Филологический анализ литературного произведения в 10 классе. Программа элективного учебного предмета (профильный уровень).
элективный курс по литературе (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filologicheskiy_analiz.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 г. Вязьма Смоленской области
Филологический анализ литературного произведения в 10 классе
(программа элективного учебного предмета; профильное обучение)
Автор-составитель
учитель русского языка и литературы
Перепелова Лариса Алексеевна
Вязьма - 2016
Пояснительная записка
1. Основная цель элективного предмета «Филологический анализ литературного произведения в 10 классе» - формирование навыков анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о русском языке как системе, полученных в начальной и основной школе и углубляемых в старших классах.
Данный курс предназначен не столько для формирования круга знаний (хотя эти знания, разумеется, нуждаются в дополнениях и обобщениях), сколько для развития умений и навыков. Учащиеся школ и классов гуманитарного профиля должны иметь представление об основных теоретико-литературных и эстетических категориях и понятиях, необходимых в процессе анализа литературного произведения, т. е. познакомиться с современным филологическим метаязыком (греч. meta - между, после, через) - своеобразным языком-посредником, с помощью которого проводится описание каких-либо свойств другого языка, являющегося предметом изучения. В этом помогут специальные словари и дополнительная литература.
Филологический анализ литературного произведения, как его определяют ученые-филологи, предполагает тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и функциональностью (от лат. fictio -выдумка, вымысел); и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств» (Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 4-5).
Происхождение слова «филология» (от греч. phileo - люблю и logos - слово). Очевидно, что филологический анализ обращается, прежде всего, к слову в художественном произведении, особенно детально рассматривает язык как «первоэлемент» литературы и образный строй произведения, систему образов, учитывает опыт и языкознания (лингвистики), и литературоведения. Научность как основополагающий принцип такого анализа во многом позволяет преодолеть неизбежный при восприятии и истолковании произведения субъективизм, а также читательскую неуверенность, нередко приводящую к мысли о бесконечной множественности и. следовательно, бесперспективности таких истолкований.
В современном литературоведении и практике анализа литературного произведения одинаково часто встречаются понятия «произведение» и «текст». Следует учесть, что это не синонимы.
2. Текст - (лат. textum - ткань, сплетение) - система языковых знаков, письменная или печатная фиксация речевого высказывания. Текст отличается стабильностью, неизменчивостью, хотя может дорабатываться, воспроизводиться, в том числе и с изменениями, многое утрачивая даже при незначительной правке. В нем потенциально содержаться идеи, настроения , образы, которые заданы творческой волей писателя и должны «ожить» в процессе чтения, при взаимодействии текста с внетекстовой реальностью. Художественный текст, по сравнению с нехудожественным, обладает рядом особых функций и поэтому отличается более сложной структурой.
Текст - это «первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины» и «вообще всего гуманитарно-филологического мышления».
Текст – это форма высказывания. Произведение – его смысл. Этот смысл в тексте существует в «свернутом» виде, как «программа», которая «включается» при восприятии (чтении) текста, заставляя читателя соотносить текст, с одной стороны, а с другой – с внеязыковой действительностью.
3. В практике истолкования литературного произведения, в том числе и школьной, чаще всего мы имеем дело:
1) с целостным анализом литературного произведения (преимущественно небольшого по объему): лирического стихотворения, рассказа, басни, баллады, поэмы и др.;
2) с анализом под определенным углом зрения: проблематика, сюжет, система образов, ритмика, метрика и др.
4. Особенно часто приходится сталкиваться с такой формой работы, как анализ фрагмента (эпизода, сцены, описания). Чтобы добиться положительного результата, нужно хорошо знать текст литературного произведения в полном объеме.
Овладение аналитическими способностями – необходимое условие самореализации личности, независимо от того, в какой сфере деятельности данная личность предполагает использовать себя. Анализ художественного произведения не только весьма интересное, приводящее к любопытным открытиям занятие, но и дело необычайно сложное и тонкое. На уроках литературы и в процессе создания собственных письменных работ вы не раз совершали небольшие открытия и очень часто сталкивались с серьезными проблемами, связанными большей частью с анализом художественной формы литературного произведения.
