Сценарий литературно-кинематографического вечера, посвященного 90-летнему юбилею В. М. Шукшина Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М. Шукшина. Задачи: - Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни.
- Воспитывать позитивное отношение к духовным ценностям общества, возрождению национальной памяти, поиску смысла жизни.
Оборудование: презентация «Творчество как песня», мультимедийный проектор (для просмотра фрагментов фильмов В.М. Шукшина) Оформление сцены: на экране – название мероприятия «Творчество как песня».
Слайд № 1: название мероприятия Звучит лирическая мелодия. Ведущий 1 читает стихотворение:
Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха, и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку, Пьяный ветер вдыхал с лугов, В огороде тяпал картошку, На Катуни тягал чебаков. Край сибирский. Пейзаж неброский. Бьет о берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки – Это родина Шукшина.
| Слайд № 2: река Катунь среди скал Слайд № 3: В.Шукшин среди жителей с. Сростки Слайд № 4: маленький Вася Шукшин с матерью Слайд №5: село Сростки, школа, где учился Шукшин Слайд №6: пейзаж Алтайских предгорий
|
Стихотворение читает студент 15 гр. Вот и она деревня Сростки, Где над притихшею травой Катунь, что дым от папироски, Безмолвно тлеет синевой. Какой простор! А на потеху И в назиданье – в облаках Луна сияет, как прореха На старомодных башмаках. Умолкли трели певчей пташки, Звенит ночная тишина. Калина в розовой рубашке Идет по тропке Шукшина.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Ведущий 2: Здравствуйте! Слайд №7: название мероприятия Ведущий 1: Сегодня всех собравшихся в этом зале объединяет одно: интерес к жизни и творчеству Василия Макаровича Шукшина, который, по мнению народного артиста СССР Михаила Ульянова, является одним из лучших русских писателей. Слайд №8: Дом-музей В. М. Шукшина в селе Сростки Бийского района Алтайского края Ведущий 2: Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Слайд №9: село Сростки, Алтайская природа Сростки – знаменитое на Катуни-реке старинное большое село - никогда не представлялось Шукшину забытой богом глухоманью, эдаким поросшим «травой забвенья» медвежьим углом. С гордостью осознавая себя потомком тех, кто столетия назад пришел на Алтай с севера Руси, с Волги, с Дона, Шукшин склонялся перед памятью далеких предков, ибо «они обрели – себе и нам, и после нас – прекрасную родину. Красота ее, ясность ее поднебесная – редкая на земле». Ребенком он бегал по улицам родного села, играл в лапту, читал первые книжки, рыбачил на любимой им Катуни. Слайд №10: река Катунь Ведущий 1: Из воспоминаний Шукшина: «Река Катунь. Злая, белая от злости, прыгает по камням, бьет в их холодную грудь крутой яростной волной, ревет – рвется из гор. А то вдруг присмиреет в долине – тихо, слышно, как утка в затоне пьет за островом. Отдыхает река. Чистая, светлая – каждую песчинку на дне видно, каждый камешек. И тоже стоит только разок посидеть на берегу, когда солнце всходит… Красиво, очень красиво. Не расскажешь словами». Ведущий 1: Напитавшись в детстве этой поднебесной ясностью, Шукшин помнил и тосковал о ней до смертного часа. Слайд №11: фото из фильма «Печки-лавочки» - главный герой на сенокосе Вольный край наиболее полно воплощал для художника красоту Сибири, красоту народа. Каким подчеркнуто неразрывным единством крестьянина и его земли - сенокосных и пахотных алтайских предгорий – отмечены вступительные и финальные кадры фильма «Печки-лавочки»! (начальные кадры из Х/ф «Печки-лавочки») Ведущий 2: Детство Василия Шукшина, как и многих мальчишек того времени совпало с началом войны. Ушел на фронт и вскоре погиб отчим. Слайд №12: фото В.