План урока литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Борисова Елена Михайловна

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри».История создания. Сюжет и герои

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_literatury_v_7_klasse.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  План  урока литературы в 7 классе

Тема урока:

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри».История создания. Сюжет и герои

Тип урока:

урок формирования знаний

Цели урока для учителя:

обучающая:

развивающая:

воспитательная:

Познакомить 7-ов с поэмой, историей ее создания, сюжетными линиями, героями, раскрыть особенности романтического героя в лице юного беглеца, значимость образа Мцыри для самого автора;

развивать навыки аналитической работы с текстом, пробуждать образное мышление; учить  умению сравнивать произведения различных родов искусства;

прививать любовь к классической  литературе, пробуждать интерес к чтению, классической музыке, воспитывать чувства собственного достоинства, непримиримости к насилию.

Цели урока для учащихся:

знать содержание поэмы историю создания, особенности сюжета, главных героев;

уметь анализировать фрагменты текста, сопоставлять услышанное и прочитанное, изъясняться в форме диалога и монолога.

Оборудование:

Учебник, сборник произведений М.Ю.Лермонтова, мультимедийная установка, аудиозапись фрагмента балета А.Хачатуряна «Спартак»  («Танец с саблями»)

           

                                                   Ход урока

1.Оргмомент(проверка готовности к уроку, настрой на позитивную работу)

2.Актуализация знаний

   1)Беседа с учащимися об авторе и его стихотворении «Смерть поэта»

   -С каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке?

   -Есть ли какие- либо особенности в его судьбе?

   -За М.Ю.Лермонтова был сослан на Кавказ?

   -Какие черты характера проявил юный поэт написав это стихотворение «Смерть поэта».О ком оно?

   -Кому бросает вызов автор?

   2) Выборочное чтение учащихся стихотворения наизусть.

   3)Подведение итогов данного этапа урока и постановка целей урока на основе музыкального символа и проблемных вопросов.

Ребятам предлагается прослушать фрагмент «Танца с саблями» А.Хачатуряна.

Беседа с учащимися:

-Какие ассоциации вызвала у вас музыка? Каков ритм данного произведения? Что напоминает он?

-Какие ключевые слова вы подобрали бы для этого фрагмента?(борьба, противоборство добра и зла, бунт)

-Как вы думаете, почему я предложила сегодня именно  эту мелодию? Обратите внимание на фамилию автора. Ритмы чьих народов  напоминает музыка ?(Кавказа)

-Итак, сегодня пойдет речь о событиях, проходивших именно на Кавказе, а узнаем мы о них из поэмы М.Ю.Лермонтова  «Мцыри».

Запишите тему урока (слайд №1)

-Можно ли, опираясь на тему урока, сформулировать его цели(ребята формулируют цели)

4.Работа над темой урока

   1)Выступление учащихся с сообщениями о создании поэмы (просмотр слайдов к поэме)

   2)Физпауза

   3)Выразительное чтение поэмы учителем.

   4)Беседа с учащимися на основе прочитанного.

-Какое впечатление произвела на вас поэма?

-Как развиваются события в ней? Что необычного в композиции?

-Как вы охарактеризуете главного героя?

-О чем мечтает Мцыри?

-Почему он предпочитает смерть жизни?

-Можно ли, на ваш взгляд, удерживать человека где- либо против его воли?

-Понравился ли вам герой? Чем?

-Что вы можете сказать о других героях поэмы?

-Какую роль играет пейзаж в поэме?

-Какой эпизод поэмы можно назвать кульминацией?

-Что символизирует бой с барсом?

5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок

-С чем мы сегодня познакомились?

-О чем узнали?

-Достигли ли поставленных целей?

-Интересно ли было на уроке?

-Можно ли сравнить накал борьбы между Мцыри и барсом с накалом борьбы в музыкальном фрагменте?

-Если вам урок понравился, поднимите красные карточки, если нет-желтые.

6.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

   Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мцыри» (бой с барсом),подготовиться к письменному пересказу эпизода в прозе, часть учащихся учит отрывки по выбору в меньшем объеме, Приданцев. А выразительно читает отрывок, частично анализирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...