Творчество Н.А.Некрасова
план-конспект урока по литературе

Николаева Виктория Михайловна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема урока:  Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Некрасов – поэт – гражданин.

Тип урока: слово учителя с элементами беседы

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова;
  2. Продолжить развитие темы поэта и поэзии (на примере лирики Н.А. Некрасова);
  3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к родине, народу

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова; выставка книг

Ход урока:

   Сегодня мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, потому что с именем этого человека вы знакомы с 5 класса. Вспомните, какие произведения Н.А. Некрасова вы изучали?

5 класс – «Крестьянские дети», «На Волге»;

6 класс – «Мороз, Красный нос»;

7 класс – «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»

   О чём эти произведения?  Какова основная тема творчества Н.А. Некрасова?  

В этих произведениях нашла отражение тема народа и Родины. Н.А. Некрасов с болью в сердце говорит, что народ угнетён и забит. Эти произведения необычайно живо воссоздают нравственный облик демократа-шестидесятника. Стихотворение «Крестьянские дети» написано в 1861 году, когда уже было ясно, что такое «освобождение» народа. В этом стихотворении – одном из самых светлых в некрасовской лирике  - отчётливо проступает важнейшая черта поэта: герой-рассказчик не сторонний наблюдатель, а человек, осознающий своё кровное единство с народом, его взгляд – взгляд отца, который, сдерживая умиление, с доброй усмешкой смотрит на детей, который думает о них с любовью, тревогой и надеждой.

   Это чувство отцовства характерно и для стихотворения «Железная дорога», которое вы изучали в 7 классе. Стихотворение написано в 1864 году, в пору, когда самодержавие отбило натиск революционно-демократического движения. Стихотворение полно стремления пробудить во всех русских людях чувство ответственности за судьбу трудового народа-кормильца, строителя, защитника русской земли. Поэт хочет внушить молодому поколению не просто сочувствие, а твёрдую веру в безграничные возможности народа, в неотвратимость революционного переустройства его судьбы. И замечательно, что стихотворение кончается не словами о «широкой и ясной дороге», а картиной горько-ироничной, вырастающей до масштабов символа: оскорблённые, обманутые строители дороги за чарку водки с восторгом впрягаются в коляску кровопийцы-подрядчика.

   Таким образом, возвращение к знакомому поможет по-новому увидеть своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

   Тема сегодняшнего урока: «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (1821-1878)»

                                     Иди в огонь за честь отчизны,

                                     За убежденье, за любовь…

   О чём эти стихи Некрасова? Можно ли сказать, что так жил поэт? Когда Некрасов впервые столкнулся с угнетением народа, увидел его бедствия?

                (Ещё в детстве. Сообщение о детских годах поэта)        

   Н.А. Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии, а детство и отрочество провёл в селе Грешневе Ярославской губернии, в имении своего отца. Отец его был ярый крепостник, вёл праздную и бесплодную жизнь. Мучительной была жизнь крепостных в усадьбе отца Некрасова, нелёгкой была и судьба домашних. Картины помещичьего произвола и деспотизма навсегда врезались в душу поэта. Воспоминания своего детства он запечатлел в стихотворении «Родина» (1846). (Чтение стихотворения). О чём говорится в этом стихотворении?

   «Родина» у Лермонтова, «Родина» у Некрасова – сатирические произведения, поэтому цензура не пропустила это стихотворение под этим названием. Некрасов вынужден был заменить его на более невинное «Старые хоромы».

   Особенно тяжёлой была жизнь матери поэта. Образованная, чуткая женщина, она все силы своей богатой натуры отдавала детям. К матери Некрасов всегда относился с благоговением, её образ вдохновлял поэта на создание целого ряда проникновенных стихотворений. «Моя бедная мать», «страдалица», «затворница», «родная» - так называл её Н.А. Некрасов. Лучшими минутами детства обязан был Некрасов своей матери. «Когда кругом насилье ликовало, и стая псов на псарне завывала, и вьюга в окна била и мела», мать поэта рассказывала ему сказки, простыми словами говорила о великих поэтах: Шекспире, Данте, передавала содержание их бессмертных творений. Её участливое и заботливое отношение к крепостным смягчали тяжёлые впечатления мальчика от окружавшей его жизни.

   Родительский дом стоял близ знаменитой «Владимирки» - дороги, по которой «гнали» в Сибирь ссыльных. А неподалёку протекала Волга, и по ней бурлаки тянули баржи. Вместе с толпой крепостных-сверстников мальчишек целыми днями пропадал на реке, купался, катался в рыбачьих челноках, бродил с ружьём по островам. Волга была его «колыбелью». На всю жизнь запечатлелись в душе Некрасова картины нечеловеческого труда бурлаков, их стоны и хватающие за душу песни. Впоследствии любящую реку он называл «рекою рабства и тоски».

