Урок литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Нурбекян Надежда Юрьевна

Конспект урока  по литературе 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экскурсия по Диканькам»

Предмет: литература

Класс: 5

Цели урока:  - познакомить учащихся с первым произведением Н.В.Гоголя, принесшем ему большую славу;
- показать мастерство Гоголя – художника;
- показать роль юмора, «забавность «Вечеров»;
- воспитывать любовь к предмету

Тип урока: Урок – игра

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point.

План урока:

1. Организационный момент

2. Вопросы первого тура

3. Вопросы второго тура

3.Лексическое задание

4. Конкурс художников

5. конкурс капитанов

6. Подведение итогов. Домашнее задание

        Ход урока:                                            

Организационныймомент.                                                                                                                          Дорогие, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по хутору Диканьки.

Слайд 1C:\Documents and Settings\Intel\Рабочий стол\6\в.jpg

Вступительное слово о творчестве писателя

«..Человек, который своим именем ознаменовал эпоху в истории нашей литературы….» так писал И. С. Тургенев о знаменитом писателе Николае Васильевиче Гоголе. Как ученик и преемник великого Пушкина вошел в русскую литературу Николай Васильевич Гоголь. Его творчество сыграло значительную роль в развитии отечественной литературы.  

        Слайд 2

В своих произведениях писатель часто обращался к образам простых людей. Один из его товарищей по гимназии вспоминает: « …сближение с людьми простыми, очевидно, давало ему своего рода наслаждение в жизни и вызывало поэтическое настроение»

        Слайд 3

Так, в своих знаменитых «Вечерах на хуторе близ Диканьки»  (первая книга писателя. Сборник, состоящий из двух частей. Вышел в 1831-1832 г.) Гоголь широко использовал народное творчество, черпая оттуда занимательные сюжеты, интереснейшие образы (хитрый черт, баба-сплетница, очаровательная колдунья и другие)                                                       Итак, мы начинаем наше увлекательное путешествие по страницам повести.  Давайте проверим, удалось ли вам погрузиться в текст повести и оказаться наблюдательными читателями.

Слайд 6

Задание №1

Вопросы первого тура

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)

3)кем по профессии был Вакула из повести Ночь  ….»?(Кузнецом)

4) Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полете в Петербург. (Черт)

5) Как зовут отца Оксаны в повести?

6) Что ведьма собирала в рукав в ночь перед рождеством?

Слайд 7

Задание №2

Вопросы второго тура

1. Как ведьма и черт попали в хату?

2. Кто и зачем украл месяц?

3. Как звали ведьму кем она приходилась кузнецу?

4. Кто угодил в мешки в избе Солохи?

5. Какой подарок готовил кузнец Оксане?

6. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?

Слайд 8-13

Задание № 3

Объяснить лексическое значение слов

Гопак, парубок, лысый дидько,  цибуля, галушки

Слайд 14«Узенькая мордочка, кругленький пятачок, тонкие ноги, острый и длинный хвост, козлиная бородка, небольшие рожки, был не белее трубочиста»

Задание №4 Конкурс художников

Предлагаю вам нарисовать групповой портрет черта, пользуясь описанием этого героя в тексте.

Слайд 15C:\Documents and Settings\Intel\Рабочий стол\6\ююю.jpg

Задание №5

Конкурс капитанов

 1.Как звали Гоголя? (Николай)

2. Как звали ведьму? (Солоха)

3. На каком транспорте ведьма крала звёзды? (метла)

4.Название деревни, где всё происходило? (Диканька)

5. Как звучит слово кабак по -  украински? (шинка)

6. Кто пришёл к Солохе самым последним? (Свербыгуз)

7. Что такое кутья? Из чего состоит (каша из пшеницы с медом и сухофруктов)

8. Какую кличку дали Пацуку жители Диканьки? (Пузатый)

9. Сколько человек сидело в мешках у Солохи (3, четвёртым был чёрт)

10. Назовите жанр произведения? (повесть)

11. Зачем Вакула ходил к Пузатому Пацуку? (узнать, где живёт чёрт)

12. Назовите хобби кузнеца? (рисование)

13. Каким образом Вакула собирался закончить жизнь? (утопиться)

14. Каким образом голова очутился дома у Чуба и Оксанки? (был в мешке)

15. Какой подарок принёс кузнец Чубу? (пояс и шапку)

16.Профессия Вакулы (кузнец)

Подведение итогов. Награждение победителей. Выставление оценок. 

Слайд №16

Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрацию к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и подписать словами из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....