Сравнительные таблицы по литературе. Методическое пособие
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)
Сравнительные таблицы – эффективный способ систематизировать, обобщить и проверить знания обучающихся. При заполнении таблицы студенты работают с текстом, анализируют изученный материал, выбирают важное, сравнивают и делают выводы, при этом развивается мышление и речь. Таблицы позволяют в сжатом виде, наглядно представить мировоззрение литературных персонажей, их поведение, выявить их сходство, различие или противоположность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнительные таблицы по литературе | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительные таблицы по литературе
Пояснительная записка
Сравнительные таблицы – эффективный способ систематизировать, обобщить и проверить знания обучающихся. При заполнении таблицы студенты работают с текстом, анализируют изученный материал, выбирают важное, сравнивают и делают выводы, при этом развивается мышление и речь. Таблицы позволяют в сжатом виде, наглядно представить мировоззрение литературных персонажей, их поведение, выявить их сходство, различие или противоположность. Таблицы сопровождаются вопросами и указаниями на главы произведений, цитаты из которых должны быть использованы.
Заполнение сравнительных таблиц представляет собой второй уровень освоения изучаемого материала, а умение сравнивать и делать выводы – третий, в связи с чем результаты работы можно четко дифференцировать. Все обучающиеся выполняют это задание самостоятельно, опираясь на записи в конспекте и на прочитанный текст.
Кроме того, таблицы используются в качестве заданий для отстающих (неуспевающих) студентов при выставлении дифференцированного зачета по дисциплине в конце 1 курса обучения.
А. Н. Островский «Гроза»
Признание Катерины в измене
Какие причины (обстоятельства) заставили Катерину признаться в измене?
внешние | внутренние |
Какая из этих причин самая главная и почему?
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
Базаров и П.П. Кирсанов
1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.
2. Сравните этих героев и сделайте вывод.
3. В чем заключается смысл названия романа?
П.П. Кирсанов | Базаров | |
1. Внешний вид | ||
2. Происхождение | ||
3. Образ жизни | ||
4. Мировоззрение а) отношение к искусству и науке б) отношение к аристократам в) отношение к народу г) отношение к нигилизму |
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
Поведение противников в споре (глава ХХ)
Заполните таблицу, пользуясь цитатами
П.П. Кирсанов | Базаров |
Кто победил в споре и почему?
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
Преступление Раскольникова (часть 1, глава 6-7)
Используя цитаты, заполните таблицу
Замысел преступления | Результат преступления |
Сравните замысел и результат и сделайте вывод:
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
Теория Раскольникова о двух разрядах людей
1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами (часть 3, глава 5).
2. К каким последствиям могут привести подобные теории?
3. Объясните связь этой теории с преступлением Раскольникова.
4. Как эта теория опровергается в романе?
1 разряд | 2 разряд | |
1. Названия | ||
2. Количество | ||
3. Права и обязанности | ||
4. Предназна-чение |
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
Двойники Раскольникова. А.И. Свидригайлов
Сходство | Различие |
Сравните персонажей и сделайте вывод:
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
Двойники Раскольникова. Соня Мармеладова
Сходство | Различие |
Сравните персонажей и сделайте вывод:
«Война и мир» Л.Н. Толстой Светское общество, Ростовы, Болконские
1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.
2. Сравните эти общественные группы и сделайте вывод.
Светское общество | Ростовы | Болконские | |
1.Поведение,взаимо-отношения с людьми | |||
2.Образ жизни | |||
3.Соблюде-ние этикета | |||
4. Язык | |||
5. Отношение к народу, слугам | |||
6. Жизненные ценности |
«Война и мир» Л.Н. Толстой
Мировоззрение Андрея Болконского
Заполните таблицу, пользуясь цитатами (том I, часть III, главы XVI, XIX).
До ранения под Аустерлицем | После ранения | |
Отношение к войне | ||
Отношение к Наполеону | ||
Мечты и цели |
Сравните мировоззрение персонажа и сделайте вывод:
«Война и мир» Л.Н. Толстой
Кутузов и Наполеон
Кутузов | Наполеон | |
Внешний вид | ||
Поведение | ||
Отношение к солдатам, армии | ||
Цели |
Кто из них, по мнению Толстого, настоящий полководец и почему?
«Вишнёвый сад» А.П. Чехов
Дворянство – Лопахин
1. Заполните таблицу, пользуясь цитатами.
2. Сравните этих героев и сделайте вывод.
3. В чем заключается смысл названия пьесы?
Раневская, Гаев | Лопахин | |
1. Прошлое | ||
2. Отношение к деньгам | ||
3. Образ жизни | ||
4. План спасения сада | ||
5. Основные качества | ||
6. Результаты, итоги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Электронные таблицы.
Пособие рассматривает основные объекты и типыы данных, используемые в программе EXCEL, способы их форматирования....
Учебно-методическое пособие "Теория музыки в таблицах"
Появление «Курса теории музыки в таблицах» обусловлено практическим опытом преподавания дисциплины «Теория музыки». Существует достаточно большое количество учебников по теории музык...
Методическое пособие "Таблица поиска неисправностей"
При загрузке программы на RCX могут возникнуть различные проблеммы. Таблица поиска неисправностей облегчает установление причин той или иной возникающей проблемы во время работы с ROBOLAB....
Увлекательные уроки русского языка и литературы (методическое пособие для учителей-словесников)
Увлекательные уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников (методическое пособие для учителейсловесников)...
Сравнительная таблица "Программа по литературе для 5-9 классов"
Авторы-составитель программы: Г.С. Меркин, С.А. Зимин...
Электронные таблицы MS Excel. Методическое пособие.
Используется в 9 классе при изучении темы «Обработка числовой информации». Ресурс содержит теоретический материал и комплекс разноуровневых практических работ, позволяющих самостоятельно п...