Некоторые приемы развития критического мышления на уроках биологии
статья по биологии на тему
Некоторые приемы развития критического мышления
на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_priemy_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
р.п Базарный Карабулак Саратовской области»
Некоторые приемы развития критического мышления
на уроках биологии
Подготовила:
Невская Ольга Владимировна
учитель биологии
2010 г.
Система общего образования Российской Федерации переживает период активных преобразований. Мощный импульс этому процессу придал национальный проект «Образование». В условиях модернизации образования происходят изменение школы - это ожидаемый и естественный процесс.
Основная цель современной школы: - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создать условия для самоопределения, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.
Молодые люди, выпускники школы должны обладать такими качествами, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность.
Современные школьники имеют богатый личный потенциал, но, к сожалению, в школе порой они не могут раскрыть и реализовать свои способности. Сколько известно таких примеров, когда троечник в школе с успехом проявляет себя после окончания школы в стенах училища, института. Почему так происходит?
Традиционно считается, что основная задача школы – это образование. На традиционном уроке мы, учителя, заинтересованы, прежде всего, в изучении учебного материала в соответствии с программными требованиями. Времени катастрофически не хватает. Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает уровень их развития и креативности. Дети пассивны. Вот и приходится учителю работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний.
Мы обучаем в школе математике, физике, биологии и другим предметам. Но, когда дети выходят из стен школы, они теряются и выясняется, что их не научили главному – таким жизненно – необходимым навыкам, как эффективному общению, самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из-за не сформированности этих жизненно-важных навыков молодые люди в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут найти себя в обществе, в семье
Сейчас задачи перед школой изменились. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.(2)
Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой могут и должны стать современные образовательные технологии. На сегодня в научной литературе существует много определений понятия «технология». Следует сказать, что даются около 300 трактовок и определений этого понятия «технология». Слово «технология» довольно прочно обжилось в педагогическом словаре, но до сих пор нет четкого понятия. Общее толкование понятия «технология»: «техно» - мастерство, «логос»- наука, то есть наука о мастерстве. Технология- это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения поставленных задач. Проще запомнить, что технология — это инструмент, при помощи которого решаются задачи образовательной программы. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология — на вопрос «как делать?».
Кратко истории. Педагогические технологии появились в 50-х годах 20 века. Это были так называемые «жесткие» или «строгие» технологии, в которых цель и результат были жестко взаимосвязаны, при этом результат должен быть диагностирован. В 90-х годах они стали называться я образовательными технологиями или еще «личностно ориентированными образовательными технологиями». Эти технологии направлены на развитие самостоятельности, субъективности ученика, формирование творческих способностей ученика, развитие критического мышления.
Педагогическая технология- это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.
Признаками технологии обычно называют:
- Диагностичность описания цели
- Воспроизводимость педагогического процесса
- Воспроизводимость педагогических результатов.
В перечень рекомендованных материалами федерального оператора Приоритетного национального проекта «Образование» включены следующие технологии (3):
- Развивающее обучение
- Коллективная система обучения
- Технология исследовательских задач
- Исследовательские и проектные методы
- Технология модульного и блочно- модульного обучения
- Технология «дебаты»
- Технология развития критического мышления
- Лекционно - семинарская система обучения
- Технология использования игровых методов
- Обучение в сотрудничестве
- Информационно- коммуникативные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Система инновационной оценки «портфолио»
- Технологии интерактивного и дистанционного обучения.
Развитие критическое мышление как образовательная технология
Рассмотрим одну из них подробнее. Данная образовательная технология направлена на развитие посредством чтения и письма стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность. Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. (3)
Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Эта технология учит современного школьника:
- критически мыслить,
- проявлять активность в познании окружающего мира.
- владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
- аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
- Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы
- эффективно взаимодействовать с информационными пространствами,
- добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?
- Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
- Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
- В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части. В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:
- вызов,
- смысловая стадия,
- рефлексия
Вызов. На этой стадии происходит выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения, активизации познавательной деятельности учеников, актуализацию собственного опыта. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают по этой теме, привести имеющиеся знания в определенную систему, а также поделиться своими знаниями. Кроме этого, происходит настрой учащихся на тему урока, развивается интерес к ней, что является своеобразным мотивационным моментом. Важно, чтобы в конце вызова произошла систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся.
Используемые приемы: мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.
В процессе реализации фазы вызова
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Можно сочетать индивидуальную и групповую работы. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя
- стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме,
- способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.
- не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны
важно: Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.
Осмысление. Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Эта фаза занимает наибольшее время. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся, т.е. новых знаний с уже имеющимися. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.
Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала.
В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.
На фазе осмысления содержания
учащиеся:
1. Осуществляют контакт с новой информацией.
2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Преподаватель:
1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте [3].
Рефлексия.
Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, усвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение в систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к следующему уроку.
Используемые приемы:
составление схемы, таблицы, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, кластер, карты познания, разработка мини-проекта, взаимоопрос и контроль, рисунок и др.
Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Часто на детальную рефлексию (так называемый этап закрепление) практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Надо учить детей выражать свои мысли и идеи, новую информацию собственными словами. Кстати, учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. В этом случае и происходит формирование новых знаний, становление опыта и развитие личности.
Итак, функции и используемые приемы трех фаз технологии развития критического мышления посредством чтения и письма можно схематически представить в таблице следующим
Таблица. Технологическая карта урока по РКМЧП
Стадии | Функции фаз | Используемые приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вызов | Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Информационная: -вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме Коммуникационная: | «Ассоциация», «Покопаемся в памяти», «Допиши фразу», Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, составление списка известной информации, перепутанные логические цепочки, комментарии цитат, игра «верю – не верю», определение терминов. | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах | ||||
2. Осмысление | Информационная: получение новой информации Систематизационная классификация полученной информации по категориям | Чтение с остановками и пометками, «Зигзаги I и II», чтение и суммирование в парах, интерактивная лекция, подготовка дискуссии (перекрестной, в форме диалога), лекция-конспект, лекция-вопрос, заполнение таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка), карта познания, кластер, поиск ответов на поставленные вопросы на стадии вызова (уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек, определение терминов, проверка утверждений) | Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому” | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах | ||||
Рефлексия | Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации) Информационная: приобретение нового знания Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, | Синквейн, кластер, карта познания, эссе, заполнение третьей колонки таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», поиск дискуссионного вопроса, проведение дискуссии, взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке | Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания | Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах. |
Грамотно организованный урок - это не только технология, но и позитивный психологический климат. Современные технологии обучения помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется успех, оптимизм и вера в свои силы и способности.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее
важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.
Эти методы и приемы направлены на создание для каждого ребенка «ситуации успеха», развитие личности, раскрытие природных способностей. Неудачник в школе и дома – это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Со стороны учителя – это подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с «трудными» детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.
В атмосфере добра и творчества меняются и сами дети. Ученики учатся свободно высказывать свое мнение, выступать публично, задавать вопросы. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему. Такие уроки носят творческий характер.
Литература:
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- Москва: АПК и ПРО, 2002.
- Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - Москва.: «Издательский центр» Вентана- Граф», 2001.
- Модернизация региональной системы образования. Опыт Санкт-Петербурга./ под ред. д.э.н., проф. Л.В.Ивановского. Коллектив авторов.- СПб.: Изд-во «Агенство ВиТ-Принт».2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Приемы педагогической технологии. Гин Анатолий http://www.trizway.com/art/book/42_7.html
2. М.В.Аргунова, Моргн Д., Поюснина Т., Ягодин Г. «Педагогические технологии на уроках биологии» Газета «Биология» № 16/2008 http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200801601
3. Современные педагогические технологии. http://www.ref.by/refs/62/30006/1.html
- Загашев И. «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
- http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html
Приложение.
Некоторые приемы технологии
развития критического мышления.
1 стадия- Вызов.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учитель использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно? Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Прием “Ассоциация”
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “СПИД”? , «Пиво» и др.
