Открытый урок по литературе. 6 класс.
методическая разработка по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Тема урока: «История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский» и его главные герои».
2. Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок – исследование.
3. Методы: наглядно – иллюстративный, поисковый; приемы: работа в парах, составление синквейна,
4. Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная.
5. Оборудование: компьютер, экран, проектор
6. Цели урока:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
формировать нравственную позицию обучающихся, способность к самооценке своих действий и поступков; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом, проявлять в конкретных ситуациях доверие, внимательность и др. | формирование умения ставить цели задачи, планировать и контролировать деятельность, развивать логическое мышление, познавательную активность. | уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям. |
Структура (этапы) урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников (в виде УУД) | |||
Личностная | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку | Положительное отношение к учебной деятельности | Учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил речевого поведения | Самоопределение на уроке | |
II. Мотивация к учебной деятельности. | Нацеливает учащихся на изучение литературного произведения. - «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач мы часто допускаем ошибки. Мудрые советы классиков помогают нам решать многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. Изучая следующее произведение мы с вами, надеюсь, прислушаемся к голосу классика. Послушайте отрывок из произведения. Назовите это произведение и автора, голос которого будет звучать сегодня на уроке. Включает аудиозапись: «Несколько лет тому назад… село Покровское» - Как называется произведение, и кто его автор? (слайд 1) А. С. Пушкин «Дубровский». | Уважительное отношение к мнению одноклассников. | Извлечение необходимой информации из текста. Анализ с целью выделения признаков. | Формулирование высказываний в рамках учебного диалога. | Саморегуляция к деятельности |
III. Актуализация знаний. 1. Определение темы урока. 2. Постановка целей урока. | -Что важно знать читателю, знакомясь с романом? (слайд 2) - С кем знакомимся мы в начале произведения? - Предположите, какая тема урока сегодня? (слайд 3) «История создания романа «Дубровский» и его главные герои» - Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (Попробуйте сформулировать цель нашего урока.). (слайд 4) Узнать историю создания романа. Познакомиться с героями. Сравнить характеры героев. | Сознательное отношение к учебной деятельности. | Поиск и выделение информации. Выделение существенного и несущественного. Отвечают на вопросы: -историю создания романа; - с главными героями; | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и что уже усвоено учащимися, и новым материалом. Определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата. |
IV. Открытие нового знания.
| Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала. Ребята, прежде чем знакомиться с произведением, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Эту работу выполняла дома поисковая группа. Предоставим им слово. В чем вы видите причины написания романа «Дубровский»? (Пушкина интересовала история, рассказанная Нащекиным. Он захотел показать жизнь разных слоев русского общества такой какая она есть.) | Развитие внимания к выполненной другими работе, к языку, оформлению работ, к способам решения проблемной ситуации. Нравственно – эстетическая ориентация. Творческое осмысление полученных результатов. | Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно – следственных связей. Умение анализировать и синтезировать новые знания Построение логической цепи рассуждений. | Аргументация своей точки зрения. Умение вести диалог. | Саморегуляция в случае затруднения |
V. Открытие нового знания. Применение знаний и умений в новой ситуации | -Теперь обратимся к тексту. Дома вы читали 1 главу. - С кем знакомимся мы в начале произведения7 -Посмотрим, что говорит автор об этих героях. Предлагаю поработать в парах. (раздает карточки с вопросами): 1. Что давало К.П. Троекурову «большой вес в губерниях»? («Его богатство, знатный род»); 2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? («Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; К.П. принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»; Грубость и своенравие К.П.Т. можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же как к крепостным крестьянам, он считал, что можно все купить и унижал достоинства людей). 3. Каким человеком был К.