   В 1832 году Некрасова отдали в гимназию, где он очень много читал. Особенно захватила ода А.С. Пушкина «Вольность». Некрасов впоследствии писал:

                                   Хотите знать, что я читал?

                                   Есть ода

                                    У Пушкина, названье ей – «Свобода…»        

   Как сложилась дальнейшая судьба Н.А. Некрасова?

   В 1838 году отец отправляет его в Петербург для поступления в военное учебное заведение. Но военная карьера не привлекала будущего поэта. Он подал документы в университет, за что непокорный сын был лишен материальной поддержки. Он оказался один в огромном городе, без денег, без жилья и друзей. Нужно было обладать огромной силой воли, упорством, железным характером, чтобы не пасть духом. С собой он привёз из Ярославля тетрадь юношеских стихов, на которую возлагал большие надежды.

   В 1840 году вышел сборник его стихов «Мечты и звуки». В 1841 году Некрасов познакомился с В.Г. Белинским и скоро сблизился с ним. «Моя встреча с Белинским была для меня спасением», - говорил Н.А. Некрасов. Белинский направлял его поэтическое дарование. Спустя много лет после смерти Белинского Некрасов помянул своего безвременно погибшего учителя и друга проникновенными  строками:

                       Белинский был особенно любим…

                       Молясь твоей многострадальной тени,

                        Учитель, перед именем твоим

                        Позволь смиренно преклонить колени!

   Стихотворение Некрасова «В дороге» (1846) потрясло Белинского. Когда поэт прочитал его великому критику, тот обнял и сказал чуть не со слезами на глазах: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?»

   Белинский и Некрасов становятся друзьями и соратниками.

В 1846 году Н.А. Некрасов – редактор журнала «Современник». Смерть Белинского была для Некрасова тягчайшим ударом.

   В своих стихах Некрасов борется против эстетики «чистого искусства». Что вы знаете о теории «чистого искусства»? Сравним эстетику Некрасова и представителей «чистого искусства"

        Некрасов

                     Фет

1848 г. «Вчерашний день часу в шестом».  Муза – крепостная девушка, которую жестоко истязают

1847 г. «Свеж и душист твой роскошный венок» - изображает счастливую деву, вдохновляющую поэта.

1852 г. «Муза» - печальная спутница печальных бедняков, рождённая для труда, страданья и оков, «муза мести и печали».

1854 г. «Муза» - грустная муза, но её грусть иная, причина – женская прихоть, увядание природы.

1856 г. «Поэт и гражданин» - манифест гражданской поэзии

1856 г. «Псевдопоэту» - Фет противопоставляет псевдопоэта, «любимца муз»

   Чтение и анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин». О чём это стихотворение?  (О долге поэта, о роли его в обществе) Обращался ли кто-нибудь из поэтов к теме поэта и поэзии? (А.С. Пушкин «Пророк», «Памятник»; М.Ю. Лермонтов «Поэт»; К. Рылеев «Гражданин»)

   Таким образом, в стихотворении Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» противопоставлены две позиции: страстная гражданственность и угрюмая разочарованность. Речь гражданина выражает интересы, настроения, стремления всей передовой русской общественности.

   В 1862 году Некрасову удалось спасти «Современник» (печатается «Что делать?»)

   В 1866 году после неудачного покушения Каракозова на Александра-второго «Современник» собирались закрыть. Чтобы спасти журнал, поэт решается на отчаянный и мучительный для него шаг. Он принимает участие в чествовании предводителя польского восстания графа М.Н. Муравьёва (Муравьёва-вешателя).  Но это не помогло: журнал вскоре был закрыт.  Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны.

   С января 1868 года поэт приступает к изданию нового журнала «Отечественные записки», который продолжил традиции «Современника».

   8 января 1878 года Некрасова не стало.

   В чём гражданственность поэзии Некрасова? Сравните его два стихотворения: «Вчерашний день…» (1848г.) и «О муза! Я у двери гроба!» (1877г.)  Какая эта муза? Одна и та же или разные музы?  (Одна и та же, «кнутом  иссеченная муза»).  О чём это говорит?

   Н.А.Некрасов в своём творчестве остался верен одной теме, теме народа, Родины, его всю жизнь волновала забота об улучшении жизни народа.

   Итог урока.

   Д/з:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема урока: Григорий Добросклонов – народный заступник.

Тип урока: беседа

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с народным заступником – Гришей Добросклоновым
  2. Развивать логическое мышление, речь учащихся
  3. Воспитывать чувство патриотизма

 Ход урока:

                                                                                                         Иди к униженным,

                                                                                                         Иди к обиженным –

                                                                                                         Там нужен ты…

                                                                                                                               Н.А. Некрасов

Заканчивая изучение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…», мы будем говорить о «народном заступнике», о будущем вожде крестьянства – о Грише Добросклонове.

