Миросозерцание И.С.Тургенева в романе "Дворянское гнездо"
статья по литературе (10 класс)

Баукова Инна Георгиевна

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого бездонного неба.В этом письме приоткрывается характерная особенность писательского облика Тургенева:

чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений,
тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте.

Инвестно, чтоТургенев-художник наделен особым чувством времени. Дворянское гнездо" - последняя попытка Тургенева найти героя своего времени в
дворянской среде. Роман создавался в 1858 году, когда революционеры-демократы и либералы еще выступали вместе в борьбе против крепостного права. Но симптомы
предстоящего разрыва, который произошел в 1859 году, глубоко тревожили чуткого к
общественной жизни Тургенева. Эта тревога нашла отражение в содержании романа.

Тургенев понимал, что русское дворянство подошло к роковому историческому рубежу, что жизнь послала ему трагическое испытание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvor.gnezdo.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муравицкая Кристина
Баукова Инна Георгиевна


Миросозерцание И. С. Тургенева в романе «Дворянское гнездо»

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого бездонного неба. Тургенева поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и
холодной бесконечностью равнодушного к ней неба.
«Я не выношу неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности,
ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю».
В этом письме приоткрывается характерная особенность писательского облика Тургенева:
чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений,
тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте.
Тургенев-художник наделен особым чувством времени, его неумолимого и стремительного
хода. Ведь он жил в эпоху интенсивного, ускоренного развития России, когда «в несколько
десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы
целые века».
«Наше время, - говорил Тургенев, - требует уловить современность в ее преходящих образах;
слишком запаздывать нельзя». И он не запаздывал: все шесть его романов не только попали в
«настоящий момент» жизни общества, но и по-своему этот момент предвосхищали. Писатель
был особенно чуток к тому, что стояло «накануне», что еще только носилось в воздухе. По
словам Н. А. Добролюбова, Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи,
вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал...
внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».
«Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Тургенева менялась очень быстро -
и это вносило особый оттенок драматизма в романы писателя, отличающиеся стремительной
завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами». Романы
Тургенева строго приурочены к узкому отрезку исторического времени, точная хронология
играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по
сравнению с героями романов Пушкина, Лермонтова. Гончарова. В характерах Онегина,
Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврецком или Базарове - умственные
течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро
угасающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но
слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому
ритму годового природного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ранней весной,
достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра» или «в
безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастливые
минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются
трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно
обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова.
С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы
русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены
Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются в временному торжеству все потенциальные ее возможности.

Вместе с образом тургеневской девушки входит в произведение писателя образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «„.однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде,
высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь, -
всему она шлет свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытание
любовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в
общественных убеждениях.
Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взлетает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что
перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная,
роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это
чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не
может полностью осуществиться в пределах земного, природного круга.

В повестях о трагическом значении любви и природы зреет мысль Тургенева о
нравственном долге, которая получила социально-историческое обоснование в романе «Дворянское гнездо». В погоне за личным счастьем человек не вправе упускать из виду требований нравственного долга, забвение которого уводит личность в пучины
индивидуализма и навлекает возмездие в лице законов природы, стоящих на страже мировой гармонии.

Дворянское гнездо" - последняя попытка Тургенева найти героя своего времени в
дворянской среде. Роман создавался в 1858 году, когда революционеры-демократы и либералы еще выступали вместе в борьбе против крепостного права. Но симптомы
предстоящего разрыва, который произошел в 1859 году, глубоко тревожили чуткого к
общественной жизни Тургенева. Эта тревога нашла отражение в содержании романа.

Тургенев понимал, что русское дворянство подошло к роковому историческому рубежу, что жизнь послала ему трагическое испытание. Способно ли оно удержать роль ведущей
исторической силы, искупив многовековую вину перед крепостным мужиком?

Лаврецкий - герой, собравший в себе лучшие качества патриотически и демократически
настроенного русского дворянства. Он входит в роман не один: за ним тянется предыстория
дворянского рода, укрупняющая проблематику романа. Речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, но и об исторических судьбах целого сословия, последним отпрыском которого
является герой. Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность - отрыв сословия от
родной культуры, от народа, от русских корней. Таков отец Лаврецкого - то галломан, го
англоман. Тургенев опасается, что дворянская беспочвенность может причинить России
много бед. В современных условиях она порождает бюрократов-западников, каким является
в романе петербургский чиновник Паншин. Для паншиных Россия - пустырь, на котором
можно осуществлять любые общественные и экономические эксперименты. Устами Лаврецкого Тургенев разбивает крайних либералов-западников по всем пунктам их  программ. Он предостерегает от опасности "надменных переделок" России с высоты
"чиновничьего самосознания", говорит о катастрофических последствиях тех реформ, которые "не оправданы ни знанием родной земли, ни верой в идеал".
Начало жизненного нуги Лаврецког о типично для людей его круга. Лучшие годы тратит он впустую на светские развлечения, на женскую любовь, на заграничные скитания. Как Пьер Безухов у Толстого, Лаврецкий втягивается в этот омут и попадает в сети светской куклы Варвары Павловны, за внешней и холодной красотой скрывающей врожденный эгоизм.

Обманутый женой, разочарованный, Лаврецкий круто меняет жизнь и возвращается домой.
Опустошенная душа его вбирает впечатления забытой родины: длинные межи, заросшие
чернобыльником, полынью и полевой рябиной, свежую, степную, тучную голь и глушь,
длинные холмы, овраги, серые деревни, ветхий дом с закрытыми ставнями и кривым
крылечком, сад с бурьяном и лопухами, крыжовником и малиной.

