Урок: Рассказ И. А. Бунина «Косцы» (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок: Рассказ И. А. Бунина «Косцы» (5 класс) | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Рассказ И. А. Бунина «Косцы»
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
ВИД УРОКА: традиционный.
ЦЕЛИ:
1. Дидактическая
Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
2. Развивающие
Развивать умение целостного анализа произведения малой формы;
Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;
Развивать умения сопоставлять произведения одного и разных авторов.
3. Воспитательные
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе;
Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
Учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении;
Учить определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции;
Формирования умений применять полученные знания на практике.
2. Развивающие:
Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений;
Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения;
Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;
Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки), навыков самостоятельной работы;
Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).
3. Воспитательные:
Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.
Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге;
Воспитывать чувство уважения к автору.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературы;
- развитие интереса к чтению и читательской деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов; передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные
- видеть черты русского национального характера в героях произведения;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, индивидуальная.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. (ч. 2) - М.: Просвещение, 2011.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:
Этап. Время в минутах. Цель этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся, вид работы. | УУД |
1. Организационный, 2. - Подготовка учащихся к работе на уроке. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка. | (Р) волевая саморегуляция |
2. Сообщение целей и задач, 3. - Определение содержания урока. Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе. | Организация восприятия информации. Объявление целей и задач. | Запись темы и осознание предстоящей работы. | (К) планирование учебного сотрудничества. |
3. Мотивация. Актуализация знаний. 5. - Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся на формирование целей урока. | Объявление эстетической направленности урока. Прочтение стихотворения. Мотивация. | Прослушивание стихотворения. Осознание направленности урока. | (К) овладение умением воспринимать и оценивать устно звучащую речь. (Л) перспективная мотивация. |
4. Открытие нового 5+5. | Прослушивание и оценка индивидуальных сообщений | Рассказ сообщений. Выслушивание сообщений. | (К) овладение умением воспринимать и оценивать устно звучащую речь. (П) выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями. |
5. Анализ произведения. 16. - Проверка знаний, умений мыслить, доказывать. Установить уровень усвоения, устранить пробелы в понимании. Закрепить правило в разных типах заданий. | Фронтальная беседа. | Ответы на вопросы учителя. | (П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других |
6. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. - Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения. | Постановка цели выполнения домашнего задания, объяснение его сути, ответы на вопросы. | Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы. | (Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация. |
7. Рефлексия, оценивание. 6. - Организация самооценки учащихся. | Заключительное слово учителя. Вопросы класссу. Объявление вывода по уроку, самооценка. | Прослушивание слова учителя. Ответы на вопросы учителя, рефлексия, прослушивание и осознание оценки. | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) овладение умением воспринимать и оценивать устно звучащую речь. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Гофман Э. Фреймы в системе обучения. - М., 2003
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М: ВАКО, 2005.
Минский М. Фреймы для представления знаний. - М., 1999.
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.
2. Сообщение целей и задач
Отметьте в тетрадях дату, «классная работа» и тему урока с доски. Сегодня мы проанализируем одно из произведений известнейшего автора, к наследию которого мы будем обращаться с вами и в следующих классах. Но сначала я хочу вам зачитать стихотворение.
3. Актуализация знаний
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Эти строки тоже принадлежат Бунину. О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя). Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план. В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению и был прочитан вами дома.
4. Открытие нового.
Прослушаем краткую биографию, подготовленную вашим одноклассником (биография дается учителем к пересказу на предыдущем уроке. Выставление оценки)
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Бунин рано начал работать самостоятельно. Работал журналистом, служащим земской управы.
Путешествия – едва ли не главная жизненная страсть Бунина. Уже в 1880-1890 годы он много странствовал по России, в начале 20 века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии. Писатель ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в начале 1920 года покинуть родину. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. С этого времени почти вся жизнь писателя связана с Францией. Почти все произведения, написанные в эмиграции, о России. «Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает» - говорил он.
Бунин в 1933 году был награжден Нобелевской премией, и в своем ответном слове он подчеркнул, что премия принадлежит не только ему, сколько всей русской литературе, России. Умер Бунин в Париже в 1953 году.