Опрос:

  1. Какова проблема поэмы?
  2. С кем встречаются странники?
  3. Какие два типа можно выделить в крестьянской среде?
  4. С какой целью введены в поэму образы помещиков?

В поэме Некрасов показал угнетателей народа, которые сделали крестьян несчастными.

                                           В груди у них нет душеньки,

                                           В глазах у них нет совести,

                                           На шее – нет креста!

Н.А. Некрасов в поэме говорит о великом будущем народа, о его возможностях.

                                            Ещё народу русскому

                                            Пределы не поставлены;

                                            Пред ним широкий путь…

В народной среде появляются люди, которые поднимаются на борьбу за его счастье. Один из таких людей Гриша Добросклонов.

  1. Кто такой Гриша Добросклонов?
  2. Какова его история?
  3. Были ли у Гриши  реальные прототипы? (Добролюбов, Белинский, Чернышевский, Некрасов)

Образ Гриши, его дело наиболее ярко проявляются в песне «Солёная». О чём эта песня? Гриша решает:

                                            …Григорий твёрдо знал уже,

                                            Что будет жить для счастия,

                                             Убогого и тёмного

                                             Родного уголка…

Песня «Средь мира дольного…» - выразительное чтение: первая дорога – это та, на которой нет стремлений. Вторая дорога ещё только прокладывается, ведёт вперёд, к добру и новому. Она сулит вступающим на неё подлинно полезную деятельность.

Какой путь выбирает Гриша Добросклонов?

К чему призывает Н.А. Некрасов в песнях «Бурлак», «В минуту унынья, о родина-мать…», «Русь»?

Образ родины в этих песнях является стержневым. Гриша обрёл истинное счастье, и счастливой должна стать сторона, народ которой благославляет на бой «такого посланца». Песни Гриши радостные, полные надежды. Их поют крестьяне, так как Гришины песни близки им по духу. Гриша, как автор поэмы, свято верит в силу народную, в золотое сердце народа. Революционный оптимизм звучит в песне «Русь».

Итог урока: какой ответ на вопрос поэмы даёт образ Гриши Добросклонова?

На основной вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо…» Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника». Вот почему поэт говорит:

                                        Быть бы нашим странникам под родною крышею,

                                        Если б знать могли они, что творилось с Гришею…

Труден и прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные, любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, кто отдаёт себя на благо и счастье народа.

Д/з: домашнее сочинение (темы  по выбору учащихся)

  1. «Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути…»;
  2. «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином…»;
  3. Тема народного счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…»;
  4. «Я лиру посвятил народу своему…» (по творчеству Некрасова);
  5. «Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой…» (о назначении поэта и поэзии).

                                                                                         



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема урока: Замысел, проблематика, композиция, сюжет поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…»

Тип урока: лекция с элементами беседы

Цели урока:

  1. Рассказать о замысле, проблематике, композиции, сюжете поэмы «Кому на Руси жить хорошо…»;
  2. Развивать понятие народности в творчестве Некрасова и интерес к поэме;
  3. Воспитывать любовь к Родине.

Ход урока:

Опрос: раскрыть тему поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения «Памяти Добролюбова».

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…», которая является вершиной творчества писателя. Эта поэма – «энциклопедия русской жизни», также как и роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Почему поэма является «энциклопедией русской жизни»? На этот вопрос мы будем отвечать в течение всего изучения поэмы. В поэме «Кому на Руси жить хорошо…» Н.А. Некрасов затрагивает проблему счастья, и неслучайно он называет её «Кому на Руси жить хорошо…»

Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда (1863-1877), вложив в неё все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт,  «по словечку» в течение 20 лет.

Каков же замысел и сюжет поэмы?

Сюжет – последовательность и связь описания событий в произведении литературы. Сюжет поэмы – хроникальный: странствия героя. В каких произведениях вы встречали сюжет странствия героя?  («Дон Кихот» Сервантеса, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «Илиада»).

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды, о поисках доли человеческой. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошённой волости, Избыткова села…». Поэма открывается  обычным сказочным зачином:

                        В каком году – рассчитывай,

                        В какой земле – угадывай…

Столбовая дороженька, на которой «сошлись семь мужиков»,  - именно то место, где начинается действие многих народных сказок о правде и кривде. И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человечьим языком, мирятся и отправляются искать счастливого.  Эти поиски им облегчает та же чудесная птичка: благодарная мужикам за то, что они спасли её птенчика. Она даёт им скатерть-самобранку. Описание того, что видели правдоискатели во время странствования по Руси, рассказы о себе воображаемых «счастливых», к которым обращаются крестьяне, и составляют сюжет поэмы.

