Внеклассная работа по русскому языку и литературе
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам ученик кровно заинтересован.
Развитию познавательного интереса способствует проведение внеклассной работы по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_i_literature.doc | 41 КБ |
prezentatsiya_k_pedsovetu_26.04.2016.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по русскому языку и литературе
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам ученик кровно заинтересован.
Развитию познавательного интереса способствует проведение внеклассной работы по русскому языку и литературе. (слайд 1)
1. Предметные недели.
Прекрасным средством развития интересов учащихся являются предметные недели. Предметная неделя в нашей школе – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.
Слайд 2.
Завершением недели являются литературные вечера, литературно-музыкальные композиции. Так, к 70-летию Победы была подготовлена и проведена литературно-музыкальная композиция, названная словами Давида Самойлова «Война гуляет по России, а мы такие молодые…»
Слайд 3.
Познавательным и интересным стал для ребят литературный вечер «Сопричастный всему живому», посвященный В.Астафьеву.
2. Интеллектуальные игры, игры-занятия.
Важную роль в формировании знаний играет нравственно-психологическая обстановка, в которой работают дети. Интеллектуальные игры и игры-занятия помогают создать теплую, непринужденную обстановку.
а) Фонтанный Дом
Мы открыли для себя удивительный музей – музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
5-6 классы приняли участие в игре-занятии «Сундук с Шереметевского чердака», которая позволила ребятам прикоснуться к судьбам жителей Фонтанного Дома 19-20 веков.
Пятиклассники доставали из сундука старинные предметы, рассказывали о них, подбирали к ним строки из стихотворений, а затем, во время экскурсии по музею, должны были найти место для своего предмета, объяснив, почему он должен находиться именно здесь, таким образом они создавали собственный вариант музея. Учитель работал в паре с одним из учеников. Затем дома ребята создавали презентации о старинных предметах, которые хранятся дома и дороги их семье. Таким образом, появились очень трогательные работы.
Слайд 4 (презентация)
Продолжая сотрудничество с Музеем А.Ахматовой в Фонтанном Доме. 7 и 8 классы приняли участие в музейно-педагогических мастерских «Легенда о маленьком буксире» и «Дыра в пейзаже. Открывая Бродского».
Слайд 5.
Ребята оказались внутри экспозиции «Американского кабинета Иосифа Бродского», где рассматривали принадлежащие поэту вещи и предметы. Каждый участник выбирал заинтересовавший его экспонат и пытался обнаружить «спрятанную» в нем историю. Затем коллективно читали и обсуждали стихотворение Бродского, рассматривали иллюстрации к нему, затем сами иллюстрировали понравившийся фрагмент, включая, по возможности, в свои рисунки образное изображение вещей или предметов. Таким образом, дети создают свою версию путеводителя по «Американскому кабинету», получают возможность лучше понять и почувствовать поэтический текст, представить историю жизни поэта, о котором они еще ничего не знали.
б) «Умницы и умники»
Несколько раз ученики нашей школы принимали участие в интеллектуальной игре для старшеклассников «Умницы и умники».
Слайд 6.
Климов Тимур, ученик 10 «Б» класса нашей школы, вошел в число 27 полуфиналистов регионального этапа телевизионной гуманитарной олимпиады «Умницы и умники» и достойно представил Невский район в полуфинале.
3. Фестивали и конкурсы.
а) Международный фестиваль детского литературного творчества.
Слайд 7.
Каждый год наши ученики принимают участие в Международном фестивале детского литературного творчества, становясь его победителями и призерами Работая в семинарах, возглавляемых поэтами и писателями Петербурга, ребята представляют свои произведения, обсуждают работы других участников. В этом учебном году у нас 4 призера Фестиваля.
б) Конкурсы чтецов
Ежегодно ребята принимают участие в районных и городских конкурсах чтецов.
Слайд 8.
«Мой Лермонтов», «Серебряный век русской литературы: мифы, сказки и легенды», «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…», «Красуйся, град Петра!...» - далеко не все конкурсы чтецов, на которых наши ребята становились лауреатами.
В этом учебном году 2 ученика прошли 2 городских этапа конкурса чтецов «Петербург – блистательный и разный…» и получили дипломы финалистов.
в) «Живая классика»
Слайд 9.
Первый раз мы участвовали в Международном конкурсе чтецов художественной прозы «Живая классика». 3 ученика представили нашу школу на районном этапе конкурса.
- Инсценирование эпизодов, посещение театра.
Театральные уроки очень нравятся детям, открывают в них талант. Так, при изучении комедии Гоголя «Ревизор» в 8 классе ставим «Немую сцену»
Слайд 10.
Более эффективными такие уроки становятся после посещения спектакля по этому же произведению. В прошлом учебном году посмотрели с ребятами замечательную постановку «Ревизора» в Театре Ленсовета.С восторгом ребята посмотрели «Тень» Шварца, «Пиковую даму» Пушкина, «Сказки старого Арбата» Арбузова и другие спектакли.
5. Проекты.
Метод проекта, применяемый мной в работе, тоже позволяет создать теплую, непринужденную обстановку. Уже с 5 класса начинаю работать над проектами «Самая интересная книга», «Сундук нашей памяти», «Портрет слова», «Наше семейное чтение» Остановлюсь на последнем из них.
Слайд 11.
Ребятам предлагается необычное, интересное задание-исследование – узнать у своих мам и пап, бабушек и дедушек, какие книги они читали в 5 классе, узнать, чем им были дороги эти книги. Так дети приобщаются к незаслуженно забытому в наше время семейному чтению.
Таким образом, внеклассная работа по предмету помогает детям не только овладевать знаниями и умениями, но и учиться творчески мыслить, сопереживать, искренне и увлеченно работать , что положительно влияет на мотивацию учебной деятельности и результативность учебного процесса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ
ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ
СУНДУЧОК НАШЕЙ ПАМЯТИ
ИГРЫ- ЗАНЯТИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
КОНКУРСЫ ЧТЕЦОВ
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДОВ
ПРОЕКТ «НАШЕ СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по русскому языку и литературе .
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)
Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...
внеклассная работа по русскому языку и литературе
Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...
внеклассная работа по русскому языку и литературе
Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....
Внеклассная работа по русскому языку и литературе
В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...
Внеклассная работа по русскому языку и литературе
В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...