Шукшина Каждый год, прожитый Василием Шукшиным, можно считать за три. На его долю выпало много лишений и радостей, удач и неудач, славы и непонимания, горя и счастья. И все это – в напряженнейшем труде, который и три сердца не могли бы выдержать. Шукшин рос по-настоящему трудовым человеком. Кем он только не был: земледельцем, разнорабочим, слесарем-такелажником, маляром, грузчиком, радистом, учителем, комсомольским работником. Слайд №13: Мария Сергеевна Шукшина, В. Шукшин с мамой Ведущий 1: Мать Шукшина, Мария Сергеевна, оказала значительное и благотворное влияние на сына. Многими художественными впечатлениями детства обязан ей Шукшин, автор поздних своих «Снов матери». От нее и любовь к протяжной, чуточку грустной вечерней песне, и вкус к забавной «бывальщине»; от нее, возможно, и сказовая манера шукшинского повествования. Мама была единственной опорой парня, пришедшего в столицу в дедовском галифе и гимнастерке. Она бережно хранила все письма сына, который он присылал ей из Москвы. Вот одно из них. Слайд №14: В.Шукшин Ведущий 2: «Живу очень интересно, мама. Очень доволен своим положением. Спасибо тебе за все, родная моя. Успехи в учебе отличные. У нас не как в других институтах, - т.е. о результатах обучения известно сразу. Ну вот пока и все. Итак, мама, повторяю, что я всем решительно обеспечен. Недавно у нас на курсе был опрос, кто у кого родители…У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т.п. Доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать. – Образование у нее какое? – Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не менее министра. Смеются. Ну, будь здорова, милая. Твой Василий». Слайд №15: взрослый Шукшин с матерью Ведущий 2: Читая эти строки из письма Шукшина домой, лишний раз убеждаешься, сколь уважительно и любовно относился сын к матери, олицетворявшей для него ум, смекалку, житейскую мудрость родного народа. Ведущий 1: Это потом он напишет: «Мать – самое уважаемое, что есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости…Отчего народ поднимается весь в гневе, когда на пороге враг? Оттого, что всем жалко своих матерей, родную землю. Жалко! Можете не соглашаться, только я знаю – и про святой долг, и про честь и достоинство, и тому подобное.Но еще в огромной мере - жалко». Слайд № 16: В.Шукшин Ведущий 1: А пока одним и тем же копеечным перышком молодой Шукшин писал в небольшой студенческой комнатке и письма матери на Алтай, и свой первый роман «Любавины».
В этом сравнительно раннем произведении не было строгого, мастерски разработанного сюжета; еще можно было спорить о том, насколько реальны и правомерны события, о которых повествует автор; но что-что, а характеры уже были там – яркие, самобытные, сильные. Ведущий 2: Шукшин шел вперед крепкой походкой настоящего сибиряка, доказывая свое право быть писателем, актером, режиссером. Слайд №17: В.Шукшин, М. Ульянов И было бы странно, если бы судьба Василия Шукшина не пересеклась с судьбой Михаила Ульянова. Оба из Сибири, оба пришли в искусство глубоко провинциальными людьми. Впервые Михаил Ульянов встретился с Василием Макаровичем на съемках фильма «Простая история». Проходили они в деревне под Москвой. Ведущий 2: «Мы жили в здании школы в огромном классе, - пишет Ульянов в книге «Реальность и мечта». – Наши кровати стояли у противоположных стен. Но мы практически не виделись: когда Шукшин работал, я был свободен, и наоборот. Удивительно, что он совсем не отдыхал, - писал что-то все время, нещадно куря. Мы почти не разговаривали, и в этот раз отношения наши не завязались. Духовные узы соединили нас потом, когда я поближе познакомился с творчеством писателя. То было как озарение! Читая его книги, я находил для себя и правду, и помощь, и ответы на мучившие меня вопросы.От встречи с этим самобытным, глубинно народным талантом я испытал небывалую радость. И вскоре Шукшин стал мне жизненно необходим». Ведущий 1: Для Ульянова, как и для Шукшина, центр притяжения – русский характер, взятый в его самобытности, в разнообразии проявлений, в мучительных поисках истины. Слайд №18 : иллюстрация к рассказам Шукшина – деревенская улица, на скамье возле дома сидят двое мужчин, один с гармошкой Главные герои большинства рассказов Шукшина – деревенские люди, сеятели и хранители земли. У многих из них жизнь трудная, у иных и вовсе «скособоченная». Но все они самозабвенно, по-детски любят жизнь! Рассказ В. Шукшина "Срезал" в исполнении Дмитрия Пучкова. Культура http://www.youtube.com/playlist? Ведущий 2: Людей, о которых писал Шукшин в своих произведениях, нередко называют «чудаками» или просто «чудиками». В рассказе «Сураз» о «чудике» Спирьке Шукшин пишет так: «Размашисто красивый, дерзкий и такой же неожиданно добрый. Добротой своей он поражал, как и красотой. Мог снять с себя последнюю рубаху, отдать – если кому нужно…» Слайд №19: М.