Конспект урока литературы 10-11 класс
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Парфенова Татьяна Александровна

«Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

В системе уроков литературы в 11 классе: Новейшая русская проза и поэзия ХХ  - начала XXI века
В системе профориентационной работы: специальности гуманитарной сферы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svecha_gorela.pptx853.75 КБ
Файл stsenarnyy_plan_uroka_parfenova_t.a.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Москва слезам не верит» (1980 год, режиссер - А. Меньшов)

Слайд 2

ГИПОТЕЗА: КНИГА/ЛИТЕРАТУРА ИМЕЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СПОСОБСТВУЕТ ЕГО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Слайд 3

МИТИНГ Ми́тинг (англ. meeting — собрание) — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определенных требований либо для выражения солидарности или протеста. Федеральный Закон о митингах № 54-Ф3 от 19 июня 2004 года

Слайд 4

Организовывая митинги или ограничиваясь лишь пассивным участием в них, следует иметь в виду, что это крайне серьёзное мероприятие, проведение которого требует неукоснительного соблюдения законности . Любое отступление от существующих правил неизбежно приводит к массовым беспорядкам и может послужить причиной для привлечения виновных к административной , а в отдельных случаях - и к уголовной ответственности

Слайд 5

РАБОТА В ГРУППАХ – 15 минут

Слайд 6

ПРОВЕДЕНИЕ МИТИНГА

Слайд 7

МАЙК ГЕЛПРИН

Слайд 10

ГОРЕТЬ (словарь С.И. Ожегова) 1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнем. Дерево легко горит. В печи горят дрова. Горит лес (о лесном пожаре). Гори (все) огнем (синим огнем)! (пропади все пропадом; прост.). 2. (1 и 2 л. не употр.). Об огне, свете: быть, излучаться. В печи горит огонь, В окне горит свет. Горит люстра. Лампочка горит. Горящий факел. 3. Быть в жару, в лихорадочном, воспаленном состоянии. Больной весь горит. Рана горит. 4. Краснеть от прилива крови. Щеки горят на морозе. Лицо горит от стыда. Уши горят. 5. (1 и 2 л. не употр.). Сверкать, блестеть. Горит заря. Глаза горят от радости. 6. чем и от чего. Испытывать какое-н. сильное чувство; существовать, проявляться (о таком чувстве). Г. ненавистью. В груди горит любовь. Горят желания в ком-н. Во взгляде горит любовь. Горю нетерпением узнать подробности. Г. от стыда. Г. от любопытства. 7. Отдаваться полностью (какому-н. делу), отдавать все силы на что-н. Г. на работе. 8. (1 и 2 л. не употр.). Преть или гнить, нагреваясь. Сено горит в копнах. 9. (1 и 2 л. не употр.). Быстро изнашиваться, рваться (разг.). Обувь горит на мальчишке. 10. (1 и 2 л. не употр.), перен. Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков (разг.). План горит. Горящая путевка. о* Земля горит под ногами у кого (высок.) - о том, кто находится во враждебном окружении, вынужден всего опасаться. Земля горит под ногами у карателей. Душа горит у кого (разг.) - о состоянии сильного волнения. Не горит (разг.) - нет оснований спешить, торопиться с каким-н. делом. Работа горит (в руках) у кого (разг.) - работа идет хорошо, все ладится. ||сов. сгореть, - рю , - ришь (к 1, 7, 8 и 9 знач.). || сущ. горение, -я, ср. (к 1,2,5,7 и 8 знач.).

Слайд 11

« Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет . » Евангелие от Луки (гл.11, стихи 33 – 36):

Слайд 12

«Литературе быть! Учитель – «профессия дальнего действия»!



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОГО УРОКА

Сценарный план авторского урока (в формате Word или Pdf) должен включать в себя:

Требования к описанию

1.

Тема авторского урока

«Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

2.

Место урока:

в системе уроков;

в системе профориентационной работы

В системе уроков литературы в 11 классе: Новейшая русская проза и поэзия ХХ  - начала XXI века
В системе профориентационной работы: специальности гуманитарной сферы

3.

Профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития)

Педагогика, филология, журналистика

4.

Цель и задачи авторского урока (не более 1000 знаков с пробелами)

Цель урока: посредством изучения рассказа М. Гелприна, работы с художественным текстом и дополнительными материалами подвести  учащихся к  осознанию  роли литературы в их будущем самоопределении.

Задачи урока:

-формирование ценностного отношения к книге, литературе, чтению;

- формирование умений воспринимать,  анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- обучение работе в группе, формирование  умения  действовать с учетом позиции другого,  учитывая  морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества

5.

Ключевые тематические акценты авторского урока (не более 1000 знаков с пробелами)

  1. Роль литературы в самоопределении человека
  2. Роль профессии учителя на фоне развития технического прогресса (работа с понятиями «антиутопия» и «фантастика»)
  3. Обучение правилам поведения митинга, правилам публичного выступления.

6.

 Используемые приемы, методы, образовательные технологии

Поле для заполнения:

Тренинговые технологии: технология «Дебаты»

Технологии на основе эффективности управления и организации процесса обучения: технология групповой деятельности (модель «Групповая работа в классе», модель коллективного творческого решения проблем);

Альтернативные технологии: «Кейс»

АМО (активные методы обучения)

Используются методы литературного творчества, претворения литературного произведения в других  видах искусства и их приемы.