Замысел поэмы несколько раз изменялся Некрасовым  за время работы над ней. Поэт начал её после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощённой» России все несчастливы. «Счастливым» себя должен был назвать только пьяный бедняк, пропившийся догола. С горькой иронией Некрасов тем самым как бы говорил, что,  только одурманив себя водкой, могут несчастные найти себе минутное забвение.

Дописывал Н.А. Некрасов поэму в 70-е годы. Какое  это было время? Это были годы подъёма революционного движения в стране, когда сотни и тысячи юношей и девушек шли в «народ» для революционной работы и в служении народу находили высшее счастье.

Некрасов в своей поэме также изобразил такого счастливца. Кто он такой вы узнаете, когда прочтёте всю поэму.

Какова же композиция поэмы?

Композиция – конкретное построение, внутренняя структура произведения. Откройте поэму и назовите части. До сих пор ведутся споры о композиции. Большинство литературоведов пришли к выводу, что вслед за первой частью должны следовать главы  «Крестьянка»,  «Последыш» и в заключении «Пир – на весь мир».  Как вы думаете, почему?

В первой части и в «Крестьянке» изображён главным образом старый, отживающий мир. В «Последыше» мы видим гибель этого мира. А в «Пире…» особенно ощутимы признаки новой жизни.

Несмотря на то, что поэма не закончена, она представляет  собой великое произведение. Поэма широко охватывает события народной жизни, и некоторые видят в этом народность поэмы. Так ли это?

Мы называем литературу народной, когда она выражает идеалы и стремления лучших сыновей и дочерей народа, изучает и изображает жизнь на основе передовых идей эпохи, всегда служащих народным интересам, наследует и развивает художественные традиции, созданные народом.

Комментированное чтение «Пролога».

Итог урока:

Д/з:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема урока: Идеал революционера-борца в лирике Н.А. Некрасова.

Тип урока: беседа

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с образом революционера-борца в лирике Некрасова;
  2. Развивать представления учащихся о революционерах-демократах  50-60 годов;
  3. Воспитывать на примере жизни революционеров-демократов любовь к Родине, труду, мужеству.

Ход урока:

Опрос: рассказать об особенностях стиля писателя и новаторском характере лирики Н.А. Некрасова.

 Мы продолжаем изучение творчества Н.А. Некрасова. Важное место в творчестве поэта заняли произведения, посвящённые вождям революционной крестьянской демократии: Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову. «Штурманами будущей бури»,- назвал их А.И. Герцен. Почему он их так назвал?  Некрасов и его соратники и единомышленники Добролюбов, Чернышевский, Белинский тосковали о революционной буре, которая бы разрушила мир насилия и бесправия:

                    Душно! Без счастья и воли.

                    Ночь бесконечно длинна.

                     Буря бы грянула, что ли?

                     Чаша с краями  полна!

                     Грань над пучиною моря,

                     В поле, в лесу засвещи,

                     Чашу вселенского горя

                      Всю расплещи!..

                      Наивная и страстная душа,

                      В ком помыслы прекрасные кипели,

                       Упорствуя, волнуясь и спеша,

                       Ты честно шёл к одной высокой цели…

                                                                       Н.А. Некрасов

О ком это стихотворение? О настоящем гражданине, который честно служил Родине. Этим гражданином является В.Г. Белинский, о котором Некрасов писал на протяжении всей своей творческой жизни. И это неслучайно: Белинский был учителем не для одного Некрасова, а для нескольких поколений лучших людей России.

Какие вы знаете стихотворения Некрасова, посвящённые Белинскому?

«Памяти Белинского» (1853 г.), лирическая комедия «Медвежья охота» (1862 г.), поэма «Белинский» (1855 г.)

   Остановимся на одном из них – поэме «В.Г. Белинский».

  1. Время создания: поэма «Белинский» была создана во 2-ой половине 1855 года;
  2. Тема, идея произведения: поэма проникнута революционной тематикой, поэтому она не могла появиться в печати в ту пору и была опубликована спустя 4 года в журнале Герцена «Полярная звезда».
  3. Образы: название поэмы говорит, что главный образ – это человек огромного ума и мужества, один из «новых людей», вождь революционеров-разночинцев – В.Г. Белинский.
  4. Среди художественных особенностей стихотворения в первую очередь выделяем многочисленные эпитеты:

                           Не знаю я. Но в нём кипел

                           Родник богатых сил природных –

                           Источник мыслей благородных

                           И честных, бескорыстных дел!..

                           Замучен жизнью трудовой

                           И постоянной нищетой,

                           Он умер… Помянуть печатно

                            Его не смели…

   Распространённой формой поэтической речи является сравнение:

                            Поэт в подвале умирал

                            И перед смертью им сказал:

                            «Как я, назад тому семь лет

                            Другой бедняк покинул свет,

                            Таким же сокрушен недугом».

