Урок по теме: Былина Новгородского цикла: «Вольга и Микула Селянинович».
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bylina_novgorodskogo_tsikla_volga_i_mikula_selyaninovich.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Былина Новгородского цикла: «Вольга и Микула Селянинович».
Цели урока:
- образовательные: обеспечить усвоение понятий «былина» и «эпос», художественные средства выразительности;
- развивающие: учить умению осмысленно читать текст, ставить вопросы, сравнивать былины, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умения анализировать произведение; организовать на уроке самостоятельную работу с текстом, развивать речь детей, учить умению формулировать собственное мнение и свою позицию.
- воспитательные: воспитывать интерес к истории Родины, принимать русского богатыря как нравственный образец русского человека.
Оборудование: интерактивная доска, проигрыватель.
1. Актуализация опорных знаний:
а)словарная работа: сказка, былина, эпос, богатыри, сказители-гусляры, гипербола, повторы, инверсия.
-Скажите, пожалуйста, о каком периоде развития литературы пойдет речь у нас на уроке? Что вы можете сказать, услышав эти теоретико-литературные термины? (Все эти термины относятся к фольклору, значит речь на уроке пойдет об этом периоде развития литературы)
-Какой жанр фольклора, из перечисленных терминов, достаточно подробно нами уже изучен? (В 5классе на уроках литературы подробно изучена сказка)
-О каком жанре устного народного творчества пойдет речь у нас сейчас? (Былина)
-К какому роду литературы относятся жанры сказки и былины? (Эпос)
-Каковы цели нашего урока, что мы должны вспомнить, что узнать? ( Мы должны вспомнить, что называется фольклором, его жанры, время создания произведений, исторические процессы. Узнать, что такое былина ,ее жанрово-стилистические особенности)
б) сообщение учеников о героях былинного эпоса и истории написания былин, основных темах этого жанра, сопровождаемое презентацией (совместным проектом группы учащихся), дополняющее статью учебника (5 мин.).
Вывод: былина – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
На севере былины назывались стбрины, стбринки. (Запись в тетрадь).
Дома вы составляли таблицу, в которой должны были указать сходство и различие былин и сказок.
Сказка | Былина |
Сходство: 1.Существовали в устной форме 2.Существуют с древних времён | |
1.Прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера | 1.Описание подвигов богатырей |
2.Главная черта – вымысел | 2.Ей не свойственна точная передача исторических фактов, но у герое есть протопипы |
3.В прозе. Художественные особенности: постоянные эпитеты, повторы, сказочные зачин и концовка | 3.Песенно-стихотворная форма. Художественные особенности:гиперболизация,повторы,сравнения уменьшительные и увеличительные суффиксы, инверсии, удлиненные окончания прилагательных. Былинные зачин и концовка |
4.Их «рассказывали» | 4.Их «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей |
Используя таблицу, которую вы составляли дома, попробуйте доказать, что произведение, которое вы сейчас прослушаете, - былина.
2. Критическое чтение и слушание былины «Вольга и Микула Селянинович», сопровождаемые презентацией (Приложение1) и словом учителя.
-О чем произведение? (О встрече князя Вольги и пахаря Микулы Селяниновича)
Словарная работа:
- Объясните значение словарная работа с устаревшими словами:
«Гужики»– петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.
«Булатный»– из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью.
«Сафьян»– тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
«Соловый»– о масти лошадей; желтоватый (В сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).
- Есть в произведении герой-богатырь? (Дети безошибочно отвечают, что богатырь – это Микула Селянинович).
- Почему вы решили, что богатырь-это Микула Селянинович, а не Вольга? (Доказательством служат средства выразительности в былине. Работаем с гиперболами, эпитетами, указывающими, что пахарь превосходит мощью и доблестью Вольгу. Микула обладает исключительной силой, что и подтверждается текстом былины).
- Докажите, что прослушанное вами фольклорное произведение – это былина, а, например, не героическая сказка (по стилистическим приемам, по историческим комментариям, географическим названиям, песенно-стихотворной форме, художественным особенностям языка перед нами былина).
Презентация:былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Всеволод Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.
Князь Вольга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча.
3. Продолжение беседы
- Найдите в тексте былины описание пахаря Микулы Селяниновича.
- Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.)
- Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца»).
- Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»?
- Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения?(Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя., поэтизация крестьянского труда).
4. Просмотр иллюстраций к былине К.А. Васильев «Вольга и Микула», сообщение учителя о творческой судьбе художника)
- Каково ваше впечатление от героев, изображенных на картине? Кто на ней изображен? Совпало ли ваше представление с тем, что вы увидели на картине? (Микула Васильева огромен, Вольга рядом с ним почти незаметен, и одет богатырь не как в былине, он стоит в простой рубахе, на переднем плане – руки, большие, крестьянские, натруженные).
- Что хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?
- Здесь есть поэтизация? (Нет. Труд тяжкий. И герой другой, и Вольга не такой, как в былине. Символичен образ Вольги, шлем которого напоминает купол церкви, а красный плащ символизирует власть. Микула Селянинович, крестьянин – богатырь, возвышаясь над князем, символизирует мощь русского труженика, который работает на своей земле, сам ее пашет, потом сеет, а в случае необходимости встанет на ее защиту).
- Найдите те строки в былине, которые воссоздал художник на картине. Зачитайте их. Совпадает ли прочитанное вами с тем, что вы видите на картине? (Все что касается внешности богатыря – нет, у художника нет поэтизации внешности, здесь основной прием-гипербола, перед нами действительно богатырь – гора, связанный со своей землей, вышедший из нее).
- Какие качества богатыря воспевает былина?(Исключительную физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту). Запись в тетради.
5. Рефлексия.
- Что сегодня нового вы узнали на уроке?
- Можно ли назвать Микулу Селяниновича назвать былинным героем, а Вольгу? По каким критериям определяется былинный герой? (Былинный герой отличается исключительными качествами, прославляющими его, он способен совершить то, что другим не под силу, поэтому богатырь в этой былине – Микула Селянинович, а не Вольга, который, несмотря на свое происхождение, исключительными чертами не обладает).
- Помогла ли картина К. Васильева увидеть богатыря?
6. Домашнее задание.
Групповая работа по таблице.
Критерии сравнения | Былина | Картина Васильева |
Как показан крестьянский труд? | ||
Особенности изображения князя Вольги | ||
Особенности изображения Микулы | ||
Символика изображения героев |
Каждая группа получает задание сравнить текст былины и картину К. Васильева:
1 группа: Как показан крестьянский труд?
2 группа: Особенности изображения богатыря и князя.
3 группа: Символика в изображении героя.
Прочитать былину «Садко».
Проблемный вопрос: Докажите, используя материал сегодняшнего урока, что Садко - это былинный герой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович
Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
Конспект урока по литературе "Былина "Вольга и Микула Селянинович"
урок литературы в 7 классе...
Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.
Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Былина "Вольга и Микула Селянинович"
Данный урок нацелен сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины, об эпическом герое, об основных свойствах его характера, об особенностях построения сюжета и обрисовки г...
Презентация по теме: "Понятие о былине. Собиратели былин. «Вольга и Микула Селянинович»
Презентация по литературе для обучающихся 7 классов....
Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.Технологическая карта урока
Технологическая карта урока литературы в 7 классе(учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Тема: Былина «Вольга и Микула Селянинович»...