Сборник вопросов к программным произведениям по литературе.
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)
Методическое пособие для учителей литературы. Сборник вопросов по нескольким программным произведениям Гоголя, Булгакова, Бунина, Замятина за курс основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_voprsov_po_literature.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ершалаимские главы. Интерпретация библейского сюжета. Философско-этическая проблематика романа.
Вопросы к уроку.
- Сопоставьте содержание ершалаимских глав с библейским первоисточником. Отличается ли Иешуа от Иисуса или это один и тот же человек? Найдите сходство, различия.
- Кто главный герой в этих главах: Иешуа или Понтий Пилат? Почему?
- Анализ 2- ой главы. Вопросы:
- Как раскрывает характер Пилата его портрет?
- Как ведёт себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему?
- Почему Пилат задаёт вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату?
- Каково главное убеждение Иешуа?
- Что думает Понтий Пилат о виновности Иешуа после его признаний?
- Когда и почему меняется отношене прокуратора к бродячему философу? Какую роль в этой сцене играет видение головы кесаря? Перед какой нравственной проблемой ставит Пилата Булгаков в романе, сопоставляя лица Иешуа и Тиберия?
- Почему прокуратор думает о своей гибели?
- Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?
- Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?
- Как он ведёт себя, когда казнь уже предотвратить невозможно?
- Как входит в повествование тема бессмертия?
- Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным пороком?
- Что переживает Пилат после смерти Иешуа? (сон Пилата в гл. 26)
- Какое наказание уготовано Понтию Пилату? ( гл. 31)
- Сопоставьте портреты Пилата в гл. 2 и гл. 31. Как воспринимает герой своё бессмертие?
- Как звучит тема бессмертия в других главах? (бессмертие Достоевского – гл. 28, Пушкина и Дантеса – гл. 6)
- Дайте ответ на проблемный вопрос: что делает Пилата основным героем в булгаковскоЙ интерпретации библейского сюжета?
- Анализ главы 1. Вопросы:
- Где происходит завязка темы Христа?
- На чём и почему настаивает Берлиоз?
- Как опровергает Воланд позицию Берлиоза?
- В чём символичный смысл гибели Берлиоза?
- Когда и почему в романе вновь появится голова Берлиоза?
- Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере»? (Это слова Христа из Библии)
- Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?
Общий проблемный вопрос для всего романа: как и зачем соединил Булгаков библейское предание, историю двух влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены?
Вопросы к семинару по роману Е. Замятина «Мы»
- Как Вы понимаете слово «утопия»? Почему роман называется антиутопией?
- Какие эпизоды романа Вас особенно взволновали? Почему?
- В какие минуты жизни герой чувствует себя особенно счастливым?
- Какое воплощение получила в Едином Государстве идея всеобщего равенства? Как устроено Единое Государство?
- В чём смысл названия романа? Что вкладывают в понятие «мы» пролетарские поэты, герой-повествователь и сам автор романа?
- Какие меры предприняло Единое Государство, чтобы сделать своих граждан «счастливыми»?
- Найдите эпизоды, в которых определена цена человеческой жизни в Едином Государстве.
- Какова роль Зелёной Стены, Часовой Скрижали и Единой Государственной Науки в формировании сознания граждан Единого Государства?
- Как строится в Едином Государстве система подавления инакомыслия? Можно ли Единое Государство назвать тоталитарным?
- Сделайте наблюдения над особенностями сознания главного героя в начале и в конце романа.
- Какова роль оксюморонов в романе, найдите их. (Например, в романе Дж. Оруэла «1984» : «Война – это мир, свобода – это рабство»)
- Как деформировались в сознании нумеров традиционные нравственные ценности, приведите примеры из романа.
- Как выстроена в романе система ограничений?
- Докажите, что в начале романа Д-503 – фанатик Единого государства. Что изначально отличает главного героя от остальных нумеров? Почему именно он является героем-повествователем?
- Какую роль играет в жизни героев любовь? Отношение к этому чувству в Едином Государстве? Как изменила героя любовь к I-330 его мироощущение, его видение мира и понимание своего места в нём?
- Как Вы оцениваете финал романа?
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Вопросы к уроку.
- О чём рассказ? Выделите элементы сюжета.
- Какова композиция рассказа?