Спасибо. Также мы прослушаем краткую историю создания рассказа (задание аналогично).
Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Перепечатывая, Бунин неоднократно редактировал его. В своих заметках Бунин сделал такую запись о «Косцах»: «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес».
5. Анализ произведения.
(После каждого вопроса – обращение к классу: «Все ли согласны со сказанным? Есть ли другие мысли?» - прослушивание комментариев и замечаний).
Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
О какой теме мы с вами говорим? (Тема природы). Запишите это в тетради. Какой представлена природа в рассказе И. А. Бунина? Свои ответы подтверждайте текстом.
Послушайте слова И. А. Бунина: «Я пишу о красоте … все равно, в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души». Как вы понимаете эти слова? (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
Как автор относится к героям? (Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость).
Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами, что ещё? (Они поют песню).
Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.
Какая ещё одна тема звучит в рассказе. (Тема крестьянского труда) Запишите ее в тетради.
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? («Охочи к работе»).
Как понимаете эти слова? (Любят работать).
А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
А как этот труд описывается в рассказе? Что значат слова «без малейшего напряжения, без малейшего усилия»? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
Какое чувство объединяет косцов? (Любовь к родине, чувство единения)
Какие слова были вам непонятны в тексте? Давайте вместе определим их толкование и запишем в тетради. (Бахилы – вид крестьянской обуви. Онучи – куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица – матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой).
6. Информирования о домашнем задании
Спасибо вам за продуктивную работу. Запишите в дневниках ваше домашнее задание к следующему уроку – прочитать 1 и 2 главы произведения «В дурном обществе» Короленко В. Г. Мы с вами будем работать по этим главам в классе и отвечать на вопросы, как это было сегодня. Есть ли у вас вопросы? (Ответы)
7. Рефлексия, оценивание.
Ребята, наш урок подходит к концу, и я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения А.В.Кольцова «Косарь», и мы сравним описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе «Косцы».
..Я куплю себе Косу новую; Отобью ее, Наточу ее, - И прости-прощай, Село родное!.. Степь раздольная Далеко вокруг, Широко лежит, Ковылой-травой Расстилается! | …Ax ты, степь моя, Степь привольная, Широко ты, степь, Пораскинулась, К морю Черному Понадвинулась! В гости я к тебе Не один пришел: Я пришел сам-друг С косой вострою; Мне давно гулять По траве степной, Вдоль и поперек С ней хотелося... | Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи, коса, Как пчелиный рой! Молоньей, коса, Засверкай кругом! Зашуми, трава, Подкошонная; Поклонись, цветы, Головой земле!.. |
Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили? (В обоих произведениях герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд для них - не в тягость. Последние строчки стихотворения перекликаются со строками рассказа “Косцы”: “Они подвигались без малейшего усилия…”. Но в стихотворении труд описывается более эмоционально, т.к. поэт использует восклицательные побудительные предложения).
Итак, ребята, сегодня на уроке мы выяснили следующее. Бунин в эмиграции обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле. В рассказе «Косцы» главная прелесть для него не только в крестьянах и их дивном пении: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
Итак, ребята, вам понравился сегодняшний урок? Что вы отметили для себя нового и интересного, с чем познакомились? (Краткий пересказ учеником сути урока). Спасибо. Поднимите руки те, кто сегодня хорошо справился с заданиями, доволен своей работой на уроке. Спасибо. Теперь те, кто собой не доволен и справился плохо. Почему так получилось? (Выслушивание ответов). Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб впредь избегать такой ситуации? (Выслушивание ответов). Спасибо. Я надеюсь, в дальнейшем все будут хорошо справляться с классной работы и научатся на своем опыте. Оценки за урок получают (выставление). Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.А.Бунина "Косцы"
Изображение природы и народного труда. Образ Родины.Цели и задачи:Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.Развивающие: разви...
Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс
Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...
Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"
Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"...
Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"
Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...
Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"
Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...
Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.
Конспект открытого урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...
Урок литературы в 5 классе "«Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И.А.Бунина «Косцы»
Урок литературы в 5 классе «Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И.А.Бунина «Косцы». Урок изучения нового материала. Формы работы: индивидуальная, ...