П. в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? («В дом. быту… ограниченного ума»; «Всегдашние занятия… изобретаемых). 4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал А.Г. Дубровского? (Троекуров надменный… нетерпеливость и решительность его характера») 5. Что говорит автор об Андрее Гавриловиче Дубровском? («Д., отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами»; Д. беден и независим. Горд- отказался от предложения Т. поженить Машу и Владимира). Вывод: Троекуров выказывал все пороки человека необразованного. Дубровский, несмотря на бедность, не теряет человеческого достоинства. Несмотря на различия, кем они являлись? (были друзьями). Предлагаю заполнить характеристики героев в таблицу. Раздает распечатанные таблицы для заполнения. Заполнить только сходства. | Развитие внимания к выполненной другими работе, к языку, оформлению работ, к способам решения проблемной ситуации. | Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно – следственных связей. Умение анализировать и синтезировать новые знания Построение логической цепи | Работа в парах. Аргументация своей точки зрения. Умение вести диалог. | Саморегуляция в случае затруднения |
VI. Физминутка | Предлагает выполнить несколько упражнений
| Убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке | Сознательность выполнения физических упражнений | ||
VII. Закрепление материала | - Какое увлечение объединяло обоих приятелей? (псовая охота, поэтому держали собак) - Посмотрим один видеофрагмент. Просмотр отрывка из фильма. -Какую сцену из романа сейчас посмотрели? (сцена «случай на псарне») -Как характеризует Дубровского случай на псарне? (характеризует как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства, и поэтому замечания псаря Д. оценил как оскорбление холопом дворянской чести) -Можно ли считать ссору Т. и Д. «нечаянным случаем»? (нельзя, она была закономерна, потому что Т. ко всем относился надменно. Дубровский был оскорблен и не смог стерпеть этого унижения). -Как Т. отнесся к исчезновению Д? откройте стр. -Хотел ли Т обидеть своего приятеля? -Какое обстоятельство сделало примирение невозможным? -Какой способ мести избирает Т? -Чем заканчивается 1 глава. Обратите внимание на последнее предложение. | Развитие положительного отношения к познанию нового. Способность к оценке действий, поступков. | Анализ с целью выделения определенных признаков. Умение сравнивать и доказывать. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение строить монологическое высказывание. Аргументация своей точки зрения. | Саморегуляция, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
VIII. Самостоятельная работа | Предлагаю составить синквейны на тему «Дубровский» и «Троекуров». Слушает синквейны. | Формирование уверенности в собственных знаниях | Проверка качества усвоения новых знаний | Учебное сотрудничество. | Коррекция выполненного задания, сличение с эталоном |
IX. Итоги урока | - Вспомним цели, поставленные в начале урока. Удалось ли нам их достичь? Докажите. - Что сегодня узнали? С какими героями познакомились? | Формирование чувства удовлетворенности результатами своего труда | |||
X. Самооценивание | Оцените свою работу на уроке в оценочных листах Продолжите фразу Я узнал о … Я понял, что … | Осознание качества и уровня усвоенного. Самооценка | Умение слышать других. Умение с достаточной полнотой выражать мысли | Самооценка на основе критериев успешности. Самоопределение. | |
XII. Домашнее задание | 1) Записать различия характеров Троекурова и Дубровского в таблицу; 2) Прочитать II, III главу (слайд 5) | Умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека. | Умение анализировать и синтезировать новые знания. | Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение организовывать самостоятельную деятельность. |
Приложение
Карточки для работы в парах:
- Что давало К.П. Троекурову «большой вес в губерниях»?
- Как относились к Троекурову помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?
- Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?
- Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского?
- Что говорит автор об Андрее Гавриловиче Дубровском?
Таблица
Кирила Петрович Троекуров | Андрей Гаврилович Дубровский | |
Сходства | ||
Социальное положение | ||
Качества характера | ||
Занятия | ||
Отношение соседей | ||
Отношение к крестьянам |
Оценочный лист
Продолжите фразу
- Я узнал о …
- Я понял, что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Открытый урок по литературе "Роль литературы в жизни человека" 8 класс
Урок готовит к написанию сочинения на ЕГЭ...
Открытый урок по литературе в 9 классе "Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы"
Урок с использованием ИКТ...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"
Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...