Методическая тема: " Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по литературе (5 класс)
«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
ЦЕЛИ:
- способствовать формированию системы жизненных ценностей учащихся через осмысление поступков и характеров героев литературных произведений;
- найти способы и виды работы на уроках, помогающие формированию нравственных приоритетов учащихся
ЗАДАЧИ:
- провести анкетирование и проанализировать систему нравственных ценностей пятиклассников на основе полученных данных;
- по итогам письменных творческих работ учащихся ( сочинение-миниатюра, сочинение по изученному произведению) проследить, в какой мере изучение произведений художественной литературы влияет на духовно-нравственнное воспитание школьников;
- используя работу со словарями (толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов), закрепить понимание учащимися лексического значения слов, обозначающих морально-нравственные категории;
- применяя различные виды деятельности, выявить наиболее оптимальные, способствующие формированию ценностных ориентиров учащихся.
Современный урок русского языка и литературы основывается на ФГОС, где говорится о роли предметов гуманитарного цикла в совершенствовании духовно-нравственных качеств личности учащегося. Задача учителя способствовать личностному росту ребенка, опираясь на материал изучаемых произведений.
В связи с развитием Интернет - технологий сегодня чтение, к сожалению, не является актуальным для большинства школьников. Однако именно чтение помогает сформировать не имеющим жизненного опыта подросткам нравственные приоритеты, позволяющие уверенно и вдумчиво делать первые шаги во взрослую жизнь. Читая художественные произведения и анализируя поступки героев, учащиеся учатся разбираться в сложных жизненных ситуациях, делать правильный выбор, проецируя действия того или иного персонажа на свою жизнь. Литература дает возможность каждому ребенку погрузиться в созданный автором мир и решать сложные, актуальные для него проблемы.
И рассказы, и повести, изучаемые по программе, и произведения по внеклассному чтению включают в себя большое количество жизненных ситуаций, которые способствуют формированию духовных ценностей учащихся при грамотном и корректном использовании учителем анализа художественных произведений.
Что касается уроков русского языка, то важная роль отводится как работе со словом и его лексическим значением, так и работе с текстом, не только художественным, но и публицистическим, в котором присутствуют проблемные ситуации, связанные с пониманием внутреннего содержания данной морально-нравственной категории.
Для учителя важен правильный подбор дидактического материала, содержащего широкий жанровый спектр: от фольклорных произведений ( отрывки из сказок, пословицы) и произведений русских классиков до текстов современных авторов .
В течение учебного года ( 2016-2017) в рамках работы над методической темой мною были проведены следующие мероприятия:
- первичное анкетирование пятиклассников;
- анализ анкет;
- письменные творческие работы, направленные на формирование нравственных приоритетов учащихся;
- дискуссии и беседы, в ходе которых пятиклассники закрепляют свое представление о морально-нравственных категориях
В начале года, на одном из вводных уроков литературы, среди учеников 5А и 5Б классов было проведено анкетирование. Пятиклассники отвечали на следующие вопросы:
- Расположите в порядке убывания значимости, что из перечисленного ниже, по вашему мнению, является наиболее важным в жизни человека: дружба, здоровье, материальные блага, положительные человеческие качества, образование, любимая работа, семья, высокооплачиваемая должность?
- Расположите в порядке убывания значимости человеческие качества: бескорыстие, доброта, верность, искренность, надежность, смелость, скромность, трудолюбие, ум, честность;
- Какие из перечисленных человеческих качеств являются, по-вашему, наиболее негативными: высокомерие, злоба, жестокость, лживость, лицемерие, подлость, трусость, эгоизм?
На основе полученных данных можно сделать вывод, что учащиеся пятых классов в целом понимают степень значимости предложенных морально-нравственных категорий и смогли расположить их в правильном порядке. На первом месте по значимости многие выделили такие понятия, как семья, здоровье и положительные человеческие качества. На последнем месте у большинства учащихся оказались материальные блага, и это, по-моему, говорит о том, что основа в формировании нравственных приоритетов уже заложена родителями и учителями начальной школы.