                            Настала грустная пора,

                             И честный сеятель добра

                             Как враг отчизны был отмечен;

                             За ним следили, и тюрьму

                             Враги пророчили ему…

Ещё одной художественной особенностью поэмы являются метафоры, которых в произведении множество:

                                       Не сыщешь… Не велико горе!

                                       Живой печётся о живом,

                                       А мёртвый спи глубоким сном.

                                       Но тут услужливо могила

                                       Ему объятья растворила:

                                       Замучен жизнью трудовой

                                       И постоянной нищетой,

                                       Он умер…

                                      Над ним уж тучи собирались,

                                      Враги шумели, ополчались.

                                      Но дикий вопль клеветника

                                      Не помешал ему пока…

                                      В нём силы пуще разгорались.

Таким образом, можно сделать вывод, что в поэме Белинский предстаёт перед нами как человек страстный, самоотверженный, полный благородства и душевной чистоты. Ещё Некрасов в своём учителе ценил верность истине, готовность бороться за неё и свободу, святое недовольство собой.

В стихотворении «Медвежья охота» Некрасов писал:

                                      Белинский был особенно любим…

                                      Молясь твоей многострадальной тени,

                                      Учитель! Перед именем твоим

                                      Позволь смиренно преклонить колени!

                                      В те дни, как всё коснело на Руси,

                                      Дремля и раболепствуя позорно,

                                      Твой ум кипел – и новые стези

                                      Прокладывал, работая упорно.

                                      Ты нас гуманно мыслить научил,

                                      Едва ль не первый вспомнил о народе,

                                      Едва ль не первый ты заговорил

                                      О равенстве, о братстве, о свободе…

Именно этими словами Некрасов говорит о том, что Белинский учил его революционной борьбе. Именно эти слова были лозунгами великой французской буржуазной революции.

В 60-е годы  дружба и сотрудничество связывали Некрасова с двумя другими критиками-революционерами – Чернышевским и Добролюбовым. Некрасов посвящает Чернышевскому стихотворение «Пророк» (1874 г.), а Добролюбову – стихотворения «Памяти Добролюбова» (1864 г.) и «Рыцарь на час» (1862 г.)

Проанализируем стихотворение «Пророк» или иначе называется «Н.Г. Чернышевский».

  1. Время создания: стихотворение написано в августе 1874 года.

Вспомните, где в это время находился Чернышевский? (Чернышевский томился в Вилюйской тюрьме)

  1. Тема, идея стихотворения: проникнуто революционной идеей, так как Чернышевский по своим идейным убеждениям был революционером.
  2. Основные образы: название стихотворения говорит о том, что главным образом произведения является человек – вождь, мыслитель, каким является Чернышевский. Пророк – это Чернышевский, именно он впервые в истории литературы в романе «Что делать?» описал будущее светлое и прекрасное, под которым подразумевал социалистическое общество.
  3. Среди художественных особенностей этого произведения хочется сначала выделить эпитеты, придающие выражению образную эмоциональность:

                              Но любит он возвышенней и шире,

                              В его душе нет помыслов мирских.

                              Его послал бог Гнева и Печали

                              Рабом земли напомнить о Христе…

Есть в стихотворении многочисленные метафоры:

                                         Не хуже нас он видит невозможность

                                         Служить добру, не жертвуя собой.

                                         Так мыслил он – и смерть ему любезна.

Таким образом, можно сделать вывод, что Некрасов обращается к читателю: «Не говори: забыл он осторожность!» Поэт прославляет в стихотворении пророка Чернышевского, который «служа добру», сознательно приносит себя в жертву во имя светлого будущего.

В 1864 году Некрасов пишет стихотворение, посвящённое другому безвременно погибшему другу – «Памяти Добролюбова». (выразительное чтение)

Анализ стихотворения:

  1. Время создания: 1864 год
  2. Тема, идея стихотворения: в стихотворении показан тип борца, революционера-разночинца
  3. Образ: Некрасов в этом стихотворении старался выразить идеал общественного деятеля. Поэт изображает Добролюбова как человека, беспредельно любящего свою родину, способного отдать во имя её жизнь.
  4. Средства художественной выразительности: в этом стихотворении очень яркие эпитеты:

                             И светлый рай, и перлы для венца

                             Готовил ты любовнице суровой.

                             Но слишком рано твой ударил час

                             И вещее перо из рук упало…

Для стихотворения характерны яркие сравнения:

                                         Сознательно мирские наслажденья

                                         Ты отвергал, ты чистоту хранил,

                                         Ты жажде сердца не дал утоленья;

                                         Как женщину, ты родину любил.

                                         Но слишком рано твой ударил час

                                         И вещее перо из рук упало.

                                         Какой светильник разума угас!

                                         Какое сердце биться перестало!

Метафоры:                   Учил ты жить для славы, для свободы,

                                        Но более учил ты умирать…

                                        Плачь, русская земля! Но и гордись –

                                        С тех пор, как ты стоишь под небесами…

                                        Природа-мать! Когда б таких людей

                                        Ты иногда не посылала миру,

                                         Заглохла б нива жизни…

Стихотворение «Памяти Добролюбова» звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие.

