№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Народное представление справедливости, добре и зле в сказках о животных. | 1 | Читает. Пересказывает, отвечает на вопросы, выражает личное отношение к прочитанному, дает нравственную оценку героям. | 9 | Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | Читает. Пересказывает, отвечает на вопросы, выражает личное отношение к прочитанному, дает нравственную оценку героям. | 10 | Вн. Чтение. Русские народные сказки | 1 | Пересказывает, определяет вид сказки, выражает личное отношение к прочитанному, дает нравственную оценку героям, характеризует героев. |
| Из древнерусской литературы | 2 |
| 11 | «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | Выразительно читает древнерусские тексты в современной обработке. Отвечает устно на вопросы. | 12 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Выразительно читает древнерусские тексты в современной обработке. Отвечает устно на вопросы, выражает личное отношение к прочитанному, дает нравственную оценку героям, характеризует героев. |
| Из русской литературы XYIII века | 1 |
| 13 | М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Случилось вместе два астронома в пиру...» | 1 | Выразительно читает текст. Отвечает устно на вопросы, выражает личное отношение к прочитанному. Находит значение незнакомых слов при помощи толкового словаря. Составляет схему «Родя и жанры литературы» |
| Из русской литературы XIX века | 41 |
| 14 | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | 1 | Составляет сообщение об авторе. Дает объяснения понятию | 15 | И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» - отражение | 1 | Составляет характеристики героев басни. Анализирует формы |
| Введение | 1 |
|
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества |
| Читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Выражают свое отношение к прочитанному. Отвечают на вопросы. |
| Устное народное творчество | 9 |
|
2 | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор) | 1 | Выразительно читают, извлекают смысл, находят значение незнакомых слов при помощи толкового словаря |
3 | Сказка - особый жанр фольклора. | 1 | Определяют виды сказок, знают понятия |
4 | Стартовая контрольная работа. Тест. | 1 | Выполняют тест. |
5 | «Царевна-лягушка». Встреча с волшебной сказкой. | 1 | Отвечают на вопросы, дают нравственную оценку героям |
6 | «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка. | 1 | Читают. Пересказывают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям |
7 | Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. | 1 | Отвечают на вопросы, дают нравственную оценку героям. Составляют план - характеристику главного героя, рассказ о нем по плану. |
8 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Народное представление справедливости, добре и зле в сказках о животных. | 1 | Читают. Пересказывают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям. |
9 | Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | Читают. Пересказывают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям. |
10 | Вн. Чтение. Русские народные сказки | 1 | Пересказывают, определяют вид сказки, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
| Из древнерусской литературы | 2 |
|
11 | «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | Выразительно читают древнерусские тексты в современной обработке. Отвечают устно на вопросы. |
12 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Выразительно читают древнерусские тексты в современной обработке. Отвечают устно на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
| Из русской литературы XYIII века | 1 |
|
13 | М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Случилось вместе два астронома в пиру...» | 1 | Выразительно читают текст. Отвечают устно на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному. Находят значение незнакомых слов при помощи толкового словаря. Составляют схему «Роды и жанры литературы» |
| Из русской литературы XIX века | 41 |
|
14 | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | 1 | Составляют сообщение об авторе. Дают объяснения понятию. |
15 | И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» - отражение | 1 | Составляет характеристики героев басни. Анализирует формы |
16 | Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Обличие человеческих пороков в баснях | 1 | Выразительно читают древнерусские тексты в современной обработке. Отвечают устно на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев.
|
17 | Вн. Чтение. Басни И.А. Крылова | 1 | Читают басню наизусть по выбору. Выполняют иллюстрации к басням. |
18 | В.А. Жуковский - сказочник. «Спящая царевна». | 1 | Составляют рассказ о писателе. Выразительно читают, отвечают устно на вопросы. |
19 | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки | 1 | Отвечают устно на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. Составляет план произведения. Работает со словарем. |
20 | В.А. Жуковский Жанр баллада. «Кубок». Благородство и жестокость. | 1 | Отвечают устно на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
21 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти | 1 | Выразительно читают. Отвечают устно на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
22 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (пролог к поэме «Руслан и Людмила») | 1 | Выразительно читают |
23 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Выразительно читают, пересказывают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
24 | РР: Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкою о мертвой царевне …»А.С. Пушкина | 1 | Находят общие и различные черты, подтверждают свои ответы текстом, учат отрывок. |
25 | Вн. чтение «Мои любимые сказки А.С. Пушкина» | 1 | Составляют простой план сочинения, описывают свои любимые сказки, аргументируют выбор |
26 | Стихи и проза. Рифма и ритм | 1 | Дают объяснения понятиям |
27 | А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» сказочноусловное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке | 1 | Выразительно читают, пересказывают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
28 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Пересказывают сюжет сказки. Составляют план произведения. |
29 | В.М. Гаршин «Attalia Princeps» Героическое и обыденное в сказке. | 1 | Выразительно читают, пересказывают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
30 | Вн. Чтение. П.П. Ершов «Конек-горбунок» народный юмор, красочность и яркость языка | 1 | Выразительно читают, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
31 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 1 | Составляют конспект о биографии писателя, учат отрывок |
32 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | Выразительно читают, выражают личное отношение к прочитанному, дает нравственную оценку героям, характеризует героев. |
33 | Н.В.Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | Составляют конспект о биографии писателя |
34 | Н.В.Гоголь. Повесть «Заколдованное место» | 1 | Выразительно читают, выражают личное отношение к прочитанному |