Отвечая на второй вопрос анкеты, пятиклассники выделили наиболее приоритетные для себя качества: доброта, честность и верность. Эти понятия оказались на 1-3 месте у 70% учащихся. К сожалению, нужно отметить, что такое качество, как трудолюбие, пятиклассники не считают приоритетным, и лишь 20% опрошенных расположили его в первой половине своего списка. Учащиеся не осознают пока в полной мере роль и ценность труда в жизни. Как учителем литературы, мною был сделан вывод о том, что, анализируя литературный материал, необходимо уделять больше внимания характеристике тех персонажей, кто обладает трудолюбием или наоборот не любит трудиться, и как это определяет личность человека. Задача учителя – постараться не назидательно, а, исподволь, через характер и поступки героев, объяснить это детям.
Проанализировав ответы учащихся на третий вопрос, можно сделать вывод, что наиболее отрицательными качествами большинство пятиклассников ( 80 %) называют: жестокость, злобу, подлость и эгоизм. Нужно отметить, что некоторые учащиеся не осознают, что из всего списка жестокость – самое негативное качество. И важно , используя литературный материал, донести до детей мысль о том, насколько это отрицательное качество, разрушающее личность человека. Подобных примеров в литературе достаточно, например, повесть В.Железникова « Чучело» ( внеклассное чтение, 6 класс), которая научит человечности и покажет, насколько неприемлема жестокость.
Лексическое значение ряда слов из списка оказались не до конца понятны пятиклассникам, что выяснилось в ходе последующей дискуссии на уроках русского языка в рамках темы « Лексика».
Работая в группах, учащиеся объясняли лексическое значение того или иного понятия, составляя свои определения и приводя примеры из жизни или из прочитанных произведений. Учитель корректировал работу групп, отсылая пятиклассников к толковым словарям. Самыми сложными для понимания стали следующие слова: бескорыстие, искренность, подлость и лицемерие. И после данной работы учащиеся закрепили понимание лексических значений трудных слов и написали сочинение-миниатюру на тему: « Какое положительное качество я хотел бы в себе развить, а какое искоренить? Объяснить, почему».
После анализа сочинений стало ясно, что учащиеся понимают лексическое значение слов и правильно используют данные слова в речи, а также начинают осознавать значимость морально-нравственных категорий.
Результаты проверки сочинений:
5-а (26человек) 5-б (23 человека)
«5» - 6 (23%) «5» - 4 (17%)
«4» - 14 (54%) «4» - 14 (60%)
«3» - 6 (23%) «3» -5 (21%)
«2»- 0 «2» - 0
Хорошим лингвистическим материалом для морально-нравственного воспитания , на мой взгляд, могут служить русские пословицы, которые используются при изучении различных тем, и языковых, и по развитию речи. Например, повторяя и закрепляя правописание глаголов (оканчивающихся на -тся, -ться, с безударным личным окончанием, второго лица с мягким знаком на конце после шипящих) , анализируем пословицы как с точки зрения орфографии, так и с точки зрения нравственных категорий, которые в этих пословицах рассматриваются. Объяснение смысла пословиц у пятиклассников вызывает особый интерес: они быстро включаются в беседу, высказывают предположения, спорят, пытаются аргументировать свою точку зрения ,приводят примеры ситуаций, иллюстрирующих мудрость пословицы. В ходе такой беседы при этом расширяется и становится более глубоким представление детей о нравственных категориях. При обучении сочинению- рассуждению также возможна работа с содержанием пословицы. Темой сочинения может служить сама пословица. Тезис ( утверждение, раскрывающее мысль) учащиеся должны сформулировать самостоятельно и , объяснив(прокомментировав) его, привести аргумент ( пример ситуации из литературы или из жизни).Учащимся 5А и 5Б классов была предложена для написания сочинения- рассуждения пословица « Терпенье и труд все перетрут». С заданием справились все пятиклассники. Показали полное понимание смысла пословицы ( достижение цели возможно только при наличии старания, трудолюбия) и прокомментировали его, приведя аргумент, 14 учеников из двух классов, Продемонстрировали понимание смысла и привели пример-аргумент , но испытали сложности при составлении комментария-26, понимая смысл пословицы ,частично комментируя, не смогли привести адекватный пример-9 человек.
Результаты выглядят так.
5А-26 человек 5Б-23 человека
«5»-8 (30%) «5»-6 (26%)
«4»-11 (43%) «4»-15 (65%)
«3»-7 (27%) «3»-2 (9%)
Думаю, что данный вид деятельности способствует и закреплению у учащихся представления о нравственных категориях и формированию у них нравственных приоритетов .
