Урок: Рассказ И. А. Бунина «Косцы» (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Фролова Дарья
ЦЕЛИ:
1. Дидактическая
Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
2. Развивающие 
Развивать умение целостного анализа произведения малой формы; 
Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;
Развивать умения сопоставлять произведения одного и разных авторов.
3. Воспитательные 
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; 
Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Рассказ И. А. Бунина «Косцы»

ТИП УРОКА: комбинированный урок.

ВИД УРОКА: традиционный.

ЦЕЛИ:

1. Дидактическая

Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

2. Развивающие

Развивать умение целостного анализа произведения малой формы;

Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;

Развивать умения сопоставлять произведения одного и разных авторов.

3. Воспитательные 

Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе;

Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

Учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении;

Учить определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции;

Формирования умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающие:

Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений;

Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки), навыков самостоятельной работы;

Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

3. Воспитательные:

Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге;

Воспитывать чувство уважения к автору.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературы;
  • развитие интереса к чтению и читательской деятельности;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов; передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные

  • видеть черты русского национального характера в героях произведения;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. (ч. 2)  - М.: Просвещение, 2011.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Этап. Время в минутах. Цель этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся, вид работы.

УУД

1. Организационный, 2. - Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.

(Р) волевая саморегуляция

2. Сообщение целей и задач, 3. - Определение содержания урока.

Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе.

Организация восприятия информации. Объявление целей и задач.

Запись темы и осознание предстоящей работы.

(К) планирование учебного сотрудничества.

3. Мотивация. Актуализация знаний. 5. - Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.

Объявление эстетической направленности урока. Прочтение стихотворения. Мотивация.

Прослушивание стихотворения. Осознание направленности урока.

(К) овладение умением воспринимать и оценивать устно звучащую речь. (Л) перспективная мотивация.

4. Открытие нового 5+5.

Прослушивание и оценка индивидуальных сообщений

Рассказ сообщений. Выслушивание сообщений.

(К) овладение умением воспринимать и оценивать устно звучащую речь. (П) выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями.

5. Анализ произведения. 16. - Проверка знаний, умений мыслить, доказывать. Установить уровень усвоения, устранить пробелы в понимании. Закрепить правило в разных типах заданий.

Фронтальная беседа.

Ответы на вопросы учителя.

(П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других

6. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. - Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения.

Постановка цели выполнения домашнего задания, объяснение его сути, ответы на вопросы.

Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы.

(Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация.

7. Рефлексия, оценивание. 6. - Организация самооценки учащихся.

Заключительное слово учителя. Вопросы класссу. Объявление вывода по уроку, самооценка.

Прослушивание слова учителя. Ответы на вопросы учителя, рефлексия, прослушивание и осознание оценки.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) овладение умением воспринимать и оценивать устно звучащую речь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Гофман Э. Фреймы в системе обучения. - М., 2003

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М: ВАКО, 2005.

Минский М. Фреймы для представления знаний. - М., 1999.

Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.

2. Сообщение целей и задач

Отметьте в тетрадях дату, «классная работа» и тему урока с доски. Сегодня мы проанализируем одно из произведений известнейшего автора, к наследию которого мы будем обращаться с вами и в следующих классах. Но сначала я хочу вам зачитать стихотворение.

3. Актуализация знаний

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Эти строки тоже принадлежат Бунину. О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя). Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план. В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению и был прочитан вами дома.

4. Открытие нового.

Прослушаем краткую биографию, подготовленную вашим одноклассником (биография дается учителем к пересказу на предыдущем уроке. Выставление оценки)

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Бунин рано начал работать самостоятельно. Работал журналистом, служащим земской управы.

Путешествия – едва ли не главная жизненная страсть Бунина. Уже в 1880-1890 годы он много странствовал по России, в начале 20 века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии. Писатель ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в начале 1920 года покинуть родину. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. С этого времени почти вся жизнь писателя связана с Францией. Почти все произведения, написанные в эмиграции, о России. «Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает» - говорил он.

