Статья "ЭСКАПИЗМ ГЕРОЕВ В.НАБОКОВА И А.КАМЮ"
статья по литературе

Молчанова Олеся Владимировна

Понятие «эскапизма» долгое время носило отрицательную коннотацию в психологии, социологии, философии и других смежных науках. Чаще всего термином «эскапизм» (от англ. «убежать», «спастись») характеризовалось стремление человека уйти от мрачной или скучной действительности в мир иллюзий и фантазий. Стремление бежать от реальности может возникать в виде реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряженной работой, небезопасностью средой обитания и т.д.(5) Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, пещеры), так и без этого - когда при отсутствии изоляции от общества человек перестает проявлять интерес к известным ему закономерностям и ценностям  мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЭСКАПИЗМ ГЕРОЕВ В.НАБОКОВА И А.КАМЮ

О.В.Молчанова

Понятие «эскапизма» долгое время носило отрицательную коннотацию в психологии, социологии, философии и других смежных науках. Чаще всего термином «эскапизм» (от англ. «убежать», «спастись») характеризовалось стремление человека уйти от мрачной или скучной действительности в мир иллюзий и фантазий. Стремление бежать от реальности может возникать в виде реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряженной работой, небезопасностью средой обитания и т.д.(5) Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, пещеры), так и без этого - когда при отсутствии изоляции от общества человек перестает проявлять интерес к известным ему закономерностям и ценностям  мира.

Эскапистское сознание было свойственно человечеству с момента его появления. Мифологические образы, представления о загробном мире, легенды о «золотом веке», сказания о волшебных землях, населенных удивительными существами - все это плоды эскапистского сознания. То, что находится за границами возможности познания, трансформируется в миф, в художественный образ, в фантазию(4; 105) . Оттого так часто мы встречаем в произведениях одинокого путешественника, изгнанника, скитальца, который постигает истину вдали от общества.

 В литературе советских лет эскапизм считался признаком «разложения буржуазного общества» и связывался с нигилизмом. В современном же понимании феномена особую роль занимает все усложняющиеся социальные требования, которые и побуждают человека к «бегству» от реальности(2;2). Ю.Борев в терминологическом словаре «Эстетика. Теория литературы» (М.,2003)определяет эскапистскую литературу как «художественные произведения, ориентированные на показ иллюзорной художественной реальности, способной увести человека от трудной, суетной жизни, из современного  мира несбывшихся надежд и конфликтов в мире грез и душевного спокойствия».  

В данной статье мы рассматриваем проявление экзистенциального эскапизма у героев произведений В.Набокова и А.Камю. Экзистенциальный эскапизм проявляет себя в «осознанном разрыве связей с другими и миром в ситуации смыслоутраты» (2; 19). Мифологема «Утраты» в данном случае означает потерю внутренних связей с обществом, смысловой ценности. Экзистенциальный эскапизм в общей форме предстает как «намеренный отказ человека от возможности бытия Другого», желание внутренне самоидентифицироваться среди «культурной заданности»(2; 21). Иными словами, главной целью эскапизма является признание собственной свободы, путем ухода от существующих догм и правил, часто приобретающих абсурдный характер.

Абсурдность мира и борьба с ней - одна из важнейших тем в творчестве французского писателя – экзистенциалиста А.Камю. По Камю бунт личности является прямой дорогой к обретению истинной свободы. Однако бунт не должен приводить к физической расправе над человеком: чаще всего герой совершает переворот внутри самого себя, как некий своеобразный внутренний побег от абсурдности бытия. Главный  герой повести А.Камю «Посторонний» Мерсо выбирает для себя путь, близкий к эскапическому: он перестает проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, намеренно уходит от контакта с окружающими его людьми, индифферентно относится к происходящим вокруг него событиям.

 Показателен в этом плане разговор священника с Мерсо о религиозных ценностях. Священник возмущен тем, что человек, приговоренный к смертной казни, не задумывается о Божьей милости и демонстративно отказывается от его помощи («Господь вам поможет,- заметил он.- В вашем положении все, кого я знал, обращались к Господу»). Неприкосновенная истина нарушается экзистенциальным сознанием Мерсо:  ему не просто «неинтересно» выслушивать религиозные наставления, он не хочет провести последний день в своей жизни в страхе и повиновении перед неминуемой смертью («У меня осталось слишком мало времени. И я не желаю тратить его на Бога»).

