Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по литературе
Цели урока: ознакомление с жизнью и рассказом В. П. Астафьева «Капалуха».
Планируемые результаты:
- Предметные: учить прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение, определять его жанр; видеть и понимать чувства и поступки героев;
- Личностные: воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньшим; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.
Тип урока: открытие «нового» знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: .04.19 ФИО учителя Шаяхметова Е. А.
Школа: № 141 ФИ студента Тарунтаева Полина
Класс: 3а ФИО методиста Галиуллина Н. К.
Кабинет:
Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»
Цели урока: ознакомление с жизнью и рассказом В. П. Астафьева «Капалуха».
Планируемые результаты:
- Предметные: учить прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение, определять его жанр; видеть и понимать чувства и поступки героев;
- Личностные: воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньшим; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.
Тип урока: открытие «нового» знания
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока | Хронометраж | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | ||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя; | 1 мин. | – Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи | |||||
II. Актуализация знаний и мотивация Речевая разминка. | 5 мин | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. – Прочитайте орфографически. – Прочитайте шепотом. – Прочитайте громко. – Прочитайте вопросительно. – Прочитайте с утвердительной интонацией. • Вороненку гнездо – родимая хатка. • Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил. | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточ- | |||||
III. Постановка учебной задачи | – Отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем. – Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся – Прочитайте тему урока. Можно ли по названию рассказа определить, о ком или – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? Давайте полностью определим нашу тему урока и цели. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией | - Лес - Да, о птице/ Нет, не знаем. - «Капалуха» - Познакомиться с этим произведением и его автором. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме | |||||
IV. Открытие нового знания Практический: работа с учебником. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Родители были раскулачены, и Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия. В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001. Здесь же похоронен. Произведения автора – это, по сути, его жизнь. Сегодня мы прочитаем рассказ «Капалуха». Организуется выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название? – Где происходило действие? – Что делали дети в тайге? – Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? – Где поднялся шум? – Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? – Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы. Почему сердце автора забилось от испуга? – Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»? – Как выглядело гнездо? | -Капалухой охотники называют самку глухаря. Это название появилось, вероятно, у народа, обитающего в местах ее проживания, это слово местного наречия и означает наседку, самку глухаря в переводе с карельского. -Гнездо капалухи ребята обнаружили у черничного бугорка, посреди просеки, у корня дерева. Дети обрадовано закричали: «Гнездо! Гнездо!» -Рассказчик вначале стал озираться по сторонам, ощупывать глазами бугор и не увидел никакого гнезда. Стоя у зеленой коряги, автор чуть было не наступил на него, и его сердце забилось от испуга. В рассказе Виктора Астафьева "Капалуха" рассказчик испугался, что мог нечаянно наступить на гнездо капалухи, в котором находились яйца. Гнездо было скрыто от посторонних глаз - оно пряталось под выступающим корнем, было замаскировано мхом так, что заметить его было нелегко. Между тем, рассказчик точно не хотел причинить вред птице и ее гнезду, и как раз это намерение рассказчика передают слова "Озираться" и "Ощупать глазами" - рассказчик хотел заранее увидеть гнездо, о котором ему кричали ребята. Ну а когда он понял, что несмотря на все предосторожности все-таки чуть было не наступил на гнездо, его "сердце забилось от испуга". Этими словами автор показывает сопереживание рассказчика заботам птицы, его бережное отношение к живой природе. | ||||||
Динамическая пауза | Выполнение упражнений | |||||||
IV. Включение в систему знаний | – Почему дети не взяли яйца? – Что вас поразило, удивило в этой части? – Какой матерью была капалуха? – Кого она вам напоминает? Почему? – Что испытала птица? – Как об этом сказал автор? – Что испытывали ребята? – А глухарка? – Какие чувства испытали вы? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен? | - После встречи с капалухой мальчики ретировались, не стали причинять вреда будущим птенцам, разорять гнездо, которое она согревала своим телом. Они поняли, как это нехорошо - наносить вред природе. - мальчики были потрясены материнской верностью и самопожертвованием капалухи. Это их, конечно, изменило, они уже никогда не посмеют проявить жестокость по отношению к слабым. | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета | |||||
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | – Найдите строчки для подписи. Прочитайте. – Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? – Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. – Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях? – Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? – Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? – Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. – Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? – Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? – Какой матерью была капалуха? – Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? – Прочитайте последнюю часть рассказа. – Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. | -Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь. -Чтобы показать состояние птицы. -Испуг, гнев, бесстрашие. - Заботливой, бесстрашной, отважной. -Птица выщипывает перья, голым животом греет яйца. -Сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно, слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. | |||||
VI. Самостоятельная работа | Каждый сейчас готовится к выразительному чтению. После каждый прочитает свой абзац с интонацией, выразительно. | |||||||
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение | – Что вы можете сказать о состоянии капалухи? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит к итогу. – Определите жанр этого произведения. – Определите тему произведения. – Назовите главное действующее лицо этого произведения. – Какова главная мысль произведения? – Какой вывод вы сделали для себя? – Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей» с содержанием текста? – Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней, и тогда земля, природа будет добра к нам. – Что значит быть добрым к природе? Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». – Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? – Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ? – Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать? Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы. – Определите основную мысль рассказа. Какая пословица в рабочей тетради больше всего соответствует ей? Домашнее задание. • Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери. • Найти дополнительную литературу о птицах нашего края. • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец». • Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом | - Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже. -Загрязнение окружающей среды, уничтожение редких видов животных и растений, проблема мусора. Не шуметь, чтобы --Материнская молитва со дна моря вынимает. | ||||||
VIII. Рефлексия Деятельности Словесный: самоанализ. | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Всем спасибо за урок. | В. П. Астафьев «Капалуха» | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Разработка урока. В.П.Астафьев "Белогрудка"
Модель урока: В.П.Астафьев "Белогрудка". 5 класс. Технология критического мышления: чтение с остановками. Формы организации на уроке: коллективная и групповая.Урок способствует развитию навыков ...

Урок "В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству В.П.Астафьева...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Маршрутный лист к уроку "В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».
Урок по творчеству В.П. Астафьева. "Васюткино озеро"....
Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.
Одним из перспективных методов работы на уроке литературы считаю метод «Примеривания на себя». Нужно на уроке при изучении литературного произведения суметь поставить перед учен...
Презентация к уроку литературы. Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.
Данная презентация может быть использована как на уроках литературы, так и во внеклассной деятельности, так как материал, использованный в ней, учит детей правилам поведения в экстремальных ситу...