргарита», «В Париже», «Гранатовый браслет», «Ночевала тучка золотая», «Письма о добром и прекрасном», «Дети подземелья», «Говори, мама, говори…»

Слайд 47

Блок «ДОМ» Короткая характеристика направления Направление «Дом» нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далёкое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Слайд 48

Блок «ДОМ» Моя семья Тихая моя родина Мой дом – уютный и родной Можно ли прожить без дома? Мой дом – моя крепость Бабушкин дом Такие разные семьи Семья – ковчег спасения

Слайд 49

Блок «ДОМ» «Дом - это там, где твое сердце». ( Плиний старший) Мой дом – моя Родина «Главный-то дом человек в душе у себя строит» (Ф.Абрамов) «Человек-то мал, а дом его – мир» (Марк Варрон ) Родительский дом – источник нравственности «История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь» (Ю.М.Лотман) «Наши дома — это зеркальное отражение нас самих». (Д. Линн , основатель Международного института тренировки душ). «Мир людей - что рожки улитки. Как бы ни боролись за главенство его обитатели, разве дано им обладать вселенной»? ( Гуань Инь Цзы ) «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». ( Лев Толстой) Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает (Пьер Корнель) Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л.Н.Толстой) Дом – это личная Вселенная человека, его маленькая галактика. Дом наших отношений

Слайд 50

Блок «ДОМ» «Россия подобна огромной квартире...» (А.Усачёв) «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть» (В. Распутин) «Мы не унаследовали Землю у своих родителей, а взяли её взаймы у своих детей». Франц Майер Человек начинается с детства... «Вставай, страна огромная...» (В.Лебедев-Кумач) «Уважай в себе и других человеческую личность!» (Д.И.Писарев) Идеальный дом... Какой он? Любимый уголок России Дом – пристанище уставшей души... Дом родной – это малая вселенная... Бездомья страшный удел... «Родина-мать зовёт!» Дом друзей – это тепло и доброта Голубая планета Вселенной... Что несёт за собой утрата дома? Человек без роду и без племени

Слайд 51

Блок «ДОМ» «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Гроза», «Обломов», «Преступление и наказание», «Детство», «Война и мир», «Анна Каренина», «Господа Головлёвы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Вишнёвый сад», «Отцы и дети», «Олеся», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Мёртвые души», «Горе от ума», «Капитанская дочка», «Недоросль»…

Слайд 52

Блок «ЛЮБОВЬ» Короткая характеристика направления Направление «Любовь» даёт возможность посмотреть на любовь с разных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего мира. Речь пойдёт о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Слайд 53

Блок «ЛЮБОВЬ» Любовь – огромная страна Родители и дети Любовь – высшее начало Муж и жена Любовь к работе (делу, увлечению) Любовь к животным Сила любви

Слайд 54

ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ Чем опасна слепая материнская любовь? «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле» (А.М.Горький) Любовь матери - путеводная звезда, которая не дает человеку сбиться с дороги жизни. Может ли материнская любовь принести вред? "Любовью дорожить умейте" (С.Щипачев) Душа матери пропитана любовью... Бывает ли любовь чрезмерной? «Будущее нации - в руках матерей». (О. Бальзак) Сила материнской любви – в её сердце... Благодарны ли дети? Рука, качающая колыбель, правит миром. ( Петер де Вриес ) Подвиг матери

Слайд 55

ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ Что важнее: любить или быть любимым? «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский). Любовь - это радость от возможности позаботиться о любимом. В чём счастье и драма любви? «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М.Достоевский). Любовь - творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого. Всегда ли любовь делает человека счастливым? «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) Любовью жив мир. Почему жить – значит любить? «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский). Все начинается с любви...

Слайд 56

ЛЮБОВЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Разве можно не любить Землю? «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М.Достоевский) С любовью и болью к родной природе

Слайд 57

ЛЮБОВЬ К ПРОФЕССИИ Профессия и призвание... Могут ли они совпадать? «Когда труд - удовольствие - жизнь хороша! «(А.М.Горький) Дело всей жизни... Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию? «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте...» (Конфуций) Любовь к своему делу Какое значение в жизни человека имеет профессия? Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. (У. Шекспир) Только в труде велик человек Может ли нелюбимая профессия влиять на судьбу человека? «Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других». (Словарь парадоксальных определений.) Любимая профессия – источник радости Почему так важно заниматься любимым делом? «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе) Правильно выбранная профессия – источник счастья Что лучше: получать много денег или получать много радости от любимой работы? «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли». (Шекспир У.) Любовь к профессии и к семье – источники счастья человека