Таким образом, мы видим, что намеренный уход от принятых догм действительности для Мерсо – единственный выход для существования. Мерсо не иронизирует над верующими, не критикует их набожное мировосприятие: он переосмысливает по-новому ценности, принятые беспрекословно  обществом, и приходит к выводу, что «всё не имеет значения». Он просто не способен создать адекватные отношения с окружающими людьми, поскольку те категорично не принимают его «безэмоциональное» восприятие мира и жизни. Создается острая конфликтная ситуация («пограничная ситуация»), где единственным верным решением Мерсо выбирает уход от действительности в мир иллюзий и фантазий.

 Пассивная форма эскапической деятельности появляется в размышлениях Мерсо о сущности человеческой жизни и человеческих отношений: «При всем желании я не мог примириться с этой наглой очевидностью<...> По-моему, самое важное – оставить осужденному хоть какую-то надежду<...> И все же пробовал вообразить такую секунду, когда биение сердца уже не будет отдаваться в висках. Под конец я решил - нет смысла себя принуждать» (1; 72-74).

 Принуждение - вот что, по мнению Мерсо, разрушает человеческую жизнь. Человек априори принуждает себя плакать на похоронах, чтить традиции, вступать в брачные отношения только по любви и интересоваться тем, что не вызывает у него удовольствия, но обязывается обстоятельствами. Мерсо выдвинул мысль о свободе, не отягощенной принуждением и обязательствами, а если такая свобода не принимается  людьми, то и доказывать ее состоятельность бесполезно, поскольку, в  сущности, в их сознании ничего не изменится. Экзистенциальный бунт героя ограничивается лишь внутренним самоанализом.

 «Вечером пришла Мари и спросила, хочу ли я, что бы мы поженились. Я сказал, мне все равно, можно и пожениться, если ей хочется. Тогда она захотела знать, люблю ли я ее. Я ответил, как и в прошлый раз, что это не имеет значения, но, конечно, я ее не люблю».(1; 31)

Эскапизм Мерсо возникает в виде ответной реакции на постоянное напряжение со стороны обвиняющих его людей. Кроме психологического дискомфорта главный герой очень часто находится в физическом напряжении, что, несомненно, сказывается и на его психоэмоциональном поведении («Когда мне физически не по себе, все мои мысли и чувства путаются»). На похоронах матери , так как и на судебном заседании, Мерсо чувствует пронзительную боль в пояснице, отчего все происходящие действия сливаются в его сознании в бесполезное бормотание обвиняющих его людей. Однако в первом разговоре с адвокатом мы видим, что Мерсо еще способен открыть свою душу другому человеку: «Мне хотелось его удержать, объяснить, что я был бы рад, если б он отнесся ко мне по-хорошему - и не потому, что тогда бы он больше старался, защищая  меня, а просто так. Он меня не понимал и поэтому немного злился. Мне хотелось растолковать ему, что я такой же, как все люди, в точности такой же».(1; 45)  Именно тотальное непонимание и становится отправной точкой безразличия и эскапизма Мерсо.

Нужно отметить, что эскапизм Мерсо не носит активного характера: чаще всего он погружен в свои размышления о предстоящей казни, которые напоминают медитацию.  Нахождение в одиночной камере тюрьмы (как экзистенциальное пограничное состояние) научило Мерсо по-новому видеть и чувствовать мир в кризисных ситуациях саморефлексии. Первые пять месяцев тюремного заключения открыли в нем новую способность - умение разговаривать с самим собой наедине («Так вот что за голос уже много дней отдавался у меня в ушах: только тут я понял, что все время, сидя в одиночке, разговаривал сам с собой»).

Особой пассивной формой эскапизма Мерсо являются сновидения. В последние месяцы он спал по шестнадцать - восемнадцать часов в сутки, а во время, свободное от сна, предавался воспоминаниям.  Именно воспоминания становятся для героя нестерпимым принуждением: вспомним эпизод,  когда во время судебного заседания Мерсо слышит звук рожка мороженщика, проходившего с тележкой по улице.  « И нахлынули воспоминания о той жизни, которая мне больше не принадлежала и которая прежде приносила мне самые скудные и верные радости: запахи лета, любимые улицы, краски вечернего неба, смех Мари, ее платье. Мне стало тошно от бессмысленного, бесполезного торчания здесь и хотелось только одного - поскорей бы все закончилось, поскорей бы вернуться в камеру и уснуть».(1; 69-70) Камера и сон становятся единственным источником уединения Мерсо со своими мыслями и фантазиями. Никаких активных форм борьбы с неправомерным решением судьи и присяжных Мерсо не осуществляет, потому что в сущности «все это было бы бесполезно».

