Интегрированный урок " ПУШКИН В ЧИСЛАХ" для учащихся 5-7 классов.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Интегрированный урок, который формирует у обучающихся 5-7 классов ценностное отношение к литературе и математике через творческий анализ произведений А.С.Пушкина.

На этом уроке ребята будут анализировать стихотворения поэта, знакомиться с интересными фактами из биографии, применять литературоведческую терминологию. Урок необычен тем,

 что математические термины включены в материал как связующие звенья между этапами урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ сошс. Александровка Бахиловский  филиал   C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\image_6483441.JPG

М.р. Ставропольский, Самарской области

Шерстобитова Т.В.- учитель литературы

Силантьева О.В.- учитель математики

Технологическая карта урока

Класс    6-7    Предмет Литература. Математика

Тема

Пушкин в числах

Тип

Интегрированный (40-45мин)

Цель

Формирование у обучающихся ценностного отношения к литературе и математике через творческий анализ  произведений А.С. Пушкина.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

1.Научиться давать характеристику стихотворений

2.Выявлять художественные средства и приёмы

3.Владеть изученной терминологией

Формируемые УУД.

Личностные:

1.Формировать навыки  взаимодействия в группе

2.Готовность и способность вести диалог с другими

3.Формировать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию

Познавательные:

1.Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста

2.Самостоятельно делать выводы и перерабатывать прочитанное

Регулятивные:

1.Уметь планировать алгоритмы ответа

2.Анализировать стихотворный текст

3.Работать самостоятельно

Коммуникативные:

1.Формировать навыки выразительного чтения

2.Формировать умение коллективного взаимодействия

Л1

Л2

Л3

П1

П2

Р1

Р2

Р3

К1

К2

Основные понятия

Математические: Число, цифра, чётные и нечётные числа,  простые и составные числа.

Литературные:Стихи, изобразительные средства, анализ.

Межпредметные связи

Литература, история, математика, русский язык, изобразительное искусство.

Оснащение урока

Компьютер, проектор, карточки с цифрами и числами(даты), высказывания,  репродукции картин, рабочая папка обучающегося.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты,

УУД

I.ЭТАП

Организационный момент

(3-4мин)

На доске эпиграф, даты жизни А.С.Пушкина, репродукции картин известных художников.

Приветствие Учителей.

Мы рады приветствовать вас. Сегодняшнее занятие мы проведём вдвоём: учитель литературы (Л) и учитель математики )

Л.Сформулируйте тему урока, проведя наблюдение за  информацией на доске.

М. Итак, тема сегодняшнего урока «Пушкин в числах»

Перед началом урока берёт карточку с цифрами (там чётная  или нечётная цифры). Распределяются по командам: «Чёт» и «Нечет» (или работают в паре).

Формулируют тему, анализируя тональность картин, лексику эпиграфа, записанные даты.

Предлагают темы,

Л2, П2

II. ЭТАП

Стадия «Вызов»

(5-6мин)

Л. Ознакомьтесь с материалом папок.

М. Эта информация вам поможет ответить на вопросы викторины.

Готовят реквизит к викторине.

Работают с информационным материалом рабочей папки самостоятельно и в паре.

Задание выполняют под музыку

Л1, Л2,

П1. Р3,

 К2

III.ЭТАП

Стадия «Осмысления»

(21-22мин)

М.В свой ранний период поэт был очень суеверным человеком. Придавал числу большое значение, увлекался нумерологией.

Назовите отличия числа и цифры?

Вопросы  викторины. Имейте в виду, что ответом на вопрос будет цифра.

  1. « У вас,  Пушкин, в моём классе всё кончается… Садитесь на своё место и пишите стихи». – говорил  учитель  математики Карцев
  2. В «Вестнике Европы» в 1814г было напечатано стихотворение  и подписано Н.к.ш.п.
  3. Какие литераторы сыграли в карьере Пушкина большую роль? Один назвал его наследником, а другой- победителем.
  4. Сколько и каких желаний старухе выполнила Золотая рыбка?
  5. «Храни меня , мой талисман». О каком талисмане идёт речь?
  6. Месяц, в котором родился
  7. Сколько лет провёл в Лицее и ссылке
  8. «Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят …богатырей. …румяных усачей».

  1. «Храни меня, мой талисман». О  кольце  какой формы говорится?
  2. В какой дате этих цифр сразу две?

Л.  Ответы на викторину охватили раннее творчество Пушкина. По датам, которые вы видите, восстановите хронологию этого периода.

М. Какие числа мы видим в датах Пушкина?

Отвечают на вопросы учителя математики

Отвечают на вопросы викторины

фронтально

6.06.1799г - родился

19.10.1811г - поступил в Лицей

1814г – первое стихотворение в печати

8.01.1815г – экзамен, на котором присутствовал  Державин

9.06. 1817г – окончание Лицея

1820г – Жуковский подарил Пушкину свой портрет

Простые, составные, чётные, нечётные.

Л2,

П1

Р2

IV. ЭТАП

Стадия «Рефлексия»

(8-9мин)

Л. Творческая работа

Прочитайте выразительно понравившееся стихотворение. Назовите изобразительные средства

М. Практическая работа

Составление кроссворда (слова в рабочей папке)

Л.Запишите лексическое значение слов кроссворда

К1 ,Р2

Л1, К2

  П2

V.ЭТАП

Подведение

Итогов

(3 -4мин)

М. Повторили  понятия числа , цифры. Не любимая Пушкиным математика превратилась в магический путеводитель.

Л. Творчество Пушкина многогранно. Сегодняшний урок этому доказательство.

Делятся впечатлениями о прослушанных стихотворениях.

Л3

РАБОЧАЯ   ПАПКА  ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Информация напечатана на  отдельных карточках:1.Стихи

Храни меня, мой талисман


Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня мой талисман.