Слайд 58

ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ Может ли человек прожить без любви к людям? " Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский). Жизнь ради людей - Делает ли любовь к людям человека счастливым? «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев). Любовь к людям – основа жизни. Может ли доброта быть лишней? «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» (А. Платонов) Доброта – источник света и тепла. Что делать, если живёшь в жестоком и равнодушном мире? «Какой мерой ты меришь, такой и тебе отмерится » (библейский закон) Пути «обогащения» человека – в добрых поступках «Добро – это прежде всего счастье всех людей» (Д.С.Лихачев) Единство с человечеством и миром – в сострадании

Слайд 59

ЛЮБОВЬ К СЕБЕ Чем страшен эгоизм? «Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». (Г.Сенкевич, польский писатель) Эгоизм – смерть души. Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов? «Эгоист сходен с эскимосом: пребывая в вечном холоде одиночества, он всю жизнь ходит в оленьей шкуре своего себялюбия и умирает, так и не узнав силы солнечных лучей любви». ( В.Крачковский ) Эгоизм – враг любви.

Слайд 60

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ Какого человека можно назвать патриотом? «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский). Малая родина - островок земли большой... В чем проявляется любовь к Родине? «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев). Размышляя о Родине... Согласны ли вы с точкой зрения Д.С.Лихачева: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим»? «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей». (Д.С.Лихачев) Надо быть патриотом, а не националистом. Может ли человек, эмигрировавший из страны, забыть свою Родину? «Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу…» (А.С.Пушкин) Родина в сердце каждого.

Слайд 61

ЛЮБОВЬ К ДЕНЬГАМ ИЛИ КАРЬЕРЕ Неужели за деньги можно купить всё? Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё (Д.С.Лихачёв) Взбираясь на вершину Олимпа, трудно остаться человеком Что такое карьера и как она меняет характер человека? Бьется человек, выбивается в люди — и давай другими помыкать. ( Бернард Шоу) Служение Отечеству тоже карьера Взаимосвязаны ли любовь к профессии и стремление к карьерному росту? Есть люди, которые делают карьеру. И ничего больше. ( Вольфганг Эшкер )

Слайд 62

Блок «ЛЮБОВЬ» «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Старуха Изергиль », «Война и мир», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Отцы и дети», «Белый Бим Чёрное ухо», «Гранатовый браслет», «Не стреляйте в белых лебедей», «Олеся», «Тихий Дон», «Дары волхвов», «Последний лист»…

Слайд 63

Блок «ПУТЬ» Короткая характеристика направления Направление «Путь» актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения. (Путь к успеху, к себе, в никуда; любовь к путешествию, странничество; духовные искания).

Слайд 64

Блок «ПУТЬ» Дорога домой Моё увлекательное путешествиям Духовные искания главных героев Жизнь – это путь Иногда хочется уехать в никуда Когда находишься в дороге Дорога без начала и конца

Слайд 65

Блок «ПУТЬ» Почему жизнь сравнивают с путешествием? «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе) Шагнувшие в бессмертие. Чем привлекает нас путешествие? «Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ» (Н.В.Гоголь) Дорога, ведущая к счастью... О чём повествует дорога? «Эх, путь-дорожка, фронтовая...» ( Б.Ласкин ) Дорога длиною в жизнь.

Слайд 66

Блок «ПУТЬ» Почему литературные герои так часто отправляются в путь? «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». (Конфуций) Жизненный путь как дорога чести. Что ищем мы, отправляясь в дорогу? «Жизнь прожить – не поле перейти» (пословица) Путешествия литературных героев. Нужно ли ставить цель в начале жизненного пути? В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель) Путь праведника. Какой путь можно назвать дорогой в никуда? «Дорога лишь тогда бывает доброй, когда ведёт она домой» (Мария Семёнова. «Волкодав»)

Слайд 67

Блок «ПУТЬ» «Хождение за три моря», «Очарованный странник», «Бег», «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Мёртвые души», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита», «Кому на Руси жить хорошо», «Матрёнин двор», «Два капитана», «Маленький принц», «Господин из Сан-Франциско», «Капитанская дочка»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к выступлению на всероссийской ассоциации гимназий

Презентация иллюстрирует выступление по теме "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)....

Презентация к выступлению на РМО

«Выявление и развитие творческих и математических способностей учащихся в процессе углубленного изучения математики»...

Презентация для выступления в научно-практической конференции учащихся на тему "Молодёжный сленг"

Молодёжный сленг является неотъемлемой частью речи подростков нашего села...

Презентация к выступлению по теме "Семинар"

Каким должен быть урок-семинар? Какова его специфика? Какие разновидности семинара существуют? Ответы на эти вопросы даёт материал, представленный в презентации....

Презентация к выступлению на международной конференции

Материалы,сопровождающие выступление на конференции, посвященной новым образовательным стандартам....

Презентация к выступлению на педсовете по новым образовательным технология\м

Презентация по применению технологии развития критического мышления на уроках истории в основной школе...