В романе В.Набокова «Приглашение на казнь» главный герой Цинциннат приговорен к смерти за нарушающую общественный покой непрозрачность или, как говорится в заключении суда, «гносеологическую гнусность». Навещаемый «убогими призраками» охранников и родственников, Цинциннат все более отчетливо ощущает вымороченную театральность и гротескную абсурдность окружающего мира, где  директор тюрьмы может обернуться надзирателем, а палач притворяется узником и демонстрирует цирковые трюки. Единственным миром, где правит истина, становится мир самого Цинцинната, который не видим и недостижим другим обитателям тюрьмы.

Эскапический уход от абсурдной действительности Цинцинната носит немного иной характер, нежели у Мерсо. Цинциннат уходит в мир иллюзий и фантазий, причем происходит даже зрительное раздвоение личности героя: один из них - сторонний наблюдатель, другой - активный творец произведения  искусства. Именно эскапический уход помогает Цинциннату выразить свои мысли на бумаге: «Ошибкой попал я сюда - не именно в темницу, - а вообще в этот страшный, полосатый мир: порядочный образец кустарного искусства, но, в сущности - беда, ужас, безумие, ошибка»(3; 74). Существует два мира: мир пошлости и тот «сонный, выпуклый, синий» мир Цинцинната, в который он намеренно стремиться уйти, но найти его среди мутного воздуха пошлого пространства становится слишком тяжело. Нужно отметить, что и цветовое сопровождение мира Цинцинната имеет семантическое значение: чаще всего мир главного героя окрашен в синий и белый цвет, что символизирует чистоту, истину, непорочность, одиночество, а мир обыденности представлен в коричневых, полосатых, черных тонах (указание на пошлость, грубость, апатичность и бездушие).

Цинциннату, как и Мерсо, надоедают бесполезные приходы людей, непонимающих его истинную сущность. Так, например, м-сье Пьер вызывает у героя явную неприязнь и раздражение: «Если вы бы действительно желали мне блага, то оставили бы меня в покое. Уйдите, прошу вас»(3; 89). Эскапическое состояние приводит героя к истинной правде: вся жизнь представляется театральной и жалкой. «Вот тупик тутошней жизни, - и не в ее тесных пределах надо было искать спасения»(3; 171). Спасения Цинциннат искал в каждом приходящем, будь-то Эммочка или Родион. Однако только благодаря эскапическому состоянию он понял, что, в сущности, смерть не так страшна. Скорее всего, она и есть спасение от мира наскучившего и пошлого.

Экзистенциальный эскапизм Цинцинната позволяет понять его предназначение в мире - написать роман, который взбудоражит умы современности и откроет настоящую истину. «Сохраните эти листы,- не знаю, кого прошу,- но: сохраните эти листы! Мне необходима, хотя бы теоретическая, возможность иметь читателя, а то, право, лучше разорвать»(3; 161).

Таким образом, экзистенциальный эскапизм героев Набокова и Камю проявляется в намеренном уходе от мира пошлости и обыденности, отягощенного рамками запретов и осуждения. И Мерсо, и Цинциннат совершают внутреннюю борьбу со своими  страхами и фантазиями, но внешне остаются непоколебимы и спокойны и решаются взглянуть в лицо смерти. А.Камю писал, что «неизбежно только одно - смерть, всего остального можно избежать. Все можно изменить и даже прекратить войну  и жить в мире, если желать этого как следует - очень сильно и долго» (1; 643). Свой путь к желаемой свободе и выбрали Цинциннат и Мерсо.  

           

Список литературы

1. Камю А. Посторонний. Из «Записных книжек» (1935-1959). М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,2011.

2. Литинская Д.Г. Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества. Эл. библиотека диссертаций. М., 2012.

3. Набоков В.В. Приглашение на казнь. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013.

4. Труфанова Е.О.  Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий // Философия и культура. – 2012. – № 3.

5.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F1%EA%E0%EF%E8%E7%EC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Презентация к уроку по рассказу В Набокова "Посещение музея"

Презентация к уроку "Человек и история" по рассказу В.Набокова "Посещение музея"...

Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)

Конспект урока, на котором рассматривается  жизнь и творчество писателей, эмигрировавших  после революции 1917 года....

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»

Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...

Статья "Координаты счастья героев А.Камю (по повести «Посторонний»)"

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли сч...