Роль уроков литературы в морально- нравственном воспитании учащихся трудно переоценить. Даже в темах ряда уроков это четко звучит, например: «Нравственный идеал в сказке «Царевна-лягушка», «Красота внешняя и внутренняя в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина», «Нравственные основы дружбы в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» . Практически каждый урок помогает детям понять что-то о человеке, о его внутреннем мире, об истинных и ложных идеалах ,таким образом подвигая подростка к созданию собственных духовно- нравственных ценностей. Приведу примеры фрагментов уроков и заданий ,которые этому способствуют.
На упомянутом выше уроке по изучению «Сказки о мертвой царевне…» проводится сравнительная характеристика царицы-мачехи и царевны. Учащиеся, работая в группах, перечитывая фрагменты текста сказки, выписывают в таблицу слова и словосочетания, говорящие о внешнем облике и характере героинь. После обсуждения в группах происходит обмен информацией и ее обсуждение в классе. На основе таблицы пятиклассники делают вывод о том, что обе пушкинские героини внешне красивы. Но если «царица злая» «горда , ломлива, Своенравна и ревнива», то царевна « нраву кроткого такого», если мачеха «И умом и всем взяла», то царевна росла , «тихомолком расцветая». После объяснения лексического значения слов , называющих человеческие качества, приходим к выводу : красивая внешность – это только оболочка ,под которой могут скрываться такие отвратительные черты характера, как высокомерие, злоба, жестокость. Следующие два вопроса должны подвести учеников к мысли о недопустимости таких качеств в характере:
1.В каких словах сказки звучит отношение автора к каждой из героинь?
(выписываем в тетрадь цитаты , - царица: «Черт ли сладит с бабой гневной?»,«злая мачеха» ; царевна: «она, моя душа».Здесь видно, что автор любит кроткую, нежную царевну и непримирим со злобой и завистью царицы. )
2.Как финал сказки показывает ущербность негативных черт характера?
(Царевна спасена любящим и верным Елисеем , тогда как царицу «тоска взяла ,И царица умерла») . Делая выводы, дети понимают , что быть жестоким, завистливым не только некрасиво, противоестественно, но и бесперспективно. А доброта, скромность, искренность привлекают окружающих.
На уроке внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина, после анализа эпизодов, характеров и поступков героев детям предлагается после обсуждения в группах ответить на вопрос : « Какие человеческие качества прославляет, а какие разоблачает и высмеивает Пушкин в каждой из своих сказок?» В результате получаем следующую таблицу:
«Сказка о рыбаке и рыбке» - доброта,бескорыстие(старик) ,щедрость(рыбка)
- жадность, заносчивость (старуха)
бессловесность(старик)
«Сказка о попе и о работнике его Балде» -трудолюбие, находчивость (Балда)
- беспринципность, хитрость (поп)
«Сказка о царе Салтане…» -любовь к родине, смелость, целеустремленность (Гвидон),верность (княгиня)
-лживость, подлость,завистливость(ткачиха,повариха)
«Сказка о мертвой царевне…» - доброта, кротость ,искренность(царевна)
-злоба, жестокость, завистливость(мачеха)
-верность, преданность(Елисей)
«Сказка о золотом петушке» - беспринципность, своеволие (Додон)
На основе полученных данных делаем вывод: мудрость пушкинских сказок в том, что герои, обладающие отрицательными качествами, наказаны: несчастливы , гибнут , а любимые герои автора преодолевают все препятствия и находят свое счастье.
На уроках по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пятиклассникам было предложено выполнить следующие задания.
-Перед началом изучения –вопрос на выявление читательского восприятия:
Кто из героев рассказа понравился, а кто не понравился? Почему?
Ответы были похожими, приведу некоторые.
«Понравился Жилин, потому что он смелый, добрый, умеет все делать». «Понравилась девочка Дина. Она пожалела Жилина, приносила ему молоко, помогла сбежать».
«Очень не понравился Костылин, он же трус, да еще из-за него их поймали». «Костылин ,по- моему , вел себя очень плохо, надеялся не на себя, а на выкуп»
Из ответов учащихся видно, что они, пусть пока интуитивно, «уловили» личностные особенности героев.