Сказка  о царе  Салтане

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.

Сказка о попе  и его

Работнике  Балде

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До́ светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет,

Ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.

К другу  стихотворцу

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают – и целый свет забудет.
Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды *
Сокрыт другой отец второй “Тилемахиды” **.
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Потомков поздных дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия! (Н.к.ш.п..)

2. Информационный материал

Число 4

У Пушкина был еще один талисман – кольцо с изумрудом квадратной формы, который долгое время хранился у В.И. Даля. По его воспоминаниям, кольцо оказывало необыкновенное воздействие. Когда Даль смотрел на перстень, по его телу пробегала искра с ног до головы.

Также незадолго до рокового поединка Пушкин подарил своему товарищу Данзасу кольцо с бирюзой и произнес: "Возьми и носи его. Это талисман от насильственной смерти". Случайно ли после того, как он отдал свой талисман другому человеку, поэт погиб от руки соперника? Да и  сохранить подарок Данзас не смог: перстень исчез!

Число 6

Число шесть было «черной» цифрой в жизни поэта. В ссылку, предсказанную гадалкой, поэт отправится 6 мая, провел шесть лет в изгнании, помолвка с Натальей Гончаровой произошла также 6 мая, женат он был также 6 лет. По свидетельству современников, во время венчания происходили зловещие предзнаменования. Например, с аналоя упали крест и Евангелие, когда Пушкин с невестой шел по кругу, а потом погасла свеча. Пушкин даже побледнел,  удрученный происходящим.

Московский ученый А.Глазунов выявил странные закономерности рокового сочетания цифр 666 (число антихриста) в жизни А.С.Пушкина.  Немецкую вещунью Пушкин посетил, когда ему было 18 (6+6+6). Пророчества были даны в 1818 (6+6+6+6+6+6). В предсмертном бреду он провел 36 часов.

Число 8

Больше всего Пушкин дорожил золотым кольцом витой формы с восьмиугольным сердоликом (камень, приносящий удачу в любви) и вырезанной надписью на древнееврейском. Пушкину перстень был подарен в Одессе  в 1823 году графиней Елизаветой Воронцовой.

По воспоминаниям друзей, Александр Сергеевич искренне верил в чудодейственную силу этого камня,  и даже связывал успехи на литературном поприще с надписью на нем. Умирая, Пушкин подарил перстень В. А. Жуковскому, который снял его с мертвой руки Пушкина. После кончины Жуковского кольцо перешло к Л. Н. Толстому, затем – к Тургеневу, затем оно было передано в Пушкинский музей, оттуда перстень был украден. Остались лишь его отпечатки на воске и сургуче.

3. Слова для кроссвордаC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ВСЯКОЕ последние письма\ПУШКИИН мистика\картины\IMG-20170219-WA0007.jpg

П

О

П

П

У

Ш

К

А

М

Е

Ш

О

К

Б

Е

Л

К

А

Г

В

И

Д

 О  

Н

С

А

Л

Т

А

Н

4. Даты жизни  А.С.Пушкина

6.о6.1799г,    19.10.1811г,    1814г,    8.01.1815г,     9.06. 1817г,    1820г

ВИКТОРИНА

  1.   « У вас,  Пушкин, в моём классе всё кончается… Садитесь на своё место и пишите стихи». – говорил  учитель  математики Карцев
  1.    В «Вестнике Европы» в 1814г было напечатано стихотворение  и подписано Н.к.ш.п.
  2.   Какие литераторы сыграли в карьере Пушкина большую роль? Один назвал его наследником, а другой- победителем.
  3.  Сколько и каких желаний старухе выполнила Золотая рыбка?
  4.  «Храни меня , мой талисман». О каком талисмане идёт речь?
  5.  Месяц, в котором родился поэт?
  6.  Сколько лет провёл в Лицее и ссылке?
  7.  «Час обеда приближался,

 Топот по двору раздался:

 Входят …богатырей. …румяных усачей».

  1.  «Храни меня, мой талисман». О  кольце  какой формы говорится?
  2.  В какой дате этих цифр сразу две?

Дополнительная информация

Список учебной и дополнительной литературы

1.Литература 6кл, 7кл, В.П.Полухина, В.Я.Коровина. Изд. «Высшая школа» 2016г., стр303

2.Математика 6кл, В,Я.Чесноков, Шварцбург,  Изд. «Просвещение» 2016г, стр540

3.Занимательная литература, О.Н. Харитонова Изд.  «Айрис Пресс Рольф» 2012г стр213

4Литературные викторины Л.Л.Бельская Изд «Просвещение» 2013г стр298

5.Занимательная математика Перельман Изд «Прсвещение» 1980г стр108

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

http://ilibrary.ru/text/453/p.1/index.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://fb.ru/article/269983/integrirovannyiy-urok

Дополнительная необходимая информация

Фотографии своих работ  любезно предоставил  самарский художник Мишагин Андрей Викторвич, член союза художников России. Данные работы участвовали в международном конкурсе «Пушкин-21век» и выставлялись в Художественном Музее им А.С.Пушкина г.Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Лингвистический поединок Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по английскому и русскому языкам для учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.

Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы...

Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов

"Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного  курса для учащихся 8-9  классов...

Внеклассное интегрированное мероприятие для учащихся 5-9 классов

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели или во внеклассной деятельности по предметам химии, биологии, географии и истории для учащихся коррекционной школы VII вида....

Интегрированное внеклассное мероприятие по географии и математике для учащихся 5-6 классов. Интеллектуальная игра « Хочу все знать»

Цель: Интегрировать знания по предметам естественнонаучного циклаЗадачи: 1. Формировать умение работать в группах, развивать личностные, предметные, метапредметные компетенции  способностей учащи...

Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация

Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....