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
Например. Из урока биологии:
На доске записана тема урока: «ГМО (генномодифицирвоанные организмы). Каждый ученик записывает в свой лист ассоциации, связанные со словом «ГМО», а далее эти фразы по цепочке зачитываются вслух и фиксируются на экране. (учитель на доске записывает фразы учащихся «ГМО - это..»). Заслушиваются все фразы.
Прием «Допиши фразу».
Учащимся предлагают дописать фразу. Например, «Если бы я занимался генной инженерией, я бы создал гибрид ….., .», «Если бы я мог, ч бы клонировал…., потому что….»
Учащиеся на своих рабочих листах дописывают фразу и потом по цепочке. озвучивают. Слово предоставляется каждому.
Какая тема? (назовите ее);
Что вы уже знаете об этом?
Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?
Почему вам это нужно знать?
Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.
После того как учащиеся записали все, что знаете по данной теме необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или пленке кодоскопа, или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.
Прием Мозговой штурм.
1. Мозговой штурм..
Это хороший метод включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы «Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!» Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает все всё, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.
Выполняются основные правила проведения мозгового штурма:
- не повторяться
- чем больше список идей, тем лучше
- идеи не оценивать и не критиковать
- разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее.
- слово предоставляется каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);
- полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий.
Вопросы из биологии. Например:
Предложите варианты, почему исчезли динозавры на Земле?
Что произойдет, если на Земле исчезнут все растения?
Предложите все возможные способы борьбы с бактериями.
Плюсы мозгового штурма:
— Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы.
— Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли
— Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
— Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
— Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
— Позволяет за короткий период времени решить поставленную задачу и выяснить мнение каждого, вовлечь школьников.
Прием «Карта познания»
Это наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять карты интересно и увлекательно.
Правила составления карты познания
Ключевое понятие помещается в центр листа. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, словосочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Каждое понятие обозначается не более чем 3 словами.
От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д.
Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков.
В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.
Прием кластеры («гроздь).
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Разбивку на кластеры можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые.
Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это наша тема
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Учащиеся записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Прием "Кластеры" используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Ниже приведён пример кластера, используемый при изучении темы «Антропогенное воздействие на окружающую среду»
Советы по работе с «гроздьями»:
Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.
2 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.
Прием «Проверка утверждений»
Пример из занятия И.В.Муштавинской (по памяти, могу ошибиться в технологии)
Учащимся дается таблица с утверждениями. ДО прочтения текста учитель предлагает учащимся выбрать верные по их мнению утверждения и отметить их «+», если с ними согласны, а если не согласны, то отметить знаком «-«. Далее учитель спрашивает «Хотите узнать верные ответы». Предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно или зачитывает сам. Учащиеся сравнивают результаты до и после прочтения текста, свериться с первоначальным утверждением.
утверждение | До чтения текста | После чтения текста |
Совы днем видят так же хорошо, как люди | + | + |
Совы могут поворачивать голову на 270 градусов | + | + |
Совы имеют бинокулярное зрение | + | + |
Сова – единственная птица, которая может моргать | + | + |
Совы не строят гнезд | + | + |
Образ совы связан с черной магией. | + | + |
В неволе совы живут дольше, чем на воле | - | + |
В конце обязательно указывается использованная литература. Источник: Б. Гржимек «От кобры до медведя гризли».
Прием инсерт (Пометки на полях)
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста .
Учитель фиксирует на доске утверждения, известные ученикам прежде, новые знания, вопросы, утверждения, вызывающие сомнения. Педагог обращает внимание на общие позиции и особые точки зрения. Он предлагает учащимся объяснить свою позицию и ответить на вопросы той группы, у которой подобных вопросов не возникло.
Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
3. Что я бы хотел узнать?
Это я уже знал | Узнал новое | Есть вопрос. Хочу узнать. |
Чтобы сделать урок интересным не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности учащихся, можно урок на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении текста учебного материала учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста.
Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только при самостоятельной работе каждого ученика во взаимодействии с другими членами группы. Задача – не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности. Групповая работа основывается на следующих принципах.
- Группа получает одну на всех награду в виде балльной оценки, знака отличия, похвалы и т.п. Группы не соревнуются друг с другом, поскольку команды имеют разные задачи и разное время для их выполнения.
- Индивидуальная ответственность каждого участника. Успех и неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого. Это заставляет всех членов команды следить за деятельностью друг друга, помогая своим товарищам.
- Равные возможности в достижении успеха. Не происходит сравнения результатов разных учеников, а сравниваются только собственные результаты с ранее достигнутыми.
Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является технология «Зигзаг» (ажурная пила). Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема "Зигзаг"является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием "Зигзаг-2"(автор Славин), игра "Как вы думаете?"-игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.
Для работы учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. Разновидностью этой технологии является «Зигзаг-2». В этом случае все работают с одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно, и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией
Групповая работа при изучении нового материала.
- Время: 40 мин.
- Вопросы поисковые, на сравнение или репродуктивные в зависимости от подготовки класса.
- Группы могут отвечать на разные вопросы или на одинаковые (по усмотрению учителя).
- Работа: группа получает список вопросов или заданий, ребята сами распределяют вопросы между собой и отвечают на них, используя любую литературу. После 10-15 мин. работы учитель предлагает учащимся обменяться ответами внутри групп: ребята поочередно зачитывают вопросы и рассказывают друг другу, как на них надо отвечать (на этот этап работы отводится еще 10-15 мин.). Затем учитель вызывает по одному представителю от группы и весь класс слушает их сообщения. Хорошо, если у ребят есть маленькие задания, выполнить которые они могут, выслушав доклад другой группы.
Групповая работа при проверке пройденного материала.
- Время: 15 мин.
- Карточки - задания по 3 разные на группу (если в группе 3 человека, если 4, то и карточек - 4).
- Группы выполняют одинаковые задания.
- Работа: каждый ученик заполняет одну карточку, по команде учителя участники группы меняются карточками и дописывают или исправляют работу в карточке, которую получили. Карточками они меняются столько раз, сколько участников в группе. В конце работы учитель собирает все карточки. Ни учебниками, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя.
- Работу проверяет учитель на этом уроке или к следующему уроку.
Пример. Тема прошлого урока(ов): «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения». В начале урока учитель раздает по три разные карточки на группу (при условии, что в состав группы входят три ученика) . Учитель объясняет задание: каждый участник группы будет работать с каждой карточкой по 5 минут, меняться карточками необходимо по указанию учителя.
Групповая работа в конце урока для закрепления изученного материала.
- Время: 10 – 15 мин.
- Карточки - задания по одной на группу.
- Группы могут выполнять как разные, так и одинаковые задания.
- Работа: каждая группа выполняет одно задание сообща. Подведение итогов можно провести двумя способами: первый - представитель от каждой группы рассказывает всем остальным, в чем заключалось задание и как группа его выполнила; второй - каждая группа сдает карточки на проверку учителю. Ни учебниками, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя. Хорошо, если задания будут носить прикладной характер.
- Оценить работу может как учитель на этом уроке или к следующему уроку, так и сами ребята, если группы рассказывают о своих заданиях .
- Оценка или зачет ставится индивидуально или всей группе в зависимости от формы отчетности.
3 СТАДИЯ - РЕФЛЕКСИЯ
На этой стадии решаются следующие задачи:
- корректировка и систематизация знаний.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
- учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.
На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
Прием «Написание эссе»
Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Мини-эссе –небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».
В эссе ценится::
- ценится самостоятельность,
- проявление индивидуальности,
- дискуссионность,
- оригинальность решения проблемы,
- аргументации.
Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют "потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на "свободное письмо"). В любом случае эссе – художественная форма размышления.
Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
6. Заключение.
Прием Синквейн.
Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами.
Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн. Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Как это делать:
Название (обычно существительное, заданная тема)
Описание (обычно прилагательное, характеризующее тему)
Действия (3 глагола, характеризующее действие)
Чувство (фраза).
Повторение сути.
Синквейн - способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Синквейны полезны:
- Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
- ученику в качестве инструмента для объединения сложной информации.
- Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
- Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.
- Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
Прием «Тонкие» и «толстые вопросы».
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного
Толстые вопросы? | Тонкие вопросы ? |
Дайте 3 объяснения, почему...? | Кто ? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: В каком году была открыта клетка?, Кто автор клеточной теории?
В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Прием «Древо познаний»
Форма организации работы учащихся: индивидуальная.
Предварительная работа: учитель готовит карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и «развешивает» их на яблоне – древе знаний. На каждой карточке пишет вопрос одного из трех уровней сложности.
На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, «собрать урожай», учитывая, что
- «красные яблоки уже созрели» – они висят высоко, сорвать их тяжело - вопросы на них самые трудные,
- «желтые яблоки» – висят ниже, сорвать легче – вопросы тоже легче,
- «зеленые яблоки» – висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые.
Ребята отвечают на вопросы в тетрадях, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня самооценки учащихся.
Вариант использования приема на уроке истории.
Тема: «Клеточное строение».
Вопросы для карточек зелёного цвета.
- Дайте определение следующим понятиям: цитология, клетка, цитоплазма, ядро, хромосомы, органоиды.
- В каком году Роберт Гук открыл клетку?
- Что такое клеточная теория?
- Авторы клеточной теории?
- Фамилия ученого, открывшего закон зародышевого сходства.
- Закончите краткую формулировку биогенетического закона: «Онтогенез- это …»
Вопросы для карточек жёлтого цвета.
- Каковы методы изучения клетки?
- Расскажи устройство светового микроскопа.
- Каково значение открытия клеточной теории для развития биологии?
Вопросы для карточек красного цвета.
- Почему русская история начинается с легенд?
- Сравните княжение Олега, Игоря, Ольги. Кто и почему кажется вам более мудрым правителем?
- Какие прозвища и почему имели первые русские князья?
- Сравните княжение Владимира с княжением его отца Святослава. Которое из них, на ваш взгляд, принесло Руси больше пользы?
- Нарисуй те схему «Хозяйственные занятия славян».
- Нарисуй те схему «Походы Святослава».
- Нарисуйте схему родовой и соседской общины. Дайте комментарий к схеме.
- Чем древнерусские города отличались от западных средневековых городов?
Метод «Групповая дискуссия».
Метод групповой дискуссии [лат. discussio — рассмотрение, исследование] —
1) имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи;
2) прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, сопоставляя противоположные позиции дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения;
выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы (если решение разделяется всеми участниками, происходит групповая нормализация, если же нет, то возможна групповая поляризация);
Дискуссия возникает, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Важно, чтобы мнения были высказанные в ходе дискуссии не критикуются и не оцениваются.
Преимущества:
- позволяет увидеть проблему со всех сторон
- личные точки зрения участников
- повысить интерес к проблеме.
Например, предлагается УТВЕРЖДЕНИЕ для групповой дискуссии: «Я считаю, что генномодифицированные продукты не несут опасности потому, что…»
На стенах в разных углах развешены надписи: «Я согласен», « Я не согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не знаю». Учащимся предлагается сделать свой выбор и разойтись по углам кабинета, в соответствии с их мнением по поводу утверждения. Группе дается время, чтобы подготовить выступление группы с аргументированным объяснением своего выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии
Приемы повышения интереса учащихся к обучению показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучны...
Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии
В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии в 5-9 классах. Вызов – стимулирование интереса...
Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии
Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...
«Приемы технологии развития критического мышления на уроках биологии»
Технология развития критического мышления – один из способов превращения учения в личностно-ориентированное. Технология предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в пла...
Стптья. Использования приемов развития критического мышления на уроке биологии и химии
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса....
Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"
Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприяти...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках биологии
Приемы технологии развития критического мышления на уроках биологии...