Следующее задание дается для более глубокого исследования характеров героев: проследить, как по-разному ведут себя герои Толстого в одной и той же ситуации( во время погони и взятия в плен, в разговоре о выкупе, в плену, во время первого побега, перед вторым побегом). После работы в группах делаем вывод: Жилин смел, вынослив, деятелен, а Костылин ненадежен, пассивен.
Какие черты характера Жилина вызывают симпатию автора и читателей? (бесстрашие, доброта , надежность ,находчивость , целеустремленность , трудолюбие)
Что в характере Костылина отталкивает? (безволие ,пассивность ,трусость) Хочется отметить, что ответы учащихся после анализа рассказа в классе - на более высоком уровне по сравнению с этапом первичного восприятия.
Как финал рассказа показывает несостоятельность характера таких людей,как Костылин?
(Благодаря тем личностным особенностям, которыми обладает, Жилин благополучно спасся, а Костылина из-за его характера «еле живого привезли»).
Итоговое сочинение по рассказу : «Жилин и Костылин- разные характеры, разные судьбы».Данная тема ,по моему мнению, еще раз обращает пятиклассников к мысли о необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств.
В конце учебного года в качестве рефлексии, своеобразного подведения итогов , обобщения прочитанного и проанализированного за год я попросила ребят письменно ответить на вопрос: На кого из литературных героев Вам хочется быть похожим? Почему? Отвечая на вопрос, учащиеся называли героев разных произведений, в том числе и не изучаемых по программе, но чаще всего были упомянуты следующие персонажи: Жилин из рассказа Толстого (т.к. он надежный, смелый, трудолюбивый, целеустремленный ), Вася, герой повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» (добрый, преданный в дружбе, умеет держать слово) , Васютка, герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» ( обладает силой воли, сумел победить страх), Герда, героиня сказки Андерсена (она добрая, верная, с горячим сердцем).Следует отметить, что пятиклассники выбирают правильный образец для подражания, практически все верно ориентируются в нравственных категориях . Хочется надеяться , что это не только при ответах на вопросы учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_rabote_nad_metodicheskoy_temoy.16-17doc.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ О РАБОТЕ НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
МЕЛЬНИКОВОЙ В.Б., УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
ЦЕЛИ:
- способствовать формированию системы жизненных ценностей учащихся через осмысление поступков и характеров героев литературных произведений;
- найти способы и виды работы на уроках, помогающие формированию нравственных приоритетов учащихся
ЗАДАЧИ:
- провести анкетирование и проанализировать систему нравственных ценностей пятиклассников на основе полученных данных;
- по итогам письменных творческих работ учащихся ( сочинение-миниатюра, сочинение по изученному произведению) проследить, в какой мере изучение произведений художественной литературы влияет на духовно-нравственнное воспитание школьников;
- используя работу со словарями (толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов), закрепить понимание учащимися лексического значения слов, обозначающих морально-нравственные категории;
- применяя различные виды деятельности, выявить наиболее оптимальные, способствующие формированию ценностных ориентиров учащихся.
Современный урок русского языка и литературы основывается на ФГОС, где говорится о роли предметов гуманитарного цикла в совершенствовании духовно-нравственных качеств личности учащегося. Задача учителя способствовать личностному росту ребенка, опираясь на материал изучаемых произведений.
В связи с развитием Интернет - технологий сегодня чтение, к сожалению, не является актуальным для большинства школьников. Однако именно чтение помогает сформировать не имеющим жизненного опыта подросткам нравственные приоритеты, позволяющие уверенно и вдумчиво делать первые шаги во взрослую жизнь. Читая художественные произведения и анализируя поступки героев, учащиеся учатся разбираться в сложных жизненных ситуациях, делать правильный выбор, проецируя действия того или иного персонажа на свою жизнь. Литература дает возможность каждому ребенку погрузиться в созданный автором мир и решать сложные, актуальные для него проблемы.
И рассказы, и повести, изучаемые по программе, и произведения по внеклассному чтению включают в себя большое количество жизненных ситуаций, которые способствуют формированию духовных ценностей учащихся при грамотном и корректном использовании учителем анализа художественных произведений.
Что касается уроков русского языка, то важная роль отводится как работе со словом и его лексическим значением, так и работе с текстом, не только художественным, но и публицистическим, в котором присутствуют проблемные ситуации, связанные с пониманием внутреннего содержания данной морально-нравственной категории.
