Развитие творческих способностей на уроках литературы
статья по литературе (10 класс) по теме
В статье представлены различные виды работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся (сочинение - миниатюра, синквейн, сочинение с использованием пословиц, поговорок, загадок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 13.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского
языка и литературы
Форм работы по развитию творческих способностей достаточно много и охватить их все практически невозможно, поэтому подробно остановлюсь на описании наиболее эффективных, с моей точки зрения.
Сочинение-эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия или темы, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Например, после изучения темы «Образы из народа» в поэме Н.А. Некрасова учащимся можно предложить следующую работу:
1. Разделиться на малые группы.
2. Учитель сообщает задание: написать сочинение – миниатюру об одном из героев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий – богатырь Святорусский.
3. Учащиеся выбирают героя, о котором будут писать в сочинении.
4. Обсуждение предстоящей работы в группе.
5. Индивидуальная работа над сочинением.
6. Обсуждение работы в группе, затем между группами. Подведение итогов.
Альтернативной работой может быть задание - написать синквейн (это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке). Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, после изучения образов из народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» учащиеся создают синквейн:
Матрёна Тимофеевна.
Красивая, трудолюбивая.
Работает, борется, защищает.
Женщина с трудной судьбой, которая защищает своих детей, свою семью, и не «гнётся» перед трудностями.
Крестьянка.
Сочинение по пословице - это интересный и полезный вид работы, так как позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня. Перед написанием работы проводим конкурс пословиц. Ребята делятся на группы и готовят пословицы по заданной теме. После конкурса ребята выбирают для себя определённую пословицу и на её основе пишут сочинение – миниатюру.
На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования
Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...
Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературы"
Материал иллюстрирует некоторый анализ творческих заданий в современных учебниках литературы...
Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5 классе
В статье " Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5 классе" показываются различные способы развития творческих способностей учеников на уроке литературы в 5 классе. Это и работа над с...
Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"
Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"...
Проблемный метод как способ развития творческих способностей на уроках литературы
В статье рассматривается применение проблемного метода изучения литературы как способ развития творческого потенциала учащихся....