Ульянов читает рассказы Шукшина Ведущий 1: Знакомство с литературными «чудиками» однажды навело Михаила Ульянова на мысль сделать концертную программу по произведениям Шукшина. Ведущий 1: «И я читал его немудрящие рассказы об обыкновенных людях, которые обезоруживали меня своей простотой и сложностью. Но сколько бы я ни вглядывался в них, что бы новое ни открывал – разгадать тайну их магнетизма так и не смог…» О творчестве Шукшина Ульянов говорил так: «В.М. Шукшин – феноменальный по отклику в сердце народном, по пониманию его творчества художник. Что это – мода? Или что-то другое, более глубинное, властно тянет людей к себе, и, читая Шукшина, они находят и радость для себя, и правду, и помощь, и друга, и ответы на вопросы жизни, чувствуя, что им это необходимо, жизненно необходимо». Слайд Обложка книги Шукшина Ведущий 2: Сохранились и воспоминания сотрудницы литературно-драматической редакции радио России: «Летом 1961 года я прочла в мартовском номере «Октября» три коротеньких рассказа – фамилия автора была совершенно неизвестна, Василий Шукшин. Но сами рассказы поразили меня каким-то исходящим от них светом, чистотой, прозрачностью атмосферы, правдивостью характеров этих людей. И поразил, и удивил язык – сильный, точный, какой-то выпуклый, выразительный. Это было как удар молнии! И захотелось сделать это свое открытие достоянием не только читателей журнала, а многомиллионной радиоаудитории, захотелось, чтобы ожили, заговорили герои рассказа. Слайд №20: М. Ульянов в радиостудии у микрофона Для начала я остановилась на рассказе «Светлые души», а вскоре, кстати, записала с Михаилом Ульяновым и рассказ «Степкина любовь». Рассказы дышали такой достоверностью, что и актеров надо было пригласить правдивых, естественных, как говорится, земных. Тогда никто, и актеры также, не могли предполагать, что никому не известный автор будет знаменитым на весь мир писателем и нашим классиком. Но и они, актеры, тоже прониклись очарованием этой свежей прозы. И артисты театра им. Вахтангова с удовольствием взялись за работу». Ведущий 1: Так радио России вслед за журналом «Октябрь» стало первооткрывателем будущего всемирно известного писателя. Слайд №21: название фильма «Позови меня в даль светлую» с указанием года выпуска фильма, режиссера, автора сценария и исполнителей главных ролей Позднее М. Ульянову довелось сниматься в художественном фильме по сценарию Шукшина «Позови меня в даль светлую». Слайд № 22: фото из фильма «Позови меня в даль светлую» с указанием наград фильма: 1977г. — XXVI Международный кинофестиваль в Мангейме (ФРГ) — Гран При, 1977г. — XXVI Международный кинофестиваль в Мангейме (ФРГ) — Приз ФИПРЕССИ В нем Михаил Александрович играл Николая, брата главной героини Груши. Ведущий 1: Из воспоминаний М. Ульянова: «С каким поразительным знанием деревенской жизни написал этот сценарий Шукшин! Это добрая, человечная, смешная и грустная картина. Хорошая Русь в ней показана, поистине со светлой далью. И хотя фильм получился негромким, но был он добротным и правдивым». Слайд №23: Степан Разин Ведущий 2: В течение 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца 17 века и совершил ознакомительную поездку по Волге. Он собирал материалы для своего нового романа о Степане Разине. Ведущий 1: Когда Шукшин заканчивал роман «Я пришел дать вам волю», то последнюю главу ночью писал. Его жена вспоминает: «Просыпаюсь – четыре утра. Слышу – где-то ребенок рыдает. Я на кухню, гляжу – плачет. Спрашиваю: «Что случилось?» - «Такого мужика загубили, сволочи…» Ведущий 2: Роман «Я пришел дать вам волю» - это уже раздумье не над отдельной человеческой судьбой, но попытка через нее понять суть народную. В марте 1966 года Василий Шукшин подал заявку на литературный сценарий «Конец Разина», и заявка эта первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 –го. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе на съемочные площадки многие известные режиссеры. Однако все оказалось напрасным – высокое кинематографическое начальство затормозило съемки фильма и дало понять, что это откладывается на неопределенное время. Слайд №24: В. М. Шукшин с женой Л.Федосеевой и дочерьми Машей и Олей Ведущий 1: За это время у Шукшина родилось две дочери – Маша и Оля, он снялся в нескольких фильмах и выпустил собственную картину «Странные люди». В 1969 году Василию Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Но надежда добиться постановки фильма о Разине его не оставляла. В 1971 году он вновь пишет заявку на имя директора киностудии им. Горького и вновь получает отказ. Слайд №25: фото из фильма «Печки-лавочки» В итоге вместо «Разина» он вынужден снимать другую картину – о современности. Этим фильмом стали «Печки-лавочки» - один из популярнейших фильмов Шукшина. (демонстрируются кадры из фильма) Ведущий 2: В конце 1972 года Шукшин перешел со студии им. Горького на «Мосфильм» по одной простой причине –там ему обещали помочь поставить фильм о Разине. Однако конкретных сроков постановки не называли. Шукшину даже пришлось искать помощи в ЦК КПСС, но ответ был туманный: «Мы постараемся разобраться…» Слайд №26: фото из фильма «Калина красная» Ведущий 1: Тем временем, пока государственные чиновники разбирались, Шукшин приступил к съемкам очередной своей картины – «Калина красная», в которой, как и в «Печках-лавочках», он выступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Фильм этот вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей. Это драма человека, однажды ошибшегося, мучительно ищущего место в жизни, горящего желанием работать, жить, любить. (демонстрируется фрагмент из фильма) Ведущий 1: При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”. Ведущий 2: Трогательный и глубокий разговор Егора с березками скрывает затаенную поэтическую душу в образе героя. Встреча с матерью, которая его не узнала, - один из сильнейших драматических эпизодов фильма. С поразительной силой Шукшин сыграл позднее раскаяние Егора в том, что он так долго не навещал родную мать. (кадры из фильма – Егор навещает свою мать). Слайд №27: награды фильма «Калина красная»: Главный приз на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку, приз польских критиков "Варшавская сирена-73", приз фестиваля в Западном Берлине, приз ФЕСТ-75 в Югославии. Ведущий 1: Фильм «Калина красная» принес Шукшину долгожданное признание. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года фильм «Калина красная» был награжден главным призом – это был первый случай в практике проведения отечественных кинофорумов. Причем жюри обосновало свое решение следующим образом: «Отмечая самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, главная премия фестиваля присуждена фильму «Калина красная». В дальнейшем этот фильм собрал множество других призов (на слайде). А самому Шукшину по опросу журнала «Советский экран» эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года. Стихотворение читает студент 11 группы Ваше слово не кануло в Лету,
Не рассыпалось золото в медь, Смотрим, дух затаив, киноленту Под названием: жизнь или смерть. Пусть идет этот фильм без экрана – На просмотре его вся страна. Как талантливо, нет, гениально Вы сыграли в нем роль Шукшина. То веселый, то хмурый, то грустный, Скрыв за смехом сердечную боль, Вы остались собою в искусстве… Быть собою – труднейшая роль
Слайд №30: фото из фильма «Они сражались за Родину» Ведущий 1: Шукшин скоропостижно скончался где-то в обожженных солнцем донских степях на съемках фильма «Они сражались за Родину», в котором он сыграл самую значительную роль – бронебойщика Лопахина. (кадры из х/ф «Они сражались за Родину») Слайд №31: фото В. Шукшина в траурной рамке, указаны годы его жизни Ведущий 2: Прошли годы с того жаркого дня конца августа 1974 года, когда неожиданная весть ворвалась в дома –умер Шукшин. Но журналы еще печатали его рассказы, в газетах выходили обжигающие душу строчки, в кинотеатрах шли его фильмы. Его произведения не оставляли равнодушными. Слайд №32: М. Ульянов в спектакле «Степан Разин» Ведущий 1: Так, в 1979 году мечту Шукшина о Разине воплотил актер Театра им. Вахтангова Михаил Ульянов. По роману Шукшина «Я пришел дать вам волю» он осуществил постановку спектакля «Степан Разин» и сыграл в нем главную роль. То была своеобразная дань памяти великому художнику, земляку и просто близкому по духу человеку. В этом спектакле Ульянов стремился воплотить замысел Шукшина и поднять образ Разина «до такой высоты, чтобы в его судьбе отразилась бы судьба всего русского народа, вконец исстрадавшегося и восставшего». Ведущий 2: Не случайно Михаил Ульянов любил вспоминать столь близкие ему слова Шукшина: «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а – Правда(с большой буквы). Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду». Слайд №33: памятник В. Шукшину Ведущий 1: Василий Шукшин остался в памяти людей истинно народным художником. И на его могиле - всегда живые цветы и ветки красной калины. Ведущий 2: читает стихотворение «Памяти Шукшина»
Рассветы встают над калиною красной. Ей больше вовек для меня не цвести. Я жил и любил на земле не напрасно, А если чего не успел я – прости. А кто я? А что я? Да что там! Пустое! Найдутся другие, покрепче в кости. Я только с тобою чего-нибудь стою, А если чего не успел я – прости. Среди васильковой размашистой сини Над Волгой моей обо мне погрусти. С тобою, Россия, я столько осилил, А если чего не успел я – прости. И новой весною дай силы мне с новью Великой травинкой сквозь ночь прорасти. Я отдал тебе свою силу сыновью, А если чего не успел я – прости.
| Слайд №34: перечень фильмов, в которых снялся В. Шукшин Слайд №35: перечень фильмов, в которых Шукшин выступил в качестве режиссера Слайд №36: перечень наград и званий В. Шукшина
|
Ведущий 1: внезапная смерть Шукшина потрясла многих известных поэтов. Слайд Фото Вознесенского Стихотворение читает студент 15 группы
Хоронила Москва Шукшина, хоронила художника, то есть хоронила Москва мужика и активную совесть.
Он лежал под цветами на треть, недоступный отныне. Он свою удивленную смерть предсказал всенародно в картине.
В каждом городе он лежал на отвесных российских простынках. Называлось не кинозал — просто каждый пришел и простился.
Он сегодняшним дням — как двойник. Когда зябко курил он чинарик, так же зябла, подняв воротник, вся страна в поездах и на нарах.
Он хозяйственно понимал край как дом — где березы и хвойники. Занавесить бы черным Байкал, словно зеркало в доме покойника.
Слайд Фото Высоцкого Стихотворение читает студент 11 группы Еще - ни холодов, ни льдин, Земля тепла, красна калина, - А в землю лег еще один На Новодевичьем мужчина.
Должно быть, он примет не знал, - Народец праздный суесловит, - Смерть тех из нас всех прежде ловит, Кто понарошку умирал.
Коль так, Макарыч, - не спеши, Спусти колки, ослабь зажимы, Пересними, перепиши, Переиграй, - останься живым!
Но, в слезы мужиков вгоняя, Он пулю в животе понес, Припал к земле, как верный пес... А рядом куст калины рос - Калина красная такая. Смерть самых лучших намечает - И дергает по одному. Слайд №37: название мероприятия Ведущий 2: Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Закончить ее хотелось бы словами Василия Макаровича Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”. Ведущий 1: Спасибо за внимание! Список использованной литературы: Михаил Ульянов [Текст]/Н. А. Игнатьева. – Москва: Союз кинематографистов СССР, 1985.- 64 с. Толченова Н. Слово о Шукшине [Текст]/Нина Толченова. – Москва: Современник, 1982. – 159 с. Тюрин Ю. Кинематограф Василия Шукшина. [Текст]/Ю.Тюрин. – Москва: Искусство, 1984. – 319 с. Ульянов М. Приворотное зелье [Текст]: автобиографическая проза/Михаил Ульянов. – Москва: Эксмо-пресс, 2001. – 285 с.: илл. Ульянов М. Работаю актером [Текст]/Михаил Ульянов. – Москва: Искусство, 1987. – 398 с. Ульянов М. Реальность и мечта [Текст]/Михаил Ульянов. – Москва: Вагриус, 2007. – 400 с.: илл. – (Мой XX век) Ульяновские миллионы[Текст]//Новое обозрение-Версия. – 2002. – 13-19 нояб.(№44). – С.8 Шукшин В. Наказ [Текст]: рассказы/Василий Шукшин. – Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1980. – 270 с.
|