Для учителя важен правильный подбор дидактического материала, содержащего широкий жанровый спектр: от фольклорных произведений ( отрывки из сказок, пословицы) и произведений русских классиков до текстов современных авторов .
В течение учебного года ( 2016-2017) в рамках работы над методической темой мною были проведены следующие мероприятия:
- первичное анкетирование пятиклассников;
- анализ анкет;
- письменные творческие работы, направленные на формирование нравственных приоритетов учащихся;
- дискуссии и беседы, в ходе которых пятиклассники закрепляют свое представление о морально-нравственных категориях
В начале года, на одном из вводных уроков литературы, среди учеников 5А и 5Б классов было проведено анкетирование. Пятиклассники отвечали на следующие вопросы:
- Расположите в порядке убывания значимости, что из перечисленного ниже, по вашему мнению, является наиболее важным в жизни человека: дружба, здоровье, материальные блага, положительные человеческие качества, образование, любимая работа, семья, высокооплачиваемая должность?
- Расположите в порядке убывания значимости человеческие качества: бескорыстие, доброта, верность, искренность, надежность, смелость, скромность, трудолюбие, ум, честность;
- Какие из перечисленных человеческих качеств являются, по-вашему, наиболее негативными: высокомерие, злоба, жестокость, лживость, лицемерие, подлость, трусость, эгоизм?
На основе полученных данных можно сделать вывод, что учащиеся пятых классов в целом понимают степень значимости предложенных морально-нравственных категорий и смогли расположить их в правильном порядке. На первом месте по значимости многие выделили такие понятия, как семья, здоровье и положительные человеческие качества. На последнем месте у большинства учащихся оказались материальные блага, и это, по-моему, говорит о том, что основа в формировании нравственных приоритетов уже заложена родителями и учителями начальной школы.
Отвечая на второй вопрос анкеты, пятиклассники выделили наиболее приоритетные для себя качества: доброта, честность и верность. Эти понятия оказались на 1-3 месте у 70% учащихся. К сожалению, нужно отметить, что такое качество, как трудолюбие, пятиклассники не считают приоритетным, и лишь 20% опрошенных расположили его в первой половине своего списка. Учащиеся не осознают пока в полной мере роль и ценность труда в жизни. Как учителем литературы, мною был сделан вывод о том, что, анализируя литературный материал, необходимо уделять больше внимания характеристике тех персонажей, кто обладает трудолюбием или наоборот не любит трудиться, и как это определяет личность человека. Задача учителя – постараться не назидательно, а, исподволь, через характер и поступки героев, объяснить это детям.
Проанализировав ответы учащихся на третий вопрос, можно сделать вывод, что наиболее отрицательными качествами большинство пятиклассников ( 80 %) называют: жестокость, злобу, подлость и эгоизм. Нужно отметить, что некоторые учащиеся не осознают, что из всего списка жестокость – самое негативное качество. И важно , используя литературный материал, донести до детей мысль о том, насколько это отрицательное качество, разрушающее личность человека. Подобных примеров в литературе достаточно, например, повесть В.Железникова « Чучело» ( внеклассное чтение, 6 класс), которая научит человечности и покажет, насколько неприемлема жестокость.
Лексическое значение ряда слов из списка оказались не до конца понятны пятиклассникам, что выяснилось в ходе последующей дискуссии на уроках русского языка в рамках темы « Лексика».
Работая в группах, учащиеся объясняли лексическое значение того или иного понятия, составляя свои определения и приводя примеры из жизни или из прочитанных произведений. Учитель корректировал работу групп, отсылая пятиклассников к толковым словарям. Самыми сложными для понимания стали следующие слова: бескорыстие, искренность, подлость и лицемерие. И после данной работы учащиеся закрепили понимание лексических значений трудных слов и написали сочинение-миниатюру на тему: « Какое положительное качество я хотел бы в себе развить, а какое искоренить? Объяснить, почему».
После анализа сочинений стало ясно, что учащиеся понимают лексическое значение слов и правильно используют данные слова в речи, а также начинают осознавать значимость морально-нравственных категорий.