Итог урока:

 Каким же предстаёт в лирике Н.А.Некрасова  идеал революционера-борца?  Это бесстрашный человек, который отдаёт жизнь за счастье народа, Родины, на которого должны равняться поколения.

Д/з:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема урока: Народ – главный герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…»

Тип урока: сообщения учащихся, беседа.

Цели урока:

  1. Показать учащимся, что народ является главным героем поэмы;
  2. Развивать представления учащихся об общественном фоне эпохи;
  3. Воспитывать любовь к народу – труженику, вызвать сочувствие к народу.

Ход урока:

Опрос: Когда Некрасов начал писать свою поэму? Какие народные типы показаны в поэме? Кто является героем 2-4 глав первой части поэмы? Как характеризуется народ в массовых сценах? Кто выделяется из массы?

Сообщение о семи правдоискателях.

Кто ещё выделяется из крестьянской массы?

Сообщение:  Яким Нагой

  1. Кто такой Яким Нагой (портрет, его судьба);
  2. Яким о тройном гнёте и эксплуатации крестьян;
  3. Смысл спора Якима с Павлом Веретенниковым;
  4. Что говорит Яким о «крестьянской душе»?

О чём говорится в главе «Счастливые»? С какой целью Некрасов противопоставляет в главе «Счастливые» лакея князя Переметьева и Ермилу Гирина?

Сообщения о Ермиле Гирине:

  1. Кто такой Ермила Гирин, его судьба;
  2. Единство Ермилы с крестьянским миром;
  3. Покупка мельницы;
  4. Ермил на стороне крестьян во время бунта вотчины;
  5. Почему же Ермил – счастливый?

Каким было положение женщины в то время? Как Некрасов показывает женскую судьбу в своих произведениях?

Сообщение о Матрёне Тимофеевне:

  1. Кто такая Матрёна Тимофеевна;
  2. Её судьба, жизнь до замужества, замужество;
  3. Почему она считает себя счастливой? Счастлива ли она?

С какой целью вводит Некрасов в поэму образ дедушки Савелия?

Сообщение о Савелии:

  1. Кто такой Савелий, его портрет;
  2. Почему восстают крестьяне;
  3. Что говорит Савелий о народе-богатыре;
  4. Можно ли сказать, что Некрасов считает Савелия счастливым?

Как показывает Некрасов в поэме народ?  Какие два типа можно выделить в народной среде?

Итог урока:

 народ в поэме Некрасова – создатель и материальных, и духовных ценностей. Некрасов образами народа показывает, что недолго он ещё будет терпеть.

Д/з: сообщение о крестьянах-холопах; прочитать главу «Странники и богомольцы».



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема урока: Некрасов о назначении поэта и поэзии

Тип урока: беседа, сообщения учащихся

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством Некрасова;
  2. Развитие речи учащихся, логического мышления, развитие умения сопоставлять, анализировать стихотворные произведения;
  3. Воспитывать оптимизм, чувство долга, ответственности.

Ход урока:

Опрос: рассказать, каким же представлен в лирике Некрасова идеал революционера-борца?

                                  И долго буду тем любезен я народу,

                                  Что чувства добрые я лирой пробуждал,

                                  Что в мой жестокий век восславил я свободу

                                   И милость к падшим призывал.

                                                                                             А.С. Пушкин

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? О чём говорит Пушкин в этом стихотворении?  Пушкин мечтает о свободе своего народа, о его духовных силах, о его настоящем и будущем.

Некрасов, идя вслед за Пушкиным, раздвигает границы этой темы. Лирика Некрасова – это размышления поэта-гражданина о самых острых вопросах современности, о современной молодёжи, о своей судьбе, о судьбе народной.

В обстановке острой и тяжёлой ломки крепостнических порядков и утверждения новых, буржуазных отношений Некрасов напряжённо размышляет о судьбе народа, о его духовных силах, о его настоящем и будущем. У Н.А. Некрасова есть целый ряд стихотворений, в которых он говорит о назначении поэта и поэзии:

«Блажен незлобивый поэт» (1852 г.);

«Вчерашний день часу в шестом…» (1848 г.);

«Муза» (1852 г.);

«Элегия» (1874 г.)

На уроке нам предстоит выяснить, что нового внёс Некрасов в разработку темы поэта и поэзии. С каким своим взглядом на поэзию он пришёл в литературу второй половины 19 века?

Анализ стихотворения «Блажен незлобивый поэт». Источником создания этого стихотворения послужило лирическое отступление о двух типах писателей в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Вспомните, о каких двух типах писателей говорит Гоголь? (о романтике и реалисте).