Бунин в 1933 году был награжден Нобелевской премией, и в своем ответном слове он подчеркнул, что премия принадлежит не только ему, сколько всей русской литературе, России. Умер Бунин в Париже в 1953 году.

Спасибо. Также мы прослушаем краткую историю создания рассказа (задание аналогично).

Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Перепечатывая, Бунин неоднократно редактировал его. В своих заметках Бунин сделал такую запись о «Косцах»: «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес».

5. Анализ произведения.

(После каждого вопроса – обращение к классу: «Все ли согласны со сказанным? Есть ли другие мысли?» - прослушивание комментариев и замечаний).

Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

О какой теме мы с вами говорим? (Тема природы). Запишите это в тетради. Какой представлена природа в рассказе И. А. Бунина? Свои ответы подтверждайте текстом.

Послушайте слова И. А. Бунина: «Я пишу о красоте … все равно, в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души». Как вы понимаете эти слова? (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

Как автор относится к героям? (Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость).

Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами, что ещё? (Они поют песню).

Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.

Какая ещё одна тема звучит в рассказе. (Тема крестьянского труда) Запишите ее в тетради.

Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? («Охочи к работе»).

Как понимаете эти слова? (Любят работать).

А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

А как этот труд описывается в рассказе? Что значат слова «без малейшего напряжения, без малейшего усилия»? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

Какое чувство объединяет косцов? (Любовь к родине, чувство единения)

Какие слова были вам непонятны в тексте? Давайте вместе определим их толкование и запишем в тетради. (Бахилы – вид крестьянской обуви. Онучи – куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица – матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой).

6. Информирования о домашнем задании

Спасибо вам за продуктивную работу. Запишите в дневниках ваше домашнее задание к следующему уроку – прочитать 1 и 2 главы произведения «В дурном обществе» Короленко В. Г. Мы с вами будем работать по этим главам в классе и отвечать на вопросы, как это было сегодня. Есть ли у вас вопросы? (Ответы)

7. Рефлексия, оценивание.

Ребята, наш урок подходит к концу, и я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения А.В.Кольцова «Косарь», и мы сравним описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе «Косцы».

..Я куплю себе

Косу новую;

Отобью ее,

Наточу ее, -

И прости-прощай,

Село родное!..

Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко лежит,

Ковылой-травой

Расстилается!

…Ax ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась!

В гости я к тебе

Не один пришел:

Я пришел сам-друг

С косой вострою;

Мне давно гулять

По траве степной,

Вдоль и поперек

С ней хотелося...

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Освежи, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

Молоньей, коса,

Засверкай кругом!

Зашуми, трава,

Подкошонная;

Поклонись, цветы,

Головой земле!..

Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили? (В обоих произведениях герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд для них - не в тягость. Последние строчки стихотворения перекликаются со строками рассказа “Косцы”: “Они подвигались без малейшего усилия…”. Но в стихотворении труд описывается более эмоционально, т.к. поэт использует восклицательные побудительные предложения).

Итак, ребята, сегодня на уроке мы выяснили следующее. Бунин в эмиграции обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле. В рассказе «Косцы» главная прелесть для него не только в крестьянах и их дивном пении: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».

Итак, ребята, вам понравился сегодняшний урок? Что вы отметили для себя нового и интересного, с чем познакомились? (Краткий пересказ учеником сути урока). Спасибо. Поднимите руки те, кто сегодня хорошо справился с заданиями, доволен своей работой на уроке. Спасибо. Теперь те, кто собой не доволен и справился плохо. Почему так получилось? (Выслушивание ответов). Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб впредь избегать такой ситуации? (Выслушивание ответов). Спасибо. Я надеюсь, в дальнейшем все будут хорошо справляться с классной работы и научатся на своем опыте. Оценки за урок получают (выставление). Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.А.Бунина "Косцы"

Изображение природы и народного труда. Образ Родины.Цели и задачи:Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.Развивающие: разви...

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.

Конспект открытого урока  литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...

Урок литературы в 5 классе "«Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И.А.Бунина «Косцы»

Урок литературы в 5 классе «Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И.А.Бунина «Косцы». Урок изучения нового материала. Формы работы: индивидуальная, ...