7.

Формирование образовательной среды урока (средства, инструменты,  

информационные и методические материалы, инфраструктура,

система управления, способы коммуникации)

Деятельность учителя направлена на достижение необходимых образовательных результатов. Этому подчинен каждый этап урока. Урок имеет четкую структуру:
1. Вхождение в тему. Целеполагание, которое является ключевой компетентностью ученика, и от нее зависят не только учебные, но и жизненные результаты человека.
2. Стадия вызова. Работа по созданию ситуации успеха начинается с первых минут этапа вхождения в тему урока и создания условий для осознанного восприятия нового материала. Вхождение в тему сопровождается созданием проблемной ситуации.
3. Практикум. При разработке урока учитывается, что ученикам предстоит готовиться к итоговой аттестации. Поэтому использованы элементы подготовки к сочинению в формате ЕГЭ: определение проблемы текста, авторской позиции, поиск аргументов, выражение собственного мнения о проблеме.
4. Проверка результатов. Коррекция.
5. Подведение итогов. Рефлексия. Рефлексивные задания направлены на осознание учеником своих чувств, эмоций, ценностных ориентиров, способов достижений значимых результатов.
Урок направлен на создание современной информационно-образовательной среды с учетом личностно ориентированного подхода, способствует вовлечению каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием. В современной методологии уже накоплен большой опыт проведения различных обучающих, развивающих игр, среди которых особое место занимают ролевые игры. Ролевая игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий.
Оборудование урока:
1. Компьютер с медиапроектором для показа презентации
2. Листы ватмана, маркеры для изготовления лозунгов
3. Раздаточный материал для работы групп, заранее разложенный на столах
4. Карточки для распределения детей по группам
5. Столы для групп: 3 стола за которые рассаживаются обучающие, 1 стол пустой.

8.

Развитие ключевых компетенций учащихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.)

  1. Регулятивные УУД: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, Принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регулирование всего процесса их выполнения и четкое выполнение требований познавательной задачи
  2.  Коммуникативные УУД: Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, обучение действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, работа в группе, ориентирование на морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества
  3. Познавательные УУД: Осуществление поиска и выделения необходимой информации, Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме, извлечение необходимой информаций из прочитанных текстов различных жанров, анализ текста по образцу.

9.

Предполагаемые результаты

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с

учетом устойчивых познавательных интересов

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Предметные: формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

10.

Содержательная часть (подробное описание урока, не более 6000 знаков с пробелами)

Урок построен в форме ролевой игры «Митинг».
На организационном этапе класс произвольным образом делится на группы, которым предлагается изучить предоставленные материалы (кейс-технология) и сделать по ним соответствующие выводы, выразив их в форме речи-выступления на митинге. Стадия вызова проводится с использованием проблемной ситуации. Демонстрируется видеофрагмент (отрывок из к/ф «Москва слезам не верит»).
На этапе целеполагания формулируется гипотеза (Пример: «Литература/чтение/книга имеет влияние на формирование личности человека, способствует его самоопределению»). Участники групп получают отрывок художественного текста (рассказ М. Гелприна «Свеча горела»), правила проведения и организации митинга, правила написания и произнесения речи, дополнительные материалы, нацеливающие на определенную позицию группы (формирование лозунга). Идет процесс создания текста-рассуждения с опорой на собственное мнение. Время на выполнение задания регламентировано.
После самостоятельной работы групп (при необходимости учитель оказывает помощь, корректирует процесс) лидерам предоставляется время для выступления, которое также регламентировано.
После выступления всех участников делается вывод о том, что группы работали с одним текстом, поделенным на смысловые части. Восстанавливается хронология событий рассказа, делается вывод, что он не окончен. Учитель читает окончание рассказа, с частями которого работали группы.
В ходе беседы выявляется позиция автора, которая является альтернативным мнением на митинге.
Дети знакомятся с автором рассказа, анализируют смысловые части уже с позиции автора. Выявляется смысл заглавия рассказа. Формируется новое понимание отрывка, с которым работала каждая группа.
Следующий этап урока – возвращение к гипотезе. Вывод о том, что гипотеза подтвердилась. На этапе рефлексии детям предлагается занять место в группе, которая наиболее точно отражает их собственное мнение о проблеме, т.к. в начале урока обучающиеся были рассажены произвольно и, возможно, вынуждены были защищать ту точку зрения, которая не отражает их собственное мнение.
Затем ребятам предлагается продолжить список литературных произведений, которые герой рассказа считает национальным достоянием обязательным не только к прочтению, но и к передаче потомкам.
В конце урока учитель произносит заключительную речь в формате «40 секунд красноречия».
(Более подробное описание урока возможно только в форме конспекта-сценария.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

Конспект урока литературы в 9 классе: «Литература и ее роль в духовной жизни человека»

Автор УМК: «Литература». 9 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.Уровень обучения: базовыйТема урока: Введение. «...

Конспект урока литературы в 9 классе "Литература в Древней Руси".

Учебный предмет: литература Класс: 9 Автор УМК: «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г. Уровень обучен...