Приемы развития критического мышления на уроках литературы
статья по литературе (8 класс)

Боброва Елена Владимировна

Статья "Приемы развития критического мышления на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx11.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития критического мышления
на уроке литературы.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Методика развития критического мышления включает три этапа или три стадии.

Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия». Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

  1. этап - вызов.

На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.

  1. Приём "Ассоциации".

Прочитайте название произведения. Поразмышляйте над ним. Какие ассоциации у вас возникли после прочтения названия произведения?

  1. Приём "Корзина идей".

Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

  1. Приём "Верите ли вы..."

Учитель предлагает детям на карточках вопросы. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите слово "да", если не согласны, то пишут слово "нет".


  1. Приём «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлагает детям ряд утверждений по теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. Если учащиеся согласны с утверждением, ставят знак если вы не согласны с утверждением, то ставят знак " -".

На этапе рефлексии возвращаемся к этим приёмам, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

  1. этап - осмысление.

На этапе осмысления учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

1. Приём "Тонкие и толстые вопросы".

Работа проводится обычно в группах. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа

Тонкие ?        Толстые ?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...? Что, если...?

2. Приём "Ромашка Блума" или "Ромашка вопросов"

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

  1. лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
  2. лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
  3. лепесток -уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что...», «Если я правильно понял, то ...». .
  4. лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
  5. лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
  6. лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось, если бы...», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
  1. этап - рефлексия.

На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.

  1. Приём "Синквейн"

Синквейн - это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

  1. строка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
  2. строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
  3. строка - три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
  4. строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
  5. строка - одно ключевое слово, синоним к 1 строке.

Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, так как получается у всех.

  1. Приём "Шесть шляп".

На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп». Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.

  1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст,
  2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история геря?

2. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая это

произведение ?

4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках героев. Какие трагические события могли произойти с ним?

5.3елёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.

6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?

Технология развития критического мышления через чтение и письмо - получает всё большее распространение, за ней - возможность воспитания самостоятельной, творческой личности. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии

Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы

Творческий отчет о применении ТРКМЧП на примере рассказа И.С. Тургенева "Муму"....

Некоторые приемы развития критического мышления на уроках биологии

Некоторые приемы развития критического мышленияна уроках биологии...

Стптья. Использования приемов развития критического мышления на уроке биологии и химии

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен  в технологии образовательного процесса....

Синквейн, как один из приемов развития критического мышления на уроках технологии

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активиру...

Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"

Материал содержит описание приемов ТРКМ на примере урока современной литературы в 11 классе...

Эффективные приемы развития критического мышления на уроках литературы

Эффективные приемы развития критического мышления на уроках литературы...