Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 8-11
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вопросы и задания к 10 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе) 1.Запишите тезис: По городу N ходят слухи о том, что Чичиков скупает мёртвые души, хочет увезти губернаторскую дочку. Жители города рассуждают, кто же он такой – Чичиков: делатель ли фальшивых государственных ассигнаций? Наполеон? переодетый разбойник? капитан Копейкин? или антихрист? В этих рассуждениях из уст почтмейстера мы узнаём историю капитана Копейкина. Оказывается, что к защитнику Отечества, потерявшему в войне руку и ногу, но одержавшему победу в войне с наполеоновской армией, чиновники не проявляют никакого участия, понимания (приведите примеры невнимания чиновников) 2. Запишите тезис: История о капитане Копейкине построена на контрасте, противопоставлении, чтобы подчеркнуть всю бесчеловечность сложившейся ситуации
3. Запишите тезис: В приёмную вельможи капитан Копейкин приходит не только за пенсией, но и за пониманием, но не находит их: выдворили капитана Копейкина из столицы ни с чем. Где же ему – инвалиду Отечественной войны было искать правды? Вот он и становится атаманом разбойников. Вся история капитана Копейкина говорит, кричит о том, что нет более важного государственного дела, чем внимание к защитнику Отечества, инвалиду, пострадавшему за победу в войне. 4. Запишите тезис: Близость великой войны и великих событий ещё более усиливает пародийность происходящего в городе N. Жители города решают, что Чичиков – Наполеон, бежавший с острова Св.Елены. Это сравнение не случайно. Автор акцентирует наше внимание на жизненной философии Наполеона с его честолюбием, где нет места добрым движениям души, но важны амбиции. Честолюбие и амбиции движут и Чичиковым в его жизни – такая цель ведёт к погибели души. И вот уже ведётся речь об антихристе, апокалиптических цифрах (здесь веет уже мыслью о погибели человечества) (выпишите слова об этом из рассуждений чиновников) 5. Запишите тезис: Все эти толки приводят к смерти прокурора, и оказывается, что в мёртвом прокуроре есть душа, что было незаметно при его жизни: это был какой-то манекен, кукла с заводным механизмом, моргающая одним глазом. И совсем по-иному, в ином масштабе осмысливается жизнь его: «Зачем он умер?», «Зачем он жил?» (выпишите слова о том, что у прокурора была душа). 6. Запишите тезис: Люди запутались в этой жизни: малозначительное считают очень важным, важного не замечают. В авторском отступлении Н.В.Гоголь жизненный путь сравнивает с дорогой, где правильное понимание жизни названо дорогой, освещённой солнцем, но которую не видят люди, а упорно в глухой темноте заблуждаются, сбиваясь с пути (выпишите пять предложений авторского отступления). 7. Запишите тезис: Предостерегающим фоном звучит тема Вечности в речевых оборотах героев и самого автора: «бог знает», «всякий будет святой», «можно ли … устоять против чёрта», «чёрт знает что такое!», «чёрт его знает», «чёртовство такое», «чёрт возьми», «эдаким чёртом», «привязался сбоку неотвязчивый чёрт», «полетел так, … что и чёрт тебя не отыщет», «души уж нет», «раба божия», «канули в реку забвения… эдакую Лету» (Лета – река протекающая на границе царства живых и царства мёртвых), «бог знает», «не верит в бога», «к чёрту», «бог знает как», «чёрт меня знает», «ей-богу», «бог весть». | Вопросы и задания к 10 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе) 1.Запишите тезис: По городу N ходят слухи о том, что Чичиков скупает мёртвые души, хочет увезти губернаторскую дочку. Жители города рассуждают, кто же он такой – Чичиков: делатель ли фальшивых государственных ассигнаций? Наполеон? переодетый разбойник? капитан Копейкин? или антихрист? В этих рассуждениях из уст почтмейстера мы узнаём историю капитана Копейкина. Оказывается, что к защитнику Отечества, потерявшему в войне руку и ногу, но одержавшему победу в войне с наполеоновской армией, чиновники не проявляют никакого участия, понимания (приведите примеры невнимания чиновников) 2. Запишите тезис: История о капитане Копейкине построена на контрасте, противопоставлении, чтобы подчеркнуть всю бесчеловечность сложившейся ситуации
3. Запишите тезис: В приёмную вельможи капитан Копейкин приходит не только за пенсией, но и за пониманием, но не находит их: выдворили капитана Копейкина из столицы ни с чем. Где же ему – инвалиду Отечественной войны было искать правды? Вот он и становится атаманом разбойников. Вся история капитана Копейкина говорит, кричит о том, что нет более важного государственного дела, чем внимание к защитнику Отечества, инвалиду, пострадавшему за победу в войне. 4. Запишите тезис: Близость великой войны и великих событий ещё более усиливает пародийность происходящего в городе N. Жители города решают, что Чичиков – Наполеон, бежавший с острова Св.Елены. Это сравнение не случайно. Автор акцентирует наше внимание на жизненной философии Наполеона с его честолюбием, где нет места добрым движениям души, но важны амбиции. Честолюбие и амбиции движут и Чичиковым в его жизни – такая цель ведёт к погибели души. И вот уже ведётся речь об антихристе, апокалиптических цифрах (здесь веет уже мыслью о погибели человечества) (выпишите слова об этом из рассуждений чиновников) 5. Запишите тезис: Все эти толки приводят к смерти прокурора, и оказывается, что в мёртвом прокуроре есть душа, что было незаметно при его жизни: это был какой-то манекен, кукла с заводным механизмом, моргающая одним глазом. И совсем по-иному, в ином масштабе осмысливается жизнь его: «Зачем он умер?», «Зачем он жил?» (выпишите слова о том, что у прокурора была душа). 6. Запишите тезис: Люди запутались в этой жизни: малозначительное считают очень важным, важного не замечают. В авторском отступлении Н.В.Гоголь жизненный путь сравнивает с дорогой, где правильное понимание жизни названо дорогой, освещённой солнцем, но которую не видят люди, а упорно в глухой темноте заблуждаются, сбиваясь с пути (выпишите пять предложений авторского отступления). 7. Запишите тезис: Предостерегающим фоном звучит тема Вечности в речевых оборотах героев и самого автора: «бог знает», «всякий будет святой», «можно ли … устоять против чёрта», «чёрт знает что такое!», «чёрт его знает», «чёртовство такое», «чёрт возьми», «эдаким чёртом», «привязался сбоку неотвязчивый чёрт», «полетел так, … что и чёрт тебя не отыщет», «души уж нет», «раба божия», «канули в реку забвения… эдакую Лету» (Лета – река протекающая на границе царства живых и царства мёртвых), «бог знает», «не верит в бога», «к чёрту», «бог знает как», «чёрт меня знает», «ей-богу», «бог весть». |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Здесь представлен текст контрольной работы по поэме Гоголя "Мёртвые души" для 9 класса общеобразовательной школы. В работе представлены как тестовые задания, так и задания на восприятие и осмысление т...
Самостоятельная работа по поэме "Мертвые души"
Самостоятельная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" в двух вариантах....
Контрольная работа по поэме Гоголя "Мертвые души"
2 варианта работы, среди вопросов как тестовые, так и требующие развернутого ответа...
Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 1-3
Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...
Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Главы 4-7
Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь вн...
Разработка сценария урока по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления с применением технологических карт для учащихся (9 класс)...
Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Д...