Некрасов в своё стихотворение вводит два типа писателей: «незлобивый поэт» и «обличитель толпы».

  1. Время создания: 1852 год;
  2. Тема: обличение пороков общества;
  3. Образы: в стихотворении представлены образы двух типов писателей «незлобивого поэта» и «обличителя толпы», которые противопоставляются друг другу по направлению творчества, по художественным принципам, по внутренним свойствам души.
  4. Средства художественной выразительности:

Итак, один поэт блажен, так как счастлив, другому нет пощады у судьбы; один прочно властвует толпой, другого клянут со всех сторон. И если незлобивому поэту при жизни памятник готовят, то «обличителю толпы» уготован тернистый путь. И вот этим «тернистым путём» шли все передовые люди своего времени.

Духовный облик лучших людей России 70-х годов 19 века отразился в стихотворении «Элегия», которое Некрасов назвал «самым задушевным и любимым» из последних своих стихов. Именно в этом стихотворении поэт выступил как страстный защитник и выразитель народных интересов. Некрасов начал писать не только о народе, но и для народа. Всё это даёт основание сказать Некрасову: «Я лиру посвятил народу своему…». Так сказал поэт в стихотворении «Элегия».  Что такое элегия?

Элегия – это один из жанров лирики, где обычно передаются размышления о жизни, о людях, часто окрашенные печалью, горечью.

Элегия Некрасова связана с поэзией Пушкина. Некрасов, бесспорно, хотел, чтобы читатель это заметил. Поэт включил в текст своей «Элегии» почти точную цитату из пушкинской «Деревни»:

                         …Увы, пока народы

                         Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

                         Как тощие стада по скошенным лугам,

                         Оплакивать их рок, служить им будет муза

                          И  в мире нет прочней, прекраснее союза…

У А.С. Пушкина читаем:

                         Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

                          Здесь рабство тощее влачится по браздам

                          Неумолимого владельца…

Анализ стихотворения «Элегия»:

  1. Время создания: 1874 год;
  2. Тема: судьба истинного поэта должна быть связана с судьбой народа;
  3. Образы: с первых строк появляется образ Некрасова, который размышляет о самых острых вопросах современности, о современной молодёжи, о своей судьбе, о судьбе народной.
  4. Средства художественной выразительности:

А.С. Пушкин в стихотворении мечтает:

                        Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый

                        И рабство, падшее по манию царя,

                        И над отечеством свободы просвещённой

                        Взойдёт ли наконец прекрасная заря…

Некрасову довелось собственными глазами увидеть царскую милость, как самодержавие расправилось с дворянами, которые стремились к освобождению крестьян.

Каков главный вопрос некрасовской элегии? В чём он заключается?

                         Народ освобождён,

                         Но счастлив ли народ?..

Поэт обращается к юным гражданам своей страны и зовёт их идти вперёд, свято веря в неизбежность победы светлого будущего народа.

Итог урока: Что же нового внёс Некрасов в разработку темы поэта и поэзии?

  • В лирике Некрасова крепнут мотивы свободы и демократии;
  • Некрасов напряжённо размышлял о судьбе народа, его настоящем и будущем;
  • Некрасов обращается к юношеству, будит в них активное отношение к жизни, чувство ответственности за судьбу народа.

 Д/з:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема урока: Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо…»

Тип урока: беседа

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство учащихся с народом в поэме Некрасова;
  2. Развивать представление о счастье;
  3. Воспитывать любовь и уважение к русскому народу.

Ход урока:

                                                                                  Ещё народу русскому

                                                                                  Пределы не поставлены…

                                                                                  Пред ним широкий путь…

Как вы понимаете эти строки? В чём заключается основная проблема поэмы? Назовите крестьян, являющихся действующими лицами в поэме «Кому на Руси жить хорошо…». На какие группы можно разделить крестьян поэмы  Некрасова?

Н.А. Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни: суеверие, невежество, пьянство. Они порождены «крепью» и исчезнут, когда пропадут последние остатки крепостного права. Не все крестьяне являются протестантами и бунтарями, есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением.

                               (Сообщение о крестьянах-холопах)

Ипат – один из тех «фанатиков рабства», о котором  Герцен писал: «Раб, у которого слюнки текут, когда он самовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

                                     Люди холопского звания –

                                     Сущие псы иногда –

                                      Чем тяжелей наказания,

                                       Тем им милей господа…

Такую характеристику даёт Н.А. Некрасов крестьянам-холопам.

Ещё более резко и беспощадно обличает Некрасов крестьян-предателей, изменивших народу, как Егорка Шутов, доносчик, «шпион из своих», и староста Глеб, который прельстился посулами помещика и согласился уничтожить документ об освобождении на волю восьми тысяч крестьян. (гл. «И старое и новое»)

Без всяких прикрас писатель показывает невежество, грубость, суеверие, отсталость русской дореволюционной деревни. Но решающими в жизни крестьянства, в его судьбе Некрасов считал не эти теневые черты, а неистощимые запасы могучих нерастраченных народных сил.