Результаты проверки сочинений:
5-а (26человек) 5-б (23 человека)
«5» - 6 (23%) «5» - 4 (17%)
«4» - 14 (54%) «4» - 14 (60%)
«3» - 6 (23%) «3» -5 (21%)
«2»- 0 «2» - 0
Хорошим лингвистическим материалом для морально-нравственного воспитания , на мой взгляд, могут служить русские пословицы, которые используются при изучении различных тем, и языковых, и по развитию речи. Например, повторяя и закрепляя правописание глаголов (оканчивающихся на -тся, -ться, с безударным личным окончанием, второго лица с мягким знаком на конце после шипящих) , анализируем пословицы как с точки зрения орфографии, так и с точки зрения нравственных категорий, которые в этих пословицах рассматриваются. Объяснение смысла пословиц у пятиклассников вызывает особый интерес: они быстро включаются в беседу, высказывают предположения, спорят, пытаются аргументировать свою точку зрения ,приводят примеры ситуаций, иллюстрирующих мудрость пословицы. В ходе такой беседы при этом расширяется и становится более глубоким представление детей о нравственных категориях. При обучении сочинению- рассуждению также возможна работа с содержанием пословицы. Темой сочинения может служить сама пословица. Тезис ( утверждение, раскрывающее мысль) учащиеся должны сформулировать самостоятельно и , объяснив(прокомментировав) его, привести аргумент ( пример ситуации из литературы или из жизни).Учащимся 5А и 5Б классов была предложена для написания сочинения- рассуждения пословица « Терпенье и труд все перетрут». С заданием справились все пятиклассники. Показали полное понимание смысла пословицы ( достижение цели возможно только при наличии старания, трудолюбия) и прокомментировали его, приведя аргумент, 14 учеников из двух классов, Продемонстрировали понимание смысла и привели пример-аргумент , но испытали сложности при составлении комментария-26, понимая смысл пословицы ,частично комментируя, не смогли привести адекватный пример-9 человек.
Результаты выглядят так.
5А-26 человек 5Б-23 человека
«5»-8 (30%) «5»-6 (26%)
«4»-11 (43%) «4»-15 (65%)
«3»-7 (27%) «3»-2 (9%)
Думаю, что данный вид деятельности способствует и закреплению у учащихся представления о нравственных категориях и формированию у них нравственных приоритетов .
Роль уроков литературы в морально- нравственном воспитании учащихся трудно переоценить. Даже в темах ряда уроков это четко звучит, например: «Нравственный идеал в сказке «Царевна-лягушка», «Красота внешняя и внутренняя в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина», «Нравственные основы дружбы в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» . Практически каждый урок помогает детям понять что-то о человеке, о его внутреннем мире, об истинных и ложных идеалах ,таким образом подвигая подростка к созданию собственных духовно- нравственных ценностей. Приведу примеры фрагментов уроков и заданий ,которые этому способствуют.
На упомянутом выше уроке по изучению «Сказки о мертвой царевне…» проводится сравнительная характеристика царицы-мачехи и царевны. Учащиеся, работая в группах, перечитывая фрагменты текста сказки, выписывают в таблицу слова и словосочетания, говорящие о внешнем облике и характере героинь. После обсуждения в группах происходит обмен информацией и ее обсуждение в классе. На основе таблицы пятиклассники делают вывод о том, что обе пушкинские героини внешне красивы. Но если «царица злая» «горда , ломлива, Своенравна и ревнива», то царевна « нраву кроткого такого», если мачеха «И умом и всем взяла», то царевна росла , «тихомолком расцветая». После объяснения лексического значения слов , называющих человеческие качества, приходим к выводу : красивая внешность – это только оболочка ,под которой могут скрываться такие отвратительные черты характера, как высокомерие, злоба, жестокость. Следующие два вопроса должны подвести учеников к мысли о недопустимости таких качеств в характере:
1.В каких словах сказки звучит отношение автора к каждой из героинь?
(выписываем в тетрадь цитаты , - царица: «Черт ли сладит с бабой гневной?»,«злая мачеха» ; царевна: «она, моя душа».Здесь видно, что автор любит кроткую, нежную царевну и непримирим со злобой и завистью царицы. )
2.Как финал сказки показывает ущербность негативных черт характера?
(Царевна спасена любящим и верным Елисеем , тогда как царицу «тоска взяла ,И царица умерла») . Делая выводы, дети понимают , что быть жестоким, завистливым не только некрасиво, противоестественно, но и бесперспективно. А доброта, скромность, искренность привлекают окружающих.