- Какие элементы изображённого не мотивированы сюжетом, т.е. никак с ним не связаны? Какова их роль в рассказе?
- Образ господина из Сан-Франциско:
- Портрет, социальное положение, возраст, манеры, образ жизни, характер; впечатление, которое он производит?
- Каков маршрут его путешествия? Почему он так подробно описан?
- Каков распорядок дня на корабле? О чём это свидетельствует?
- Как и чем живут другие люди ( на корабле и вне его)?
- Как отнеслись к смерти господина его семья и окружающие?
- Какую роль в раскрытии авторской позиции играют такие детали, как описание вечернего костюма господина, его запонка удар второго гонга; используется сон как деталь?
- Почему Бунин не дал господину имени?
- Расскажите о его семье и вашем впечатлении от его жены и дочери.
5. Какова роль пейзажей в рассказе?
6. Как автор показывает, что сложившийся миропорядок скоро рухнет?
7. Подумайте над особенностями цветовой, звуковой и ритмической организацией рассказа.
8. Найдите образы- символы в рассказе, определите их роль.
9. Какова пространственно- временная организация рассказа?
10. К каким философским выводам можно прийти, прочитав этот рассказ?
Н.В.Гоголь «Портрет». Проблема истинного и ложного искусства в повести
1.Каким изображён художник Чартков в начале повести? Что Гоголь говорит о его таланте художника? Что он рисует и как?
2.О чём его предупреждал профессор? Есть ли в начале повествования признаки того, что он может превратиться в модного художника, что равносильно утрате таланта, превращению героя в ремесленника в искусстве?
3.Можно ли сказать, что в начале повести он находится в жизненном тупике? Перед каким нравственным выбором он находится?
4.Какова, по Гоголю, суть настоящего искусства? Почему портрет старика, написанный истинным художником, произвёл неприятное впечатление на Чарткова и даже вызвал у него страх? О чём свидетельствует такая деталь, как глаза ростовщика, как она помогает понять авторскую позицию по проблеме истинного искусства и ложного?
5.Влияние денег, найденных Чартковым в портрете, на его характер, поступки?
5. Роль фантастики в повести? Зачем введён в произведение образ дьявола, и символом чего в повести он является?
6.Проследите по тексту, как постепенно исчезает художник Чартков, не лишённый таланта, а появляется бездарный ремесленник? Образ жизни модного художника Чарткова.
7.Как соотносятся в повести понятия успешности в обществе и истинный талант. Кто в произведении образец настоящего художника? Каковы пути достижения славы настоящего художника, на какие жертвы он должен быть готов пойти ради поставленной цели?
8.Чем заканчивается нравственная деградация художника Чарткова?
9.Почему во 2-ой части повести снова появляется портрет страшного ростовщика? Почему есть много желающих его приобрести? И, наконец, почему портрет исчезает? Что хотел донести до читателей подобной развязкой повести Н.В.Гоголь?
10.Можно ли назвать повесть Гоголя «Портрет» сатирической? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест-викторина по программным произведениям "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского
Тест-викторина к разделу "Музыка и изобразительное искусство" для 5-х классов по программным произведениям "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского...
«Путешествуя по карте» Сборник вопросов – заданий для 6 класса
«Карта второй язык географии» - об этом на каждом уроке говорила моя учитель географии. Она учила нас ориентироваться в ней, учила читать и понимать её, находить информацию и правильно ею пользо...
"Программные произведения в искусстве"
4 четверть, 2 урок (7 класс), модуль. ТЕМА УРОКА: Программные произведения в искусстве. Цели урока:Обучающая: сформировать представление о программных произведенияхРазвивающая: на...
работа над созданием художественного образа в программных произведениях младших и средних классов
открытый урок...
сценарный сборник по произведениям русской литературы для учащихся 9-11 классов
Этот материал нужен тем учителям литературы, кто любит театр и у кого есть театральная студия или кружок. Хотя,может быть, именно такая форма и подтолкнет к созданию своего театрального коллекти...
Устная часть ОГЭ. Задание 2. Сборник вопросов
Во втором задании устной части ученику предлагается принять участие в телефонном опросе, где у него есть 40 секунд, чтобы ответить на каждый из 6 вопросов....
статья в сборнике Вопросы социализации. воспитания. образования
Приобщение учащихся к культурным ценностям своего народа...