Современные школьные программы (в особенности курс на историко-литературной основе, изучающийся в 9-11 классах средней общеобразовательной школы) вовсе не рассчитаны на «медленное чтение», углубленный анализ художественного произведения, в большей мере интересный и нужный, по-видимому, гуманитариям. Поэтому многие важные аспекты анализа оказываются либо только обозначенными, либо вообще упущенными. Между тем предполагаемые на выпускных экзаменах в вузы формулировки тем сочинений и ЕГЭ по литературе часто нацеливают на то, чтобы мы «пересмотрели» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, проявили свои аналитические способности, продемонстрировав при этом не только знание по теории и истории литературы, но и читательские умения и навыки самостоятельной исследовательской работы. В рубриках «Темы для обсуждения» и «Темы сочинений и рефератов» представлен материал для организации филологического поиска (в первом случае данный поиск осуществляется как бы при участии и под руководством «научного консультанта», во втором – более самостоятельно).
В 10 классе преобладает рассмотрение литературных произведений в аспекте наиболее общих филологических категорий (форма, содержание и др.).
Содержание тематического планирования позволяет спроектировать следующие результаты:
-составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии литературного произведения и его фрагментов;
-понимание авторской позиции;
-выявление и осмысление изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой произведения;
-совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения;
-обоснованная аргументация собственной точки зрения;
-интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Формы и методы обучения | Форма контроля | Планируемый результат |
1 | Введение в курс | Лекция с элементами беседы | Составление словарной статьи | Представление об элективном предмете «Филологический анализ литературного произведения» |
2-5 | Литературное произведение как образ | беседа |
3.1.своеобразие стиля М. Ю. Лермонтова; 3.2.художественная функция исторических документов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». | Представление о литературном произведении как образе, о системе образов произведения и типах отношений между образами |
6-10 | Художественная форма | Беседа с элементами исследования | 1) Работа с текстами А. С. Пушкина «История Пугачева» и «Капитанская дочка» (описание Пугачева). 2)Сопоставление фрагментов из воспоминаний З. Н. Некрасовой и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Последнее свидание». 3) Работа с текстами А. С. Пушкина «Цветок» и «Зимняя дорога». 4) М. Ю. Лермонтов «Сосед». 5) Художественная функция исторических документов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». | Осмысление и систематизация понятий «художественная форма» и «художественное содержание». Понятие о художественном стиле и художественном документализме. Гротеск, стилизация, пародия в художественных произведениях |
11-15 | Произведение как событие рассказывания | Практикум: работа с текстом | Работа в группах:
| Освоение терминологии по данной теме, роль монологов и диалогов в художественном произведении, способы повествования в художественном произведении |
16-20 | Композиция произведения | Беседа, деловая игра, мини-сочинение | 1.Аналитическое исследование:
2.Конкурс мини-сочинений по данной теме. 3.Составление тем сочинений и рефератов по данной теме. | Усвоение понятий о композиции произведения, об архитектонике. Узнавание композиции повествования, композиции сюжета, композиции образов. |
21-25 | Художественная речь | Слово учителя. Сообщения учащихся. Работа в группах исследования. Практикум. Занятие-наблюдение |
б) Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Проводила друга до передней…»; в) Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»; г) Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»; д) Оксюморон в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»; е) Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа Е. И. Замятина «Мы». | Систематизация понятий раздела «Художественная речь». Узнавание стилистических фигур и формирование представления о тропах. |
26-34 | Художественное содержание | Лекция с элементами беседы, практикум, фрагменты сочинений, тестирование: терминологический диктант |
| Формирование представления о художественном содержании и своеобразии произведения; тематике и проблематике художественного произведения, идейно-эмоциональном содержании произведения. |
Использованная литература
- Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Татарченко. М., 2005.
- Анализ художественного текста: Лирическое произведение. Хрестоматия. / Сост. и прим. Д. М. Магомедовой, М., 2005.
- Григорян Л. Г. Язык мой – друг мой. – М., Просвещение, 1976.
- Кожинов В. В. Форма и содержание литературы // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 8. М., 1975.
- Литература: Справочник абитуриента: М., 1998.
- Мокиенко В. М. Образы русской речи. – ЛГУ, 1986.
- Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003.
- Романова Г. И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). М., 2005.
- Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2002.
- Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2000.
- Хализев В. Е. Текст // Введение в литературоведение: основные понятия и термины. М., 1999.
- Учебное пособие под редакцией В. Ф. Чертова. Слово. Образ. Смысл. – М., 2006.
- Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10-11 классов, УМК А. Г. Мордкович (профильный уровень)
Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, планируемые результатыизучения курса, система оценивания, тематическое планирование и КТП для 11 класса (5 часов в неделю)...
Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.
Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...
Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.
Рабочая программа по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» в 5 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования ...
Контрольные тесты к Рабочей программе по учебному предмету «Профильный труд» («швейное дело») индивидуальное обучение на дому Иванова Вячеслава, 8а класс
Проверочные контрольные тесты разработаны для проверки уровня усвоености материала учеником....