Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»
план-конспект по литературе
Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»
- Орг.момент.
- Добрый день, коллеги!
Работа со словом – это работа кропотливая и сложная, но в то же время интересная. Она предполагает творческий подход. Иначе у школьников не будет формироваться чуткое отношение к слову, языковое чутьё, стилистическая грамотность.
- К каким людям в современном мире приходит успех?
(ответы)
Современный мир очень динамичен. Успех во многом опирается возможностью человека быть конкурентоспособным: умением излагать собственные позиции и мысли, умением общаться, доносить и воспринимать информацию.
Словарная работа – это элемент казалось бы традиционного урока, но современная, образовательная система предлагает новые методы и приемы в работе над развитием речи учащихся. Согласно требованиям ФГОС, развития творческой активности конкурентоспособности становятся общепринятыми и обязательными. Развитие речи школьников способствует развитию:
- социальных (умение адаптироваться в коллективе, сотрудничать, принимать и выполнять определенную роль в подростковой среде: быть лидером или исполнителем; умению выстраивать свои отношения с людьми);
- коммуникативных (учиться не только говорить, но и слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать свое);
- мыслительных (анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать );
- исследовательских навыков (проводить исследования, умения наблюдать, выявлять, соотносить).
Развитие речи на уроках русского языка и литературы может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.
Развитие речи – это есть развитие творческого начала, возможность сделать успешным первые шаги к будущей профессии – вот к чему стремлюсь я.
Развитие речи наряду с развитием творческого потенциала ещё есть и удовлетворение потребности в исследовательском поиске.
Тема моего мастер-класса «Словарная работа на уроках русского языка и литературы».
Цель: показать наиболее результативные приемы по формированию навыков грамотного письма и богатой устной речи.
- Основная часть.
С первых дней занятии в школе мы начинаем работу со словом. Учителю мало любить и знать свой предмет, ему необходимо ещё и знание возрастных, психологических особенностей детей и применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов работы со словом. Нельзя забывать занимательность, игра естественная потребность для детей среднего школьного возраста, а для старшеклассников важно умение исследовать, находить и анализировать.
Словарная работа присутствует практически на каждом уроке по 5-7 минут, где учащиеся выполняют различные нестандартные задания:
- игры;
- лингвистический анализ текста;
- исследовательская работа с использованием словарей.
Уважаемые коллеги! Я расскажу о некоторых приемах, которые, как мне кажется, удачнее других помогают обогатить активный словарь учеников.
- Предлагаю поработать в группах.
Задание: найдите антонимы в небольшом тексте, который представляет собой фрагмент древнеегипетского мифа о боге солнца Ра.
текст
- Пока группы работают, уважаемая аудитория, предлагаю вашему вниманию игру «Я работаю волшебником». Эта игра не только пробуждает интерес к работе, но и формулирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.
Птица орел - город Орёл,
Цветок роза – девочка Роза,
Воздушный шарик – собака Шарик,
Плодородная земля – планета Земля.
А теперь разгадаем загадки и обратим внимание на правописание слов.
- В названии какого дня недели присутствует удвоенная согласная? (суббота)
- Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное «р» содержит он
А называется …(перрон)
- Загадка эта нелегка,
пишусь всегда через два «к»,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
а называюсь я …(хоккей)
- А как вы справитесь с ребусами
-Послушаем, что получилось у наших коллег.
Какие антонимы вам встретились? ( свет-мрак, старший- младший, день-ночь, дневной- ночной, западный- восточный)
Продолжим работу над тестом.
- В подземном царстве Ра встречает огромного змея Апопа, с которым ведет страшный бой. Ра побеждает, и боги поют ему славу. В песне богов пропущены антонимы, а вы попробуйте их вставить:
Силен Ра - ... враги!
Высок Ра - ... враги!
Жив Ра - ... враги!
Велик Ра - ... враги!
Сыт Ра - ... враги!
Напоён Ра - ... враги!
Вознесся Ра - ... враги!
Существует Ра - ... Апоп!
Учащимся не всегда легко удается подобрать антонимы. В данной песне трудность вызывают антонимы к словам напоён, вознесся. Для этого нам необходимо обратиться к словарям антонимов. К сожалению, наше время ограничено, для работы со словарями, поэтому ответы я приготовила заранее.
Спасибо за работу!
Работа с текстом может быть разнообразной. Учитель подбирает задания в соответствии с уровнем подготовленности класса и с учетом возрастных особенностей учащихся.
Любому человеку необходимо научиться говорить правильно. Следующее задание как раз направлено на то, чтобы научить различать паронимы.
- Помните известное стихотворение С.Маршака про рассеянного человека? «Сел он утром на кровать, стал рубашку…»
- Что же он стал делать с рубашкой – надевать или одевать?(надевал) А сковороду он вместо шапки на ходу одел или надел? (надел)
Одним из видов словарной работы на уроке является лексический диктант. По предложенному лексическому значению определяется слово.
Предлагаю и нам с вами попробовать выполнить эту работу.
- Очень важный для настоящего момента (актуальный)
- Самолюбие, чувство чести (амбиция)
- Человек, добровольно поступающий на службу (волонтер)
- Исполнение произведения без предварительной подготовки, в ходе создания (импровизация)
- Богатый покровитель наук, искусств (меценат)
По завершение диктанта, слова записываются на доске и обращается внимание на правописание. Данная работа позволяет развивать как письменную, так и устную речь учащихся.
- Заключение.
Сегодня я не ставила целью рассказать вам обо всех методах и приемах словарной работы на уроке, а остановилась на некоторых, на мой взгляд, наиболее интересных и действенных методах. В заключение, хочу сказать, ребенок – это материал, из которого мы – учителя лепим будущего гражданина страны, профессионала и гармонично развитую личность. В немалой степени его успешное будущее зависит от его умения тонко владеть языком и богатого словарного запаса.
- Спасибо всем за активную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""
В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...
Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся
В этой статье раскрывается небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....
Словарная работа на уроках русского языка и литературы
В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы....
«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)
laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...
Презентация. Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»
Презентация. Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
Организация словарной работы на уроках русского языка и литературы в 5 - 9 классах
В статье представлен банк приёмов и методов словарной работы на уроках русского языка и литературы...