Русский народ представлен в поэме как богатырь, ещё не развернувший всех своих сил и возможностей, народ, у которого всё впереди:

                                                 Ещё народу русскому

                                                 Пределы не поставлены:

                                                 Пред ним широкий путь… - так Н.А. Некрасов пишет в главе «Странники и богомольцы».

  1. Кто такой Иона Ляпушкин?
  2. Какова идея рассказанной им легенды?
  3. В чём смысл главы «Странники и богомольцы»? Какова общая оценка Некрасовым народа?
  4. Чем отличается изображение народа у Некрасова от изображения у Тургенева? (Тургенев больше поэтизировал жизнь крестьян, а Некрасов – показал правдивую, горькую жизнь крестьян).

Чтение песни Гриши Добросклонова «В минуту уныния, о родина-мать» (из гл. «Пир во весь мир»)

О чём эта песня Гриши? Счастлив ли русский народ?

Итог урока:

В чём же проблема народного счастья? Счастлив ли русский народ? (Нет, русский народ  должен получить свободу не на словах, а на деле, получил все гражданские права и свободы).

С какой целью изображает «странников» и «богомольцев»?

Н.А. Некрасов заметил «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и глядит  вперёд с надеждой и верой. В развитии этих сил поэт видел верный залог великой будущности России и выразил веру в то, что русский народ, только ещё поднимающийся к борьбе, окажется несокрушимым в своём могуществе:

                                    Рать подымается –

                                    Неисчислимая!

                                    Сила в ней скажется

                                    Несокрушимая!

Д/з:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 10 класс

Тема урока: Становление Н.А. Некрасова как поэта и общественного деятеля.

Тип урока: беседа

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова;
  2. Воспитывать чувства патриотизма, любви к родине, народу;
  3. Развивать логическое мышление учащихся, сопоставляя и анализируя стихотворные произведения.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова

Ход урока:

Опрос: 1) назвать даты и основные события жизни Н.А. Некрасова;

              2) сравнить эстетические взгляды Некрасова и представителя теории «чистого искусства» Афанасия Фета;

               3) почему  стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» является манифестом гражданской  поэзии?

                             Всему начало здесь,

                             В краю моём родимом…

                                                       (Н.А. Некрасов)

Как вы понимаете эти строки Некрасова? О каком начале «в краю моём родимом» говорит поэт?

   В детские годы Некрасов увидел все тяготы жизни народа, картины помещичьего произвола и деспотизма навсегда врезались в душу поэта и отразились на его творчестве. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе тлетворные следы. Они рождали ненависть, сопротивление освободиться от проклятия. Об этом он вспоминает в стихотворении «Родина» (подтвердите это строчками из стихотворения).

   Чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» (1862 г.)

О чём эти стихи?

Тема крепостной крестьянки волновала поэта всю жизнь. Это стихотворение написано в 1862 году, а в 1845 году написано стихотворение «В дороге». В.Г. Белинский, прочитав это стихотворение, сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?»

Как вы думаете, почему Белинский так высоко оценил это стихотворение? Что же поразило Белинского в нём? Какова основная тема творчества Некрасова? (Тема народа, крестьянства)

   Тема крестьянства является новаторской в его творчестве. Что это значит?

Новаторство – это обогащение искусства новыми идеями, новыми средствами художественного отражения жизни. Это обновление связано с тем, что каждая эпоха выдвигает перед искусством новые задачи.

   Некрасов проторил русской поэзии широкую дорогу в огромный, сложный поэтический мир крестьянства. Передовая поэзия уже заявила устами Рылеева, Пушкина, Лермонтова о своём сочувствии народу, о неразрывной связи и любви к Родине, с любовью к деревне. В стихотворениях Кольцова уже зазвучали любовь к труду и воле, душевная широта и удаль, свойственные русскому крестьянину. Но лишь благодаря Некрасову, в русскую поэзию пришло крестьянство с великим разнообразием человеческих характеров, переживаний, судеб, с его живой и разноголосой речью.

Работа с учебником: о значении творчества Н.А Некрасова.

Итог урока:

Д/з:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....

Итоговый интегрированный урок по творчеству Н.А. Некрасова

Урок, объеденивший в себе работу по двум предметам: чтению и русскому языку в 8 классе школы VIII вида...

Презентация. Жизнь, творчество Н. А. Некрасова

В  презентации  представлена биография. Тема крестьянской жизни - основополагающая тема творчества поэта....

Урок - портрет по творчеству Н.А. Некрасова.

Данный урок раработан для 10 класса. Жизньи творчество Н.А  Некрасова  представлена  через портреты художников И.К. Крамского и Н.Ге. Шмаринова....

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....