35 | Поэтизация народной жизни, сочетание светлого и мрачного в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место» | 1 | Пересказывают сюжеты повести, отвечают на вопросы, подтверждают текстом |
36 | Н.А. Некрасов Стихотворение «На Волге» | 1 | Составляют конспект о биографии поэта. Выразительно читают, выражают личное отношение к прочитанному |
37 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | Выразительно читают, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризует героев. |
38 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | 1 | Выразительно читают, выражают личное отношение к прочитанному, анализируют |
39 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. | 1 | Составляют краткий конспект о биографии писателя. Читают. |
40 | Герасим и его окружение. | 1 | Составляют характеристики героев, подтверждают текстом произведения, анализируют |
41 | Герасим и Муму. Счастливый год | 1 | Пересказывают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
42 | Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя - символ немого протеста крепостного человека. | 1 | Пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
43 | Обобщение. Подготовка к сочинению по повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | Составляют простой план, подбирают материал. |
44 | РР: Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму» | 1 | Пишут сочинение |
45 | А.А. Фет. «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 | Читают выразительно, анализируют |
46 | Л.Н. Толстой Рассказ «Кавказский пленник». | 1 | Составляют конспект о биографии писателя. Читают. |
47 | Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. | 1 | Сопоставляют героев, находят подтверждение в тексте, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
48 | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | Анализируют, выражают личное отношение, дают нравственную оценку. |
49 | Тестовая работа по творчеству Л.Н. Толстого | 1 | Выполняют тест |
50 | А.П.Чехов рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. | 1 | Пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
51 | Вн. Чтение рассказы Антоши Чехонте | 1 | Пересказывают. Читают произведение по ролям |
| Поэты XIX века о Родине и родной природе. | 2 |
|
52 | Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин. Обучение анализу лирического стихотворения | 1 | Читают выразительно, анализируют |
53 | Поэты XIX века о Родине и родной природе А.Н. Майков, И.З. Суриков, А.В. Кольцов | 1 | Читают выразительно, анализируют |
54 | Тестирование по разделу «Из русской литературы XIX века» | 1 | Выполняют тест |
| Из русской литературы 20 века. | 31 |
|
55 | И.А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. | 1 | Читают выразительно, анализируют |
56 | В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» Вася и его отец. | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
57 | Жизнь среди серых камней | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
58 | Васина дорога к правде и добру | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
59 | РР: Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | 1 | Составляют план, пишут сочинение. |
60 | С.А. Есенин Стихотворение «Я покинул родимый дом». | 1 | Читают выразительно, анализируют |
61 | С.А. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями» | 1 | Читают выразительно, анализируют |
62 | П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
63 | Тайна мастера. Своеобразие языка | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
64 | Вн. Чтение «Малахитовая шкатулка» | 1 | Судьба Танюши |
65-66 | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» | 2 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
6768 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» Доброта и сострадание | 2 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
69 | С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
70 | Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | Анализируют, доказывают, приводят примеры из текста |
71 | Тестовая работа по произведениям К.Г.Паустовского и С.Я.Маршака. | 1 | Пишут тест |
72 | А.П. Платонов Рассказ «Никита» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
73 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита» | 1 | Анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
74 | «Никита» быль и фантастика, душевный мир главного героя. | 1 | Анализируют, доказывают, приводят примеры из текста |
75 | В.П. Астафьев рассказ «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
76 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | Анализируют, доказывают, приводят примеры из текста |
77 | Тестовая работа по произведениям П.П.Бажова, А.П.Платонова и В.П.Астафьева
| 1 | Пишут тест. |
78 | Ради жизни на земле.. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | Читают выразительно, анализируют |
79 | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | 1 | Читают выразительно, анализируют |
80 | Вн. Чтение. Рассказы о Великой Отечественной войне. | 1 | Читают выразительно, анализируют |
81 | Поэты XX века о Родине и родной природе | 1 | Читают выразительно, анализируют |
82 | РР Мое любимое стихотворение о родной природе | 1 | Читают выразительно, анализируют, объясняют |
83 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
84 | Саша черный «Игорь Робинзон» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризует героев. |
85 | Тестирование по разделу «Из литературы XX века». | 1 | Выполняют тестирование. |
| Из зарубежной литературы | 15 |
|
86 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» |
| Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев |
87 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев |
88 | Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 1 | Анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев |
89 | Робинзонада в литературе | 1 | Приводят примеры из произведений |
90 | Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, |
91 | Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды | 1 | Пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев |
92 | Победа добра, любви, дружбы | 1 | Приводят примеры из произведений |
93 | Вн. Чтение «Волшебный мир сказок Х К. Андерсена». | 1 | Пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев. |
94 | Жорж Санд «О чем говорят цветы» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев |
95 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев |
96 | Том и Гек. Дружба мальчиков | 1 | Приводят примеры из произведений |
97 | Том и Бекки их дружба. Внутренний мир героев Твена | 1 | Анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев |
98 | Джек Лондон «Сказание о Кише» | 1 | Читают, пересказывают сюжеты, анализируют поступки героев, выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев |
99 | Характер мальчика - смелость, мужество, смекалка - опора в трудных жизненных обстоятельствах | 1 | Выражают личное отношение, дают нравственную оценку героям, характеризуют героев, приводят примеры из текста произведения |
100 | Обобщение. Проект «По страницам зарубежной литературы» | 1 |
|
101 | Итоговая контрольная работа. Тест. | 1 | Самостоятельно выполняют задания |
102 | Резерв | 1 |
|