На уроке внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина, после анализа эпизодов, характеров и поступков героев детям предлагается после обсуждения в группах ответить на вопрос : « Какие человеческие качества прославляет, а какие разоблачает и высмеивает Пушкин в каждой из своих сказок?» В результате получаем следующую таблицу:
«Сказка о рыбаке и рыбке» - доброта,бескорыстие(старик) ,щедрость(рыбка)
- жадность, заносчивость (старуха)
бессловесность(старик)
«Сказка о попе и о работнике его Балде» -трудолюбие, находчивость (Балда)
- беспринципность, хитрость (поп)
«Сказка о царе Салтане…» -любовь к родине, смелость, целеустремленность (Гвидон),верность (княгиня)
-лживость, подлость,завистливость(ткачиха,повариха)
«Сказка о мертвой царевне…» - доброта, кротость ,искренность(царевна)
-злоба, жестокость, завистливость(мачеха)
-верность, преданность(Елисей)
«Сказка о золотом петушке» - беспринципность, своеволие (Додон)
На основе полученных данных делаем вывод: мудрость пушкинских сказок в том, что герои, обладающие отрицательными качествами, наказаны: несчастливы , гибнут , а любимые герои автора преодолевают все препятствия и находят свое счастье.
На уроках по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пятиклассникам было предложено выполнить следующие задания.
-Перед началом изучения –вопрос на выявление читательского восприятия:
Кто из героев рассказа понравился, а кто не понравился? Почему?
Ответы были похожими, приведу некоторые.
«Понравился Жилин, потому что он смелый, добрый, умеет все делать». «Понравилась девочка Дина. Она пожалела Жилина, приносила ему молоко, помогла сбежать».
«Очень не понравился Костылин, он же трус, да еще из-за него их поймали». «Костылин ,по- моему , вел себя очень плохо, надеялся не на себя, а на выкуп»
Из ответов учащихся видно, что они, пусть пока интуитивно, «уловили» личностные особенности героев.
Следующее задание дается для более глубокого исследования характеров героев: проследить, как по-разному ведут себя герои Толстого в одной и той же ситуации( во время погони и взятия в плен, в разговоре о выкупе, в плену, во время первого побега, перед вторым побегом). После работы в группах делаем вывод: Жилин смел, вынослив, деятелен, а Костылин ненадежен, пассивен.
Какие черты характера Жилина вызывают симпатию автора и читателей? (бесстрашие, доброта , надежность ,находчивость , целеустремленность , трудолюбие)
Что в характере Костылина отталкивает? (безволие ,пассивность ,трусость) Хочется отметить, что ответы учащихся после анализа рассказа в классе - на более высоком уровне по сравнению с этапом первичного восприятия.
Как финал рассказа показывает несостоятельность характера таких людей,как Костылин?
(Благодаря тем личностным особенностям, которыми обладает, Жилин благополучно спасся, а Костылина из-за его характера «еле живого привезли»).
Итоговое сочинение по рассказу : «Жилин и Костылин- разные характеры, разные судьбы».Данная тема ,по моему мнению, еще раз обращает пятиклассников к мысли о необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств.
В конце учебного года в качестве рефлексии, своеобразного подведения итогов , обобщения прочитанного и проанализированного за год я попросила ребят письменно ответить на вопрос: На кого из литературных героев Вам хочется быть похожим? Почему? Отвечая на вопрос, учащиеся называли героев разных произведений, в том числе и не изучаемых по программе, но чаще всего были упомянуты следующие персонажи: Жилин из рассказа Толстого (т.к. он надежный, смелый, трудолюбивый, целеустремленный ), Вася, герой повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» (добрый, преданный в дружбе, умеет держать слово) , Васютка, герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» ( обладает силой воли, сумел победить страх), Герда, героиня сказки Андерсена (она добрая, верная, с горячим сердцем).Следует отметить, что пятиклассники выбирают правильный образец для подражания, практически все верно ориентируются в нравственных категориях . Хочется надеяться , что это не только при ответах на вопросы учителя.
Работа над темой будет продолжена мною в следующем учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника. Это накопле...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"
Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование выбора темы, план работы...
Тема самообразования: «Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»
Тема самообразования:«Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том,как жить, делая как можно мень...
Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»
Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме : "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...
презентация по теме"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Содержит слайды с определениями по теме выступления, а также фотографии с мероприятий и творческие работы учащихся...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Под духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него: • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,...