Погружаясь в теплую глубину деревенской, русской жизни, Лаврецкий исцеляется от суетности светской жизни. Наступает момент полного растворения личности в течении тихой жизни: "Вот когда я на дне реки... И всегда, во всякое время тиха и неспешна здесь кто входит в ее круг - покоряйся: здесь незачем волноваться, нечего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом. И какая сила кругом, какое здоровье в этой бездейственной тиши! Вот тут, под окном, коренастый лопух лезет из густой травы; над ним вытягивает зоря свой сочный стебель, богородицыны слезки еще выше выкидывают свои розовые кудри: а там, дальше, в полях, лоснится рожь, и овес уже пошел в трубочку, и ширится во всю ширину свою каждый лист на каждом дереве, каждая травка на своем стебле".
Под стать этой величавой, неспешной жизни, текущей "как вода по болотным травам". лучшие люди из дворян, выросшие на ее почве. Это Марфа Тимофеевна, тетушка Лизы Калитиной. Правдолюбие ее напоминает непокорных бояр эпохи Ивана Грозного. Такие люди не падки на модное и новое, никакие общественные вихри не могут их сломать.
Живым олицетворением народной России является центральная героиня романа. Подобно
пушкинской Татьяне, впитала в себя лучшие соки народной культуры Лиза Калитина. Ее
воспитывала нянюшка, простая русская крестьянка, на житиях святых. Лизу покоряла
самоотверженность отшельников, святых мучеников и мучениц, их готовность пострадать и
умереть за правду, за чужие грехи.
Возрождаясь к новой жизни, заново обретая чувство родины, Лаврецкий переживает новое
чувство чистой, одухотворенной любви. "Тишина обнимает его со всех сторон, солнце катится тихо по спокойному синему небу, и облака тихо плывут по нем". Ту же самую
исцеляющую тишину ловит Лаврецкий в "тихом движении Лизиных глаз", когда "красноватый камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода и
разговор у них шел тихий".
Роман Лизы и Лаврецкого глубоко поэтичен. С их святою любовью заодно и свет лучистых звезд в ласковой тишине майской ночи, и божественная музыка старого Лемма. Что же настораживает нас в этом романе, почему роковые предчувствия сопровождают его, почему Лизе кажется, что это счастье непростительно и за него последует расплата, почему она стыдится такой любви?
Вновь вторгается в роман русская тема, но в ином, драматическом существе. Непрочно
личное счастье в суровом общественном климате России, укором влюбленным является образ несчастного мужика "с густой бородой и угрюмым лицом", кладущего в церкви истовые земные поклоны. В самые счастливые минуты Лаврецкий и Лиза не могут
освободиться от тайного чувства стыда за свое непростительное счастье. "Оглянись, кто вокруг тебя блаженствует,- говорит Лаврецкому внутренний голос,- кто наслаждается? Вон
мужик едет на косьбу; может быть, он доволен своей судьбою... Что ж? захотел ли бы ты поменяться с ним?» И хотя Лаврецкий спорит с Лизой, с ее суровой моралью нравственного долга, в ответах Лизы чувствуется убеждающая сила, более правдивая, чем оправдание Лаврецкого.

Катастрофа приближается как возмездие за жизнь их отцов, дедов и прадедов, за прошлое
самого Лаврецкого. Вдруг оказывается, что Варвара Павловна жива, что известие о смерти ее в парижской газете было ложным. Как возмездие принимает случившееся Лиза, уходящая в
монастырь. "Такой урок недаром,- говорит она,- да я уж не в первый раз об этом думаю.
Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все
щемило. Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю
все. Все это отмолить, отмолить надо... Отзывает меня что-то; тошно мне, хочется мне
запереться навек".
В эпилоге романа звучит элегический мотив скоротечности жизни, стремительного бега
времени. Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы,
умер Лемм, постарел и душою и телом Лаврецкий.
Совершился, наконец, перелом в его жизни: он перестал думать о собственном счастье,
сделался хорошим хозяином, выучился "пахать землю", упрочил быт своих крестьян.
И все же грустен финал романа: ведь одновременно, как песок сквозь пальцы, утекла в
небытие почти вся жизнь. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных: он "вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза,- была та самая скамейка, на которой он некогда
провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела,
искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в
сладости и в горести,- чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал".
И вот герой приветствует молодое поколение, идущее ему на смену: "Играйте, веселитесь,
растите молодые силы..." В эпоху 60-х годов такой финал воспринимали как прощание
Тургенева с дворянским периодом русского освободительного движения. А в "молодых
силах" видели "новых людей", разночинцев, которые идут на смену дворянским героям.

Список литературы

  1. Тургенев И. С. Дворянское гнездо // Поли. собр. соч. и писем: в 30 т. 2-е изд., испр. и доп. М: Наука, 1981. С. 7-158.
  2. А. И. Батюто Тургенев-романист. Л.: Наука, 1972
  3. Н. Е. Разумова «Вестник томского государственного педагогического университета»
  4. Ю. Айхенвальд «Силуэты русских писателей». Москва. Издательство «Республика», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнце в аистовом гнезде"(О жизни и творчестве А. Вампилова)

Литературно-музыкальная постановка,  посвященная жизни и творчеству А. Вампилова ( для учащихся 9-11 классов)...

Доклад на тему: "Всеволод Большое Гнездо - как правитель"

Эта тема интересна тем, что князь стоит у истоков монархической идеи. Он первый, кто воплотил в себе черты самодержавного правителя....

Образ вишневого сада и тема разорения "дворянских гнезд" в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Презентация.

Презентация к теме 10 класса "Вишневый сад" А. П. Чехова. Информативный, иллюстративный, текстовой  материал. Проблемные вопросы....

«Горячее сердце» музыканта Лемма в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»

Есть у Тургенева любимый образ человека искусства – это образ музыканта Лемма, созданный им в романе «Дворянское гнездо»....

Статья "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"

Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...

Презентация к исследовательской работе "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"

Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...